Русский язык. Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.
методическая разработка по русскому языку на тему

Иванова Юлия Сергеевна

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «Русский язык» предназначены для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2016_mu_sr_russkiy_yazyk.docx93.9 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Техникум «Приморский»

РУССКИЙ ЯЗЫК

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

Санкт-Петербург

2016

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы предназначены для студентов СПб ГБПОУ «Техникум «Приморский», осваивающих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования по профессиям:

15.01.17 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию;

24.01.01 Слесарь-сборщик авиационной техники;

23.01.03 Автомеханик;

09.01.63 Мастер по обработке цифровой информации.

Методические указания разработаны с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования.

 

Составители:

- Иванова Ю.С., преподаватель русского языка и литературы СПб ГБПОУ «Техникум «Приморский»;

- Мурзина Н.И.,  преподаватель русского языка и литературы СПб ГБПОУ «Техникум «Приморский».

Рассмотрены и рекомендованы на заседании методического объединения общеобразовательных дисциплин.

Протокол № 9 от  18 мая 2016г.

Рассмотрены и приняты на заседании Методического совета.

Протокол № 4 от  21 июня 2016г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 

4

ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

5

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

6

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее общий объем по учебной дисциплине определяется учебным планом.

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «Русский язык» предназначены для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих следующих профессий:

15.01.17 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию;

24.01.01 Слесарь-сборщик авиационной техники;

23.01.03 Автомеханик;

09.01.63 Мастер по обработке цифровой информации

В процессе изучения дисциплины предусмотрена внеаудиторная самостоятельная работа, включающая:

  • чтение текста первоисточника;
  • чтение дополнительной литературы;
  • подготовка сообщений;
  • составление плана текста;
  • составление схем, таблиц, алгоритмов;
  • конспектирование текста;
  • работа со словарями и справочниками;
  • анализ текста;
  • выполнение упражнений и тестовых заданий;
  • разработка тестовых заданий.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  • Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Дидактические материалы: учеб. пособие  для студентов учреждений сред. проф. образования. — М., 2011.

Дополнительная:

  • Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
  • Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
  • Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
  • Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
  • Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
  • Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014.

Словари

  • Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003.
  • Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.
  • Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова / под ред. В.В.Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.
  • Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
  • Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2005.
  • Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
  • Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И.Скворцова. — М., 2006.
  • Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь русского языка. — М., 2011.
  • Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2005. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. — М., 2006.
  • Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост. В. В. Бурцева. — М., 2006.

ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Наименование разделов и тем

Вид учебной работы

Объем часов

Введение

Самостоятельная работа

2

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи

Тема 1.1. Язык и речь.

Самостоятельная работа

2

Тема 1.2. Функциональные стили речи

Самостоятельная работа

2

Тема 1.3. Текст как произведение речи

Самостоятельная работа

2

ВСЕГО ЗА 1 СЕМЕСТР: 8 часов.

Раздел 2. Лексика и фразеология

Тема 2.1. Слово в лексической системе языка

Самостоятельная работа

2

Тема 2.2. Лексика и лексические нормы

Самостоятельная работа

2

Тема 2.3. Фразеологизмы

Самостоятельная работа

2

Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Тема 3.1. Фонетика, орфоэпия, графика

Самостоятельная работа

2

Тема 3.2. Орфография

Самостоятельная работа

3

Раздел 4. Морфемика,  словообразование, орфография

Тема 4.2. Способы словообразования

Самостоятельная работа

1

Тема 4.3. Употребление приставок и суффиксов

Самостоятельная работа

2

ВСЕГО ЗА 2 СЕМЕСТР: 14  часов.

Раздел 5. Морфология и орфография

Тема 5.2. Имя существительное

Самостоятельная работа

2

Тема 5.3. Имя прилагательное

Самостоятельная работа

2

Тема 5.4. Имя числительное

Самостоятельная работа

1

Тема 5.5. Местоимение

Самостоятельная работа

2

Тема 5.6. Глагол

Самостоятельная работа

2

ВСЕГО ЗА 3 СЕМЕСТР: 9  часов.

Тема 5.7. Причастие

Самостоятельная работа

1

Тема 5.8. Деепричастие

Самостоятельная работа

2

Тема 5.9. Наречие. Слова категории состояния

Самостоятельная работа

1

Тема 5.10. Служебные части речи

Самостоятельная работа

2

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

Тема 6.1. Основные единицы синтаксиса

Самостоятельная работа

2

Тема 6.2. Словосочетание

Самостоятельная работа

2

Тема 6.3. Простое предложение

Самостоятельная работа

2

Тема 6.4. Второстепенные члены предложения

Самостоятельная работа

2

Тема 6.5. Односоставные и неполные предложения

Самостоятельная работа

2

Тема 6.6. Осложнённое простое предложение

Самостоятельная работа

2

Тема 6.7. Вводные слова и предложения. Обращение

Самостоятельная работа

2

Тема 6.8. Способы передачи чужой речи

Самостоятельная работа

2

Тема 6.9. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение

Самостоятельная работа

2

Тема 6.10. Сложноподчинённое предложение

Самостоятельная работа

2

Тема 6.11. Бессоюзное сложное предложение

Самостоятельная работа

2

ВСЕГО ЗА 4 СЕМЕСТР: 28 часов

ВСЕГО ЗА 1-2 КУРСЫ: 59 часов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Введение

Тема: Язык как средство общения и форма существования национальной культуры

Доклады по темам «Русский язык среди других языков мира», «Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка», «А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка», «Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков».

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите предложенную литературу;
  • напишите  доклад по одной из тем, пользуясь алгоритмом.

Алгоритм написания доклада:

- ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;

- выделите информационно значимые места в тексте;

- составьте план доклада;

- выделите в тексте положения в соответствии с составленным планом;

- обобщите материал и сформулируйте общие выводы.

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.

Тема 1.1. Язык и речь.

Доклады по темам: «Разговорный стиль языка», «Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом».

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите предложенную литературу;
  • напишите  доклад по одной из тем, пользуясь алгоритмом.

Алгоритм написания доклада:

- ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;

- выделите информационно значимые места в тексте;

- составьте план доклада;

- выделите в тексте положения в соответствии с составленным планом;

- обобщите материал и сформулируйте общие выводы.

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.

Тема 1.2. Функциональные стили речи.

Подбор текстов разных стилей с доказательством их принадлежности к тому или иному стилю. Доклады по темам: «Язык и культура», «Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи», «Виды делового общения, их языковые особенности», «СМИ и культура речи».

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите предложенную литературу;
  • подберите текст (выберите из предложенных) и определите, к какому функциональному стилю принадлежит подобранный (выбранный) текст. Ответ аргументируйте (найдите признаки стиля речи в тексте и укажите их на уровне стилистических, лексических, морфологических и синтаксических средств).

1) Человек должен быть интеллигентен. А если его профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго: да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго.  

2)  К нашему большому сожалению, мы должны сообщить Вам, что партия лакокрасочных материалов, отгруженных Вами на судне "Ленинград" по контракту 27-005/40289, не соответствует по качеству нашим спецификациям, на основании которых был заключен контракт.

Согласно параграфу №.... в договоре, мы имеем право отказаться от приемки этой партии товара. Однако, принимая во внимание наши длительные деловые отношения и то обстоятельство, что предыдущие поставки лакокрасочных материалов в счет данного контракта были произведены в соответствии с условиями договора и надлежащего качества, мы согласны принять эту партию товара, если Вы предоставите нам скидку в 10%.

3) У ворот бабка Маланья повстречала соседку и стала громко рассказывать:

- Зовет Павел-то в Москву погостить. Прямо не знаю, что делать. Прямо ума не приложу.

"Приезжай, - говорит,- мама, шибко я по тебе соскучился".

Соседка что-то отвечала. Шурка не слышал что, а бабка ей громко:

- Оно, знамо дело, можно бы. Внучат ни разу не видела еще, только на карточке. Да шибко уж страшно...

Около них остановились еще две бабы, потом еще одна подошла, потом еще... Скоро вокруг бабки Маланьи собралось изрядно народа, и она снова и снова начинала рассказывать:

- Зовет Павел-то к себе, в Москву. Прямо не знаю, что делать...

Видно было, что все ей советуют ехать.

         4) ...Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, - с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св.Лаврентия. А "осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик". Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: "Много тенетника на бабье лето - осень ядреная"... Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправить их в город, - непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге.

5) Функциональные стили как системы речевых средств отличаются, прежде всего,  тем, что эти средства обладают необходимым качеством - функциональной целесообразностью употребления. Эти специфические для каждого стиля средства определяются условиями, целями и задачами конкретного общения, т.е. экстралингвистическими факторами, и не разрушают единой системы общелитературного языка, который является нейтральной основой разных стилей. Специфические функциональные речевые средства и нейтральные общелитературные находятся в постоянном взаимодействии. Их соотношение между стилями и в пределах каждого функционального стиля изменчиво: общелитературные средства могут обособляться и закрепляться за определенной сферой общения, и, наоборот, специфические средства - переходить в разряд нейтральных.

6) Реклама работает на подсознательном уровне, обращается к иррациональному в природе человека. Ее влияние и глубже и сильнее, чем мы думаем, потешаясь над каким-нибудь слабоумным персонажем вроде пропагандиста бытовой техники. Кого и в чем может убедить этот шут гороховый? Оказалось - нас. Но не в том, что его товары дешевле и лучше, а совсем в другом - в преимуществе нового образа жизни.

От рекламы не требуется реализма. Задавая высокие нравственные стандарты, она порождает особое позитивное мышление. Задача рекламы состоит в том, чтобы потребитель подсознательно стремился отождествить себя с героем "коммершелз". Тогда он купит сковородку не для того, чтобы жарить яичницу, а для того, чтобы стать участником идеальной экранной жизни.

  • изучите предложенную литературу;
  • напишите  доклад по одной из тем, пользуясь алгоритмом.

Алгоритм написания доклада:

- ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;

- выделите информационно значимые места в тексте;

- составьте план доклада;

- выделите в тексте положения в соответствии с составленным планом;

- обобщите материал и сформулируйте общие выводы.

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.

Тема 1.3. Текст как произведение речи.

Доклады по темам: «Средства и виды связи предложений в тексте», «План», «Тезисы», «Конспект».

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите предложенную литературу;
  • напишите  доклад по одной из тем, пользуясь алгоритмом.

Алгоритм написания доклада:

- ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;

- выделите информационно значимые места в тексте;

- составьте план доклада;

- выделите в тексте положения в соответствии с составленным планом;

- обобщите материал и сформулируйте общие выводы.

Раздел 2. Лексика и фразеология.

Тема 2.1. Слово в лексической системе языка.

Доклады по темам: «Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы», «Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы», «Антонимы и их роль в речи», «Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи», «В. И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка»

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите предложенную литературу;
  • напишите  доклад по одной из тем, пользуясь алгоритмом.

Алгоритм написания доклада:

- ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;

- выделите информационно значимые места в тексте;

- составьте план доклада;

- выделите в тексте положения в соответствии с составленным планом;

- обобщите материал и сформулируйте общие выводы.

Раздел 2. Лексика и фразеология.

Тема 2.2.  Лексика и лексические нормы.

Составление словарной статьи о слове, называющем какой-либо предмет по вашей отрасли. Доклад «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения», «Молодежный сленг и жаргон».

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

Словарная статья

  • изучите предложенную литературу по теме;
  • напишите  доклад по одной из тем, пользуясь алгоритмом.

Алгоритм написания словарной статьи:

- информация о слове: правописание слова с точки зрения его орфографии, произношения (наличие ударения).

- информация о грамматических категориях: часть речи, род, вид и т.п. (постоянные и непостоянные морфологические признаки).

- информация о лексическом значении слова, при наличии – нескольких значений слов: толкование каждого лексического значения в отдельности. Обязательно наличие вида значения: переносное, терминологическое (специальное), фразеологическое.

- иллюстративный материал: словосочетания, которые дополняют характеристику смысловых особенностей слова, раскрывают сферу употребления.

Доклад

  • изучите предложенную литературу;
  • напишите  доклад по теме, пользуясь алгоритмом.

Алгоритм написания доклада:

- ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;

- выделите информационно значимые места в тексте;

- составьте план доклада;

- выделите в тексте положения в соответствии с составленным планом;

- обобщите материал и сформулируйте общие выводы.

Раздел 2. Лексика и фразеология.

Тема 2.3.  Фразеологизмы.

Составление предложений с использованием фразеологизмов.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • используя дополнительную литературу, составьте предложения, используя фразеологизмы (материал для справок) (возможно предоставление работы в печатном варианте)

Материал для справок: отложить в долгий ящик, яблоко раздора, зарубить на носу, работать спустя рукава, игра не стоит свеч, деньги не пахнут, после дождичка в четверг, витать в облаках, из мухи делать слона, не седьмом небе.

Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Тема 3.1. Фонетика, орфоэпия, графика.

Доклады по темам: «Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация», «Русское письмо и его эволюция».

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите предложенную литературу;
  • напишите  доклад по одной из тем, пользуясь алгоритмом.

Алгоритм написания доклада:

- ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;

- выделите информационно значимые места в тексте;

- составьте план доклада;

- выделите в тексте положения в соответствии с составленным планом;

- обобщите материал и сформулируйте общие выводы.

Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Тема 3.2. Орфография.

Изучение литературы по теме; создание алгоритмов по теме.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите предложенную литературу;
  • представьте теоретический материал по темам в форме алгоритма (темы: «Правописание безударных гласных», «Правописание сомнительных и непроизносимых согласных», «Правописание Ь и Ъ», «Правописание приставок РАЗ- и РАС-»).

Пример составления алгоритма по теме «Правописание приставок раз- (роз-), рас-, (рос-)

Наличие ударения

да                         нет

                                                            О                             А

                                                         розыгрыш            рассказ

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.

Тема 4.2. Способы словообразования.

Доклады по темам: «Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке», «Исторические изменения в структуре слова».

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите предложенную литературу;
  • напишите  доклад по одной из тем, пользуясь алгоритмом.

Алгоритм написания доклада:

- ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;

- выделите информационно значимые места в тексте;

- составьте план доклада;

- выделите в тексте положения в соответствии с составленным планом;

- обобщите материал и сформулируйте общие выводы.

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.

Тема 4.3. Употребление суффиксов и приставок.

Изучение литературы по теме, создание таблицы «Способы образования слов в русском языке»

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите литературу по теме «Способы словообразования слов в русском языке»;
  • заполните предложенную таблицу

Способы словообразования

Примеры (3-4)

Раздел 5. Морфология и орфография.

Тема 5.2.  Имя существительное.

Запись слов и предложений на заданные орфограммы; работа с учебником по теме.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите литературу по теме «Имя существительное»;
  • познакомьтесь с предложенным перечнем орфограмм;
  • подберите предложение(-я), в котором(-ых) обозначьте предложенные орфограммы.

Орфограммы:

1. "Правописание НЕ с существительными"

2. "Ь после шипящих на конце существительных"

3. "Правописание падежных окончаний существительных"

4. "Правописание суффиксов -чик- и -щик-, -ик- и -ек-"

5. "Правописание суффиксов -ец- и -иц-"

6. "Правописание О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных"

7. "Буква Е в суффиксе -ен- существительных на -мя"

8. "Правописание сложных существительных"

Раздел 5. Морфология и орфография.

Тема 5.3.  Имя прилагательное

Запись слов и предложений на заданные орфограммы; работа с учебником по теме.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите литературу по теме «Имя прилагательное»;
  • познакомьтесь с предложенным перечнем орфограмм;
  • подберите предложение(-я), в котором(-ых) обозначьте предложенные орфограммы.

Орфограммы:

1. "Правописание НЕ с прилагательными"

2. "Ь после шипящих на конце кратких прилагательных"

3. "Правописание падежных окончаний прилагательных"

4. "Правописание суффиксов -ов- и -ев- в прилагательных"

5. "Правописание Н и НН в прилагательных"

6. "Правописание суффиксов -к- и -ск- в прилагательных"

7. "Правописание О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных"

8. "Правописание сложных прилагательных"

Раздел 5. Морфология и орфография.

Тема 5.4.  Имя числительное.

Письмо текста с заменой  цифр словами в нужной падежной форме.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите литературу по теме «Склонение числительных»;
  • запишите словосочетания, заменяя числовую запись буквенной.

Вытянул 500-й номер, около 600 километров пути, поезд с 278 экскурсантами, высота равна 2159 метрам, свыше 770 гектаров, не найти 11, речь идёт о 476 рублях, 90 (дневный) переход, 550 (тысячный) житель, 375 (квартирный) дом, 257 год, 285 (миллионный) народ, 900 (метровая) высота, длиной в 3750 километров, ¾ территории, ½  тонны, 21 ¾ миллиона рублей.

Раздел 5. Морфология и орфография.

Тема 5.5.  Местоимение.

Правописание местоимений.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите литературу по теме;
  • выполните задание 1:
  • сформулируйте условия употребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с вставкой н и без нее;
  • запишите местоимения с данными предлогами:

Без, в, для, до, за, из, к, на, при, про, возле, впереди, мимо, внутри, вне (его, него, ее, нее); вопреки, наперекор, согласно, вслед, навстречу, подобно, соответственно, благодаря (ему, нему); за исключением, насчет, по поводу (его, него).

  • выполните задание 2:
  • спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки:

1) Я окликнул хозяев – (н...)кто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там (н...)кого не было. 2) Долго не находил я (н...)какой дичи. 3) Я (н...)чего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне (н...)(на)кого пенять – сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он (н...)(с)кем не мог. 6.) Оба они (н...)(к)чему не имели особой страсти или привязанности. 7) (Н...)(в)какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища. 8) Дела Чертопханова вовсе под гору пошли. Охотиться стало (н...)(на)что, последние денежки перевелись, последние людишки поразбежались. Одиночество для Пантелея Еремеевича наступило совершенное; (н...)(с)кем было слово перемолвить, не то что душу отвести.

Раздел 5. Морфология и орфография.

Тема 5.6.  Глагол

Сочинение-рассуждение малого объема о роли глагола в речи с опорой на высказывания известных писателей о глаголе, слове, русском языке.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите литературу по теме «Глагол»;
  • подберите высказывания известных писателей и поэтов, критиков о глаголе, слове, русском языке (например: «Слово – великое оружие жизни» (В.О. Ключевский); «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе» (А.Н. Толстой); «Глагол – самая живая часть речи… Назначение глагола – выражать само действие» (А. К. Югов)
  • напишите сочинение-рассуждение о роли глагола в речи, используя подобранные цитаты.

Раздел 5. Морфология и орфография.

Тема 5.7.  Причастие

Таблица «Правописание Н и НН в суффиксах причастий»; работа с учебником по теме.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите литературу по теме «Правописание суффиксов причастий»;
  • заполните таблицу

Н

НН

условия

примеры

условия

примеры

Раздел 5. Морфология и орфография.

Тема 5.8.  Деепричастие.

Письменная работа по теме; работа с учебником по теме.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите литературу по теме «Построение предложений с деепричастным оборотом»;
  • выполните задание: подберите правильное продолжение предложения, запишите получившийся вариант.

Анализируя поэму Пушкина «Полтава»,

1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.

2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.

3) современники упрекали поэта в злоупотреблении «бурлацкими» выражениями.

4) она была принята критиками без восторга.

Начиная работу с текстом,

1) у нас завязался спор.

2) постарайтесь внимательно прочитать его.

3) мной был неверно определен размер.

4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.

Выстроившись в колонны,

1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.

2) длина их может достигать 100-200 метров.

3) кочевые муравьи отправляются в двух-трехнедельный поход.

4) начинается двух-трехнедельный поход муравьев.

Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы.

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна.

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Составляя предложение,

1) мне было сделано замечание.
2) обдумывается его структура.
3) учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов.
4) должен учитываться стиль речи.

Увидев красный сигнал светофора,

1) водитель затормозил.
2) автомобиль остановился.
3) машина была остановлена.
4) движение на дороге прекратилось.

Изменив свой облик,

1) у Марины появится возможность обрести интересную жизнь.
2) ваши возможности станут безграничными.
3) подчёркивается индивидуальность стиля.
4) можно открыть в себе новые способности.

Прочитав пьесу Вампилова,

1)многое для меня осталось непонятым.
2) передо мной возникли образы персонажей.
3) мне захотелось посмотреть её постановку в театре.
4) я решил ближе познакомиться с творчеством этого драматурга.

Разбивая виноградники,

1) крестьяне учитывали рельеф местности.
2) большое значение имеют географические факторы.
3) учитывается состав почвы.
4) торговцами определялись потребности в винограде.

Пользуясь фразеологическим словарём,

1) меня поразило богатство языка.
2) сначала читается вступительная статья.
3) объясните значение этого выражения.
4) некоторые примеры вам покажутся знакомыми.

Раздел 5. Морфология и орфография.

Тема 5.9.  Наречие. Слова категории состояния.

Создание таблицы по теме «Слитное, раздельное, дефисное написание наречий»; работа с учебником по теме.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите литературу по теме «Правописание наречий»;
  • заполните таблицу

Слитно

Раздельно

Через дефис

Условия

примеры

условия

примеры

условия

примеры

Раздел 5. Морфология и орфография.

Тема 5.10.  Служебные части речи.

Задания по темам «Правописание предлогов», «Сочинительные и подчинительные союзы», «НЕ с разными частями речи»; подготовка к тестовой работе.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите литературу по теме
  • прочитайте предложения;
  • спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы

1. (Не)смотря на усталость, девушка с удовольствием прошлась по льду. 2. Пожар возникший (в)следстви_ (не)осторожного обращения с огнем ун_чтожил рощицу. 3. Вот уже (в)течени_ двух недель шли непр_рывные дожди. 4. (В)последстви_ рядом со станц_ей постро_ли (железно)дорожный мост. 5. (В)следств_ по делу арестова_ого вм_шались представители обществе_ых орг_низаций. 6. Пл_вец легко плыл, удачно попав (в)течени_ реки. 7. (На)счет зарплаты Игнат спросить опять пост_снялся.                             8. (В)заключени_ (не)счастный капитан заболел лихорадкой не отступавшей (в)течени_ недели. 9. Мысли тр_вожившие меня (не)давали уснуть (не)смотря на усталость. 10. Мне было 25 лет, когда я нач_нал писать что-то (в)роде воспом_наний. 11. (В)следстви_ по делу хищения государстве_ого имущества было включено заключени_ экспертизы.          12. (По)мере надобности он подл_вал воду в к_стрюлю. 13. (Не)смотря в блокнот, он точно набрал номер. 14. Девушка усердно м_лилась, (не)смотря ни направо, ни налево. 15. (В)виду города непр_ятель ост_новился.

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

Тема 6.1.  Основные единицы синтаксиса.

Доклад по темам: « Основные единицы синтаксиса. Виды синтаксических связей», «Русская пунктуация и её назначение».

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите предложенную литературу;
  • напишите  доклад по одной из тем, пользуясь алгоритмом.

Алгоритм написания доклада:

- ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;

- выделите информационно значимые места в тексте;

- составьте план доклада;

- выделите в тексте положения в соответствии с составленным планом;

- обобщите материал и сформулируйте общие выводы.

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

Тема 6.2.  Словосочетание

Исправление ошибок в построении словосочетаний,  запись исправленных словосочетаний.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите литературу по теме «Словосочетание»;
  • исправьте ошибки, связанные с нарушением норм глагольного и именного управления;
  • запишите исправленный вариант.

1. Результаты опыта подтверждают о наших предположениях.

2. Недалеки к истине те политики, которые доказывают о необходимости реформ.

3. Депутаты уделяют внимание на проблемы шахтеров.

4. В очерке журналист описывает о жизни в деревне.

5. Необходимо отметить о том, что погодные условия не способствовали проведению соревнований.

6. В своей речи оратор указал об этих недостатках.

7. Лектор оперировал с точными фактами.

8. За покупки можно оплатить наличными.

9. Согласно распоряжения заведующего отдела срок представления отчета истекает первого июня.

10. Их поддерживала вера в успехе.

11. Вопреки советов врача больной отказался от госпитализации.

12. В газете опубликована рецензия о новом романе.

13. В отзыве на книгу обязательно должны быть указаны ее выходные данные.

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация.

Тема 6.3.  Простое предложение.

Запись предложений и выделение грамматических основ; работа с учебником по теме.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите литературу по теме;
  • выполните задания:

1. Прочитайте предложения. Спишите их, дописывая окончания, согласуя сказуемое с подлежащим. Подчеркните главные члены предложения.

1). Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И. А. Бунина, пройд..т в Ельце, Воронеже, Орле. 2). В группу студентов, направленных на полевую практику, вход..т сорок один человек. 3). Несколько наших старшеклассников принимал.. участие в городской олимпиаде. 4). Ко мне пришли те, кто был.. рядом последние несколько лет. 5). Подавляющее большинство слушателей показал.. на экзаменах глубокие знания. 6). Ряд специалистов направлен.. на заводы Урала, часть инженеров командиру..тся в Сибирь. 7). В памяти всех, кто близко знал.. Платонова, он остался великим жизнелюбом.

2. В каких предложениях допущены ошибки? Спишите, исправляя ошибки. Подчеркните главные члены предложения.

1). Большинство произведений поэта посвящены теме любви. 2). Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. 3). Двадцать человек стояли в стороне. 4). Ряд столов находились посредине большой комнаты. 5). Те, кто не изучили самих себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей. 6). Множество темноватых туч неясно расползлось по небу. 7). Десять учащихся окончило школы с похвальными грамотами по русскому языку.

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

Тема 6.4. Второстепенные члены предложения

Запись текста, подчеркивание главных и второстепенных членов предложения,  определение принадлежности главных и второстепенных членов предложения к той или иной части речи.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите литературу по теме;
  • запишите текст;
  • обозначьте главные и второстепенные члены предложения;
  • определите части речи второстепенных членов предложения.

Жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство, щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и однажды тайно покинул царский двор. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Такова легенда. Рассказывают ее всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать ее в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но ее правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

Тема 6.5.  Односоставные предложения

Определение видов односоставных предложений, выделение в них грамматических основ.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите литературу по теме;
  • запишите предложения;
  • распределите предложения по группам: а) определенно-личные; б) неопределенно-личные; в) обобщенно-личные; г) безличные; д) назывные;
  • подчеркните грамматическую основу.

1. Вот заскрипело где-то вдалеке, завыло прерывисто и печально. 2. Ветер, ветер на всем белом свете. 3. Хочется сесть у костра, слушать шум леса и треск дров. 4. Пустой мешок не поставишь стоймя. 5. Стою один среди равнины голой. 6. Что нового в газетах пишут? 7. Смеркается зимой рано. 8. Не хочу ни утомлять, ни расстраивать вас. 9. Вижу его лицо, простое, загорелое. 10. Волны, чайки и свежий ветер. 11. Повеет полем, первой бороздой. 12. Что посеешь, то и пожнешь. 13. Вам звонят. 14. Давай останемся здесь до завтра. 15. За окном темнеет.

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

Тема 6.6.  Осложненное простое предложение.

Запись предложений с обособленными и уточняющими членами предложения, определение вида осложнения в предложениях.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите литературу по теме;
  • спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания;
  • определите вид осложнения.

1. Он сумел заметить сдержанную оживленность играющую в лице Анны и порхающую между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой изгибавшей ее румяные губы. 2. Снежок выпавший ночью тая у нас на глазах делает склон еще более скользким. 3. За дорогой блестевшей мелкой муравой рожь клонясь в вечернем свете лоснилась против солнца уходившего в небо. 4. Алексей обратил внимание на ее взгляд доверчивый и одновременно озабоченный совсем ей не присущий. 5. Оставаться в крепости подвластной Пугачеву и управляемой Швабриным было невозможно. 6. Возмущенный до глубины души он стиснув зубы и сжав кулаки бросился на них. 7. Ущелья усеянные громадами скал и остроглавые гребни пересекающие белогорья были для нас серьезными препятствиями. 8. Скоростные заезды проводятся на специальных автодромах или на абсолютно прямых трассах или даже на гладком дне высохших соляных озер. 9. Няня повествовала с пылом живописно с увеличением и местами вдохновенно. 10. Звуки росли крепли приближались и становились все более властными и неприятными.

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

Тема 6.7. Вводные слова и предложения. Обращения.

Отработка правил постановки знаков препинания при вводных словах и предложениях.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите литературу по теме;
  • спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания;
  • найдите вводные слова, сочетания и предложения.

1. Надо признаться это меня ошеломило. 2. Кстати копирование документов запрещено. 3. Конечно же он ясно видел, что я недоволен заданием, что задание представляется мне странным и мягко выражаясь нелепым. Однако по каким-то причинам он не мог мне сказать больше, чем он сказал. 4. Как я и ожидал в папке не было ничего кроме документов. Первым моим побуждением было засунуть всю эту груду бумаг в стол, но я разумеется вовремя спохватился. 5. Впрочем надо сказать в своём отношении к теоретикам я не оригинален. К счастью мне достаточно редко приходится иметь дело с людьми этой профессии. 6. Выходит шеф интересуется главным образом неким Тристаном. Ради него он поднялся сегодня в несусветную рань и не постеснялся поднять с постели Слонова, который как известно ложится спать с петухами. 7. А ведь я его пожалуй помню! Все звали его (кроме Комова конечно) Лёвушка рёвушка или просто Рёвушка, но не потому разумеется что он был плакса, а потому что голос у него был зычный взрёвывающий.

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

Тема 6.8. Способы передачи чужой речи.

Составление и оформление диалога на тему «Культура речи».

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите литературу по теме;
  • составьте диалог на тему «Культура речи;
  • запишите диалог, соблюдая все знаки препинания по теме.

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

Тема 6.9. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.

Запись сложносочинённых предложений по заданным схемам, объяснение постановки знаков препинания.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите литературу по теме;
  • составьте предложения по следующим схемам, используя слова, относящиеся к темам «Культура русского народа», «Традиции русского народа», «Межнациональное общение»:

[- =], и [= -].                                        [-] и [-].

(Когда - =), [=] и [=].                                Ни [= -], ни [= -].

[= -], или [- =].                                [= -], но [= -].

[- =], либо [- =].                                Не то [= -], не то [= -].

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

Тема 6.10. Сложноподчиненное  предложение.

Запись сложноподчиненных предложений по заданным  схемам.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите литературу по теме;
  • составьте предложения по следующим схемам, используя слова, относящиеся к темам «Культура русского народа», «Традиции русского народа», «Межнациональное общение»:

(= -), [- =].

[= -], (что (если =), то- =).

(=), [- =], (=).

[= -], (= -), (= -), (= -).

[= -], (, (=), - =), (=).

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

Тема 6.11. Бессоюзное сложное предложение.

Доклад на тему «Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста», «Русская пунктуация и ее назначение».

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • изучите предложенную литературу;
  • напишите  доклад по теме, пользуясь алгоритмом.

Алгоритм написания доклада:

- ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;

- выделите информационно значимые места в тексте;

- составьте план доклада;

- выделите в тексте положения в соответствии с составленным планом;

- обобщите материал и сформулируйте общие выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся для профессий и специальностей СПО

 Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны для обучающихся в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов п...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК для специальностей: 43.02.10. Туризм (базовая подготовка)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМетодическая разработка составлена в соответствии с рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессиональ...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по истории

методические указания для студентов первого и второго курсов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по истории...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по УД " Иностранный язык" для студентов I курса специальности:38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

Данные методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы УД «Иностранный язык» специальности...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по УД " Иностранный язык (профессиональный)" специальности: 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Данные методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов III курса составлены в соответствии с содержанием рабочей программы УД «Иностранный язык- профессиональн...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по УД Английский язык , для специальности 40.02.01 "Право и организация социального обеспечения"

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине Английский язык по специальности: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» ...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по УД «Иностранный язык» в профессиональной деятельности» по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации"

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Иностранный язык» в профессиональной деятельности» предназначены для студентов, очной ...