Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по истории
методическая разработка по истории на тему
методические указания для студентов первого и второго курсов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneauditornye_samostoyatelnye_2014.2015.doc | 663.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Автомеханический лицей»
Методические указания по выполнению
внеаудиторной самостоятельной работы по общеобразовательной дисциплине
Специальность/профессия | 23.01.03 Автомеханик 15.01.05 Сварщик |
Учебный год | 2015/2016 |
Дисциплина | ИСТОРИЯ |
Преподаватель | ДУБРОВИНА А.О. |
2014г.
Настоящие методические указания составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО), рабочей программы по истории и предназначены для обучающихся по специальностям, входящим в состав укрупнённой группы профессий:
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта: 23.01.03 Автомеханик; 15.00.00 Машиностроение: 15.01.05 Сварщик;
Организация-разработчик:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Автомеханический лицей»
Составитель: Дубровина Анна Олеговна, преподаватель первой квалификационной категории СПб ГБПОУ «Автомеханический лицей»
2. Распределение самостоятельной работы по темам
3. Приложение 1.
4.
- Пояснительная записка
Методические указания предназначены для организации эффективной самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся. Самостоятельная работа направлена на повышение качества подготовки компетентного конкурентоспособного специалиста, приспособленного к самостоятельной профессионально-ориентированной деятельности на основе сформированных знаний, умений, опыта, общих и профессиональных компетенций.
Самостоятельная работа должна содействовать активизации познавательной деятельности студентов, развитию творческого отношения к учебной деятельности, формированию навыков самостоятельного труда, умению решать профессиональные задачи, формированию потребности к непрерывному самообразованию, совершенствованию знаний и умений, расширению кругозора, приобретению опыта планирования и организации рабочего времени, выработке умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой, обеспечению ритмичной и качественной работы студентов в течение учебного года.
Данные методические указания содержат рекомендации по выполнению самостоятельной работы, которые включают в себя:
- цель самостоятельной работы;
- вид и содержание самостоятельной работы;
- описание последовательности выполнения задания;
- требования к оформлению работы;
- требования к форме отчетности;
- объем времени, необходимый для выполнения работы;
- список рекомендуемой учебной литературы.
В качестве форм и методов контроля самостоятельной внеаудиторной работы студентов используются тестовые задания по темам на аудиторных занятиях.
Критерии оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- умения обучающегося активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
- умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
- уровень сформированности общих компетенций;
- уровень сформированности профессиональных компетенций;
- оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями
Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой студентов осуществляется преподавателем.
2.1 Первый курс
Наименование разделов | №п/п | Тема самостоятельной работы | Кол-во часов | Форма отчета | Сроки выполнения |
Введение | 1. | Основы исторического знания. Работа со словарями. | 1 | Записи в тетради. | сентябрь |
Тема 1.1 У истоков рода человеческого | 2. | Первобытный мир. Работа с контурной картой | 2 | Контурная карта, записи в тетради | сентябрь |
Подготовка к контрольному тестированию по разделу 1. | 1 | сентябрь | |||
Тема 2.1 Ранние цивилизации, их отличительные черты | 3. | Составление таблицы «Признаки цивилизации в древнейших государствах». | 2 | Заполнение таблицы | сентябрь |
Тема 2.2 Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока. | 4. | Работа с документом. Законы вавилонского царя Хаммурапи. | 2 | Записи в тетради | сентябрь |
Тема 3.6 Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации. Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации. Культура Средневекового Запада. | 5. | Написать сочинение на тему: «Средневековый город» | 3 | Сочинение | октябрь |
Тема 3.7 Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов. | 6. | Христианская Европа и исламский мир в средние века. Составление тестовых заданий. Написание сочинения. | 2 |
Тест | октябрь |
Тема 4.7 Русь на пути к возрождению. | 7. | «Великие полководцы»-Александр Невский, Дмитрий Донской. Составление исторического портрета | 2 | Сообщение | ноябрь |
Тема 4.8 От Руси к России. | 8. | От Древней Руси к Московскому царству. | 4 | Доклад | декабрь |
Тема 5.2 Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. | 9. | Великие географические открытия. | 2 | Сообщение, презентация | январь |
Тема 5.7 Технический прогресс и Великий промышленный переворот | 10. | Технический прогресс в 16-18 веках. | 2 | Конспект | февраль |
Тема 5.9 Тенденции развития европейской культуры в 16-18 веках | 11. | Художественная культура XVII-начала XIX в. | 3 | Записи в тетради, таблица | февраль |
Тема 6.3 Россия во второй половине XVIII века | 12. | Россия в XVII – XVIII веках | 4 | Кроссворд, словарь терминов | март |
Тема 6.4 Культура России в XVIII веке. | 13. | Создание презентации по теме: «Культура России в 18 веке» | 3 | Презентация | апрель |
Тема 7.1 Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. | 14. | Международные отношения в Новое время. | 2 | Обозначения на контурной карте. | апрель |
Тема 9.3 Внешняя политика Александра I и Николая I. | 15. | Отечественная война 1812 года. | 4 | Доклад, глоссарий | май |
Самостоятельная работа № 1
Тема: «Основы исторического знания».
Цель: расширить представления об историческом времени и пространстве, концепции исторического развития, уметь устанавливать предметно-следственные связи.
Задание: из 2-3 словарей выписать значения слов «история», «формация» и «цивилизация», установить их происхождение, объяснить смысл, сделать анализ определений разных авторов.
Рекомендуемые источники информации:
- Толковый словарь С. Ожегова
- Толковый словарь В. Даля
- БСЭ (Большая советская энциклопедия)
Содержание работы
Для выполнения задания рекомендуется работа со словарями разных авторов.
1. Выписать значения слов «история», «формация», «цивилизация»
2. Установить происхождение этих терминов.
3. Проанализировать определения, установить, имеются ли противоречия в определениях одних слов разных авторов.
4. Записать выполненную работу в рабочую тетрадь, выразить свою позицию.
5. Подготовить устное выступление на 2-3 минуты.
Пример выполнения
Термин «Цивилизация»
Толковый словарь С. Ожегова
1.«Определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. Античная, ц. Современная ц. Исчезнувшие цивилизации.
2. Современная мировая культура.
3. Мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой. Внеземные цивилизации.
БСЭ (Большая советская энциклопедия)
1) Синоним культуры
2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация)
3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).
4) В некоторых идеалистических теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.
Толковый словарь В. Даля
Общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина. Цивилизовать народ, обратить из дикого, грубого быта в гражданственный.
Термин «Цивилизация» произошел от латинского «civilis» гражданский – государственный.
Все авторы словарей, прежде всего, отождествляют цивилизацию с развитием культуры, но имеются и некоторые разночтения, например, Ожегов предполагает наличие внеземных цивилизаций, а Даль – превращение народа из дикого в гражданственный.
Моя позиция близка к определению БСЭ «Цивилизация - уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры», т.е обновление общества в сравнении с предыдущей ступенью развития.
Норма времени: 1 час
Формат выполненной работы: записи в тетради, устное сообщение
Критерии оценки: обоснованность и четкость изложения подготовленных сообщений, заполнение тетради
Контроль выполнения: устный опрос
Самостоятельная работа №2
Тема: « Первобытный мир».
Цель: сформировать представление об очагах первобытного общества на территории нашей страны, о переходе от первобытности к цивилизации, уметь анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.
Задание 1: пользуясь конспектом на контурной карте отметить стоянки первобытного общества на территории нашей страны, записать их названия
Рекомендуемые источники информации:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
2. Рабочий конспект урока
Содержание работы:
- На контурной карте отметить стоянки первобытного общества на территории нашей страны, пользуясь текстом учебника, или конспекта
Пример стоянки Давлеканово показан на карте
Текст учебника
Стоянки на территории России. Первые признаки пребывания человека на территории современной России некоторые археологи датируют возрастом около 1 млн. лет назад. Так, на стоянках Удалинка (в черте города Горно-Алтайска), Деринг - Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнаружены примитивные орудия труда из галек, похожие на древнейшие изделия из Восточной Африки. В период позднего палеолита большая часть современной России уже была заселена.
Одним из самых известных мест, говорящих о пребывании первобытных людях в нашей стране, является Капова пещера в Башкирии на Южном Урале. Там найдено более 40 выполненных красной охрой рисунков: мамонты, бизоны, дикие лошади, носорог. Возраст рисунков — 15—13 тыс. лет. Для археологов одним из самых интересных стал Костенко- Борщевский район под Воронежем. Здесь на небольшой территории раскопано 24 стоянки и 4 погребения, найдено огромное количество каменных и костяных орудий, статуэток, в том числе огромное количество палеолитических венер.
В степях Южного Приуралья и Поволжья археологи нашли кости домашних животных (коров, коз, овец), которых там начали раз— водить 8—7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего хозяйства на территории России. домашних животных привели сюда переселенцы из южных земель. Люди, обитавшие некогда на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь на стоянках Мулино и Давлеканово найдены самые древние в мире кости домашних лошадей, которых приручили древние жители России.
Задание 2:. Ответить на вопросы в тетради:
- Какая стоянка первобытных людей на территории России самая древняя?
- Почему в этих местах заселялись первые древние люди?
Норма времени: 2 часа.
Формат выполненной работы: Отметки на контурной карте, записи в тетради, устное сообщение
Критерии оценки: аккуратность и правильность нанесения стоянок на контурной карте, обоснованность и четкость ответов, заполнение рабочей тетради
Контроль выполнения: фронтальная проверка, устный опрос
Самостоятельная работа № 3
Тема: « Ранние цивилизации, их отличительные черты».
Цель: сформировать представление о переходе от первобытности к цивилизации, уметь анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.
Задание: Заполнить таблицу «Признаки цивилизации в древнейших государствах».
Рекомендуемые источники информации:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
2. Рабочий конспект урока
Содержание работы
1. Начертить в рабочей тетради таблицу «Признаки цивилизации в древнейших государствах», пользуясь учебником и конспектом заполнить ее.
(Пример показан в таблице – Города-государства Шумера)
№ | Древнейшее государство | Географическое расположение | Признаки цивилизации |
1 | Древний Египет | ||
2 | Города-государства Шумера | Низовье рек Евфрата и Тигра | Строительство оросительных сооружений. Первая письменность – клинопись. Изобрели колесо |
3 | Вавилон | ||
4 | Средиземноморье | ||
5 | Персия | ||
6 | Ассирия и Урарту | ||
7 | Индия | ||
8 | Китай | ||
9 | Древняя Греция | ||
10 | Древний Рим |
Время выполнения: 2 часа.
Формат выполненной работы: Правильно заполненная таблица в тетради, устное обоснование.
Критерии оценки: аккуратность и правильность заполнения таблицы, обоснованность и четкость ответов.
Контроль выполнения: фронтальная проверка, устный опрос
Самостоятельная работа № 4
Тема: Законы вавилонского царя Хаммурапи.
Цель: Познакомиться с фрагментами законодательства древневосточного государства, выявить его характерные черты.
Рекомендуемые источники информации:
- Уколова В.П. Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011. – С. 40-42
- Образовательные сайты Интернет
Содержание работы: Прочитать документ и письменно ответить на вопросы:
По фрагменту о хозяйстве
- Заполните таблицу по схеме: отрасли хозяйства, примеры из законов.
- Почему в царских законах проявлена забота о системе орошения? Какое наказание ждало нерадивого земледельца, не заботившегося о своих плотинах и каналах?
- В законах царя Хаммурапи в качестве платы за работу или преступления упоминаются серебро и зерно. Как вы думаете, о какой роли земледелия в жизни Месопотамии говорит этот факт?
По фрагменту о наказаниях
- Объясните происхождение выражения «Око за око, зуб за зуб»; приведите примеры из законов царя Хаммурапи, соответствующие этому выражению.
- Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет?
- Почему в § 202, 203 и 205 за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания?
По фрагменту о долговой кабале
- Как вы думаете, какие слои населения чаще всего попадали в долговую кабалу?
- Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу?
- По вашему мнению, эти статьи были написаны в интересах должников или ростовщиков? Поясните свое мнение.
- Почему Хаммурапи заботился о таких частных вопросах?
Контрольные вопросы:
1. Какова цель создания законов? Обратите внимание на тот факт, что во всех древневосточных деспотиях были созданы своды законов. Сделайте вывод о том, какую роль играло право в древневосточных государствах.
Норма времени: 2 часа
Формат выполненной работы: письменная работа в тетради.
Критерии оценки: правильность изложения мысли, логичность. последовательность, аккуратность.
Контроль выполнения: проверка работы, беседа.
Самостоятельная работа №5
Тема: Средневековый город.
Цель: расширить представления об историческом времени и пространстве, концепции исторического развития, уметь устанавливать предметно-следственные связи.
Задание: Написать сочинение на тему «Средневековый город»
Рекомендуемые источники информации:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История.Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
- Образовательные сайты Интернет
Содержание работы
- Прочитать текст учебника или другого источника информации
- Написать сочинение по рекомендуемому плану, пользуясь Приложением 7
- Причины возникновения Средневековых городов
- Средневековый город – центр торговли и ремесла
- Города и сеньоры
- Разделение труда в городе
- Значение средневековых городов для хозяйственного развития и экономики государства
Норма времени: 3 часа
Формат выполненной работы: Сочинение 2-4 страницы
Критерии оценки: правильность изложения мысли, логичность. последовательность, аккуратность, выводы.
Контроль выполнения: проверка сочинения, беседа
Самостоятельная работа № 6
Тема: « Христианская Европа и исламский мир в средние века».
Цель: расширить представления об историческом времени и пространстве, концепции исторического развития, уметь устанавливать предметно-следственные связи.
Задание: Составить тестовые задания по теме «Западная Европа, Византия, Русь в Средние века»
Рекомендуемые источники информации:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
2. Рабочий конспект урока
Содержание работы
- Повторить по конспекту и учебнику тему.
- Составить тест закрытого типа (с выбором правильного ответа или на установление соответствия) на листе формата А4, состоящий из 10 вопросов.
Например: Выберите правильный ответ
1. Какой город был столицей Византии?
А) Рим
Б) Константинополь
В) Иерусалим
Г) Стамбул
2. Чем прославились братья Кирилл и Мефодий?
А) Созданием славянской письменности
Б) Участием в крестовых походах
В) Участием в военной обороне государства Русь
Г) Открытием университета
и т.д.
Норма времени: 2 часа
Формат выполненной работы: Тест
Критерии оценки: правильность составления вопросов теста, аккуратность
Контроль выполнения: выполнение тестовых заданий, составленных
сокурсниками.
Самостоятельная работа № 7
«Великие полководцы» - Александр Невский, Дмитрий Донской.
Цель: расширить представления об историческом времени и пространстве; дать характеристику личности и полководцев Александра Невского , Дмитрия Донского.
Задание: Написать сообщение - исторический портрет Александра Невского или Дмитрия Донского.
Рекомендуемые источники информации:
1. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Т. 1. – Ростов:. 1998 г. – 608 с.
2. Борисов Н.С. Русские полководцы XIII - XVI веков: Кн. для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 2008
Содержание работы:
При выполнение работы воспользуйтесь Приложением № 6
Должны быть раскрыты следующие вопросы:
1. Как происходило становление личности исторического деятеля? Где и когда он родился? Где и в каких условиях жил, рос, воспитывался?
2. Личные качества и черты характера. Как личные качества деятеля влияли на его деятельность? Какие из его личных качеств вам нравятся, а какие нет?
3. Свершения исторического деятеля. Охарактеризуйте основные дела его жизни. Кто был его друзьями, а кто врагами, и почему? За что человечество помнит этого человека?
4. Каково ваше личное отношение к историческому деятелю? Какое чувство вызывает у вас его деятельность?
Норма времени: 2 часа
Формат выполненной работы: Сообщение.
Критерии оценки: правильность изложения мысли, логичность, последовательность, выводы.
Контроль выполнения: фронтальная проверка, устный опрос
.
Самостоятельная работа № 8
Тема: « От Древней Руси к Московскому царству».
Цель: сформировать взгляд на политическую раздробленность, общественную жизнь, культуру Руси, версии происхождения государственной власти на Руси, уметь осознавать себя как гражданина России
Рекомендуемые источники информации:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
2. Интернет
Задание : Написать доклад по заданным темам (Приложение 8)
- Варяги в истории Древней Руси.
- Основные хозяйственные занятия восточных славян в Древности.
- Князь и вече в Древней Руси.
- Князь и дружина в Древней Руси.
- Кочевники в истории Древней Руси: война и мир.
- Образование государства Киевская Русь. Норманнская теория.
- Александр Невский — государственный деятель и полководец.
- Борьба русского народа с иноземными агрессорами в ХIII в.
- Государственная и политическая деятельность Ярослава Мудрого.
- Владимир Мономах и его время.
- Империя Чингисхана и нашествие монголо-татар на Русь.
- Литература, зодчество, иконописание в Древней Руси.
- Общественный строй Древней Руси.
- Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий.
- Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи.
- Дмитрий Донской — государственный деятель и полководец.
- Иван III и его роль в российской истории.
Содержание работы
- Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках
- Составить план доклада
- Выполнить доклад, пользуясь рекомендациями по написанию докладов (Приложение 1)
Норма времени: 4 часа
Формат выполненной работы: доклад
Критерии оценки: правильность написания доклада, выполнение рекомендаций, аккуратность
Контроль выполнения: проверка доклада, обсуждение на занятии
Самостоятельная работа № 9
Тема: Великие географические открытия.
Цель: сформировать представления о географических открытиях, уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа и представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, тезисов и сообщения; обосновать экономические и технические предпосылки начала эпохи Великих географических открытий;определить последствия эпохи Великих географических открытий для политического и экономического развития стран Западной Европы и народов Америки, Азии и Африки
Задание: Составить альбом по путешественникам 16-17 вв.
Рекомендуемые источники информации: Интернет-источники
Содержание работы
Альбом оформляется по результатам всей группы. Работа ведется в микрогруппах по 2-3 человека.
Материал должен включать:
1. портрет путешественника;
2. факты биографии, его судьбу;
3. историю открытия .
Путешественники (на выбор):
Х. Колумб, Б. Диас, Васко да Гама, Ф. Магеллан, А. Веспуччи, Ж. Альвареш, В. де Бальбоа
Норма времени: 2 часа
Формат выполненной работы: сообщения, презентация
Критерии оценки: обоснованность и четкость подготовленных сообщений, презентации
Контроль выполнения: фронтальная проверка.
Самостоятельная работа № 10
Тема: «Технический прогресс в 16-18 веках»
Цель: сформировать представления об открытиях в науке и технике в ХVI – ХVIII веках, уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа и представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, тезисов и сообщения; уметь называть важнейшие научные открытия и технические изобретения 16-18 веков; объяснять, в чем заключалось их значение для того времени и для последующего периода истории
Задание: Написать конспект на тему «Открытия в науке и технике»
Рекомендуемые источники информации:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007
Содержание работы
- Из дополнительной литературы ознакомиться с открытиями в науке и технике ХVI – ХVIII веков.
- Выбрать 2-3 крупных, значимых открытия
- Составить конспект по примерному плану:
- название открытия
- кто изобрел (открыл)
- когда и при каких условиях было сделано открытие
- оценки и взгляды современников открывателя
- значение для современной науки и техники
Норма времени: 2 часа
Формат выполненной работы: конспект, сообщение по конспекту
Критерии оценки: правильность составления конспекта, умение выделить главное для сообщения
Контроль выполнения: проверка конспекта, сообщение на уроке
.
Самостоятельная работа № 11
Тема: Художественная культура XVII- начала XIX века.
Цель: проанализировать произведения искусства XVII- начала XIX века, выявить особенности живописи и различия в архитектурных стилях.
Рекомендуемые источники информации:
1.Уколова В.П. Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011. – С. 260, 262 (Иллюстрации учебника. цветная вклейка в учебнике.)
2. Материалы сети Интернет
3. Альбомы по искусству
Задания:
- Проанализируйте архитектуру классицизма, барокко и рококо. Выявите характерные черты каждого стиля. Запишите их в тетрадь.
- Рассмотрите предложенные иллюстрации. Определите, к какому стилю или направлению в искусстве принадлежат данные произведения искусства.
- Заполните сравнительную таблицу «Художественные стили второй половины XVI- XIX века» по схеме: название стиля, период расцвета, характерные черты, наиболее яркие представители и их произведения. Впишите в соответствующие графы таблицы имена художников и названия картин, размещенных на цветной вкладке и найденных в Интернете.
Содержание работы:
- Изучить материал по архитектурным стилям, составить конспект в тетради.
- Изучить материал по художественным стилям. Заполнить таблицу.
Норма времени: 3 часа
Формат выполненной работы: Конспект, таблица
Критерии оценки: правильность составления конспекта, умение выделить главное для сообщения; аккуратность и правильность заполнения таблицы, обоснованность и четкость ответов.
Контроль выполнения: проверка конспекта, таблицы, сообщение на уроке.
Самостоятельная работа № 12
Тема: « Россия в ХVII – ХVIII веках».
Цель: расширить представление о границах территории Российского государства, уметь представлять результаты изучения исторического материала в форме кроссворда и проверочной работы
Задание 1: Составить кроссворд по теме «Экономическое развитие; аграрное производство; крепостничество. Особенности развития мануфактурного и мелкотоварного производства в 17-18 веках». Приложение 5.
Рекомендуемые источники информации:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
- Конспекты занятий
- Словарь исторических терминов и дат
4. Мир Просвещения. Исторический словарь. — М., 2003
Содержание работы
- Повторить тему «Россия в ХVII – ХVIII веке»
- Выписать термины и даты в словарь
- Составить кроссворд по теме (не менее 20 слов), применяя правила составления кроссворда.
Норма времени: 3 часа
Формат выполненной работы: Кроссворд
Критерии оценки: правильность составления кроссворда, количество слов в кроссворде
Контроль выполнения: разгадывание кроссвордов однокурсников
Задание 2
Составить словарь терминов по 18 веку: Абсолютизм, Коллегии, Сенат (при Петре I), Синод, Просвещенный абсолютизм, Секуляризация, дворцовые перевороты, фаворитизм (10-15 терминов)
Соблюдать алфавитный порядок
Норма времени: 1 час
Формат выполненной работы: словарь терминов в тетради
Критерии оценки: правильность ответов
Контроль выполнения: беседа, проверка тетрадей
Самостоятельная работа № 13
Тема: Культура России в XVIII веке.
Цель: Составление презентации по культуре России в 18 веке
Задание: составить презентацию по теме : «Культура России в 18 веке». (Приложение 3)
Рекомендуемая литература:
- Борзаковский П. Императрица Екатерина Вторая Великая. М.,1991
- Брикер А. история Екатерины Второй. М.,1991
- Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России в первой четверти XVIII века. М.,1987
- Заичкин И.А., Почкаев И.Н.Русская история: От Екатерины великой До Александра II. М.,1987.
- Краснобаев Б.И. очерки русской культуры-XVIII в. М.,1987
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). М.,1994
- Моряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII века. М.,1994.
Содержание работы:
Работа выполняется в парах. Презентация должна содержать сведения о деятелях культуры и их достижениях (мин. 10 слайдов)
Примеры тем: наука в 1 пол. 18 века, живопись 2 пол. 18 века, образование в 18 веке, быт в конце 18 века и т. д.
Критерии презентации: См. Приложение 3
Норма времени: 3 часа
Формат выполненной работы: презентация
Критерии оценки: правильность выполнения презентации, эстетичность оформления, глубина отражение темы
Контроль выполнения: обсуждение, просмотр
Самостоятельная работа № 14
Тема: « Международные отношения в Новое время».
Цель: сформировать представления о мировой системе XIX века, границах существующих государств, уметь определять историческое значение явлений и событий прошлого.
Задание 1: Нанести границы стран мира в конце XIX века, очаги Европейских войн на контурной карте.
Рекомендуемые источники информации:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
- Конспекты занятий
- Политическая карта мира XIX века
Содержание работы
- Повторить тему «Международные отношения в Новое время» по конспекту и учебнику
- Нанести на контурной карте границы государств к концу XIX века
- Отметить на карте очаги Европейских войн XIX века
Для примера на карте обозначены границы Индии и война в Испании в 1822 году
Норма времени: 2 часа
Формат выполненной работы: Обозначения на контурной карте
Критерии оценки: правильность нанесения меток, аккуратность
Контроль выполнения: проверка контурной карты, обсуждение на занятии
Самостоятельная работа № 15
Тема: « Отечественная война 1812 года».
Цель: расширить представления о событиях в России в ХIХ веке, уметь анализировать историческую информацию, представленную в художественных произведениях, представлять результаты изучения исторического материала в форме аннотации.
Задание 1:
Подготовить доклад по теме «Отечественная война 1812 года».
1. Наполеоновские войны: ход и результаты.
2. Отечественная война 1812 г. и ее последствия для России.
Рекомендуемые источники информации:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
- История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 1996—2001.
- Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.
Содержание работы:
Пользуясь рекомендациями в Приложении 8 выполните задание.
Норма времени: 3 часа
Формат выполненной работы: доклад
Критерии оценки: правильность написания доклада, выполнение рекомендаций, аккуратность
Контроль выполнения: проверка доклада, обсуждение на занятии.
Задание 2 Составить глоссарий по теме «Отечественная война 1812 года». (Приложение 4)
Норма времени: 1 час
2.2 Второй курс
Наименование разделов | № | Тема самостоятельной работы | Кол-во часов | Форма выполнения | Сроки выполнения |
Тема 10.3 Россия в начале XX века. | 1. | Политические партии России в начале XX века. Составление сравнительной таблицы. | 2 | Таблица, схема. | сентябрь |
Тема 10.3 Россия в начале XX века. | 2. | Россия в начале XX века. | 3 | Реферат | сентябрь |
Тема 10.5 Россия в Первой мировой войне. | 3. | Участие России в Первой мировой войне. Работа с контурной картой. | 2 | Обозначения на контурной карте. | октябрь |
Тема 10.6 Февральская революция в России. | 4. | Россия в 1917 году. | 1 | Словарь терминов и дат | октябрь |
Тема 11.2 Запад в 30-е гг. XX века. | 5. | Страны Западной Европы и США в 1918- 1939 гг. | 3 | Доклад | ноябрь |
Тема 11.5 Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма. | 6. | СССР в 1918-1941 гг. | 3 | Сообщение, конспект | декабрь |
Тема 12.2 СССР в годы Великой Отечественной войны. | 7. | Великая Отечественная война. | 8 | План рассказа | январь |
Тема 13.1 «Холодная война» | 8. | Мир во второй половине XX века. | 3 | Презентация | февраль |
Тема 14.4 СССР в период перестройки | 9. | СССР в период перестройки. | 1 | Словарь терминов | апрель |
10. | Подготовка к дифференцированному зачету. | 4 | май |
Самостоятельная работа № 1
Тема: Российские политические партии начала ХХ века.
Цель:
Задание 1
Начертить схему управления Российской империей в начале ХХ века, охарактеризовать органы управления»
Рекомендуемые источники информации:
Работа с учебником А. А. Левандовский. История России. § 4.
Задание 2.
Работа с учебником А. А. Левандовский. История России. § 4.
«Составить сравнительную таблицу основных российских партий начала ХХ века»
Вопросы | Эсеры | РСДРП | Либеральные народники | Кадеты | Октябристы | Черная сотня |
Год образования | ||||||
Лидер | ||||||
Вопрос о земле | ||||||
Рабочий вопрос | ||||||
Тип правления | ||||||
Методы борьбы |
Время выполнения: 2 часа.
Формат выполненной работы: Правильно заполненная таблица в тетради, схема, обоснование.
Критерии оценки: аккуратность и правильность заполнения таблицы, обоснованность и четкость ответов.
Контроль выполнения: фронтальная проверка, устный опрос
Самостоятельная работа № 2
Тема: «Участие России в Первой мировой войне».
Цель: Расширить мировоззрение о Первой мировой войне, уметь работать с различными знаковыми системами
Задание: Отметить на контурной карте основные сражения Первой мировой войны
Рекомендуемые источники информации:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
- Конспекты занятий
- Политическая карта Европы
Содержание работы
- Повторить тему «Первая мировая война»» по конспекту и учебнику
- Нанести на контурной карте основные сражения Первой мировой войны
Для примера на карте обозначены 2 сражения
-28 июня 1914 г. Сараево
- 6 сентября 1914 г. р. Марна
Норма времени: 2 часа
Формат выполненной работы: Обозначения на контурной карте
Критерии оценки: правильность нанесения меток, аккуратность
Контроль выполнения: проверка контурной карты, обсуждение на занятии
Самостоятельная работа № 3
Тема: Россия в начале XX века.
Цель: Расширить мировоззрение о событиях начала XX века, Первой мировой войне, уметь работать с различными знаковыми системами
Задание:
Написать реферат по заданным темам. (Приложение 1,2)
- Русско-японская война 1904—1905 гг.
- Революция 1905—1907 гг. в России.
- Политические партии в России начала ХХ в.
- Столыпинская реформа: ход, результаты, значение.
- Первая мировая война: причины, основные вехи, результаты.
- Версальско-вашингтонская система мирового устройства.
- Россия в Первой мировой войне: фронт и тыл.
Рекомендуемые источники информации:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
2. Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2006.
3. Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1—3. — М., 1994—2000
4. Исторические сайты Интернет
Содержание работы
- Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках
- Составить план реферата (обязательными пунктами являются: анализ литературных источников по теме, основная часть, выводы)
- Выполнить реферат, пользуясь рекомендациями по написанию рефератов (Приложении )
Норма времени: 3 часа
Формат выполненной работы: Реферат
Критерии оценки: правильность написания реферата, выполнение рекомендаций, аккуратность
Контроль выполнения: проверка реферата, обсуждение на семинарском занятии
Самостоятельная работа № 4
Тема: « Россия в 1917 году».
Цель: Расширить представление о событиях Первой мировой войны, уметь работать с различными знаковыми системами
Задание 1
Заполнить исторический словарь терминов и дат по пройденным темам «Первая мировая война», «Россия в 1917 году»
Рекомендуемые источники информации:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
- Конспекты занятий
Содержание работы
- В словарь дат выписать основные даты по предложенным темам, например,
28 июня 1914 г – начало 1-й мировой войны
…
- В словарь терминов выписать новые исторические термины, понятия, обозначения, названия, имена, например,
А.А. Брусилов – командующий генерал русской армии. Прорвал оборону австро-германскиих войск (Брусиловский прорыв)
…
Норма времени: 1 час
Формат выполненной работы: личный словарь исторических терминов и дат
Критерии оценки: правильность заполнения словаря
Контроль выполнения: проверка словаря, беседа
Самостоятельная работа №5
Тема: « Страны Западной Европы и США в 1918 – 1939 гг».
Цель: Углубить знания об идеологии и политической практике стран Европы и США в 1918-1939 годах, уметь критически анализировать источник исторической информации, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого
Задание 1: Написать доклад по заданным темам с анализом литературы
- Крах Веймарской республики и приход к власти нацистов.
- Англо-французская политика умиротворения агрессора и ее последствия.
- Пакт Молотова—Риббентропа: причины его заключения и последствия.
- Советско-финляндская война: причины, ход, значение.
Рекомендуемые источники информации:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
- Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.
- Дроз Ж. История Германии. — М., 2005
- Национальная идея в Западной Европе в Новое время. — М., 2005.
Содержание работы:
- Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках
- Составить план доклада (обязательными пунктами являются: введение, анализ литературных источников по теме, основная часть, выводы)
- Выполнить доклад, пользуясь рекомендациями по написанию докладов (Приложение 8)
Норма времени: 3 часа
Формат выполненной работы: Доклад
Критерии оценки: правильность написания реферата, выполнение рекомендаций, аккуратность
Контроль выполнения: проверка реферата, обсуждение на занятии
Самостоятельная работа № 6
Тема: «СССР в 1918 – 1941 гг».
Цель: иметь представление: об идеологическом обосновании в СССР, тоталитарном режиме, уметь устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого.
Рекомендуемые источники информации:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
2. Рабочий конспект урока
Задание 1: Найти краткую биографию основных политических деятелей данного периода.
Содержание работы:
Работа индивидуальная на выбор. Объем 5-7 предложений по 3 любым деятелям.
В работе отразить следующие моменты:
1. семья и образование
2. начало политической деятельности
3. судьба и память
Деятели: В. Ленин, Зиновьев, Каменев, Молотов, А. Микоян, И. Сталин, Л. Каганович, Н. Бухарин, Л. Троцкий и др.
Задание 2: Написать конспект по теме Советско-финская война»
Содержание работы:
Работа с учебником А. А. Левандовский . История России. §52
Дополнительная литература:
- История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945. Т. 1. — М.: Воениздат, 1961. — 532 с. — Вооруженный конфликт с Финляндией и его мирное урегулирование. — С. 258—278.
- Барышников В. Н. От прохладного мира к зимней войне: Восточная политика Финляндии в 1930-е годы. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1997. — 353 с. — Библиогр.: с. 335—348.
Время выполнения: 3 часа
Формат выполненной работы: Правильно составленный конспект, устное обоснование.
Критерии оценки: аккуратность и правильность составления конспекта, обоснованность и четкость ответов.
Контроль выполнения: фронтальная проверка, устный опрос
Самостоятельная работа № 7
Тема: «Великая Отечественная война».
Цель: углубить знания о Великой Отечественной войне, уметь осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России, представлять результаты изучения исторического материала в форме исторического сочинения.
Задание :
Прочитать художественное произведение об исторических событиях Великой Отечественной войны, составить план рассказа
Рекомендуемая литература:
- Василий Гроссман "Жизнь и судьба", "Народ бессмертен"
- Алесь Адамович, Даниил Гранин "Блокадная книга"
- Ольга Берггольц "Дневные звёзды"
- Василь Быков "Сотников", "Дожить до рассвета"
- Михаил Колосов "Три круга войны"
- Юрий Бондарев "Горячий снег"
- Симонов "Живые и мертвые"
- Васильев "А зори здесь тихие»
- Александр Покрышкин – "Небо войны"
- Василий Емельяненко – "В военном воздухе суровом
- Валентин Пикуль "Реквием каравану PQ-17"
- Григорий Бакланов "Пядь земли
- Владимир Богомолов "Момент Истины"
- Эдуард Асадов- "Зарницы Войны"
- Юлиан Семёнов- "Семнадцать мгновений весны"
- Константин Воробьёв -"Убиты под Москвой"
Содержание работы:
- Прочитать рекомендуемое произведение.
- Выделить главную мысль прочитанного произведения.
- Составить план рассказа на прочитанное произведение (по выбору студента) в тетради
Норма времени: 8 часов
Формат выполненной работы: план рассказа
Критерии оценки: правильность написания плана прочитанного произведения, умение выделять главную мысль
Контроль выполнения: проверка тетради, обсуждение на уроке.
Самостоятельная работа № 8
Тема: «СССР в период перестройки».
Цель: систематизировать основные понятия периода «перестройки» 1985-1981 гг.
Задание:
Составить словарь терминов по теме «Перестройка».
Рекомендуемые источники информации:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
2. Рабочий конспект урока
Содержание работы:
При работе используйте записи или материал учебника. Термины расположить в хронологическом порядке (5-7)
Норма времени: 1 час
Формат выполненной работы: личный словарь исторических терминов и дат
Критерии оценки: правильность заполнения словаря
Контроль выполнения: проверка словаря, беседа
Самостоятельная работа № 9
Тема: «Мир во второй половине XX века».
Цель: расширить представление о расколе мира на «западный» и «восточный» блоки, уметь осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Рекомендуемые источники информации:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
- Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.
- Интернет
Задание :(выполняется в микрогруппах)
Подготовить электронные презентации (Приложение 3)
Содержание работы:
- группа «Холодная война»: причины и основные вехи.
- группа «СССР после Великой Отечественной войны: противоречия общественного развития»
- группа «Перестройка в СССР: причины, ход, последствия»
Норма времени: 3часа
Формат выполненной работы: электронные презентации
Критерии оценки: правильность выполнения презентации, эстетичность оформления, глубина отражение темы
Контроль выполнения: выступления на занятии, обсуждение
Приложение 1
Методические рекомендации по написанию реферата
Структура реферата:
Страницы реферата должны быть скомпонованы в следующем порядке:
- Титульный лист;
- Содержание (оглавление) реферата;
- Введение;
- Основная часть;
- Заключение;
- Список использованных источников;
- Приложения.
Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 2)
После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.
После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.
Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.
Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.
Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.
Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания .
Этапы работы над рефератом.
Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:
- Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;
- Изложение результатов изучения в виде связного текста;
- Устное сообщение по теме реферата.
Подготовительный этап работы.
Формулировка темы.
Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат.
Поиск источников. Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача студента — найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему.
Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр).
Работа с источниками.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу.
Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции — это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Создание конспектов для написания реферата.
Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы).
По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата.
Создание текста.Общие требования к тексту.
Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.
Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность - смысловую законченность текста.
С точки зрения связности все тексты делятся на тексты - констатации и тексты – рассуждения. Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.
План реферата.
Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану - мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы - от реферата до докторской диссертации - строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.
Требования к введению.
Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении.
Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.
Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.
Основная часть реферата.
Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.
Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов - компиляции.
Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).
Заключение.
Заключение — последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.
Список использованной литературы.
Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.
Требования, предъявляемые к оформлению реферата.
Объемы рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм. слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении. При написании и оформлении реферата следует избегать типичных ошибок, например, таких:
- поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными,
- дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из интернет и т.д.
Об особенностях языкового стиля реферата.
Для написания реферата используется научный стиль речи.
В научном стиле легко ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции: Предметом дальнейшего рассмотрения является…
Остановимся прежде на анализе последней.
Эта деятельность может быть определена как…
С другой стороны, следует подчеркнуть, что…
Это утверждение одновременно предполагает и то, что…
При этом … должно (может) рассматриваться как …
Рассматриваемая форма…
Ясно, что…
Логика рассуждения приводит к следующему…
Следует отметить…
Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что …
Многообразные способы организации сложного предложения унифицировались в научной речи до некоторого количества наиболее убедительных. Лишними оказываются главные предложения, основное значение которых формируется глагольным словом, требующим изъяснения. Опускаются малоинформативные части сложного предложения, в сложном предложении упрощаются союзы. Например:
Не следует писать | Следует писать |
Ми видим, таким образом, что в целом ряде случаев… | Таким образом, в ряде случаев… |
Имеющиеся данные показывают, что… | По имеющимся данным |
Представляет собой | Представляет |
Для того чтобы | Чтобы |
Сближаются между собой | Сближаются |
Из таблицы 1 ясно, что… | Согласно таблице 1. |
Конструкции, связывающие все композиционные части схемы-модели реферата.
- Переход от перечисления к анализу основных вопросов статьи.
В этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, реферируемой, названной...) статье (работе...) автор (ученый, исследователь...; зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый...) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает...) ряд (несколько...) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных...) вопросов (проблем...)
- Переход от перечисления к анализу некоторых вопросов.
Варианты переходных конструкций:
- Одним из самых существенных (важных, актуальных...) вопросов, по нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о...
- Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о...
- Мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на...
- Переход от анализа отдельных вопросов к общему выводу
- В заключение можно сказать, что...
- На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы...
- Таким образом, можно сказать, что... Итак, мы видим, что...
При реферировании научной статьи обычно используется модель: автор + глагол настоящего времени несовершенного вида.
Группы глаголов, употребляемые при реферировании.
1. Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов в любой статье:
Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что); останавливается (на чем), говорит (о чем).
Группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов, проблем): во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, в-пятых, далее, затем, после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы и т.д.
2. Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала в статье:
Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает... что.
Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства...
3. Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором:
(Кроме того) автор касается (чего); затрагивает, замечает (что); упоминает (о чем).
4. Глаголы, используемые преимущественно в информационных статьях при характеристике авторами события, положения и т.п.:
Автор описывает, рисует, освещает что; показывает картины жизни кого, чего; изображает положение где; сообщает последние новости, о последних новостях.
5. Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты эксперимента и т.д.):
Автор приводит что (примеры, таблицы); ссылается, опирается ... на что; базируется на чем; аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает ... что чем; сравнивает, сопоставляет, соотносит ... что с чем; противопоставляет ... что чему.
6. Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором:
Автор выделяет, отмечает, подчеркивает, указывает... на что, (специально) останавливается ... на чем; (неоднократно, несколько раз, еще раз) возвращается ... к чему.
Автор обращает внимание... на что; уделяет внимание чему сосредоточивает, концентрирует, заостряет, акцентирует... внимание ...на чем.
7. Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов:
Автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает, обобщает, суммирует ... что. Можно сделать вывод...
8. Глаголы, употребляющиеся при реферировании статей полемического, критического характера:
- передающие позитивное отношение автора:
Одобрять, защищать, отстаивать ... что, кого; соглашаться с чем, с кем; стоять на стороне ... чего, кого; разделять (чье) ч пение; доказывать ... что, кому; убеждать ... в чем, кого.
- передающие негативное отношение автора:
Полемизировать, спорить с кем (по какому вопросу, поводу),отвергать, опровергать; не соглашаться ...с кем, с чем; подвергать... что чему (критике, сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться, пересматривать; отрицать; обвинять... кого в чем (в научной недобросовестности, в искажении фактов), обличать, разоблачать, бичевать.
При проверке реферата преподавателем оцениваются:
- Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.
- Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).
- Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).
- Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).
- Использование литературных источников.
- Культура письменного изложения материала.
Приложение 2
Оформление титульного листа
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Автомеханический лицей»
Название реферата (доклада)
Выполнил:
ФИО студента, курс, группа
Руководитель:
ФИО преподаватель
2014
Приложение 3
Создание презентации
Методические рекомендации по созданию презентаций.
Процесс создания презентации состоит из отдельных этапов:
- Подготовка и согласование с преподавателем текста доклада
- Разработка структуры презентации
- Создание презентации в Power Point
- Согласование презентации и доклада.
На первом этапе производится подготовка и согласование с преподавателем текста доклада.
На втором этапе производится разработка структуры компьютерной презентации. На третьем этапе он создает выбранный вариант презентации в Power Point .
На четвертом этапе производится согласование презентации и репетиция доклада.
Цель доклада - помочь учащемуся донести замысел презентации до слушателей, а слушателям понять представленный материал. После выступления докладчик отвечает на вопросы слушателей, возникшие после презентации.
После проведения всех четырех этапов выставляется итоговая оценка.
Требования к формированию компьютерной презентации: В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов:
Стиль | - Соблюдайте единый стиль оформления - Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. - Управляющие кнопки не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). - Для фона и заголовка используйте контрастные цвета. Не используйте на одном слайде больше трех цветов. |
Фон и цвет | -Для фона предпочтительны холодные тона -На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. - Для фона и текста используйте контрастные цвета. - Обратите внимание на цвет гиперссылок |
Анимационные эффекты | - Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. - Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. |
Представление информации
Содержание информации | -Используйте короткие слова и предложения. - Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. - Заголовки должны привлекать внимание аудитории. |
Расположение информации на странице | - Предпочтительно горизонтальное расположение информации. - Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. - Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. |
Шрифты | - Для заголовков – не менее 24. - Для информации не менее 18. - Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. - Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. - Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. - Нельзя злоупотреблять прописными буквами. |
Способы выделения информации | Следует использовать: -рамки; границы, заливку; - штриховку, стрелки; - рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. |
Объём информации | -Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. - Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: -с текстом; - с таблицами, диаграммами. |
Компьютерная презентация должна содержать начальный и конечный слайды;
структура компьютерной презентации должна включать оглавление, основную и резюмирующую части;
каждый слайд должен быть логически связан с предыдущим и последующим.
Приложение 4
Создание глоссария
Методические рекомендации по созданию глоссария.
Инструкция
- Глоссарий - это словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой.
Данный термин происходит от греческого слова "глосса", что означает язык, речь. В Древней Греции глоссами называли непонятные слова в текстах, толкование которых давалось рядом на полях. Собрание глоссов в последствии стали называть глоссарием. - Каково назначение глоссария?
Глоссарий необходим для того, что любой человек, читающий вашу работу, мог без труда для себя найти объяснение мудреных слов и сложных терминов, которыми так и кишит ваш документ. - Как составить глоссарий?
Для начала внимательно прочитайте и ознакомьтесь со своей работой. Наверняка, вы встретите в ней много различных терминов, которые имеются по данной теме.
После того, как вы определили наиболее часто встречающиеся термины, вы должны составить из них список. Слова в этом списке должны быть расположены в строго алфавитном порядке, так как глоссарий представляет собой не что иное, как словарь специализированных терминов.
После этого начинается работа по составлению статей глоссария. Статья глоссария - это определение термина. Она состоит из двух частей:
1. точная формулировка термина в именительном падеже;
2. содержательная часть, объемно раскрывающая смысл данного термина. - При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил:
- стремитесь к максимальной точности и достоверности информации;
- старайтесь указывать корректные научные термины и избегать всякого рода жаргонизмов. В случае употребления такового, давайте ему краткое и понятное пояснение;
- излагая несколько точек зрения в статье по поводу спорного вопроса, не принимайте ни одну из указанных позиций. Глоссария - это всего лишь констатация имеющихся фактов;
- также не забывайте приводить в пример контекст, в котором может употреблять данный термин;
- при желании в глоссарий можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы.
Приложение 5
Правила составления кроссвордов
Методические рекомендации по созданию кроссвордов.
Правила составления кроссвордов
Кроссворд — игра, состоящая в разгадывании слов по определениям.
- В общем случае определение должно состоять из одного предложения.
- Определения должны быть по возможности краткими. Следует избегать перечислений, не злоупотреблять причастными и деепричастными оборотами, не перегружать текст прилагательными. Определение кроссворда - своего рода компромисс между краткостью и содержательностью.
- Запрещается использование в одной сетке двух и более одинаковых слов, даже с различными определениями.
- В вопросах следует избегать энциклопедических определений. В целом работа должна быть авторской, а не перепечаткой статей из словаря.
- Нежелательно начинать формулировку вопроса с цифры, глагола, деепричастия.
- Запрещается использование однокоренных слов в вопросах и ответах.
- В работе должна быть изюминка, то есть нечто, отличающее ее от миллионов других.
- Запрещается помещать слова без пересечений (встречается и такое).
- Не используются слова, пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно-ласкательную окраску.
Приложение 6
Правила написания сообщения
Методические рекомендации по написанию сообщения.
Сообщение – это сокращенная запись информации, в которой должны быть отражены основные положения текста, сопровождающиеся аргументами, 1–2 самыми яркими и в то же время краткими примерами.
Сообщение составляется по нескольким источникам, связанным между собой одной темой. Вначале изучается тот источник, в котором данная тема изложена наиболее полно и на современном уровне научных и практических достижений. Записанное сообщение дополняется материалом других источников.
Этапы подготовки сообщения:
1. Прочитайте текст.
2. Составьте его развернутый план.
3. Подумайте, какие части можно сократить так, чтобы содержание было понято правильно и, главное, не исчезло.
4. Объедините близкие по смыслу части.
5. В каждой части выделите главное и второстепенное, которое может быть сокращено при конспектировании.
6. При записи старайтесь сложные предложения заменить простыми.
Тематическое и смысловое единство сообщения выражается в том, что все его компоненты связаны с темой первоисточника.
Сообщение должно содержать информацию на 3-5 мин. и может сопровождаться презентацией, схемами, рисунками, таблицами и т.д.
Приложение 7
Методические рекомендации по написанию сочинения.
I. Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания. Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, т. е. сделали набросок плана сочинения.
II. Формулировка основной мысли (идеи) сочинения
Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса — четко, ясно, категорично.
III. Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение их в определенном порядке для обоснования тезиса
От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосновывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определенном порядке).
IV. Подбор фактического и цитатного материала
Рекомендуем вам выучивать наизусть наиболее подходящие цитаты для подтверждения высказанных текстов. Это в первую очередь относится к стихотворным отрывкам. Итак, главная часть сочинения — это тезис и аргументы.
Вступление нужно, если оно подготавливает читателя к восприятию основной части.
В традиционных вступительных частях пишущий рассказывает об эпохе, когда было написано произведение, или дает краткую характеристику проблематики творчества писателя, поэта, определяя место в нем анализируемого произведения. Заключение придает сочинению законченный вид, оно может резюмировать, т. е. кратко повторить основные мысли в главной части (заключение может j быть выжимкой из текста). Вступительная и заключительная части могут быть предельно краткими.
Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею произведения. Эпиграф возможен, но не обязателен в сочинении.
Приложение 8
Методические рекомендации по написанию доклада
Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).
Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:
- Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.
- Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки.
- Составить план доклада.
- Написать план доклада, в заключении которого обязательно выразить своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.
- Прочитать текст и отредактировать его.
- Оформить в соответствии с требованиями к оформлению письменной работы.
Примерная структура доклада:
1. Титульный лист
2. Текст работы
3. Список использованной литературы
Требования к оформлению и содержанию письменной работы
Письменная работа (реферат, доклад и т.д.) должна отвечать определенным требованиям.
На Титульном листе необходимо указать следующие данные:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Автомеханический лицей» Название реферата (доклада) Выполнил: ФИО студента, курс, группа Руководитель: ФИО преподаватель 20__ г. |
Список использованной литературы оформляется следующим образом:
- порядковый номер в списке;
- фамилия и инициалы автора;
- название книги (для статьи её заглавие, название сборника или журнала, его номер);
- место и год выпуска.
Например:
- Бочаров, И. Н. Кипренский [Текст] / Иван Бочаров, Юлия Глушакова. – 2-е изд., знач. доп. – М. : Молодая гвардия, 2001. – 390 с., [24] л. ил. ; 21 см. – (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : сер. биогр. : осн. В 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким ; вып. 1009(809). – Библиогр.: с. 385–389. – 5000 экз. – ISBN 5-235-02408-7 (в пер.).
- Семенов, В. В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология [Текст] / В. В. Семенов ; Рос. акад. наук, Пущин. науч. центр, Ин-т биофизики клетки, Акад. проблем сохранения жизни. – Пущино : ПНЦ РАН, 2000. – 64, [3] с.; 22 см. – Рез.: англ. – Библиогр.:с. 60–65. – 200экз. – ISBN 5-201-14433-0.
При ссылке на источник в тексте приводится порядковый номер и номер страницы использованной литературы, заключенный в квадратные скобки, также возможно вынесение ссылки в нижнюю левую часть листа.
Например:
Приложение А. Структура собственности при плановой экономике [13, c. 363].
Приложение Б. Классификация потребностей в плановой экономике [13, c. 385]
Приложение В. Макроэкономические показатели стран с плановой экономикой [9 cс. 233, 311, 536, 679; 1; 22]
Литература
………
9. Малая Энциклопедия Стран, – Харьков: Торсинг, 2000 г.,719 с.
10. Маркс К. Капитал, – М.: Государственное Издательство Политической Литературы, 1954 г. т.1– 2
……..
13. Политическая экономия: Учебник для вузов / Медведев В. А., Абалкин Л. И., Ожерельев О. И. И др. – М.: Политиздат, 1988. – 735 с
Оформление работы
Письменная работа выполняется на листах А4, на одной стороне листа. Кегль – Times, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – 1,5. Рекомендуемый объем :
Доклад - 3-5 листов формата А4;
Реферат – 10-15 листов формата А4
При написании письменной работы необходимо соблюдать следующие поля:
- сверху 2 см
- снизу 2 см
- слева 3 см
- справа 1,5 см
Абзац должен начинаться с расстояния 3,5 см.
Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквозной, от титульного до последнего листа текста. На титульном листе нумерация страниц не проставляется.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы и т.д.) располагаются непосредственно после текста, где они упоминаются впервые или на следующей странице. Каждая иллюстрация должна иметь название, которое приводится после слова Рис. и её номера. Нумерация иллюстраций должна быть сплошной по всему тексту, например:
Рис. 1. Экспериментальные данные по упругому рассеянию
протонов и результаты расчетов по оптической модели
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся для профессий и специальностей СПО
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны для обучающихся в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов п...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК для специальностей: 43.02.10. Туризм (базовая подготовка)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМетодическая разработка составлена в соответствии с рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессиональ...
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОУД.07.Информатика
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОУД.07 Информатика...
Русский язык. Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «Русский язык» предназначены для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования,...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине ОДБ.01.04.История для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине ОДБ.01.04.Историядля специальности38.02.04 Коммерция (по отраслям)...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине ОГСЭ.02. История для специальности 15.02.09 Аддитивные технологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине ОГСЭ.02. Историядля специальности 15.02.09 Аддитивные технологии...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине ОДБ.01.05.История для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (базовая подготовка)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине ОДБ.01.05.История для специальности38.02.05 Товароведение и экспертиза качества по...