Банк заданий на развитие УУД.
методическая разработка по русскому языку на тему
Система заданий по русскому языку с прменением технологии СДО,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bank_zadaniy_na_razvitie_uud.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I. Задания на развитие общеучебных познавательных УУД.
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Составить вопрос - понятие по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» | Что считается одушевленным именем существительным? Что понимается под неодушевленным существительным? | Умение структурировать знания в устной и письменной форме. |
2. | Составить вопрос - понятие по теме «Имена существительные собственные и нарицательные» | Что считается собственным существительным? Что считается нарицательным существительным? | |
3. | Сформулировать вопрос-суждение, ответ на который определит цель данного урока | Каким образом собственные имена существительные отличаются от нарицательных? | |
4. | Составить вопрос - понятие по теме « Заглавная буква в именах собственных» | Что такое имя собственное? Что выражает заглавная буква в именах собственных? |
- Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Что является общим для слов диван, окно, трава? | Слово диван отвечает на вопрос что? Слово окно отвечает на вопрос что? Слово трава отвечает на вопрос что? Значит общим для диван, окно, трава, является вопрос что? | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог) |
2. | Что является общим для слов собака, корова, первоклассник? | Слово собака отвечает на вопрос кто? Слово корова отвечает на вопрос кто? Слово первоклассник отвечает на вопрос кто? Значит общим для слов собака, корова, первоклассник является вопрос кто? | Построение логической цепочки рассуждений, доказательств с помощью вопросов (Лог) |
3. | Найти подлежащее и сказуемое в предложении: На улице разыгралась метель | Что? метель – подлежащее. Что сделала? разыгралась- сказуемое. |
- Структурирование знаний.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Составить схему предложения с : Вечером шел проливной дождь. | Когда?чтоделал?какой? что? | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог) Построение логической цепочки рассуждений, доказательств с помощью вопросов (Лог) |
2. | Из слов: разыгралась, метель, сильная, вечером, за окном составить предложение по вопросам: какая? что? что сделало? когда? где? | Сильная метель разыгралась вечером за окном. | |
3. | Составить вопросы-суждения к предложению: Ребята после дождя отправились за грибами. | Когда ребята отправились за грибами? Почему ребята отправились в лес? | Построение речевого высказывания(ОУ) |
- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Устно составить распространенное предложение используя слова зима, пришла. | Пришла морозная зима. | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог) |
2. | Составить и записать предложение, используя словосочетание лесная полянка. | На лесной полянке было много ягод и грибов. | |
3. | Используя слова нежность, нежный составить 2 словосочетания. | Мамина нежность, Нежное прикосновение. |
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Из букв А, О, К, С, У составить как можно больше существительных. | Сок, сук, коса, оса, укос. | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог). Синтез как составление целого из числа |
2. | Расположи предложения так, чтобы они составили текст. 1.В дупле сидят детеныши белки. 2.Оно сделано в стволе старой ели. 3. На лесной поляне стоит старая ель, в которой есть дупло.. | На березе грачиное гнездо. Оно сделано из прутьев, глины и травы. В гнезде трое грачат. | Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепочки рассуждения. Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
3. | Используя слоги ТЕ, МА, БА, КО,СА,РО,СО,КА составить имена существительные ж.р. | Тема, собака, роса, коса. | Установление причинно- следственных связей.Синтез как составление целого из числа |
- Знаково-символические действия, включая моделирование
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Сделать разбор по членам предложения: Классы заполнили шумные первоклассники. | Классы заполнили шумные ----- ======== ~~~~~ первоклассники. | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог). Установление причинно- следственных связей. |
2. | По данной схеме составить предложение: --- ========,=====. | Первоклассники рисуют, читают. | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог). Синтез как составление целого из числа |
3. | Слова разделить на слоги и сделать схему: окно, пальто, самовар. Написать количество слогов. | Ок-но (_/_) 2слога Паль-то (_ / _) 2слога Са-мо-вар ( _/ _ / _)3 слога | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог). |
- Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Записать под диктовку словарные слова: Апельсин, баскетбол, почерк, мандарин, фиолетовый. Проверить по словарю. Самооценка:о ош. – 5, 1ош. – 4, 2 ош.- 3,более3 – 0. | Апельсин, баскетбол, почерк, мандарин, фиолетовый. | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог). |
2. | Вставить пропущенные буквы в предложении: Наташа села и вз_ла на колени брата, укрыв руками его г_л_ву от ветра и д_ждя. Взаимопроверка. Оценивание. 4б.- без ошибок, 3б.- 1ош., 2б.- 2ош., более2ош.- 0б. | Наташа села и взяла на колени брата, укрыв руками его голову от ветра и дождя. | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог) Установление причинно- следственных связей. |
3. | Запиши слова в 2 группы. А?или О? С_сна, н_чной, х_лмистый, схв_тить, в_ренье, сп_сение. Объясни свой выбор. Проверка на доске. Оценивание в группе. о ош. – 5, 1ош. – 4, 2 ош.- 3,более3 – 0. | О Сосна-сосны Ночной - ночь Холмистый - холм А Схватить - схватка Варенье – варка Спасение - спас |
- Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Прочитать текст. Что является главной мыслью текста? Радостное пробуждение. В небе вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма тихонько прячется в густой листве деревьев. Из-под камней выбегают зеленые ящерицы, они мигают сонными глазками. Сегодня будет жарко! Над цветами кружатся золотые пчелы, жадно пьют сладкий мед. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрашены в цвет утренней зари. В кустах порхают веселые чижи. Мелькают ласточки и стрижи и звенят радостно и счастливо. Хорошо иметь быстрые легкие крылья! | Главной мыслью текста является заголовок «Радостное пробуждение». | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог) |
2. | Прочитав текст составить вопросы-суждения по содержанию. ( Выборочное чтение). | Чем объяснить, что ночная тьма прячется в густой листве деревьев? Каким образом ночная мгла прячется в густой траве? Почему хорошо иметь быстрые легкие крылья? | Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепочки рассуждения. |
3. | Прочитав 2 абзац текста выписать к глаголам существительные. (Выборочное чтение). | Кружатся пчелы, пьют пчелы, проснулись малиновки, порхают чижи, мелькают ласточки, стрижи; звенят ласточки и стрижи, иметь крылья. | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог) |
- Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Прочитать текст. Ответить на вопросы- суждения: Чем объяснить, что ночная тьма прячется в густой листве деревьев? Каким образом ночная мгла прячется в густой траве? Почему хорошо иметь быстрые легкие крылья? |
В небе вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма тихонько прячется в густой листве деревьев. Радостно и весело птицам летать. | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог) Установление причинно- следственных связей. |
- Определение основной и второстепенной информации.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Прочитать текст. Составить и записать план в форме вопроса- суждения. | План: 1.Каким образом ночная тьма прячется? 2.Каким образомпросыпаются насекомые и птицы? 3.Почему хорошо иметь быстрые легкие крылья? | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог) |
- Свободная ориентация и восприятие текстов.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Найти в тексте существительное м. рода, ед. числа, неодушевленное, нарицательное. | Луч. | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог) |
2. | Найти нераспространенное предложение. | Проснулись малиновки. | |
3. | Спиши предложение, в котором говорится о том, почему хорошо иметь быстрые легкие крылья? | Мелькают ласточки и стрижи и звенят радостно и счастливо. |
- Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Выписать из словаря значение непонятных слов. | Бакен – плавучий знак для обозначения опасных мест на реках, озерах, в заливах. | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог) |
2. | Составить план к тексту статьи. | Бакен – плавучий знак. Теплоход плыл по бакену. | |
3 | Составить вопросы суждения по прочитанному. | Чем объяснить , что бакен – плавучий знак? Почему теплоход плыл по бакену? |
Раздел II. Задания на развитие логических познавательных УУД.
2.1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Указать признак, позволяющий отнести слово Молоток к существительному - Обозначает предмет - Инструмент - Отвечает на вопрос что? - Размер | Молоток – имя существительное, т.к. обозначает предмет и отвечает на вопрос что? | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог) Установление причинно- следственных связей. Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
2. | Сравнить чем отличается предложение от словосочетания. | В отличие от предложения, которое имеет грамматическую основу, в словосочетании ее нет. | |
3 | Устно перечислить все признаки, которые можно обнаружить у слова первоклассник как части речи. | Первоклассник – имя существительное, м. рода, одушевленное, нарицательное, в ед. числе. |
2.2. Синтез как составление целого из частей.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Сотавить предложение из слов: Урожай, удивительный, в огороде, моркови, капусты, осенью, собрали. | Осенью в огороде собрали удивительный урожай моркови и капусты. | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог).Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. |
2. | Восстанови текст. До вокзала ехали на трамвае. В прошлое воскресенье мы всем классом были на прогулке. На электричке добрались до деревни. Остановились мы на небольшой полянке. После обеда играли в волейбол, пели песни, собирали пестрые осенние листья, последние полевые цветы. Оттуда отправились к березовой роще. Мальчики принесли сухих веток и развели костер. Домой возвратились поздно. Девочки занялись приготовлением пищи. | В прошлое воскресенье мы всем классом были на прогулке. До вокзала ехали на трамвае. На электричке добрались до деревни. Оттуда отправились к березовой роще. Остановились мы на небольшой полянке. Девочки занялись приготовлением пищи. Мальчики принесли сухих веток ели и развели костер. После обеда играли в волейбол, пели песни, собирали пестрые осенние листья, последние полевые цветы. Домой возвратились поздно. | |
3. | Закончи предложение. За все берется, но не все__________. Тот труда не боится, кто_________. | За все берется, но не все удается. Тот труда не боится, кто умеет трудиться. |
2.3. Выбор оснований и критериев для обобщения, сравнения, сериации, классификации объектов.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Из данных слов выпиши существительные на тему «Явления природы»: дождь, март, ветер, оттепель, день, солнечный. | Явления природы: дождь, ветер, оттепель. | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог). |
2. | Выбери и запиши одушевленные существительные: дождь, ураган, собака, печаль, первоклассник. | Кто? Собака. Кто? Первоклассник. Собака, первоклассник – одушевленные существительные. | |
3. | Запиши 3 слова из словаря по алфавиту по теме «Спорт». | Арена, баскетбол, велогонки – спорт. | |
4. | Найти лишнее слово: стебель, красный, высота, пенал | Лишнее слово красный, т.к.отвечает на вопрос какой? |
2.4. Подведение под понятие.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Какое общее название можно дать каждой группе слов: Первоклассник, ученик, учитель – Школа, знание, учебник - | Первоклассник, ученик, учитель – слова, которые отвечают на вопрос кто?(одушевленные) Школа, знание, учебник - слова, которые отвечают на вопрос что? (неодушевленные) | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог).Выбор критериев. Установление причинно- следственных связей. |
2. | Сформулировать вопрос- понятие к теме урока. Ответить в форме суждения (указать родовые и видовые признаки) | Что называется именем существительным? Имя существительное – это часть речи (родовой признак), обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?(видовой признак) | |
3. | Соедини слова и видовые признаки: Одушевленные колобок Неодушевленные колобок Собственные Нарицательные | Колобок - одушевленное собственное существительное. Колобок- неодушевленное, нарицательное. |
2.5. Выведение следствий.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Сделать вывод по умозаключению: Все существительные отвечают на вопрос кто? или что? Слово « зимний» - отвечает на вопрос какой? | Все существительные отвечают на вопрос кто? или что? Слово « зимний» - отвечает на вопрос какой? ____________________ Слово «зимний» не является именем существительным | Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепочки, рассуждений, доказательство. |
2. | Дописать посылку к умозаключению: Все имена собственные пишутся с заглавной буквы. Арина - Слово Арина пишется с заглавной буквы. | Все имена собственные пишутся с заглавной буквы. Арина - имя собственное. Слово Арина пишется с заглавной буквы | |
3. | Дописать посылку к умозаключению Существительное доска имеет ж. род, ед. число, окончание –а. ______________________ Вероятно существительное банка имеет ж.р. | Существительное доска имеет ж. род, ед. число, окончание –а. Существительное ручка имеет ед. число, окончание –а. ____________________ Вероятно существительное банка имеет ж.р. |
2.6. Установление причинно-следственных связей.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Чем объяснить, что существительное море имеет средний род? | Существительное солнце имеет ед. число, ср. род, окончание – е. Существительное море имеет ед.число, окончание е Вероятно, существительное море среднего рода. | Построение логической цепочки, рассуждений, доказательство. |
2. | Как доказать, что слово стул является неодушевленным существительным? | Если слово кот является одушевленным существительным. __________________________ То слово стул является неодушевленным существительным. | |
3. | Как доказать, что слово зимний не является именем существительным? | Все имена существительные отвечают на вопрос кто? или что? Слово зимнийотвечает на вопрос какой? Слово зимний не является именем существительным |
2.7. Построение логической цепочки, рассуждений, доказательство.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Сделать вывод по умозаключению: Все существительные отвечают на вопрос кто? или что? Слово « веселый» - отвечает на вопрос какой? | Все существительные отвечают на вопрос кто? или что? Слово « веселый» - отвечает на вопрос какой? ____________________ Слово «веселый» не является именем существительным. | Выведение следствий. Установление причинно-следственных связей. |
2. | Дописать посылку к умозаключению: Все имена собственные пишутся с заглавной буквы. Пушок- Слово Пушок пишется с заглавной буквы. | Все имена собственные пишутся с заглавной буквы. Пушок - имя собственное. Слово Пушок пишется с заглавной буквы | |
3. | Дописать посылку к умозаключению Существительное книга имеет ж. род, ед. число, окончание –а. ______________________ Вероятно существительное парта имеет ж.р. | Существительное книга имеет ж. род, ед. число, окончание –а. Существительное партаимеет ед. число, окончание –а. ____________________ Вероятно, существительное парта имеет ж.р. |
2.8. Анализ истинности утверждений, доказательство.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Доказать, что слово Ермаковское пишется с заглавной буквы. | Все имена собственные пишутся с заглавной буквы. Ермаковское - имя собственное. Слово Ермаковское пишется с заглавной буквы. | Построение логической цепочки, рассуждений, доказательство. |
2. | Доказать, что слово кот является одушевленным | Все одушевленные имена существительные в И.п. отвечают на вопрос кто? Слово кот – отвечает на вопрос кто? Слово кот является одушевленным именем существительным. | |
3. | Доказать, что слово Марина - собственное имя существительное. | Если слово парта является нарицательным существительным ________________________ То слово Марина является собственным именем существительным.
|
2.9. Выдвижение гипотез и их обоснование.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Продолжите выражение: Люди в своей речи использует вопросительные предложения, потому что | Люди в своей речи использует вопросительные предложения, потому что хотят что – то спросить. | Свободная ориентация и восприятие речевого высказывания. Установление причинно-следственных связей. |
2. | Продолжите выражение: Люди в своей речи использует восклицательные предложения, потому что | Люди в своей речи использует восклицательные предложения, потому что хотят выразить свои эмоции. | |
3. | Каким образом можно из слога образовать слово? | Можно добавить букву. Можно добавить слог перед или после данного слога. Можно добавить сочетание букв. |
Раздел III. Задания на развитие действий постановки и решения проблем.
3.1. Формулирование проблемы.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Продолжить формулировку противоречия: Слово больной отвечает на вопрос кто ?, между тем может отвечать …. | Слово больной отвечает на вопрос кто?, между тем может отвечать на вопрос какой? | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Установление причинно-следственных связей. |
2. | Сформулировать противоречие по теме «Имя существительное». | Существительные изменяются по числам, несмотря на это есть существительные имеющие одну форму числа (грабли, дрожжи) | |
3. | Продолжить формулировку противоречия: известно, что имя существительное является склоняемой частью речи, а при этом есть и | Известно, что имя существительное является склоняемой частью речи, а при этом есть и несклоняемые (кенгуру, метро) |
3.2. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Как доказать, что существительные ср рода в И.п. имеют окончания –о, -е. | Существительное окно имеет окончание о. Существительное сено имеет окончание о. Существительное море имеет окончание е. Окно, сено, море – существительные ср.рода в И.п. Все существительные ср. рода в И. п. имеют окончания –о, -е. | Построение логической цепочки, рассуждений, доказательство. Установление причинно-следственных связей. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
2. | Как доказать, что существительные ж. рода в И.п. имеют окончания –а, -я и нулевое окончание. | Существительное Варя имеет окончание -я. Существительное Оксана имеет окончание -а. Существительное речь имеет нулевое окончание . Варя, Оксана, речь– существительные ж.рода в И.п. Все существительные ж. рода в И. п. имеют окончания –а, -я и нулевое окончание. | |
3. | Как доказать, что существительные м. рода в И.п. имеют окончания –а, -я и нулевое окончание. | Существительное Петя имеет окончание -я. Существительное папа имеет окончание -а. Существительное пень имеет нулевое окончание. Петя, папа, пень– существительные м.рода в И.п. Все существительные м. рода в И. п. имеют окончания –а, -я и нулевое окончание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ Открытый банк заданий ( задание из раздела квантовая физика )
При подготовке к ЕГЭ составляю тест из заданий открытого банка . Данный тест составлен при закреплении тем по квантовой физике....
Банк заданий для развития коммуникативных умений при обучении устной речи
Банк заданий создан на основе УМК "Starlight 5"....
Банк заданий для развития коммуникативных умений при обучении устной речи
Банк заданий создан на основе УМК "Starlight 5"....
Задание 3: изобразительно - выразительные средства (открытый банк заданий - курсы)
Распределить ивс по группам...
Банк заданий на развитие речи учащихся
Банк заданий на развитие речи учащихся...
Задание 5 ОГЭ (Открытый банк заданий)
Задание 5 ОГЭ (открытый банк заданий)...
Банк заданий повышенной сложности (олимпиадные задания) по русскому языку
Олимпиадные задания по русскому языку для индивидуальной подготовки одаренных детей...