Конспект урока русского языка в 9 классе "СПП с придаточным места"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Конспект урока русского языка на тему `Сложноподчиненное предложение с придаточным места` в 9 классе.
Автор: Санакова Н.Н.
Источник: личный архив
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnopodchinennoe_predlozhenie_s_pridatochnym_mesta_konspekt_uroka_.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Садгородская основная общеобразовательная школа
Конспект открытого урока по русскому языку
в 9 классе
«Сложноподчиненное предложение с придаточным места»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Санакова Надежда Николаевна
2007г.
Тема урока: СПП с придаточными места.
Тип урока: комбинированный
Уровень подготовленности класса: средний
Цели урока:
I. Образовательные: продолжить формирование системы знаний о СПП:
- открыть вместе с учащимися опознавательные признаки СПП с придаточным места,
- повторить усвоенный ранее материал и проверить знания о СПП с придаточными обстоятельственными (сравнительными), изъяснительными, определительными;
- помочь ученикам понять и обосновать основные средства связи придаточного с главным в СПП с придаточными места;
- помочь учащимся уяснить способы отличия СПП с придаточным места от придаточных определительных и изъяснительных.
II. Воспитательные: развивать военно-патриотические и эстетические коммуникативные компетенции, расширять представления школьников о познавательных возможностях видеть различное во внешне похожем.
- Развивающие:
- совершенствовать умения давать синтаксическую характеристику СПП по схеме,
- формировать умение классифицировать СПП с придаточным места по средствам связи главного с придаточным;
- закрепить навык строить СПП по данному началу (заданной модели);
- учить интонировать СПП с придаточными места.
- Общепредметные и межпредметные:
- совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщённом виде;
- развивать умение самостоятельно анализировать учебный материал;
- совершенствовать слушание как вид речевой деятельности,
- совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворного текста,
- развивать умения погружаться в контекст художественного произведения(стихотворного текста в данном случае) с целью нахождения информации по русскому языку.
Оборудование:
(средства обучения и воспитания):
карточки с дидактическим материалом, выставка стихов местных поэтов, портрет А.С. Пушкина, рисунки о ВОВ учащихся, опорный конспект «СПП», таблицы с буквенно-графическими схемами СПП.
Педагогические технологии:
технология полного усвоения, технология критического мышления, личностно-ориентированного подхода, здоровьесберегающая, частная технология (инновационная - авторская – использование стихов собственного сочинения как ресурса образовательной среды с целью лучшего усвоения материала учащимися и связи с жизнью), Общедидактические:
- Доступности: (опора на знания об опознавательных признаках СПП, СПП с придаточными определительными, изъяснительными, сравнительными и союзных слов).
- Активности и сознательности учащихся в обучении (использование метода самостоятельного анализа для объяснения нового материала).
- Наглядности (опора на обобщённые буквенно-графические схемы СПП с придаточными определительными и места).
- Связи теории с практикой (обучение умению строить СПП с придаточными места).
Общеметодические:
- Структурно - семантический (сопоставление структуры и семантики СПП с придаточными места);
- Функциональный принцип (роль СПП с придаточными места в тексте);
- Внутриуровневый (сопоставление с СПП с определительными и изъяснительными придаточными) и межуровневых (морфологические средства связи главного с придаточным) связей.
Частнометодические:
- Опоры на синтаксические модели (на обобщённые схемы СПП);
- Интонационный (обучение интонированию СПП);
- Морфолого - синтаксический (сопоставление синтаксических средств связи главного с придаточным и их морфологического выражения).
Методы объяснения
1. Самостоятельный анализ (опорного конспекта и обобщающих схем) Методы формирования и контроля знаний
- Монологическое высказывание(по опорному конспекту, обобщённым схемам СПП с предварительным их воспроизведением по памяти на доске).
- Постановка вопросов:
- фронтальный опрос(во время проверки д/з, объяснения нового материала,
методическая обработка упражнений, итоги урока);
- взаимоопрос (во время запоминания новой информации}
Методы совершенствования и контроля умений:
- Графический диктант.
- Частичный синтаксический анализ предложений в стихотворном и прозаических текстах.
Методы формирования умений:
- Нахождение главного в сочетании с частичным языковым анализом.
- Выборочно-распределительный диктант в сочетании с буквенно-цифровым.
- Конструирование предложений по данному началу в сочетании с языковым анализом.
- План урока
- Оргмомент.-1мин.
- Лирическая минутка - 3 мин.
- Проверка домашнего задания, повторение изученного - 8 мин.
- Объяснение нового - 10 мин.
- Формирование компетенций, закрепление - 15 мин.
- Постановка домашнего задания-2 мин.
- Итоги урока - 1 мин.
Содержание урока
- Организационный момент. Краткое вступительное слово учителя о предстоящей работе: - Здравствуйте, ребята! Мы всегда рады видеть друг друга и готовы к творческой совместной работе. Акцентирую ваше внимание на том, что в школе идёт Неделя русского языка на военно-патриотическую тему, поэтому начнём урок с лирической минутки.
- Лирическая минутка
- Слайд – презентация о ВОВ, на фоне которого чтение стихов.(Чтение учащимися стихотворения учителя Н.Н. Санаковой о ВОВ (см. Приложение .)) Далее учитель продолжает:
- На предыдущих уроках мы знакомились с местными поэтами нашего края. Сегодня вы приготовили стихотворение моего сочинения. Скажите, почему, чем оно затронуло вас? (Воспитательный момент)
- И еще просьба. Обратите внимание, есть ли в тексте стихотворения СПП, с придаточными, уже изученными нами?
(Дети находят СПП с придаточными в моем стихотворении, объясняют их вид) Учитель: Хорошо, так с этого мы и продолжим урок, переходя к нашей теме. Напомните, чем мы занимались на предыдущих уроках?
- Верно, вот уже несколько уроков мы путешествуем по
маршруту «Сложное предложение», постигая его премудрости. Мне очень приятно, что вы находите такие предложения даже в стихотворных текстах, давайте повторим, что мы узнали о СП, о СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными. Поработать над этим у доски пойдут учащиеся.
- Проверка домашнего задания
Проверка факта знания и степени понимания изученного материала о СПП:
- На доске необходимо воспроизвести по памяти две опорные схемы: СПП и СПП с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными - с примерами из домашней работы (упр. 70, стр. 34, вызываются двое учеников), подготовиться к рассказу по тексту ( 70 упр.), по составленному плану ответа (индивидуальные д/задания).А также схемы предложений из стихотворного текста, только что прослушанного во время лирической минутки.
- Письменную часть домашнего задания проверим по цепочке (учащиеся сами называют того, кто будет продолжать проверку, учитель вызывает первого). Предложение не читаете, а только указываете в нём слово, при помощи которого главное связывается с придаточным, определяете, каким членом предложения оно является, к какой части речи принадлежит.
Итоги проверки:
Назовите опознавательные признаки союзных слов.
- Качество воспроизведения первой и второй схем проверят (вызываются к доске 2 ученика), а мы слушаем рассказ по составленному плану (упр.70)
План ответа ученика
- В какой дом и с какой целью спешили пешеходы 6 июня 1943 года?
- Как в это время выглядела улица и почему?
Опишите комнату А.С. Пушкина. Какой вы её представляете? Подтвердите,
опираясь на ключевые слова.
- Что происходило в квартире поэта?
Найдите предложения, в которых говорилось о силе чувств людей, находящихся здесь.
Как называет их (этих людей) автор и почему? Сделайте вывод из всего сказанного.
- Обобщение учителя, выводы о роли русской поэзии для народа в годы Великой Отечественной войны. Обращение к портрету А.С. Пушкина по ходу рассказа ученика, к рисункам учащихся на стенде, разговор в продолжение данной темы.
Самостоятельная работа (параллельно с проверкой д/задания) на (переносных досках или на первых партах) 4 уч-ся, 3 из которых (из 1 и 2 группы) по карточкам, один (из 3 группы работает с толковым словарем).
1 ученик | 2 ученик | 3 ученик | 4 ученик |
Задание: | Задание: | Задание: Сравнить | Задание: |
Обозначить | Построить схемы | СПП- с | Выписать из |
главное и | предложений. | придаточным | толкового словаря |
придаточное | определительным, | лексическое | |
предложения, | изъяснительным и | значение слова | |
выделить союзы, | места. В чём | «канонада», | |
расставить знаки | сходство и | составить с ним | |
препинания. | различие? | словосочетание и | |
Устно, пользуясь | СПП. | ||
опорным | |||
конспектом, | |||
объяснить | |||
проделанную | |||
работу. |
V. Объяснение нового материала
Организация восприятия темы.
- Пока мы проверяли д/задания у доски, работали с текстом, группа ребят осваивали новый материал. Сейчас они объяснят его всем. Будьте предельно внимательны.
(Учащимися на примерах своих работ по карточкам объясняют новый материал). Вопросы к классу:
- В чём заключается главная отличительная особенность СПП с придаточными определительными, изъяснительными?
- Какой общий опознавательный признак имеют СПП с придаточными обстоятельственными?
Осознание сути нового материала:
Рассмотрите схему СПП, изображённую на доске, перенесите её в тетрадь. Что вы можете сказать о СПП, которые объединены такой схемой? (Ученики, работающие с карточками №1,№2,№3 приводят примеры.)
Запоминание и воспроизведение новой информации:
Опираясь на схему и ключевые слова, расскажите друг другу об опознавательных признаках СПП с придаточными места.
Устное проговаривание нового материала по плану (план-памятка имеется у каждого ученика на парте):
- На какие вопросы отвечают придаточные места.
- Какими союзными словами прикрепляются к главному предложению.
- Есть ли указательные слова и в каком предложении (главном или придаточном) они находятся.
- В каком месте (начало, конец, середина предложения) может находиться придаточное.
- В чём сходство и различие с придаточным определительным и изъяснительным.
VI. Формирование знаний и умений
Обучение умению применять полученные сведения на практике:
Цель: Мы с вами выяснили опознавательные признаки СПП с придаточными
места, рассмотрели возможности их модели на примерах. Основная наша
задача - учиться видеть среди других СПП предложения с придаточными
места.
- Работа с книгой. Откройте учебники на стр.36, найдите упражнение 75, 76(1,3,6). Будем учиться доказывать принадлежность сложного предложения к группе СПП с придаточными места. Запишите первое предложение в тетрадь (учитель читает предложение, чертит на доске его схему, даёт образец синтаксической характеристики СПП с придаточными места; последующие предложения читают учащиеся, чертят на доске и в тетрадях схемы, не записывая предложения ,и дают их синтаксические характеристики.
- Творческая работа : дописать предложение так, чтобы получилось два с разными придаточными - определительным и места.
Все бросились к ...
А) тому месту, где приземлился самолёт.
Б) туда, где приземлился самолёт.
3. 3адание№3. Составьте и запишите три сложноподчинённых предложения с придаточными места, определительным и изъяснительным, используя союзное слово «где».
VII. Пояснение домашнего задания (разноуровневые)
- Для первой и второй группы:
Составить кластер на тему СПП с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными места, опираясь на полученные знания.
Для третьей группы (слабо подготовленной):
Заполните таблицу, опираясь на полученные знания (каждому раздаётся лист с таблицей)
Придаточные определительные | Придаточные изъяснительные | Придаточные(обстоятельственные) места |
Распространяют член предложения, выраженный существительным | ||
Союзные слова могут быть заменены с.с. который | ||
Союзным словам в главной части предложения соответствует указательное местоимение тот. | Указательные слова там, туда, оттуда к сказуемому, требующему изъяснения, поставить нельзя | |
Отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? | Отвечают на падежные вопросы |
- Письменно ответить на вопросы, используя в своём ответе СПП с придаточными места:
Где вы любите отдыхать летом? Где вы любите гулять? Куда бы вы хотели поехать?
Куда вы собираетесь поступать по окончании школы?
- По учебнику: стр.30-31 -повторить.
- Итоги урока:
Выясним, как вы усвоили новый материал.
1. Каким является придаточное в СПП Нет истины, где нет любви. Обоснуйте свой ответ.
- Объявление оценок.
- Спасибо за работу. Урок окончен. До встречи.
Использованная литература
1. Московкина Р.А. Изучение сложного предложения в школе. М.. Просвещение, 1981г.-c.l - 1-29, 63-67.
2. Скоркина Н.М. Русский язык. 9 класс (поурочное планирование по учебнику с.Т. Бархударова, С.Е. Крючкова), Волгоград, 2002г.
3.Широковская Т.А., Широковский Ю.С. Уроки русского языка:9 кл. - М., Просвещение, 1989. - с.44-48.
4. Учебник русский язык для 9 класса. Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко., М., Просвещение, 2005г.
Приложение.
На Мамаевом кургане
Тишина. Тишина.
Каждый камень молчит.
Только сердце стучит.
Гулко сердце стучит.
Замирает дыхание.
В горле – комок.
Невесомы шаги
У немеющих ног.
Как представить, что рядом гудела земля
И от взрыва гранаты дробились тела?
Как почувствовать боль миллионов солдат,
Что под кленами этими тихо лежат?
Как щекою прижаться к отцовской щеке?
Как обнять сыновей (Боль стучится в виске),
Если все они здесь, под курганом лежат
И поэтому губы безмолвно дрожат…
Тишина.
Тишина.
Но величие сна
Ощущаем
Мы,
Гордо
Молчанье
храня.
(© Copyright: Надежда Санакова, 2011
(Свидетельство о публикации №11102050356))
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка в 9 классе "Придаточные предложения следствия"
Данный урок по учебнику «Русский язык. 9 класс» МС.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова и др. в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация» входит в тему «Сложнопо...
Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным"
Цель:Обучающие:познакомить учащихся с сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным учиться находить сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:определить к че...
Урок русского языка "Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места" (9 класс)
Это урок изучения нового материала по теме СПП с придаточными обстоятельственными места разработан в соответствии с программой и учебником С. И. Львовой....
Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"
Методическая разработка урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным" , 9 класс....
Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными", 9 класс
Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными", 9 класс...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными места»
Данный урок является уроком открытия новых знаний. Структура урока соответствует его типу....
Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными места", 9 класс
Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными места", 9 класс...