Урок повторения и обобщения по теме "Лексика" в 6 классе (конспект + презентация)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Материал будет полезен для обобщения и закрепления знаний учащихся по теме "Лексика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksika._povtorenie_i_obobshchenie.zip | 870.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Лексика»
Цель урока: повторение основных понятий изученных в разделе «Лексика»,
Обобщение и систематизация знаний по лексикологии за курс 5-6 классов.
Эпиграф к уроку: «Язык живет вместе с жизнью народа». В.Г.Белинский
1.Опрос. Повторение основных понятий лексикологии, изученных в курсе 6 класса - (10 минут).
- Что такое лексика?
- Как называется наука, изучающая лексику?
- Как называются люди, которые по роду своей профессии занимаются составлением словарей?
- Как мы называем слова, которые известны всему народу, т.е. употребляются в речи всеми носителями языка?
- Как называем слова, которые употребляются в речи людей определенной профессии? Какая пометка в словаре?
- Как называем слова, употребляемые только в речи людей, живущих в определенной области, селе, районе? Какую встретим пометку в словаре?
- Как назовем слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной группой? Желательно ли употребление жаргонизмов в речи культурного человека?
«Употребление жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь».
- Как назовем слова, вышедшие из активного повседневного употребления? На какие две группы они делятся? Где используются?
- Как назовем новые слова, возникающие в языке, с чем это связано?
- Как называем слова, вошедшие в русский язык из других языков? Какая будет пометка в словаре?
2. Презентация
- Слайд № 2: устно определите слово по его значению
- Слайд № 3: найти слово в словаре, выписать вместе с толкованием его значения. Составить предложение.
- Слайд № 4: заменить устаревшее слово, выписав слова через тире.
Порядок слов: очи-глаза, чело-лоб, ланиты-щеки, уста-губы, перст-палец, глаголет-говорит, баталия-битва, брадобрей-парикмахер.
- Слайд №5: бирюльки – набор очень мелких предметов (посуды, лесенок, шляпок, палочек). Игра состоит в том, чтобы из кучки таких игрушек вытащить специальным крючком одну игрушку за другой, не рассыпав остальных. Отсюда фразеологизм играть в бирюльки – заниматься ерундой.
- Слайд №6: вспомним, что же такое фразеологизм (устойчивые сочетания, цельные по своему значению). Подобрать синоним, записать через тире.
- Слайд №7: переписать рассказик. Примеры фразеологизмов из дом. работы.
- Слайд №8: сады горели, сады роняли, убранные сухим золотом,
Горит костер рябины, ходят волны свинцовые. Вспомнить олицетворение, эпитет, метафору.
- Слайд №9: письменно составить предложения. Как называем художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение к нему автора? Эпитет!
- Слайд №10: Тяжелый чемодан, тяжелый характер. Эпитет.
- Слайд №11: Акварель, аквапарк, акваланг, аквариум.
Биография, биология, биотехника, биосфера, биотопливо
Террариум, территория, терраса,
Биология, филология, философия. Все эти слова мы назовем заимствованными.
Слайд 12. Что значит в умелых руках и опытных устах?
Речь грамотного, образованного, культурного человека.
- Словари:
- Если сомневаешься в написании слов-обратись…
- Сомневаешься в произношении слов…
- Если хочешь узнать значение слова ….
- Узнать о значении иностранного слова….
- Хочешь узнать историю слова, его происхождение…
- Чтобы твоя речь не страдала однообразием….
3. Тестирование по разделу «Лексика»
4. Домашнее задание упр.105.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентации для уроков повторения в начале 9 класса
Теоретические сведения о средствах связи сложносочиненного предложения...
Урок русского языка в 7 классе с презентацией. "Повторение изученного в разделе "Причастие".
Урок-практикум по орфографии. Основная цель данного урока - обобщение изученного материала по теме "Причастие", развитие навыков решения орфографических задач по теме, устной и письменной речи учащихс...
Урок русского языка в 6 классе (дистанционное обучение) Тема урока «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия. Орфография».
Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается в электронный дневник....
Конспект урока повторения в 10-11 классе "Фонетика. Орфоэпия."
Целью данного урока является повторение тем фонетика и орфоэпия и контроль уровня усвоения учебного материала при подготовке учащихся к ЕГЭ....
Имя прилагательное. (6 класс.). (Урок-повторение изученного в 5 классе.)
Учебник: Русский язык. 6 класс. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. Цель: повторить изученное в 5 классе об имени прилага...
Уроки русского языка с использованием ИКТ. Путешествие в княжество «Существительное» (урок-повторение для учащихся 5 класс с использованием ИКТ )
обобщить и систематизировать знания по разделу «Имя существительное»;- развить речь у учащихся (письменную и устную);- воспитать интерес к русскому языку...
урок по теме: Алгоритмы с повторением 6 класс (конспект, презентация, тест)
Цель урока: изучение понятие циклического алгоритма, расширение представления об исполнителях алгоритмов, выполнение практической работы. (конспект, презентация, тест)...