Урок повторения и обобщения по теме "Лексика" в 6 классе (конспект + презентация)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Шкляр Юлия Александровна

Материал будет полезен для обобщения и закрепления знаний учащихся по теме "Лексика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon leksika._povtorenie_i_obobshchenie.zip870.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Лексика»

Цель урока: повторение основных понятий изученных в разделе «Лексика»,

Обобщение и систематизация  знаний по лексикологии за курс 5-6 классов.

Эпиграф к уроку:  «Язык живет вместе с жизнью народа». В.Г.Белинский

1.Опрос. Повторение основных понятий лексикологии, изученных  в курсе 6 класса  - (10 минут).

  • Что такое лексика?
  • Как называется наука, изучающая лексику?
  • Как называются люди,  которые по роду своей профессии занимаются составлением словарей?
  • Как мы называем слова, которые известны всему народу, т.е. употребляются в речи всеми носителями языка?
  • Как называем слова, которые употребляются в речи людей определенной профессии? Какая пометка в словаре?
  • Как называем слова, употребляемые только в речи людей, живущих в определенной области, селе, районе? Какую встретим пометку в словаре?
  • Как назовем слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной группой? Желательно ли употребление жаргонизмов в речи культурного человека?

«Употребление жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь».

  • Как назовем слова, вышедшие из активного повседневного употребления? На какие две группы они делятся? Где используются?
  • Как назовем новые слова, возникающие в языке, с чем это связано?
  • Как называем слова, вошедшие в русский язык  из других языков? Какая будет пометка в словаре?

2. Презентация

  • Слайд  № 2: устно определите слово по его значению
  • Слайд № 3: найти слово в словаре, выписать вместе с толкованием его значения. Составить предложение.
  • Слайд № 4: заменить устаревшее слово, выписав слова через тире.

Порядок слов: очи-глаза, чело-лоб, ланиты-щеки, уста-губы, перст-палец, глаголет-говорит, баталия-битва, брадобрей-парикмахер.

  • Слайд №5:   бирюльки – набор очень мелких предметов (посуды, лесенок, шляпок, палочек). Игра состоит в том, чтобы из кучки таких игрушек вытащить специальным крючком одну игрушку за другой, не рассыпав остальных. Отсюда фразеологизм играть в бирюльки – заниматься ерундой.
  • Слайд №6: вспомним, что же такое фразеологизм (устойчивые сочетания, цельные по своему значению). Подобрать синоним, записать через тире.
  • Слайд №7: переписать рассказик. Примеры фразеологизмов из дом. работы.
  • Слайд №8:  сады горели, сады роняли,  убранные сухим золотом,

Горит костер рябины, ходят волны свинцовые. Вспомнить олицетворение, эпитет, метафору.

  • Слайд №9: письменно составить предложения. Как называем художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение к нему автора? Эпитет!
  • Слайд №10: Тяжелый чемодан, тяжелый характер. Эпитет.
  • Слайд №11: Акварель, аквапарк, акваланг, аквариум.

Биография, биология, биотехника, биосфера, биотопливо

Террариум, территория, терраса,

Биология, филология, философия. Все эти слова мы назовем заимствованными.

Слайд  12. Что значит в умелых руках и опытных устах?

Речь грамотного, образованного, культурного человека.

  • Словари:
  • Если сомневаешься в написании слов-обратись…
  • Сомневаешься в произношении слов…
  • Если хочешь узнать значение слова ….
  • Узнать о значении иностранного слова….
  • Хочешь узнать историю слова, его происхождение…
  • Чтобы твоя речь не страдала однообразием….

3. Тестирование по разделу «Лексика»

4. Домашнее задание упр.105.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентации для уроков повторения в начале 9 класса

Теоретические сведения о средствах связи сложносочиненного предложения...

Урок русского языка в 7 классе с презентацией. "Повторение изученного в разделе "Причастие".

Урок-практикум по орфографии. Основная цель данного урока - обобщение изученного материала по теме "Причастие", развитие навыков решения орфографических задач по теме, устной и письменной речи учащихс...

Урок русского языка в 6 классе (дистанционное обучение) Тема урока «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия. Орфография».

Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается  в электронный  дневник....

Конспект урока повторения в 10-11 классе "Фонетика. Орфоэпия."

Целью данного урока является повторение тем фонетика и орфоэпия и контроль уровня усвоения учебного материала при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Имя прилагательное. (6 класс.). (Урок-повторение изученного в 5 классе.)

Учебник: Русский язык. 6 класс. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова.           Цель: повторить изученное в 5 классе об имени прилага...

Уроки русского языка с использованием ИКТ. Путешествие в княжество «Существительное» (урок-повторение для учащихся 5 класс с использованием ИКТ )

обобщить и систематизировать  знания по разделу «Имя существительное»;- развить  речь у  учащихся (письменную  и устную);- воспитать интерес  к русскому языку...

урок по теме: Алгоритмы с повторением 6 класс (конспект, презентация, тест)

Цель урока: изучение понятие циклического алгоритма, расширение представления об исполнителях алгоритмов, выполнение практической работы. (конспект, презентация, тест)...