В лабиринтах правил разных, или по страницам речевого этикета
план-конспект занятия по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
Как правильно вести разговор по телефону. Внеурочное занятие по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как правильно вести разговор по телефону. Внеурочное занятие по предмету | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
В лабиринтах правил разных, или по страницам речевого этикета
Звуки телефона
-Ужасная какофония!
- Нет, это не какофония, а звуки, которые сообщают о том, что мы кому-то необходимы.
Видео включение «Карнавал»
Опираясь на уже увиденный вами материал, постарайтесь, уважаемые коллеги, сформулировать тему нашего сегодняшнего разговора.
Да, вы правы, мы сегодня будем с вами говорить о некоторых правилах ведения беседы по телефону.
Итак, В лабиринтах правил разных, или по страницам речевого этикета – тема нашей встречи.
Ни для кого не секрет, что на уроках русского языка мы учим не только тому, как правильно писать, но и тому, как правильно говорить, быть приятным собеседником. И при этом вести себя согласно нормам этикета.
Уважаемые коллеги, вспомните лексическое значение слова Этикет.
Презентация «Этикет»
Продолжаем разговор о телефонном этикете. Вашему вниманию игра под названием «Лови ошибку». Предлагаем для просмотра отрывок из всеми любимого фильма «Мимино». Найдите ошибки в поведении героев.
Видео включение «Мимино»
(Ответы гостей: перебивание, приветствие, не представился, представление запутанное, громко разговаривал)
ТЕОРИЯ
Кстати, самые распространенные варианты первого слова, произносимого в трубку, это-ДА, АЛЛО, СЛУШАЮ. Они совершенно одинаковы по информативности, безличны, никак не характеризуют того, кто снимает трубку, и в этом отношении они равноценны. Но отличаются по длительности на доли секунды. Слово АЛЛО универсально, оно интернационально, не требует перевода, в то время как ДА требует перевода для иностранцев. Это ДА часто кажется сухим, иногда в нём можно слышать даже раздражение. В этом случае оно затрудняет налаживание психологического контакта. Сказать СЛУШАЮ - значит сделать всё правильно. Человек объясняет, что именно он делает: слушает. Англичане, американцы, французы - АЛЛО (трансформированное ХАЛ БЕО ТУ - Будь здоров)
Немцы- ЗДЕСЬ МЮЛЛЕР
Испанцы - КТО ЭТО? или У ТЕЛЕФОНА
Итальянцы - ГОТОВ
Японцы - ГОВОРИТЕ
Вариант первого слова при ответе по телефону, уважаемые коллеги, за вами.
Инсценировка
Извините, меня начальство вызывает на ковер.
Начальник: Е.В., до какой поры в вашем классе…
Я у начальника. Звонит телефон. Быстрый разговор.
- Добрый день. Ой, ладно, мне звонят, потом приду.
-Привет. Звоню, чтобы рассказать тебе важную новость. Вчера пришел приказ об изменении в проведении экзамена. Говорили об этом на совещании. Уж мы про это слушали, слушали, слушали, слушали. Время шло, шло шло, шло, шло, а мы все слушали, слушали, слушали, слушали. Ну, спроси, спроси меня, в чем изменение? И тоже будешь слушать, слушать, слушать, слушать. Поняла?
-Повтори.
Конечно же, никто ничего повторять не будет. Просто мы привели пример разговора, который можно часто слышать.
Цель этого разговора была благая: сообщить коллеге информацию о том, какие вопросы понимались на совещании. Однако разговор получился, как минимум, странный.
Какие недочеты увидели вы?
(Ответы гостей: темп речи, отсутствие пауз, нарушение дикции, минимум полезной информации, неоправданное повторение слов)
ТЕОРИЯ
Мобильный телефон, безусловно, вещь полезная. Но порой телефонный звонок раздается в самый неподходящий момент, например, при деловой встрече. Если это случилось, извинитесь перед людьми, которые находятся рядом, нажмите на сброс и отключите телефон. Помните, что в закрытых общественных местах: театре, поликлинике, библиотеке, телефон необходимо отключать. И, кстати, если вы всё же решили поговорить, то помните, культурный владелец мобильного телефона должен отойти от окружающих его людей на 3 -6 метров.
Её величество – орфоэпия! О сколько загадок ты нам задавала, сколько раз ты ставила нас в тупик, а порой и в неловкую ситуацию.
Существует ряд слов, который часто встречается в телефонных беседах, и люди порой ошибаются в произношении, чем производит неприятное впечатление на собеседника, особенно если тот хорошо владеет нормами орфоэпии.
Интерактивный диалог
(Ответы у доски гостей)
Безусловно, все мы владеем правилами телефонного этикета, но, тем не менее, некоторые нюансы стали для нас просто откровением при подготовке к этой встрече. Предлагаем вашему вниманию электронный тест, где отражены некоторые аспекты данной темы.
Тест
(Ответы гостей у доски и на листочках)
Посмотрев на результаты, каждый сделает выводы для себя.
Практически на всех уроках русского языка и литературы присутствует такой элемент как развитие речи. Не будем отступать от традиций и в этот раз. Предлагаем сначала просмотреть, а потом озвучить отрывок из фильма «Укрощение строптивого».
Видео включение «Укрощение строптивого»
Объяснение условий.
Рефлексия
Если вам на этом занятии было комфортно и интересно, прикрепите розовую табличку с приветственным словом Алло. Если же что-то было не совсем понятно и вы чувствовали себя рядом с нами несколько неуютно - прикрепите голубую табличку.
Конечно, про этикет можно говорить бесконечно. Но, к сожалению, мы ограничены во времени. Надеемся, что мы не заставили вас скучать. В завершении нашей встречи желаем вам побольше интересных телефонных звонков и не менее интересных собеседников!
Те формы работы, которые были представлены сегодня, мы уверены, могут быть применимы и в вашей работе.
Анализ
Уважаемые коллеги,
только что вы присутствовали на внеурочном занятии по предмету, которое проходило в рамках мероприятий, посвященных Дню русского языка.
Предложенное занятие выстроено согласно требованиям Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.
Вы обратили внимание на нестандартную проблемную ситуацию в начале нашей встречи, я имею в виду телефонные звонки.
-по месту в учебно-речевом сегменте занятия: ситуация была вводной;
-по интенции (по цели): информативно-воздействующей;
-по степени подготовленности: полностью подготовленное;
-по способу передачи информации: поликодовая (этот код включал в себя языковые примеры-иллюстрации, в данном случае иллюстративно – неожиданный момент под названием "Телефонный звонок").
Представленные формы работы - это образцы формирования универсальных учебных действий:
а именно:
-Регулятивных:
-формирование умения высказывать предположения на основе наблюдений и умение формулировать тему занятия и его цель.
- Осознавать мотив деятельности, прогнозировать и корректировать свою деятельность.
-осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
-Познавательные УУД:
- формировали умение анализировать, сравнивать, группировать
-Делать выводы, обобщения.
-Выявлять сущность явлений, на основе анализа делать выводы, систематизировать и обобщать.
-объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения задания.
Также стоит сказать и о коммуникативных УУД: в этих случаях мы -формировали умения строить связное монологическое высказывание, слушать и слышать других, а также быть готовым скорректировать ответ оппонента и свою собственную точку зрения.
-формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы.
Все названное выше способствовало и достижению личностных результатов:
-Развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям.
-Развитие эмоциональной сферы личности и творческих способностей.
-Знакомство с культурным наследием страны, расширение кругозора, развитие познавательного любопытства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Речевой этикет"
Классный час можно проводить в 5 - 6 классах....
Практикум по русскому языку.Речевой этикет "А как лучше сказать".
Материал предназначен для учащихся 5-7 классов, возможно использование в 8-9 классах при подготовке к ГИА , а также в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ. Включает в себя задания и информацию,направлен...
урок развития речевого этикета "Я к вам пишу, чего же боле..."
Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета`. Конспект "Я к вам пишу, чего же боле..." Победитель Всероссийского конкурса методических разработок `Лучший урок письма`-2009...
Речевой этикет и культура речевого общения
Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении - форма поведения...
Культура речевого поведения и речевой этикет.
Доклад на заседание МО воспитателей....
Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"
Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....
«Понятие этикета, речевого этикета»
laquo;Понятие этикета, речевого этикета»...