Экология языка
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему

Соловьева Евгения Викторовна

Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит из 3 частей, включающих в себя 15 заданий. Задания 3 части содержит три темы для написания сочинения по предложенному тексту. Учащийся выбирает ОДНУ из трех предложенных и тем и пишет сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolevaya_igra_ekologiya_yazyka.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Экология языка». 10 класс.

Тип урока:                          Актуализация знаний и умений

Используемая технология

Ролевая игра с элементами проектного обучения

Цели:

1) Организовать рассмотрение языка как системы.

2)Создать условия для формирования представления о процессах, происходящих в языке.

3) Создать условия для развития на уроке навыков принятия решения, участия в диспутах, дискуссиях.

4) Реализовать ролевую игру как метод активного обучения по теме урока.

6) Организовать рефлексивную деятельность обучающихся.

Ожидаемый результат:

1)  Учащиеся анализируют состояние русского языка в современном обществе.

2) Учащиеся понимают видят происходящие в языке перемены и понимают из закономерность.

3) Учащиеся принимают практические решения на разных этапах игры.

4)Учащиеся демонстрируют сформированность логических операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения информации, интерпретируют материал урока.

5) Учащиеся проявляют способность к практическому применению полученных знаний, планируют ход действий.

6) Учащиеся выступают от имени различных слоев общества.

7) Учащиеся владеют умениями оценки своей деятельности

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский

Этапы ролевой игры.

Этап 1. Подготовка игроков.

Задание: выступить в четырех ролях от имени персонажей групп

Роль 1: Старшее поколение (люди, старше 50 лет)

Роль 2: Молодежь (люди в возрасте 16-24 лет)

Роль 3: Эксперты в области культуры языка (ученые-лингвисты, дикторы)

Роль 4: Зрители (обыватели разных возрастов)

Каждая группа пользуется различными источниками информации. Роли распределяются до игры. Их подготовка становится домашним заданием. Каждой группе выдается описание роли и список информационных ресурсов (публицистические статьи о языке).

В ходе игры необходимо ответить на проблемные вопросы:

  1. Что происходит с современным русским языком? Какие процессы мы можем наблюдать?
  2. Как оценить происходящие процессы: как животворные или как губительные для языка?
  3. Кто должен оценивать состояние языка, и по каким критериям должна производиться эта оценка?

Задачи групп и учебные задания

  1. Старшее поколение (люди старше 50 лет)

Задача группы обеспечить дискуссию по вопросам изменений, происходящих в языке и дать оценку этим изменениям с позиции людей старшего поколения. Подготовить аргументы в пользу негативных сторон изменения языка

Ответить на следующие вопросы:

а) Что изменилось в языковой среде по сравнению с прошлым (сравнить язык 80-х и язык современности)?

б) С чем связаны эти изменения?

в) К чему привели эти изменения в языке?

г) Каковы, по вашему мнению, дальнейшие тенденции развития языка?

Дать ответ на проблемный вопрос урока: Что происходит с современным русским языком? Какие процессы мы можем наблюдать?

  1. Молодежь (люди от 16 до 24 лет)

Задача группы: обеспечить дискуссию по вопросам изменений, происходящих в языке и дать оценку этим изменениям с позиции людей старшего поколения. Подготовить аргументы в пользу положительных сторон изменения языка

Ответить на следующие вопросы:

а) Каков характер изменений языковой среды в настоящем?

б) Чем обусловлена необходимость тех тенденций, которые мы видим в языке?

 в) В чем заключается положительная сторона современного состояния языковой среды?

Дать ответ на проблемный вопрос урока: Что происходит с современным русским языком? Какие процессы мы можем наблюдать?

  1. Эксперты в области культуры языка

Задача группы: дать экспертную оценку современному состоянию языка, провести сравнительную характеристику развития языка на разных этапах его развития, подтвердив  высказывания историческими примерами.

Ответить на следующие вопросы:

а) Как развивался русский язык на протяжении истории его существования?

б) Были ли в истории похожие ступени развития языка? С чем это было связано?

Дать ответ на проблемный вопрос урока: Кто должен оценивать состояние языка и по каким критериям должна производиться эта оценка?

  1. Зрители (обыватели)

Задача группы: передать общее впечатление от выступления участников, проанализировать точку зрения старшего поколения и точку зрения молодежи сделать выводы об изменениях в языке.

Ответить на следующие вопросы:

а) О каких изменениях в современном русском языке можно говорить сейчас?

б) Чья точка зрения кажется более обоснованной?

в) Какую роль сыграло заключение экспертов?

г) Как вы можете оценить выступление каждой группы? Какое из выступлений показалось наиболее информативным и интересным?

Дать ответ на проблемный вопрос: Как оценить происходящие процессы: как животворные или как губительные для языка?

Примечание: Позиции разных персонажей могут быть диаметрально противоположными.

Этап 2. Проведение игры

План проведения игры

Компонент игры

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводно-мотивационный

Представление групп персонажей.

Целеполагание

Постановка проблемных вопросов

Приветствия групп. Обозначение позиций

Технологический

Организация дискуссии (выступление групп 1, 2 и 3), постановка проблемных вопросов

1 и 3

Выступления групп, участие в дискуссии

Рефлексивный

Организация подведения итогов дискуссии. Выявление позиции 4 группы.  Постановка проблемного вопроса 2.

Выступление группы 4

Выход из игры: представление исполнителей ролей. Подведение итогов игры.

Оценка исполнения ролей участниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по русскому языку "Некоторые вопросы экологии языка"

Язык в опасности!      Так ли страшно состояние русского языка в современном мире? Задавшись этим вопросом, я решила рассмотреть, что же засоряет русский язык, и выделила дв...

Элективный курс «Экология языка. Культура речевого общения»

Данный курс позволяет решить основную проблему гумманитарного образования - сохранение русского языка. Падение уровня общей культуры молодежи привело к вульгаризации литературных и языковых норм. Экол...

Проект. «Всё меньше – окружающей природы. Всё больше – окружающей среды». Проблемы экологии языком поэзии и живописи

Цель проекта: показать, как в литературе ставились и решались проблемы единства человека и природы, научить учащихся чувствовать и понимать, что музыка природы – это вечность, бессмертие человека, обо...

Ролевая игра ЭКОЛОГИЯ ЯЗЫКА

Ролевая игра ЭКОЛОГИЯ ЯЗЫКА...

Проблемы экологии языком живописи

Начиная с эпохи позднего возрождения на полотнах живописцев начинает угадываться тревога за чрезмерное вторжение человека в природу. В ХIХ веке обозначились собственно экологические мотивы...

Презентация "Экология языка - экология души"

Родной язык - мощный фактор консолидации, интеграции народа, нации, важнейшее средство связи поколений. Язык - среда обитания народа и каждого человека. Мы "дышим" речевой продукцией своих современн...

Разработка мастер-класса по русскому языку "Экология языка". Язык интернета.

Разработка мастер-класса по русскому языку предназначена для проведения внеурочного занятия по русскому языку, Целевая аудитория 7-9классы....