Занимательные материалы при изучении имени числительного в школе.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Чтобы показать учащимся, что числительные – это не просто словесное выражение скучных арифметических значков,
а очень важный, интересный грамматический разряд, на первом же уроке и на всём протяжении изучения данной темы на уроках,
а также во внеурочное время можно привлекать занимательный материал. Эпиграфом к уроку могут стать следующие строки:
“Как обойтись бы без числа наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnye_materialy_pri_izuchenii_imeni_chislitelnogo_v_shkole.docx | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательные материалы при изучении имени числительного в школе.
В связи с поисками наиболее эффективных приёмов обучения необходимо всё смелее вводить в урок элементы игры, занимательности. Но это не должно стать самоцелью, одним из средств развлечь учеников, а призвано служить выполнению поставленной на уроке учебной цели: усвоению, закреплению и углублению знаний. Это обычные упражнения и задания, облечённые в занимательную форму (рассказ-шутка, сказка, загадка, пословица или поговорка, а также ребус, чайнворд и т.п.).
При изучении имён числительных на уроках русского языка в школе учащиеся сталкиваются с определёнными трудностями в связи с многообразием типов словоизменения как в устной, так и в письменной речи. Поэтому учителю необходимо с первых же уроков позаботиться о том, чтобы учащиеся поняли необходимость, серьёзность и важность внимательного изучения данной темы.
Чтобы показать учащимся, что числительные – это не просто словесное выражение скучных арифметических значков, а очень важный, интересный грамматический разряд, на первом же уроке и на всём протяжении изучения данной темы на уроках, а также во внеурочное время можно привлекать занимательный материал. Эпиграфом к уроку могут стать следующие строки:
“Как обойтись бы без числа наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен».
В русском языке существует большое количество пословиц и поговорок с числительными. Это богатейший материал для развития познавательного интереса к родному языку. Вот некоторые из них (могут быть привлечены в качестве дополнительного материала):
1.Один в поле не воин.
2. За один раз дерева не срубишь.
3.Одна ладошка не хлопает.
4.В одну и ту же реку дважды не войдёшь.
5.Чего один не сделает, сделаем вместе.
6.За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
7.Где больше двух, говорят вслух.
8.Семеро одного не ждут.
9.Семь бед – один ответ.
10.Семеро по лавкам.
11.В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнёт.
12.Семь пятниц на неделе.
13.Семь раз отмерь, а один – отрежь.
14.Семи пядей во лбу.
15.До седьмого пота.
16.Быть на седьмом небе от счастья.
17.Семь бед – один ответ.
18. Он 7 лет всё на одной дудке играет.
19. 7 капралов над одним рядовым.
20. Лук 7 недугов лечит.
21. Хорошо ружьё бьёт: с печки упало – 7 горшков разбило.
22. 7 ворот – один огород.
23.Опять 25.
24. 10 ран прими, а стой.
25. Лучше 10 раз поворотить, чем 1 раз на мель сесть.
26 30 лет, как видел коровий след, а всё молоком отрыгается.
27. 70 лет для невесты много, а для бабушки – в самый раз.
28. У иноходца 1000 путей, у хитрого – тысяча слов.
29.Сто лет в обед.
Загадки
1. Пять да пять – родные братья,
Так все вместе и родятся,
И поэтому зачем же
Им друг с другом разлучаться?
Вместе братцы
Лезут драться
Вместе мыться
И плескаться.
Вот какие «пять да пять».
Угадайте, как их звать? (Пальцы)
2.Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки. (Горох)
3.На странице букваря
Тридцать три богатыря
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Афавит.)
4.Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги
И по большим снегам беги. (Лыжи.)
5.Двенадцать братьев мчат вперёд,
Всегда вперёд,
За годом год.
Но им друг друга не догнать.
Скажи, как братьев этих звать.
6.Загадка-шутка
В нашем классе два Ивана,
Две Татьяны, два Степана,
Три Катюши, три Галины,
Пять Андреев, три Полины,
Восемь Львов, четыре Саши,
Иры, Кати и Наташи.
По четвёрке: Тани, Гали,
Лёвы, Поли и Виталий.
Остальные все: Иваны,
Все Андрюши и Степаны –
Получили только тройки.
А кому остались двойки?!
Веселые рифмы
1. 3-три.
Есть у нас 3 сес3цы. Вы не знаете их?
Как бы мне ухи3ться рассказать о троих?
У одной, что в С3жове, над окошком жил с3ж.
С3чь она мастерица – приходи к ней, малыш!
У другой, что в Ус3цах, никаких ус3ц нет,
Но зато осе3ну подают на обед.
А у третьей, в Быс3це, быс3на на реке,
И резвятся 3тоны по ночам на песке.
2. 2 гнома.
Ночью шум стоял в по2ле,
Там 2 гнома побывали.
Залезали на весы,
Часто морщили носы,
Но без гирь они е2 ли
На весах свой вес узнали!
Шарады
1 Я – первый слог. Не утаю,
Что я на улице стою.
В деревне мал, в Москве большой.
Предлог шагает вслед за мной.
С предлогом этим мы вдвоём
Чугун для родины даём. (Дом-на)
2. Главная буква (Она же – предлог) –
Первый в шараде задуманный слог.
Дальше последует то, что порой
Тройки и двойки влечёт за собой.
Что же получится в целом у нас?
…Кто там бежит – под копытами наст,
Звёзды с холодного неба глядят,
Лёгкие нарты, как ветер, летят?...(О-лень)
Приведённый материал должен стать не просто развлечением для школьников. Учителю необходимо на уроке ставить определенные задачи при их прочтении. Например: найти числительные и указать их разряд; сделать вывод о склонении числительных; определить, к какой части речи относятся выделенные слова; прочитать, правильно употребив числительные и др. Только в этом случае данный материал будет иметь какую-либо дидактическую ценность и может стать подспорьем в работе учителя на уроках русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе по теме «Повторение изученного об имени числительном»
Форма проведения: урок – игра «Путешествие трёх кораблей в бухту Имя числительное» Целеполагание:закрепить и обобщить изученное о числительном; развивать навыки монологической речи; со...
Занимательные факты об имени числительном
Числительные в названиях фильмов, художественных произведений, пословицах и поговорках. Материал может быть использован в качестве фрагмента урока или творческого задания при изучении темы "Имя числит...
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ. материалы для повторения и тест
Морфологические нормы УПОТРЕБЛЕНИЯ имен числительныхКак известно, числительное относится к изменяемым частям речи. Поэтому колебания форм, т.е. слабая норма, свойственная существительным, прилагательн...
«Систематизация и обобщение изученного об имени числительном»
Систематизация о обобщение знаний об имени числительном, закрепление навыков, связанных с употреблением числительных в письменной и устной речи...
Занимательные задания при изучении экологии в средней школе
Многим учащимся экология кажется скучной наукой с изобилием сложных терминов. Чтобы развеять это мнение и улучшить усвоение учениками терминов и понятий, ввожу на уроках игровые моменты и занимательны...
Презентация к игровому уроку по теме "Грамматика в числах" ("Обобщение изученного об имени числительном") 6 класс
Команды учащихся выполняют задания на повторение изученной темы: теоретический блок, отличие числительных от других частей речи, разграничение разрядов и употребление в устной и письменной речи разных...
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....