Русский язык. 9 класс. Урок по теме "Культура речи как раздел лингвистики"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Урок русского языкуа в 9 классе "Культура речи как раздел лингвистики". Организация учебной деятельности учащихся на данном уроке построена на формировании метапредметных УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных) посредством групповой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока русского языка в 9 классе "Культура речи как раздел лингвистики" | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе по теме «Культура речи как раздел лингвистики»
●Львова С. И. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5- 11классы - М.: Мнемозина, 2014.
●Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ С.И.Львова, В.В.Львов.- М.: Мнемозина, 2016.
Этапы | Содержание этапа |
1. Вхождение в тему урока | Чтение стихотворения А.Шибаева «Говорите короче» Вы… Это самое… Того… Когда Вы говорите, То, Значит, Это… Как его… Ну, в общем, Не тяните. Вот, между прочим, так сказать, Что мне хотелось вам сказать. Задание: - Охарактеризуйте речевой портрет героя шутливого стихотворения. - Что бы вы посоветовали этому персонажу? - Какой раздел лингвистики помогает нам говорить правильно? Тема урока: «Культура речи как раздел лингвистики» |
2. Организация и самоорганизация учащихся | Чтобы правильно сформулировать цель урока, задачи, обратимся к эпиграфу пар. 2 в учебнике. «Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймёшь – неправильно и поступишь». - Вы согласны с высказыванием лингвиста Льва Ивановича Скворцова? |
3. Практикум. Работа в группах, самостоятельная работа и др. 4. Проверка полученных результатов (верификация – проверка на истинность). Коррекция | ■ - Каковы же основные виды норм современного литературного языка? Внимание на схему в учебнике на стр.7! Работа в парах. - Кратко охарактеризуйте каждую группу языковых норм, представленных в схеме. (Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы) ■ Работа в группах. (5 групп по 3 предложения) Упр.5 (в учебнике) 1)Мне нравятся закаты и раскаты солнца. 2)Парень захотел сразу получить все БлагА. 3)Услышав эту новость, ихняя жизнь перевернулась. (и т.д.) - Определите, какие нормы русского литературного языка нарушены. Исправьте ошибки, обосновывая предлагаемые изменения. Запишите правильный ответ. Правильность произношения слов с пометами проверьте по словарику «Говорите правильно» (см. часть 2 учебника). ■ Внимание! Скоро экзамен! Самостоятельная работа. - Из словарика «Высказывания о языке и речи» (см. часть 2 учебника) выпишите одну цитату, в которой говорится о культуре речи. Обозначьте 3 орфограммы в корне. Графически объясните 1 пунктограмму. Работа в парах. Взаимопроверка. ■ Внимание! Скоро экзамен! Самостоятельная работа. Упр.12 (в учебнике) «Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. Дело в то, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет…Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. Происходит стирание границ между разными стилистическими пластами, формируется терпимое отношение к «низкой» лексике. Многие считают, что главное – «чтобы тебя понимали»… - Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Согласны ли вы с ней? Приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения. ■ Работа в группах. - Познакомьтесь с содержанием таблицы «Основные виды ошибок в устной и письменной речи» (использование интерактивной доски или распечаток). - Внимательно изучите содержание таблицы и на её основе подготовьте план сообщения «Основные виды ошибок в устной и письменной речи». В скобках запишите примеры грамматических ошибок разного вида. ( План 1.Ошибки в устной и письменной речи: а) ошибки в содержании (построении текста) б) речевые ошибки в) грамматические ошибки 2. Ошибки только в письменной речи: а) орфографические ошибки б) пунктуационные ошибки 3. Ошибки только в устной речи: а) орфоэпические ошибки б) интонационные ошибки в) ошибки в использовании невербальных средств общения) ■ Самостоятельная работа. Задания на выбор:
■ Рецензирование сочинения. Работа в группах. Обсуждение сочинения в группе, коллективная рецензия на сочинение с использованием таблицы «Основные виды ошибок в устной и письменной речи». |
5. Рефлексия. Подведение итогов. Домашнее задание | - Чему удивился? - Что узнал? - Чему научился? - Где это можно применить? Домашнее задание. На выбор: 1) Сочинение-рассуждение (в формате ОГЭ): сравнить высказывания лингвиста Л.И.Скворцова и писателя Д.И.Писарева о языке и речи. Согласны ли вы с мнением филологов? Аргументируйте свою точку зрения. (упр.16) 2) Составить тезисный план выступления, реферата, проекта на тему «Экология языка». Проверьте свои предположения, обратившись к Интернету. Работать можно парами, в группах. 3) Ученик самостоятельно формулирует для себя домашнее задание в формате предыдущих заданий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"
Цели урока:познавательные :· формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...
Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка (Проектирование уроков по развитию речи в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).
Проект- это особая философия образования, философия цели и деятельности, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой, потому что позволяет органично соединять несоед...
Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...
Технологическая карта урока открытого русского языка. Тема урока: Развитие связной речи. Повествование. Обучающее изложение. По рассказу К.Г. Паустовского «Шкатулка» (Упр.282-283) Класс: 5
Технологическая карта урока развития связной речив 5 классе. Тема урока: "Повествование, Обучающее изложение по рассказу Паустовского К.Г. "Шкатулка"....
Урок в 5 классе по теме «Части речи». Предмет: русский язык. Тема урока: Части речи.
Урок в 5 классе по теме «Части речи».Предмет: русский язык.Тема урока: Части речи.Цель урока: Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным? Уметь определять час...
Конспект урока русского языка в 10 классе Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи.
Конспект урока русского языка в 10 классе на тему Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи...
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...