КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Русский язык. 8 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) на тему
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Русский язык. 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_ladyzhenskaya_8.docx | 75.08 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Тип урока | Кол час | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности ученика на уровне УУД 1.Личностные 2.Предметные 3.Метапредметные | Вид контроля, вид самостоятельной работы | Домашнее задание | Дата | |
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ | |||||||||
1 | Русский язык в современном мире | Урок развития речи | 1 | Понятие «государственный язык». Особый политико - правовой статус русского языка как государственного языка РФ | 1. Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа. Знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри РФ, причины потребности в общении на русском языке 2.Уметь объяснить с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом. 3.Извлекать необходимую информацию из словарей и других источников. | Письменно ответить на вопрос «Какие вы знаете слова, пришедшие в русский язык из языков народов, населяющих Россию?» | Стр. 3, № 2. | ||
РАЗДЕЛ II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V - VII КЛАССАХ | |||||||||
2 | Пунктуация и орфография | Повторительно - обобщающий урок | 1 | Функции языка. Формы речи. Нормы русского литературного языка | 1.Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Реализовывать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. 2.Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. 3.Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистических задач. | Графический объяснительный диктант, составление схем, конструирование по схемам | § 1, составить словарный диктант «Проверяемые безударные гласные» | ||
3 | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | Повторительно - обобщающий урок | 1 | Назначение знаков препинания. Синтаксические условия употребления знаков препинания | 1. Знать знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Формирование навыков самопроверки и взаимопроверки в ходе работы. 2.Уметь находить границу простых предложений в составе сложного, условия употребления знаков препинания. 3.Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Заполнить таблицу, ответить на вопросы | § 2, упр. № 10. | ||
4 - 5 | Знаки препинания в сложном предложении | Повторительно - обобщающий урок | 2 | Языковые средства связи простых предложений в сложном предложении | 1.Знать определение простых и сложных предложений, правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, в простых предложениях с обобщающим словом, с однородными членами. 2.Уметь производить синтаксический разбор. 3.Осуществлять констатирующий контроль по результату и способу действия. | Составление схем, конструирование по схемам | § 3, упр. №16, № 17. | ||
6 | Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий | Повторительно - обобщающий урок | 1 | Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий | 1.Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставляя изученные части речи, употребляя их в речи Знать правило правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. 2.Уметь применять правило на письме. 3.Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности | Объяснительный диктант, анализ текста | § 4, упр. № 24. По опорным словам составить предложения, определить синтаксическую роль слов с Н и НН | ||
7 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | Повторительно - обобщающий урок | 1 | НЕ с глаголами, деепричастиями, именами существительными, именами прилагательными, наречиями на - О | 1. Знать правило правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. 2.Уметь безошибочно писать НЕ с глаголами, деепричастиями, именами существительными, именами прилагательными, наречиями на – О. Уметь применять правило на письме. 3.Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистических задач. | Диктант «Проверь себя» | § 5, упр. № 36. Из художественных произведений выписать предложения со словами с НЕ, указать части речи, условия выбора орфограмм | ||
8 - 9 | Сжатое изложение с грамматическим заданием | Урок развития речи | 2 | Стили и типы речи, анализ содержания и языковых средств, использование просмотрового чтения по ключевым словам | 1Формировать навыки самопроверки, интерес к творческой деятельности на основе составленного плана, модели. Знать алгоритм работы с изложением. 2.Уметь пересказывать текст, отражать своё понимание проблемы и позиции автора исходного текста, производить частичный языковой анализ текста, применяя знания о частях речи, структуре предложения, синтаксических функциях частей речи в тексте 3.Формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Использовать разные приемы переработки текстовой информации. | Изложение | стр. 17, упр. № 27. | ||
РАЗДЕЛ III. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | |||||||||
10 | Основные единицы синтаксиса | Урок усвоения новых знаний | 1 | Основные единицы синтаксиса. Синтаксис как раздел науки о языке | 1.Знать основные единицы синтаксиса. Формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности. 2.Уметь различать основные единицы синтаксиса. Уметь вычленять синтаксические единицы в тексте. 3.Использовать разные приемы переработки текстовой информации, прием поискового чтения. | Заполнить таблицу, ответить на вопросы | § 6, стр.21, упр. № 40. | ||
11 | Текст как единица синтаксиса | Урок развития речи | 1 | Понятие текста. Композиция текста. Смысловая связь частей текста | 1.Вырабатывать в себе стремление к речевому самоусовершенствованию, потребность в сохранении чистоты и самобытности русского языка. Осознавать синтаксическое богатство русского языка. 2.Уметь определить смысловую связь частей текста, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов 3.Делать выводы и обобщения на основе самостоятельных наблюдений. Собирать примеры синтаксических единиц. | Из слов составить предложения с указанным коммуникативным заданием, включить эти предложения в текст | § 7, упр. № 47. Проанализировать своё сочинение, определить, какие признаки текста в нём присутствуют | ||
12 | Предложение как единица синтаксиса | Урок усвоения новых знаний | 1 | Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение. Виды и средства синтаксической связи: интонация, окончание, предлоги, союзы | 1.Знать интонационные средства синтаксиса (логическое ударение, пауза, темп, тон, мелодичный рисунок), понимать их грамматическую и смыслоразличительную роль, использовать синтаксические средства в составлении словосочетаний и предложений. Осознавать значимость правильного интонационного оформления речи для успешности коммуникации. 2. Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания. 3.Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов, создание собственных текстов с использованием средств синтаксической связи | § 8, упр. 51. | ||
13 | Словосочетание как единица синтаксиса | Урок усвоения новых знаний | 1 | Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение. Виды и средства синтаксической связи: интонация, окончание, предлоги, союзы | 1.Знать интонационные средства синтаксиса (логическое ударение, пауза, темп, тон, мелодичный рисунок), понимать их грамматическую и смыслоразличительную роль. Осознавать значимость правильного интонационного оформления речи для успешности коммуникации. 2. Уметь использовать синтаксические средства в составлении словосочетаний и предложений. Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний 3.Представлять конкретное текстовое содержание и сообщать его в письменной или устной форме. | Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов, создание собственных текстов с использованием средств синтаксической связи | § 9, упр. № 55. | ||
14 | Виды словосочетаний | Урок усвоения новых знаний | 1 | Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Основные признаки словосочетаний | 1.Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные. Формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности. 2. Уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов. 3.Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры словосочетания. | Составление словосочетаний по схемам, распределение по группам в зависимости от главного слова | § 10, упр. № 58. | ||
15 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях | Урок усвоения новых знаний | 1 | Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание | 1.Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания. 2.Уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи. Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; конструировать и производить устный и письменный разбор словосочетаний. 3. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры словосочетания. | Распространить словосочетания, согласовать зависимое слово с главным, поставить существительное в нужном падеже, заменить словосочетание синонимичным | § 11, упр. № 70. | ||
16 | Синтаксический разбор словосочетаний | Урок усвоения новых знаний | 1 | Синтаксический разбор словосочетаний | 1.Осознавать связь между упорядоченностью мышления и синтаксической связностью речи. 2.Уметь производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания 3. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Навыки работы с текстом при определении средств языка. | Распространить словосочетания, согласовать зависимое слово с главным, поставить существительное в нужном падеже, заменить словосочетание синонимичным | § 12, упр. № 71. | ||
17 | Повторение по теме «Словосочетание» | Урок закрепления изученного | 1 | Синтаксический разбор словосочетаний | 1.Формирование навыков организации и анализа своей деятельности, устойчивой мотивации к деятельности по индивидуальному плану. 2.Уметь производить синтаксический разбор словосочетаний 3. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Составление словосочетаний по схемам, распределение по группам в зависимости от главного слова | § 12, упр. № 73. | ||
18 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Урок контроля | 1 | 1.Формирование навыков рефлексии коррекционно-контрольного типа, реализации контрольной нормы. 2.Уметь производить синтаксический разбор словосочетаний 3.Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. | Контрольный диктант | ||||
РАЗДЕЛ IV. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ | |||||||||
19 | Грамматическая (предикативная) основа предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Основные типы грамматических основ | 1. Знать виды предложений по наличию главных членов: односоставные и двусоставные. Формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности. 2.Уметь производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении 3. Делать выводы и обобщения на основе самостоятельных наблюдений. | Комментированное письмо, разбор предложений по членам, конструирование предложений с заданной грамматической основой | § 13, упр. № 75. | ||
20 | Порядок слов в предложении. Интонация | Урок закрепления изученного | 1 | Прямой и обратный порядок слов в предложении. Интонационные средства, основные элементы интонации (изменение тона, громкость, темп произношения, паузы, логическое ударение) | 1. Знать понятие об интонации, прямом и обратном порядке слов в предложении, логическом ударении. Осознавать связь между упорядоченностью мышления и синтаксической связанностью речи. 2.Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов 3. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Выразительное чтение текстов. Ответить на вопросы «Как порядок слов влияет на смысловые оттенки каждого предложения?», «С какой целью используется инверсия?» | § 14, § 15, упр. № 87. | ||
21 - 22 | Сочинение – описание памятника культуры
| Урок развития речи | 2 | Сопоставительный анализ репродукций картин А. Баулина и С.В. Герасимова с изображением одного и того же памятника архитектуры. Жанровое разнообразие сочинений (дневниковая запись, письмо, рассказ). План сочинения | 1.Знать структуру текста – описания, его языковые особенности. Осознавать синтаксическое богатство русского языка, синонимические возможности языковых ресурсов. 2.Уметь делать сравнительный анализ картин, сопоставлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно – выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме 3. Делать выводы и обобщения на основе самостоятельных наблюдений. Навыки анализа структуры текста | Сочинение | стр. 45, упр. № 89. | ||
РАЗДЕЛ V. ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ | |||||||||
23 | Главные члены двусоставного предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Главные члены двусоставного предложения, способы выражения подлежащего. Особые случаи согласования подлежащего со сказуемым | 1.Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращённы словом 2. Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым. 3. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Составить предложение, использовать в качестве подлежащих неделимые словосочетания. Предупредительный диктант | § 17, упр. № 93. | ||
24 | Сказуемое. Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения | 1.Знать виды сказуемого. Формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности. 2.Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующее правило, учитывая в ряде случаев сосуществующие в речи варианты согласования, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого 3. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Составить план теоретического материала параграфа, подготовить устное высказывание «Способы выражения простого глагольного сказуемого». Составить предложения с глагольными фразеологизмами в роли сказуемых | § 18, §19, упр. № 97. | ||
25 | Публицистическое сочинение о памятнике культуры
| Урок развития речи | 1 | Публицистическое сочинение о памятнике культуры (на основе упражнения № 101, № 102) | 1. Знать творчество художников С.А.Баулина, И.С.Герасимова, Уметь работать над картиной, писать сочинения по ней. Осознавать синтаксическое богатство русского языка, синонимические возможности языковых ресурсов. 2.Уметь создавать текст публицистического характера, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчленённое предложение, риторические вопросы и восклицания, вопросно - ответная форма изложения) 3.Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих мыслей, побуждений. | Подготовка рабочих материалов | Сочинение | ||
26 | Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Составное глагольное сказуемое, способы его выражения | 1.Знать структуру составного глагольного сказуемого. Формировать устойчивую мотивацию к обучению, навыки анализа, работы по алгоритму. 2.Опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное глагольное сказуемое 3. Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих мыслей, побуждений. | Заменить составные глагольные сказуемые со вспомогательным глаголом на составные глагольные с кратким прилагательным. Составить план §20, проиллюстрировать каждый пункт плана своими примерами | § 20, упр. № 106. | ||
27 | Составное именное сказуемое, способы его выражения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Составное именное сказуемое, способы его выражения | 1.Знать структуру составного именного сказуемого, различать составные глагольные и составные именные сказуемые. 2.Уметь определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов 3. Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих мыслей, побуждений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | Комментированное письмо. Устный связный ответ «Составное именное сказуемое и способы его выражения» | § 21, упр. № 108. | ||
28 | Тире между подлежащим и сказуемым | Урок усвоения новых знаний | 1 | Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым | 1.Определять способы выражения подлежащих и сказуемых, знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. 2.Уметь применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения, ставить знаки препинания. 3. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Объяснительный диктант | § 22, упр. № 120. | ||
29 | Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми | Урок закрепления изученного | 1 | Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми | 1.Формировать навыки систематизации и обобщения изученного материала, конструирования и работы по алгоритму. 2.Уметь определять морфологические способы выражения главных членов предложения, различать виды сказуемых, ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимическую замену разных видов сказуемого 3. Регулируют собственную деятельность посредством письменной речи. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | Конструирование и реконструкция предложений по определённым моделям, осложнённое списывание | Составить устное высказывание «Тире между подлежащим и сказуемым» | ||
РАЗДЕЛ VI. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||||||||
30 | Роль второстепенных членов в предложении | Урок усвоения новых знаний | 1 | Второстепенные члены предложения. Группы второстепенных членов по характеру значения и синтаксической роли в предложении | 1.Знать отличие главных и второстепенных членов предложения. Формирование навыков анализа, конструирования, работы по алгоритму. 2. Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении. 3. Регулируют собственную деятельность посредством письменной речи. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | Конструирование и реконструкция предложений по определённым моделям, осложнённое списывание | § 23, составить устное высказывание «Роль второстепенных членов в предложении» | ||
31 | Дополнение. Способы выражения дополнения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнения | 1.Знать определение дополнения, различать прямое и косвенное дополнение, способы их выражения. 2.Уметь опознавать их в предложении, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение 3. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие | Разбор предложений по членам. Осложнённое списывание. | § 24, упр. № 130. | ||
32 | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Согласованные и несогласованные определения, Способы выражения определения | 1. Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала. Обобщить и углубить сведения об определении, знать согласованные и несогласованные определения. 2.Уметь различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения, уметь использовать определения для характеристики предмета, явления, а определения – эпитеты - как средства выразительности 3. Устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации | Творческое списывание. Найти в тексте согласованные и несогласованные определения, указать, какие определения обозначают устойчивые признаки предметов, а какие указывают лишь на отношения между предметами | § 25, упр. № 135. | ||
33 | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | Урок усвоения новых знаний | 1 | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | 1.Формирование устойчивого интереса к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности. Знать приложение. 2.Уметь распознавать приложения среди других второстепенных членов, использовать приложения в качестве средства выразительности речи, правильно ставить знаки препинания при приложении 3. Используют адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания. | Составить план к теоретическому материалу параграфа, каждый пункт плана проиллюстрировать своими примерами | § 26, упр. № 141. | ||
34 | Обстоятельство. Способы его выражения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Виды обстоятельств по значению. Способы выражения обстоятельств | 1. Знать виды обстоятельств. Формирование организации и анализа своей деятельности. 2.Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах 3. Определяют цели и функций участников, способов взаимодействия; планируют общие способы работы; обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | Конструирование предложений, Заполнить таблицу «Виды обстоятельств по значению» | § 27, упр. № 159. | ||
35 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | 1. Знать синтаксический разбор простого двусоставного предложения. Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по индивидуальному плану. 2.Уметь производить синтаксический разбор простого двусоставного предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении 3. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Комментированное письмо, разбор предложений по членам, конструирование предложений с заданной грамматической основой | § 28, упр. № 161. | ||
36 - 37 | Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности | Урок развития речи | 2 | Характеристика человека как вид строения текста, языковые особенности | 1. Знать виды характеристик человека. Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по индивидуальному плану. 2.Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, уметь использовать текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы. Уметь характеризовать человека с точки зрения поступков, поведения, характера, применять умение работать с текстом, лингвистическую и коммуникативно-правописную компетенции, орфографическую зоркость. 3. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Сочинение - характеристика | стр. 82, контрольные вопросы и задания | ||
38 | Контрольный диктант | Урок контроля | 1 | Главные и второстепенные члены предложения. Способы выражения | 1. Знать основные нормы русского литературного языка (орфография, пунктуация). Формирование способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации контрольной нормы. 2.Уметь определять грамматические основы, способы выражения главных и второстепенных членов предложения, производить синонимическую замену разных видов сказуемого. Согласованных и несогласованных определений, правильно ставить знаки препинания между подлежащими и сказуемыми, при приложении 3. Управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). | Контрольный диктант | |||
РАЗДЕЛ VII.ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||||||||
39 | Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений | Урок усвоения новых знаний | 1 | Односоставные предложения, их основные группы. Главный член односоставного предложения | 1.Знать структурные различия односоставных предложений. Формирование устойчивого интереса к индивидуальной и коллективной аналитической и творческой деятельности. 2.Уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения 3. Используют адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания. | Конструирование предложений | § 30, упр. № 172. | ||
40 | Назывные переложения, их структурные и смысловые особенности | Урок усвоения новых знаний | 1 | Назывные переложения. Их структурные и смысловые особенности | 1.Знать структурные особенности и особенности употребления назывных предложений. Формирование устойчивого интереса к индивидуальной и коллективной аналитической и творческой деятельности. 2.Уметь опознавать их в тексте, употреблять в собственных высказываниях как средство лаконичного изображения фактов окружающей действительности, характеризовать сферу употребления назывных предложений 3. Формируют навыки учебного сотрудничества в ходе индиви-дуальной и групповой работы | Анализ фрагментов из художественной литературы (стихотворения А.Фета, А.Твардовский «Василий Тёркин»). Определить роль назывных предложений | § 31, упр. № 180. | ||
41 | Определённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности | Урок усвоения новых знаний | 1 | Определённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности | 1.Знать структурные и грамматические особенности определённо - личных предложений. Формирование устойчивого интереса к индивидуальной и коллективной аналитической и творческой деятельности. 2.Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определённо - личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать определённо - личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определённо - личными предложениями как синтаксическими синонимами, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определённо - личные предложения 3. Используют адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания | Конструирование предложений | § 32, упр. № 185. | ||
42 | Неопределённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности | Урок усвоения новых знаний | 1 | Неопределённо - личные предложения, их структурные и смысловые особенности | 1.Знать структурные и грамматические особенности неопределённо - личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложения. 2.Уметь их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными 3. Придерживаются морально–этических и психологических принципов общения и сотрудничества. Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий | Сопоставительный анализ определённо - личных и неопределённо - личных предложений как семантически противоположных друг другу. Конструирование предложений | § 33, упр. № 191. § 34, упр. № 197. | ||
43 - 44 | Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности | Урок усвоения новых знаний | 2 | Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности | 1.Знать структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи. 2.Уметь опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи 3. Работают в группе. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Составить предложения по схемам | § 35, упр. № 205, № 204. | ||
45 | Сочинение - рассуждение на свободную тему | Урок развития речи | 2 | Сочинение - рассуждение: тезис, аргументы, вывод. Информативность аргументов. Размышление об ответственности человека за свои слова с опорой на личный опыт | 1. Осознавать синтаксическое богатство русского языка, синонимические возможности языковых ресурсов. 2.Уметь создавать собственные высказывания, соблюдая типологические особенности рассуждения, отбирать нужные аргументы, высказывать своё мнение, соблюдать на письме нормы русского литературного языка 3. Умеют слушать и слышать друг друга. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Сочинение - рассуждение | |||
46 | Неполные предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Неполные предложения. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении | 1.Знать общее понятие неполных предложений. Формирование устойчивого интереса к индивидуальной и коллективной аналитической и творческой деятельности. 2.Понимать назначение неполных предложений в общем, опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях, наблюдать за употреблением неполных предложений в разговорной речи в письменном тексте 3. Проявляют речевые действия: используют адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений | Преобразовать полные двусоставные предложения в неполные | § 37, упр. № 215. | ||
47 | Синтаксический разбор односоставного предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Синтаксический разбор односоставного предложения | 1. Знать порядок синтаксического разбора односоставных предложений. Формирование навыков анализа, конструирования, работы по алгоритму. 2.Уметь производить синтаксический разбор простого односоставного предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении 3. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | Комментированное письмо, разбор предложений по членам, конструирование предложений с заданной грамматической основой | § 38, упр. № 216. | ||
48 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» | Повторительно - обобщающий урок | 1 | Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений, Морфологические средства выражения главного члена | 1.Осознавать синтаксическое богатство русского языка, синонимические возможности языковых ресурсов. 2.Уметь пользоваться двусоставными предложениями как синтаксическими синонимами, анализировать в сопоставлениях разновидности односоставных предложений, составлять диалоги с употреблением определённо - личных предложений, включать неопределённо - личные предложения в составляемые сюжетные тексты, употреблять безличные предложения в миниатюрных зарисовках явлений природы 3. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | Сочинение - миниатюра | |||
49 | Контрольный диктант | Урок контроля | 1 | Виды односоставных предложений. Употребление односоставных и неполных предложений | 1. . Знать основные нормы русского литературного языка (орфография, пунктуация). Формирование способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации контрольной нормы. 2.Уметь различать виды односоставных предложений, определять способы выражения главных членов в них, различать разные типы сказуемых, правильно расставлять знаки препинания, выразительно читать 3. Управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). | Контрольный диктант | |||
РАЗДЕЛ VIII. ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ | |||||||||
50 | Понятие об осложнённом предложении | Урок усвоения новых знаний | 1 | Осложнённые и неосложнённые предложения | 1. Знать способы осложнения предложения 2.Уметь находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать их выбор и расставлять знаки препинания в соответствии с изученными правилами. 3. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Конструирование предложений, разбор их по членам, составление схем, графический диктант | § 39, упр. № 222. | ||
РАЗДЕЛ IX. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||||||||
51 | Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | 1. Знать способы выражения однородных членов предложения, средства связи между ними. 2.Уметь опознавать однородные члены (распространённые, нераспространённые, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов 3. Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | Сопоставить конструкции с распространёнными и нераспространёнными однородными членами, определить функции сочинительных союзов | § 40, упр. № 226. | ||
52 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | 1. Знать правило постановки знаков препинания между однородными членами предложения, связанными только перечислительной интонацией. 2.Уметь опознавать однородные члены (распространённые, нераспространённые, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов 3. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | Сопоставить конструкции с распространёнными и нераспространёнными однородными членами, определить функции сочинительных союзов | § 41, упр. № 241. | ||
53 | Однородные и неоднородные определения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Однородные и неоднородные определения | 1. Знать правила постановки знаков препинания между однородными и неоднородными определениями и отсутствие знаков при неоднородных определениях. 2.Уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными членами 3. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Составить конспект текста правила | § 42, упр. № 244, I. | ||
54 | Однородные и неоднородные определения | Урок закрепления изученного | 1 | Однородные и неоднородные определения | 1. Знать правила постановки знаков препинания между однородными и неоднородными определениями и отсутствие знаков при неоднородных определениях. Формирование навыков обобщения и систематизации. 2.Уметь различать однородные и неоднородные определения, употреблять слова в прямом и переносном значении в качестве однородных (неоднородных) определений 3. Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Участвуют в лингвистической игре, направленной на запоминание правописания словарных слов. Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией | Предупредительный диктант | § 42, упр. № 244, II. | ||
55 | Изложение. Сравнительная характеристика | Урок развития речи | 1 | Изложение - сравнительная характеристика | 1. Знать алгоритм написания сравнительной характеристики. 2.Уметь письменно излагать прочитанный и услышанный текст, сохраняя авторские средства выразительности, подготовить к написанию изложения по прочитанному тексту, научить составлять сравнительную характеристику. Уметь дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного теста, фиксировать информацию прослушанного текста в виде полного пересказа, использовать изученные синтаксические конструкции при описании внешности человека 3. Используют адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. | Изложение | |||
56 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуации при них | 1. Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. 2.Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами, определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности, несоответствия, выражаемые противительными союзами, чередования или неопределённости оценки явления, выражаемые разделительными союзами, расставлять знаки препинания 3. Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий. Умеют слушать и слышать друг друга | Комментированное письмо. Составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам | § 43, упр. № 252. | ||
57 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуации при них | Урок закрепления изученного | 1 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуации при них | 1. Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Формирование навыков обобщения и систематизации. 2.Уметь пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, и сложносочинённые предложения, производить возможную синонимическую замену союзов при однородных членах 3. Используют адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. | Графический диктант | § 43. Составить устное высказывание на тему «Однородные члены предложения и пунктуация при них». | ||
58 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | 1. Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами. 2.Уметь находить обобщающие слова при однородных членах предложения, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах 3. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | Составить алгоритм применения правила | § 44, упр. № 272. | ||
59 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Урок закрепления изученного | 1 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | 1. Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами. Формирование навыков обобщения и систематизации. 2.Уметь различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составным именным сказуемым, распознавать логические категории рода и вида, общего и частного. Правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах разных стилей 3. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Составить связное высказывание, включить изученные синтаксические конструкции | § 44, упр. № 273. | ||
60 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений | 1. Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Формирование навыков обобщения и систематизации. 2.Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами, использовать разные типы сочетаний однородных членов(парное соединение, с повторяющимися союзами, с составными союзами) как средство выразительности, выбирать форму сказуемого при однородных подлежащих, соблюдать нормы сочетания однородных членов 3. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Сочинение - миниатюра | § 45, § 46, упр. № 277. | ||
61 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены» | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Средства связи однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | 1.Знать изученный материал 2.Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений 3. Формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств. | Объяснительный диктант | П. § 40 - § 46, Подготовить сообщение «Пунктуация в предложении с обобщающими словами при однородных членах» | ||
62 | Контрольный диктант | Урок контроля | 1 | Однородные члены предложения | 1.Формирование навыков обобщения и систематизации материала, способности к рефлексии и реализации коррекционной нормы. 2.Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений 3. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Контрольный диктант | |||
РАЗДЕЛ X. ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||||||||
63 | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | 1.Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании. 2.Уметь характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные 3.Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Комментированное письмо | § 47, упр. № 289. | ||
64 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них | 1. Знать правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений. Формирование творческой деятельности на основе составленного плана, модели, образца. 2.Уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, а также согласованные одиночные определения, относящиеся к существительным, интонационно правильно их произносить, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста 3. Делать выводы и обобщения на основе самостоятельных наблюдений. Навыки анализа структуры текста | Конструирование предложений | § 48, упр. № 299. | ||
65 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них | Урок закрепления изученного | 1 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них | 1. Знать правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений. Формирование творческой деятельности на основе составленного плана, модели, образца. 2.Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей 3. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Выразительное чтение примеров | § 48, упр. № 300. | ||
66 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений | Урок закрепления изученного | 1 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений | 1. Знать правила обособления определений с обстоятельственным оттенком и несогласованных определений. 2.Уметь выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком значения, несогласованных определений, интонационно читать предложения с обособленными определениями, понимать и определять изобразительно - выразительные функции обособленных определений в художественной речи 3. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Составить план ответа « Обособление несогласованных определений» | |||
67 - 68 | Рассуждение на дискуссионную тему | Урок развития речи | 2 | Рассуждение на основе литературного произведения | 1. Знать алгоритм написания сочинения-рассуждения на дискуссионную тему. Осознавать связь между упорядоченностью мышления и синтаксической связанностью речи. 2.Уметь создавать текст - рассуждение, сохраняя его композиционные элементы(тезис, аргументы, вывод), ориентируясь на определённого читателя, умело вплетать цитаты из художественного текста, обосновывать своё мнение 3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Сочинение | |||
69 | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | 1.Знать основные условия обособления приложений. 2.Уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений 3. Формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств. | Конструирование предложений | § 50, упр. № 307. | ||
70 | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | Урок закрепления изученного | 1 | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | 1. Знать правила обособления приложений. Формирование способности к рефлексии и реализации коррекционной нормы. 2.Уметь опознавать приложения в тексте на слух, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, использовать обособленные приложения в разных стилях и текстах речи 3. Формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств. | Разбор примеров из произведений художественной литературы | § 50, упр. № 311. | ||
71 | Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | 1. Знать правила обособления обстоятельств, выраженных ДО и деепричастиями. 2.Уметь определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, находить деепричастный оборот, определять его границы, ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, использовать в речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь заменять их синонимичными конструкциями 3.Адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи. | Составить схемы предложений | § 51, упр. № 320. | ||
72 | Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них | Урок закрепления изученного | 1 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | 1. Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами. 2.Уметь определять границы деепричастного оборота, правильно ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с деепричастным оборотом, исправлять ощибки в предложении, интонационно правильно произносить, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно – выразительные средства в художественной речи 3. Формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств. | Составить схемы предложений | § 51, упр. № 322. | ||
73 | Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот | 1.Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы. 2.Уметь опознавать синтаксические конструкции с союзом КАК, правильно ставить знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом и синтаксическими конструкциями с КАК, использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов речи 3. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений | Из текстов изученных произведений выписать предложения с союзом КАК, объяснить знаки препинания | ||
74 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | Урок усвоения новых знаний | 1 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | 1.Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных именами существительными с предлогами в косвенных падежах. 2.Уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания 3. Объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи. | Диктант «Проверяю себя» | Составить схемы предложений | ||
75 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них | 1.Иметь преставление об уточняющих членах предложения и о свойствах, отличающих их от обособленных оборотов. 2.Уметь опознавать уточняющие члены предложения на основе семантико – интонационного анализа высказывания 3. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения задания | Синтаксический разбор предложений | § 52, упр. № 326. | ||
76 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | 1.Формирование навыков обобщения и систематизации материала. 2.Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах предложения 3 Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;. | Предупредительный диктант | § 53 - § 54 | ||
77 | Контрольный диктант | Урок контроля | 1 | Обособленные члены предложения, знаки препинания при них | 1. Формирование навыков обобщения и систематизации материала. 2.Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы 3.Планировать пути достижения цели. | Контрольный диктант | |||
РАЗДЕЛ XI. СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕСВЯЗАННЫЕ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ | |||||||||
78 | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении | Урок усвоения новых знаний | 1 | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении | 1.Иметь представление об обращении за счёт осмысления основного назначения обращения в речи( звательная, оценочная, изобразительная функция обращения). 2.Уметь характеризовать синтаксические и пунктуационные особенности предложений с обращениями 3.Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта к преодолению препятствий. | Составить таблицу «Запятая при обращении» | § 55, § 56, упр. № 346. | ||
79 | Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений | Урок закрепления изученного | 1 | Обращение, знаки препинания при нём. Интонация предложения с обращениями. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, в языке художественной литературы и официально - деловом стиле | 1. Знать способы выражения обращения, его роль в предложении. 2.Уметь интонационно правильно произносить предложения, употреблять обращения в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения 3.Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт. | Конструирование предложений. | § 57, § 58, упр. № 356, № 360. | ||
80 | Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению | Урок усвоения новых знаний | 1 | Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению | 1.Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания. 2.Уметь выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения 3.Формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых знаний с целью ориентировки. | Заполнить таблицу «Значения вводных слов» | § 59 - § 60, упр. № 366. | ||
81 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | Урок закрепления изученного | 1 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | 1. Знать вводные слова и вводные сочетания слов. 2.Уметь употреблять в речи вводные слова с учётом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, соблюдать интонацию при чтении предложений, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, производить синонимическую замену вводных слов 3.Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционального опыта (учебных знаний и умений). | Конструирование предложений | § 61, упр. № 375. | ||
82 | Вставные слова, словосочетания и предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Вставные слова, словосочетания и предложения | 1.Иметь представление о вставных конструкциях, их смысловых отличиях от вводных слов и предложений. 2.Уметь опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания 3.Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). | Диктант «Проверяю себя» | § 62, упр. № 387, § 63, упр. № 391. | ||
83 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки препинания | 1. Формирование навыков обобщения и систематизации материала. 2.Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикете 3.Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Составить памятку «Как готовиться к уроку русского языка», используя вводные слова | § 64, упр. № 398, стр. 189, контрольные вопросы и задания | ||
84 | Контрольный диктант | Урок контроля | 1 | Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки препинания | 1. Формирование навыков обобщения и систематизации материала. 2.Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикете 3.Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта к преодолению препятствий. | Контрольный диктант | |||
РАЗДЕЛ XII. СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ | |||||||||
85 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь | Урок усвоения новых знаний | 1 | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью, Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1.Знать основные способы передачи чужой речи. 2.Уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку 3. Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Составление схем, конструирование предложений с прямой речью по схемам | § 65 - § 67, упр. № 404. | ||
86 | Косвенная речь. Прямая речь. Диалог | Урок усвоения новых знаний | 1 | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной | 1.Знать понятие «косвенная речь» 2.Уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи 3.Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи | § 68 - § 70, упр. № 412. | ||
87 | Цитата | Урок усвоения новых знаний | 1 | Цитаты и знаки препинания при них | 1.Знать правила оформления цитат. 2.Уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании 3.Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности | Записать текст под диктовку | § 68 - § 70, упр. № 424. | ||
88 | Систематизация и обобщение изученного. Синтаксический разбор предложений с чужой речью | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных высказываниях | 1.Формирование навыков обобщения и систематизации материала. 2.Уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой речью, производить синонимичную замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предложения с прямой речью, с косвенной речью, выразительно читать предложения 3.Формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач. | Объяснительный диктант | Стр. 209, контрольные вопросы | ||
89 - 90 | Рассказ | Урок развития речи | 2 | Композиция рассказа, использование диалога в рассказе как текстообразующего элемента | 1.Знать особенности рассказа. 2.Уметь создавать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы 3.Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих мыслей, побуждений. | Сочинение – рассказ по данному началу с включением диалога | |||
РАЗДЕЛ XIII. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В VIII КЛАССЕ | |||||||||
91 | Синтаксис и морфология | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Разнообразие синтаксических конструкций. Первичные и вторичные функции различных частей речи | 1. Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы. 2.Уметь опознавать части речи по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль в предложении, использовать в речи разные виды омонимов, виды и средства синтаксической связи 3.Формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач. | Анализ текста | § 73, упр. № 436. | ||
92 | Сжатое изложение | Урок развития речи | 1 | Тема, идея, микротемы текста. Стиль, тип. Средства выразительности. Совершенствовать навыки сжатого изложения текста публицистического характера; редактировать собственный текст изложения. | 1.Знать алгоритм работы с изложением. 2.Уметь писать изложение, применяя различные способы сжатия. 3.Формировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. | Лингвистический анализ текста. | |||
93 - 96 | Синтаксис и пунктуация | Повторительно – обобщающий урок | 4 | Пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении | 1.Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания. 2.Уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями, вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания 3.Формировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. | Взаимодиктант | § 74. Составить инструкцию о выборе знаков препинания в разных синтаксических конструкциях | ||
97 - 98 | Контрольное изложение | Урок развития речи | 2 | Текст как речевое произведение | 1. Знать алгоритм работы с изложением. 2.Уметь пересказать фрагмент прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме 3.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Изложение | стр. 216, упр. № 443. | ||
99 | Синтаксис и культура речи | Урок развития речи | 1 | Нормы русского литературного языка в построении словосочетаний и предложений | 1.Формировать представление о значимости языка в жизни общества: осознавать связь между упорядоченностью мышления и синтаксической связанностью речи, осознавать значимость правильного интонационного и пунктуационного оформления речи для успешности коммуникации. 2.Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения 3.Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Тест | § 75, упр. № 448. | ||
100 | Контрольная работа | Урок контроля Развития речи | 1 | Синтаксис и пунктуация простого предложения, синтаксические нормы, текст, типы и стили речи | 1. Формировать представление о значимости языка в жизни общества: осознавать связь между упорядоченностью мышления и синтаксической связанностью речи, осознавать значимость правильного интонационного и пунктуационного оформления речи для успешности коммуникации. 2.Уметь анализировать текст: производить композиционно - содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложения 3.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Комплексный анализ текста | |||
101 -102 | Синтаксис и орфография | Повторительно – обобщающий урок | 2 | Синтаксис и орфография как разделы грамматики | 1. Формирование навыков обобщения и систематизации материала. 2.Уметь обнаруживать орфограммы, группировать их, объединять их правописание в виде рассуждения, письменно объяснять с помощью графических символов, правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функции знаков препинания 3.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Объяснительный диктант | § 76, упр. № 452. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно- тематический план по русскому языку для 7 класса по учебнику С.И. Львовой
Календарно-тематический план по русскому языку для 7 класса по учебнику С.И. Львовой...
Календарно- тематический план по русскому языку 5 класс
Календарно- тематический план Русский язык 5 класс под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова....
календарно-тематическое плланирование по русскому языку для 5 класса по учебнику Быстровой
календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса на 170 часов по учебнику Быстровой...
календарно-тематический план по русскому языку 9 класс
планирование к УМК Баранова, Тростенцовой...
календарно-тематический план по русскому языку 10 класс
к УМК Грекова, Крючкова, Чешко...
Рабочая программа и календарно-тематический план по русскому языку 11 класс
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной Н.А.Николиной к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л....
Рабочая программа и календарно-тематический план по русскому языку для 6 специального (коррекционного) класса VII вида.
Рабочая программа по русскому языку для 6 специального (коррекционного) класса VII вида составлена на основе авторской программы для 5-9 классов под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанско...