Повторение.Имя существительное.5 класс
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Никитина Елена Александровна

УМК к уроку. Презентация составлена на основе готового конспекта к уроку из интернет-источников (без претензии на авторство)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon povtorenie.imya_sushchestvitelnoe.5_klass.zip581.59 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение темы «Имя существительное как часть речи» в 5 классе

Цель деятельности учителя

Систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о роли существительных в речи, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний существительных; определять синтаксическую роль существительных в предложении.

Тип урока

Урок систематизации ЗУН.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): знать вопросы, на которые отвечает имя существительное, морфологические признаки существительного (род, число, падеж, типы склонения), правила о написании Е и И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе, о написании имен собственных с большой буквы и в кавычках; уметь ставить вопросы к существительным, определять род, число, падеж, тип склонения существительного, правильно выбирать Е и И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе, правильно писать имена собственные с большой буквы и в кавычках, графически обозначать условия выбора правильных написаний, разбирать имена существительные по образцу.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдения над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы

http://learningapps.org/ 

 http://videouroki.net

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Основные понятия

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, общий род.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Время – 1 минута.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

- Здравствуйте, ребята! Чтобы снять усталость от предыдущих уроков, предлагаю восстановить ваш энергетический баланс:

- нужно с силой потереть одну ладонь о другую 10 раз;

- щеки – вверх-вниз 10 раз;

- кончиками пальцев постучать по затылку и макушке 10 раз;

- 3 раза сжать руки в кулак.

Я думаю, вы ощутили, как приободрились. Спасибо всем. Теперь приступим к серьезной работе.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

2.Актуализация и пробное учебное действие.

Время – 2 минуты.

Эвристическая беседа. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

- Что у меня в руках? (Воздушный шарик)

- Что вы можете сказать об этой вещи?

- Назовите грамматические признаки.

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания, осваивают лингвистические термины.

Фронтальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли.

Устные ответы

3.Выявление места и причины затруднения.

Время – 2 минуты.

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа.

- Итак, что же мы будем изучать сегодня на уроке? (Имя существительное)

- Какие части речи вам еще знакомы?

- Давайте еще раз повторим, как определить принадлежность слова к той или иной части речи. (Задаем вопрос, выясняем грамматическое значение слова.)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Устные ответы

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Время – 2 минуты.

Составление кластера.

- Что же нам нужно сделать, чтобы повторить имя существительное?

(Вспомнить морфологические признаки существительного, синтаксическую роль).

- А чтобы не забыть, что нужно повторить, нарисуем подсказку – солнышко, на лучиках которого напишем все признаки существительного.

Формулируют цель и задачи учебной деятельности в диалоге с учителем. Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят понятные монологические высказывания.

Устные ответы.

5.Творческая практическая деятельность.

Время – 24 минуты.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Слайд 2

Задание 1.

- Прочитайте текст и назовите все существительные. Один человек работает на интерактивной доске.

- Что обозначает имя существительное?

- Докажите, что перед вами текст.

- Из какого произведения взят этот отрывок? Кто автор? (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)

Слайд 3

Задание 2. Письменно.

- Закончите предложения, определите, каким членом предложения являются встретившиеся вам существительные:

А) Весна, лето, осень, зима - …

Б) Я быстро иду в  …

В) На полке стояла банка с …

- Какими членами предложения может быть имя существительное? (Подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством.)

Слайд 4

Задание 3.

- Следующее задание для мальчиков: вспомните названия предметов на картинках и запишите их. (Тиски, плоскогубцы, ножницы, кусачки, пассатижи)

- Что особенного увидели в этих словах? Молодцы, все эти слова употребляются только во множественном числе.

Слайд 5
– Девочки, теперь аналогичное задание для вас.

(Творог, сметана, ряженка, молоко)

- Что особенного заметили в этих словах? Правильно, они употребляются только в единственном числе.

Слайд 6

Задание 4. Выдать распечатки.

- Распределите слова по родам: ночь, холод, небо, друг, неряха, свет, жизнь, добро, шум, ябеда, начало.

- Давайте проверим. Слайд 7.

- Были ли трудности с этим заданием?

- В какой столбик вы записали слова неряха и ябеда?

- Итак, существительные с окончанием –а/-я, обозначающие лиц женского и мужского пола, относятся к общему роду.

- Как же определить род существительного? (Поставить в ед.ч., использовать слова-подсказки).

Задание 5.

 - Какие существительные отвечают на вопросы КТО? ЧТО?(Одушевленные, неодушевленные)

Цифровой диктант.

- Я диктую существительные, а вы записываете только цифру: 1 – одушевленное; 2 – неодушевленное.

Сережа, серьга, март, кот, солнце, птица, лужа, капель, бабочка, выпускник.

Слайд 8. Физкультминутка.

Слайд 9.

Задание 6.

- На слайде изображена лицевая сторона конверта. На какие две группы можно разделить все существительные, которые здесь встречаются? (Собственные и нарицательные).

- Какие существительные называются собственными, а какие нарицательными?

- Как они пишутся?

Задание 7.

- Я буду называть нарицательные существительные, а вы к ним – собственные.

Город, река, озеро, журнал, собака, фамилия, книга.

Задание 8. На доске.

- Прочитайте словосочетания и скажите, какое задание можно к ним придумать? (Вставить пропущенные буквы).

Расти на опушк… леса. Красиво писать в тетрад.. Идти по тропинк.. к озеру. Посвятить жизнь авиаци.. Быстро скакать по степ.. Работать учителем в школ... Присутствовать на лекци..

- А что нужно знать, чтобы успешно справиться с этим заданием? (Падежи и склонение). 

- Давайте вспомним падежи и вопросы.

- Как определить падеж существительного? (Найти слово, к которому относится существительное; поставить от этого слова к существительному вопрос).

- А что такое склонение?

- Как правильно определить склонение?

- Какие существительные относятся к I, II, III склонениям?

- Как же определить, какую гласную писать в окончании существительного – Е или И?

- В чем особенность склонения существительных на -ия, -ие, -ий?

На доске оформлена таблица-подсказка:

- Запишите словосочетания в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, обозначая склонение и падеж существительных. Один человек работает с этим заданием на доске, другой – на интерактивной доске (Слайд 10)

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Слушают и обсуждают ответы товарищей. Задают вопросы для уточнения информации. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Устные ответы

6.Самостоятельная работа.

Время – 5 минуты.

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений.

Слайд 11

- Произведите морфологический разбор существительного на скатерти – 1 вариант, в дни – 2 вариант из предложения В эти мартовские дни на снежной скатерти увидишь голубые тени.

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

Индивидуальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: действуют по плану.

Письменная работа.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Время – 3 минуты.

Обобщение полученных на уроке сведений.

- Вот мы и подошли к завершающей части нашего урока.

- Что нового вы узнали?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

Рассматривают выполненные работы, оценивают их. Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Коммуникативные: Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Оценивание работы учащихся на уроке.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Время – 1 минута.

Заключительная беседа по вопросам. Оценивание результатов работы.

- Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки.

Оценивание работ учащихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение имен существительных.

Урок русского языка в 6 классе с презентацией....

Урок русского языка в 5 классе на тему "Повторение имени существительного на материале рассказа А.П.Чехова "Каштанка"

Повторение и систематизация знаний, полученные при прохождении темы "Имя существительное". Проверка знаний с помощью теста....

Урок-презентация в 5 классе по теме "Повторение имени существительного"

Аннотацияк уроку русского языка по теме:« Повторение имени существительного»   Данный урок русского языка «Повторение имени существительного» разработан для 5-ых классов при изучении темы «И...

Презентация к уроку в 5 классе по теме "Повторение имени существительного"

В презентации подобраны материалы для повторения основных характеристик существительного : род , склонение , синтаксическая роль , орфограммы ....

Презентация "Повторение имени существительного" 5 класс

В данной презентации собраны методические материалы  для повторения темы имя существительное ....

План-конспект урока по государственному (татарскому языку) на день единого текста в 5 классе. Текст "Тундра"(повторение имён существительных)

Метапредметные цели урока:- формирование читательской грамотности: работать с текстом, используя различные виды чтения (просмотровое, изучающее, рефлексивное)...