Открытый урок по русскому языку в 9 классе на тему: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Мошкина Наталья Алексеевна

Цели урока : 1) систематизировать, обобщить и закрепить правила постановки знаков препинания в БСП ;

                       2)развитие навыка конструирования предложений; развитие индивидуальности ученика, познавательных и творческих способностей;

                       3)воспитание патриотизма,любви к родной природе.                                                                            

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 9 классе на тему: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

Цели урока : 1) систематизировать, обобщить и закрепить правила постановки знаков пре-                    

                           пинания в БСП ;

                       2)развитие навыка конструирования предложений; развитие индивидуаль-                            

                          ности ученика, познавательных и творческих способностей;

                       3)воспитание патриотизма,любви к родной природе.                                                                            

Форма организации учебной деятельности- творческая мастерская.

Тип урока- обобщения и систематизации зун.

Оборудование: эпиграфы к уроку, таблицы, тесты, карточки, портреты

                           А.П.Чехова, А.А.Блока, видеозаписи с видами села, с фотографиями пра-

                          здника села, презентация.

                                                      ХОД УРОКА.

1.Проверка д / з. Работа с тестами.

2.Слово учителя.

-сегодня на уроке мы должны системватизировать материал по теме БСП, будет работать не только наша память, но и душа, сердце. Ваше внимание будет направлено на задания.

Вы сами выберете, в каком темпе вам работать: можете чередовать групповую работу с парной, индивидуальной. А я буду осуществлять руководство самостоятельной вашей деятельностью. Не бойтесь высказывать свои суждения.

Эпиграфом к уроку сегодня будут слова А.П.Чехова: « Знаки препинания служат нотами при чтении».

-как вы понимаете это высказывание?

-ответы уч-ся.

-а теперь обратимся к мысли А.А.Блока: «Изымите все произведение, если в этом произведении вам не нравится запятая,но не вычеркивайте запятой: она имеет свой смысл.»

-найдите в этом предложении сочинительные и подчинительные союзы?

-какая связь еще имеется, и как она осуществляется?

- почему здесь стоит двоеточие?

-ответы уч-ся.

3.Метод проблемной беседы.

Учитель:

- сегодня нашу тему урока мы постараемся связать с темой Родины.

Русский философ Георгий Федотов в статье « Лицо России» пишет: « Трудно выразить лицо России»

- почему?

-когда мы произносим слово «Родина» вслух, шепотом или мысленно, то оно соединяется в нашем сознании со зрительными образами.Закройте глаза, произнесите шепотом слово «Родина». Прислушайтесь к своей душе.

-что вы представляете ?

- ответы уч-ся:  (деревенский дом , бесконечные необъятные просторы , детей , односельчан, березы, радугу…)

Учитель:

-Да,ребята, образ Родины не может быть общим и конкретным. Родина подобна огромному дереву,на котором не сосчитать листьев. Она есть у каждого человека, и без нее он прожить не сможет.

4.Творческое списывание.

-Тема Родины у нас будет звучать в течение всего урока. Я раздаю вам карточки,где даны простые предложения.Нужно построить из них ССП или СПП и СБП. Задания даются по группам.(3 группы). Приложение №1.

5.Эврестическая задача.

- составьте словарный диктант из 8-10 слов из ваших мини-текстов на различные орфограммы.

6.Учитель:

-недавно наше село отмечало 175-летие со дня основания. Мы с вами писали сочинения, некоторые ребята – стихи, посвященные Александровке.

7.Просмотр видео-фото с праздника села.

- на карточках,которые я вам раздаю, даны слова и словосочетания, связанные с юбилеем села. Составьте с ними СБП и распределите их в такой последовательности, чтобы получился мини-текст. Приложение №2.

Учащиеся работают с карточками.

Учитель:

-Прочитайте полученные мини-тексты.

-какая общая мысль объединяет все тексты?

Уч-ся:

- любовь к малой родине.

8.Учитель:

-а сейчас посмотрите по видео кадры , на которых  изображены виды нашего села и послушайте стихотворение М.Матусовского «С чего начинается Родина?» Возможно, это вдохновит вас на написание небольшого сочинения-рассуждения на тему : «За что я люблю свою малую родину?» или « С чего начинается Родина?»

9.Учащийся выразительно читает стихотворение наизусть.

10.Учащиеся под музыку пишут сочинение-рассуждение.

11.Учащиеся зачитывают сочинения от каждой группы по одному представителю.

12.Ответы на вопросы учителя:

-определите стиль речи сочинения?

- назовите тип речи?

- назовите,какие средства выразительности вы использовали?

13.В заключение изучения СБП мы обратимся к такому вопросу:

-какие предложения в нашем языке появились раньше: сложные союзные или бессоюзные? В курс дела нас введет ученица, подготовив сообщение по данному вопросу.

14.Сообщение уч-ся.

15.Учитель:

- ребята, а теперь подведем итог сегодняшнего урока.

-Что называется СБП?

- Какие знаки препинания ставятся в СБП и в какам случае?

-Что вы еще сегодня запомнили на уроке? Постарайтесь составить устно план сегодняшнего урока.

-Что вам больше всего понравилось?

16.Задание на дом : 1)выписать по 2 СБП с разными знаками препинания из произведений                                  

                                     художественной литературы ;

                                   2)найти и написать пословицы , связанные с темой родины, в которые

                                       входят СБП.

                                   3) упражнение №157 ( по желанию)    

   

 

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме:«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Урок призван повторить и углубить знания учащихся о пунктуации в бессоюзном сложном предложении. Выработать навыки по составлению алгоритма постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложени...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Урок по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" является итоговым уроком, который должен показать, как учащиеся усвоили данную тему и готовы ли они писать контрольный тест по дан...

Конспект урока русского языка в 11 классе.Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Данный урок - закрепление ранее полученных знаний. Цели урока: формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование навыков выполнения задания А24. Урок с пр...

Методическая разработка уроков по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Методическая разработка уроков по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» представлена с использованием методики «Взаимопередача темы»...

Тема: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Тема урока по русскому языку: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Тема урока: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»Тип урока: обобщение и закрепление знанийЦель: систематизировать изученное по теме «БСП», выявить степень ус...