Урок русского языка в 11 классе по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)

Нечаева Людмила Васильевна

Тема урока: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Тип урока: обобщение и закрепление знаний

Цель: систематизировать изученное по теме «БСП», выявить степень усвоения полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу.

Задачи: 1)обобщить и систематизировать  знания учащихся по теме «Знаки препинания в БСП»;

3) повторить правила постановки знаков препинания в БСП;

4) организовать индивидуальную работу учащихся и работу в паре от постановки учебной задачи до конечного результата;

5) организовать взаимопроверку, самоконтроль учащихся на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_11klasse.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11классе

Дата   24.01.2023г.

Тема урока: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Тип урока: обобщение и закрепление знаний

Цель: систематизировать изученное по теме «БСП», выявить степень усвоения полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу.

Задачи: 1)обобщить и систематизировать  знания учащихся по теме «Знаки препинания в БСП»;

3) повторить правила постановки знаков препинания в БСП;

4) организовать индивидуальную работу учащихся и работу в паре от постановки учебной задачи до конечного результата;

5) организовать взаимопроверку, самоконтроль учащихся на уроке

Знание только тогда знание, когда оно

                                                                                    приобретено усилиями своей мысли…

 Л.Н.Толстой.                       

Ход урока

Форма работы

Содержание  урока

1.Оргмомент

Приветствие.

2. Целеполагание

Индивидуальная

Запятая, двоеточие, тире используются как в простом, так и в сложном предложениях, но наибольшую трудность вызывают знаки препинания в БСП. Возникает проблема, почему знаки препинания разные, какой знак препинания надо поставить и от чего это зависит. Этот проблемный вопрос нам предстоит сегодня решить.

Прочитаем тему урока:

«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»(слайд 1)

- Дайте определение БСП.

- Какие знаки разделяют предложения в составе БСП?

- Сформулируйте цели и задачи урока, учитывая проблемный вопрос.

- Итак, наша задача –систематизировать изученное, выявить степень усвоения

полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу.

К сегодняшнему уроку вам было предложено повторить вопросы, связанные с пунктуацией в БСП.

Слайд 1.    Тема урока «Бессоюзное сложное

предложение»

2.Актуализация знаний

1.«Мозговая атака»

1.Вспоминаем и систематизируем знания о сложном предложении, о БСП. (теоретический материал)

2.Просмотр  теоретического материала  в учебнике  (параграф.-98.)-устно.

3.Работа с опорными конспектами (Запятая, двоеточие, тире и точка с запятой в БСП) –устно.

4. Индивидуальная работа (по карточкам)

5. Лингвистический эксперимент. Что произойдет с бессоюзными сложными предложениями, если в них поменять местами части. Переделайте предложения, расставьте знаки препинания. (письменно)

Итак, что произошло с предложениями? (Изменился смысл предложений, что повлекло за собой изменение в пунктуации)

6. Составим БСП:

Слайд 2.

1.Ученого учить только портить.

2.Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно.

3.Любите книгу она откроет вам много интересного.

4.Ни дорожек, ни поляны ничего не видно нам.

- Какие знаки препинания ставятся в БСП?

Слайд 3.

1.С детских лет постигаем мы истину…

2.Держится мир на доброте…

3.Хочешь изменить мир к лучшему…

3.Отработка умений   постановки знаков препинания в БСП

Работа в парах.

Взаимоконтроль

1.Выполнение  заданий  из сборника «Готовимся к ЕГЭ» Знаки препинания в БСП.

2. Выполнение задания 21 (варианты 1-5)  из сборника ФИПИ «ЕГЭ-2023. Русский язык.»-устно

3. Фиксирование трудностей.

4. Возвращение к теоретическому материалу и систематизация теоретических сведений о знаках препинания в БСП.

5. Работа с текстом

«Положи своё сердце у чтения»…Как вы понимаете эти слова?

-   Подберите синоним к слову страсти.

-   Найдите в 8 предложении контекстные антонимы.

-   Обозначьте грамматическую основу 5 предложения. Объясните постановку тире.

- Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения. Обоснуйте постановку знаков препинания в нём.

-   Назовите средство связи 9 предложения с предыдущим.

-  Почему в публицистических и художественных текстах часто используются бессоюзные    сложные предложения?

6.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

7. Упр № 456 (устно) – объясняем постановку знаков препинания в БСП

Слайд4.

« Пол_жи своё сердце у чтения ».

1) Книга и чтение были предметом просл_вления во все времена и у всех народов. 2) Почти шесть тысяч лет назад в одном египетском папирусе было написа_о: 3) Пол_жи сердце своё у чтения. 4) Какие уд_вительно задушевные слова!

5) Книга и чтение это в_ликие учителя и во_питатели человеческих душ. 6) Вдумаемся в слова А.И.Герцена: 7) Вся жизнь человечества последовательно ос_дала в книге. 8) Племена люди г_сударства и_чезали книга ост_валась. 9) Она р_сла вместе с человечеством в ней соед_нились все учения потр_савшие умы и все страсти потр_савшие сердца.

Слайд5.

Ближе к закату крадучись возвращался мороз: по ночам он еще был владыка.

1.Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2.Вторая часть предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом.

3.Первая часть бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

4.Содержание второй части предложения противопоставляется содержанию первой.

4.Самостоя тельная работа

Самоконтроль (по  ключу)

1.Тест  по теме «Знаки препинания в БСП»

Индивидуальные карточки (тест)

5. Рефлексия

Индивидуальная

Вернемся к целям, которые мы ставили в начале урока. Всего нам удалось достичь? Оцените каждый свои достижения или неудачи. 

Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою готовность к экзамену.

 «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

1.Знание теоретического материала

          Да

нет

2.Умение определять смысловые отношения   в БСП

           Да

нет

3.Умение конструировать БСП

           Да

нет

4.Умение находить БСП в тексте

           Да

нет

5.Умение выполнять 21задание

           Да

нет

6. Домашнее задание

«Проверяем себя» (учебник) на стр. 179 (письменно), повторить п.95-98


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 11 классе.Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Данный урок - закрепление ранее полученных знаний. Цели урока: формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование навыков выполнения задания А24. Урок с пр...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» (инклюзивное обучение)...

Урок русского языка "День освобождения села" Повторение изученного по теме "Сложное предложение"9 класс

Урок может быть использован для повторения ранее изученного материала по теме "Сложное предложение"....