Тема: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Тема урока по русскому языку: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
000122ae-292979d1.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Цели: 1) закрепление понятия о структурных и смысловых особенностях бессоюзных сложных предложений;
2) формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;
3) совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
4) формирование навыков самоконтроля и самопроверки;
5) развитие языкового чутья, воспитание бережного отношения к языку.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, учебники русского языка,
Ход урока
I. Организационный момент
Словарная работа
Участник, прочувствованный, расчёт, карьерист, адъютант, искусственный, прогрессивный, труженик, ровесник, сверстник, искусный, артиллерист, интеллигентный, рассчитать, безыдейный, расспросить, бескорыстный.
Лингвистическая разминка.
1 Фонетика: в каких словах количество букв и звуков совпадает?
- копьё, 2) копия, 3) ядро, 4)подъём, д) солнце (1, 4)
2 Состав слова: какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?
- издавна, 2) подыгрывая, 3) переводчица, 4) входящий, 5) пороша (2.4)
II. Проверка усвоенного материала
1) Что собой представляют сложносочинённые предложения?
2) Сложноподчинённые предложения, в чём их особенность?
3) Что называется бессоюзным сложным предложением?
4) В чём отличие бессоюзного сложного предложения от сложносочинённого, сложноподчинённого предложений?
На экран выведены предложения.
Задание: определить вид сложных предложений, поставить знаки препинания.
1) Если мы хотим понять настоящее надо изучить прошлое.
2) Расстались мы но твой портрет я на груди моей ношу.
3) В поле шла жатва листья на деревьях стали желтеть.
III. Актуализация новой темы.
Сегодня мы должны познакомиться с постановкой знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Постановка знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях зависит от смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения.
На экране таблица по постановке знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Запятая, точка с запятой | Двоеточие | Тире |
1. [ ], [ ] = и -перечисление. Тучи разошлись, выглянуло солнце | 1.[ ]: [ ] – причина. Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много страданий. | 1.[ ] – [ ] – противопоставление, сопоставление. Политики ищут шанс – предприниматели его находят. |
; 1.[ ]; [ ]; [ ] - части БСП далеки по смыслу. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит подле красивой берёзы. | 2.[ ] : [ ] – пояснение = а именно, то есть. У собак есть рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают | 2.[ ] – [ ] – время, условие = когда…то, если…то. Солнце дымное встаёт – будет день горячий. |
2. [ ]; [ ] – внутри частей БСП есть запятые. Небо покрыто было тучами; ветер, усиливаясь, разгонял их. | 3.[ ]: [ ] – дополнение = что. Глядя на окна, трудно понять: светит ещё луна или нет. | 3.[ ] – [ ] - быстрая смена событий. На полном бегу набок салазки – Саша в снегу. |
4.[ ] – [ ] – сравнение = словно, будто. Молвит слово – соловей поёт. |
Задание. Пользуясь таблицей, необходимо поставить знаки препинания, построить схемы предложений.
- Луна сияла июльская ночь была тиха.
- Вдруг всё потемнело набежала на солнце туча.
- Лето припасает зима поедает.
- Утро было чудесным умытый лес улыбался пели птицы.
- Посеешь ветер пожнёшь бурю.
- Дети стали большими им надо учиться.
IV Закрепление усвоенного материала
Контрольное задание (сильной группе).
На экране предложения, необходимо поставить знаки препинания, построить схемы предложений, объяснить постановку знаков препинания.
- В морозном воздухе тихо точно зачарованный стоит бор облитый радужным светом уже полинявшего солнца.
- Учись мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.
- Зима без снега лето без хлеба.
- Облако пройдёт озеро заблестит нивы обольются золотом.
- Сумерки были короткие как-то скоро спустилась ночная мгла.
- Оглядываюсь и замираю в трёх метрах от меня стоит огромный медведь.
На экране задание для другой группы ребят.
Задание. Переписать, поставить знаки препинания, построить схемы предложений.
- Учёного учить только портить.
- Хочешь человека узнать дай ему власть.
- Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.
- Нынче жарко парит на дворе тепло.
- Игнат спустил курок ружьё дало осечку.
Сообщения учащихся о постановке двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях, учащиеся делают вывод о структурной и интонационной ролях этих знаков препинания.
Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК с использованием ЦОР по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Урок с использованием ЦОР....
Конспект урока по теме:«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Урок призван повторить и углубить знания учащихся о пунктуации в бессоюзном сложном предложении. Выработать навыки по составлению алгоритма постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложени...
Урок русского языка в 9 классе по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Урок по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" является итоговым уроком, который должен показать, как учащиеся усвоили данную тему и готовы ли они писать контрольный тест по дан...
Конспект урока русского языка в 11 классе.Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Данный урок - закрепление ранее полученных знаний. Цели урока: формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование навыков выполнения задания А24. Урок с пр...
Методическая разработка уроков по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Методическая разработка уроков по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» представлена с использованием методики «Взаимопередача темы»...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе на тему: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Цели урока : 1) систематизировать, обобщить и закрепить правила постановки знаков препинания в БСП ...
Тесты по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Тесты предназначены для использования на уроках русского языка в 9 классе при изучении темы "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" и при подготовке обучающихся 11 классов к государственно...