Лабораторная работа по русскому языку по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Интересная организация урока в форме лабораторной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornaya_rabota_po_teme_tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.docx | 17.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа по теме «Тире между подлежащим и сказуемым».
8 класс.
Цель: совершенствование пунктуационных навыков обучающихся, связанных с постановкой тире между подлежащим и сказуемым.
Задачи:
-обучать умению самостоятельно решать познавательные задачи на основе языкового анализа текста;
-развивать логическое мышление обучающихся, мотивировать их на собственное творчество.
Оборудование: раздаточный материал (карточки-инструкции с текстами стихотворения и алгоритмическими предписаниями о ходе лабораторной работы); проверочная карточка для самоконтроля, ученические «Тетради-справочники», учебник «Русский язык. 8 класс»
Тип урока: урок освоения нового материала.
Ход урока:
- Оргмомент. Сообщается тема, цель урока, делается запись темы лабораторной работы в «Тетради – справочнике».
II. Проведение инструктажа (знакомство с алгоритмом действий во время самостоятельной лабораторной работы по теме урока):
Карточка-инструкция:
- Прочитай стихотворение, определи его тему (тема поэта и поэзии)
Н. Лаздан
***
Я не учёный.
Я поэт.
Поэзия – моя судьба
и сила.
Поэма, ода и сонет –
Вот лирики могучие светила.
Светить – задача мудреца.
Понятно всем, как
Дважды два – четыре.
Слагать стихи – нести свой крест Творца.
Поэт не Бог.
Он – светофор.
Регулировщик –
Лира…
- Найди и выдели грамматические основы предложений (задание выполняется на листочках, на которых напечатаны тексты стихотворения).
- Определи, какими частями речи выражены главные члены.
- Сформулируй вывод о том, почему ставится или не ставится тире между подлежащими и сказуемыми, и оформи его в виде краткой, схематичной записи в таблице.
- Прочитай материал § на стр. и заполни те графы таблицы, которые отмечены звёздочками.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Тире ставится | Примеры | Тире не ставится | Примеры |
1. | 1. | ||
2. | 2. | ||
3. | 3* | ||
4. | |||
5* | |||
Примечание: | Примечание: | ||
1. | 1. |
*Пример на данное положение правила в тексте отсутствует.
Примечание: слабые ученики могут сверять свои выводы с правилом по учебнику, а затем заполнять таблицу.
III. Самостоятельная работа с последующим самоконтролем.
В ходе работы учащиеся заполняют в «Тетради – справочнике» таблицу.
Проверочная карточка (выполняется на доске или проектируется на экран):
Тире ставится | Примеры | Тире не ставится | Примеры |
1.сущ.-сущ. | Поэзия – судьба. | 1.П.- личн.мест. | Я поэт. |
2.инф.-сущ.; сущ-инф. | Светить – задача мудреца. | 2. П. не +Ск. | Я не учёный. |
3.числит-числит. | Дважды два – четыре. | 3*П. ср..союз+Ск. | |
4.инф – инф. | Слагать стихи – нести свой крест Творца. | ||
5*сущ-числ; числ-сущ. | |||
Примечание: | Примечание: | ||
1.П. – это (вот, значит) Ск. | Поэма, ода и сонет – вот лирики светила. | К п.1:если на личн.мест.падает логич.ударение, то тире может ставиться | Он – светофор. |
IV. Закрепление нового материала. Диктант «Проверяю себя».
Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от детства. Если человек не растеряет этот дар, то он – поэт или писатель. Ощущение жизни как непрерывной новизны – вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство.
(К.Г.Паустовский)
Работа над деформированными предложениями.
Пунктограмма «Тире между подлежащим и сказуемым» часто встречается в произведениях устного народного творчества (в пословицах и поговорках).
Задание: Спишите пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы, расставляя пропущенные знаки препинания.
- Бедность не поро...
- М..лчать потворств..вать злому делу.
- Учен..е свет а неучен..е тьма.
- Знания в юности это мудр..сть в старост...
- Ж..знь как страшный сон.
- Ж..знь прож..ть не лапти сплести. (Обратить внимание на последнюю пословицу: тире здесь ставится, так как не относится к дополнению «лапти», а не к сказуемому «сплести»).
V. Развитие речи. (Творческая работа выполняется обучающимися дома).
Вам предстоит написать сочинение-миниатюру на тему любой из указанных пословиц.
- Какой тип речи вы будете использовать в своём сочинении? (рассуждение).
- Какова композиция текста-рассуждения? (тезис-доказательства-вывод).
VI. Рефлексия.
Оценивается уровень усвоения изученного материала: ученикам предлагается ответить на вопросы из серии «Заморочки из бочки»:
- И подлежащее, и сказуемое выражены одной и той же частью речи, а запятая не поставлена. Почему? (есть частица НЕ или сравнительный союз).
- Подлежащее – личное местоимение, сказуемое – существительное, но тире между ними стоит. Почему? (логическое ударение падает на местоимение).
Подведение итога работы, запись Д/З: правило по учебнику, конспект по «Тетради- справочнику», сочинение – миниатюра (тема по выбору обучающегося).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторные работы по русскому языку, 7 класс
Работы представляют собой текст с прилагающимся к нему грамматическим заданием. Цель использоыания данного вида работы: срез знаний по разным темам, пройденным ранее....
Лабораторная работа по русскому языку и литературе (роман М.А.Шолохова "Тихий Дон").
Элементы анализа художественного текста с опорой на содержание произведения. Удобно использовать как в рамках уроков, так и на элективных курсах по русской словесности....
Урок русского языка "Постановка тире между подлежащим и сказуемым"
На этом уроке идет работа по повторению и углублению знаний по постановке / непостановке тире между подлежащим и сказуемым....
Лабораторная работа по русскому языку
План урока+ презентация...
Тексты для лабораторной работы по русскому языку "Употребление имён прилагательных в речи" (6 класс)
Урок изучения нового материала.Цель урока: формирование знаний учащихся о роли прилагательных в речи.Задачи:1. рассмотреть роль имён прилагательных в речи;2. развивать наблюдательность, умение читать ...
УРОК - ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ И ИХ РОЛЬ В ЯЗЫКЕ». 6 класс «А»
ТИП УРОКА: Урок-лабораторная работа - закрепления и применения новых знаний на практике. Для выполнения всех видов работ на уроке и их проверки используется интерактивная доска с презентацией.....
Лабораторная работа по русскому языку в 9 классе по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»
Общее задание для всех текстов 1Определите тему и основную мысль текста2Дайте определение ССП, назовите основные признаки ССП (простые предложения, входящие в его состав, по смыслу равноправны, с...