Лабораторная работа по русскому языку и литературе (роман М.А.Шолохова "Тихий Дон").
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс) на тему
Элементы анализа художественного текста с опорой на содержание произведения. Удобно использовать как в рамках уроков, так и на элективных курсах по русской словесности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tihiy_don.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аксинья умерла на руках у Григория незадолго до рассвета. Он молча поцеловал её в холодные и солёные от крови губы, бережно опустил на траву, встал. Неведомая сила толкнула его в грудь, и он попятился, упал навзничь, но тотчас же испуганно вскочил на ноги. И ещё раз упал, больно ударившись обнаженной головой о камень. Потом, не поднимаясь с колен. вынул из ножен шашку, начал рыть могилу. (…) Землю он (вычерпывал, выгребал, выкладывал) руками и шапкой, не отдыхая ни минуты…
Хоронил он свою Аксинью при ярком утреннем свете. Уже в могиле он крестом сложил на груди её мертвенно побелевшие смуглые руки, головным платком прикрыл лицо, чтобы земля не засыпала её полуоткрытые, неподвижно (поднятые, смотрящие, устремлённые) в небо и уже начавшие тускнеть глаза. Он попрощался с нею , твёрдо веря в то, что расстаются они ненадолго… (…)
Теперь ему незачем было торопиться. Всё было кончено.
В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую седину на непокрытой голове Григория, скользили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой чёрное небо и ослепительно сияющий чёрный диск солнца.
Ранней весною, когда сойдёт снег и подсохнет полегшая за зиму трава, начинаются весенние палы. Потоками струится подгоняемый ветром огонь ,жадно пожирает он сухой аржанец, взлетает по высоким будыльям татарника, скользит по бурым верхушкам чернобыла, стелется по низинам…И после долго пахнет в степи горькой гарью от выжженной и потрескавшейся земли. Кругом весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовитой зеленке пролетные гуси и вьют гнёзда осевшие на лето стрепета. А там, где прошлись палы, зловеще чернеет мёртвая, обуглившаяся земля .Не гнездует на ней птица, стороною обходит её зверь, только ветер, крылатый и быстрый, пролетает над нею и далеко разносит сизую золу и едкую тёмную пыль.
Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Всё отняла у него, всё порушила безжалостная смерть. Остались только дети. Но сам он всё ещё судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других… (М.Шолохов.) Задания к тексту.
1.Какие приёмы использует автор для изображения внутреннего состояния героя? (Дать развёрнутый ответ)
2.К каким изобразительно-выразительным средствам языка можно отнести выделенные словосочетания и предложения? (Эпитеты, олицетворения, метонимии, метафоры, сравнения и т. д.)
3.Выбрать из выделенных курсивом синонимов слово, употребленное автором; ответ обосновать, исходя из контекста.
4.Какой художественный принцип (приём) лежит в основе двух последних абзацев?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторные работы по русскому языку, 7 класс
Работы представляют собой текст с прилагающимся к нему грамматическим заданием. Цель использоыания данного вида работы: срез знаний по разным темам, пройденным ранее....
Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.
В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...
ФГОС Контрольно-оценочная деятельность в практике работы учителя русского языка и литературы. УМК по русскому языку и литературе
Анализ УМК по литературе и русскому языку в свете внедрения ФГОС...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".
Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....
УРОК - ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ И ИХ РОЛЬ В ЯЗЫКЕ». 6 класс «А»
ТИП УРОКА: Урок-лабораторная работа - закрепления и применения новых знаний на практике. Для выполнения всех видов работ на уроке и их проверки используется интерактивная доска с презентацией.....
Отзыв о работе учителя русского языка и литературы Гасановой С.Б. учителя русского языка и литературы Ахмедовой У.К.
Отзыв о работе учителя русского языка и литературы Гасановой С.Б. учителя русского языка и литературы Ахмедовой У.К....