Творческие задания для развития речи учащихся на уроках русского языка в 6 классе.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Павлова Галина Николаевна

Данные творческие задания следует рассматривать как один из этапов обучения русскому языку, они в игровой, занимательной форме учат правильно, красиво, в определенной форме строить предложения, выражать свое мнение, создавать авторские работы. Конечный результат - грамотная речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Павлова Г.Н.

МБОУ «ООШ» г. Кирсанова Тамбовской области

Творческие задания для развития речи учащихся на уроках русского языка в 6 классе.

        Данные творческие задания следует рассматривать как один из этапов обучения русскому языку; они в игровой, занимательной форме учат правильно, красиво, в определенной форме строить предложения, выражать свое мнение, создавать авторские работы. Конечный результат – грамотная речь.

         Задания предполагают межпредметные связи, учет личностного ориентирования учащихся, их творческие способности, являются дополнением к учебнику «Русский язык. 6 класс» авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибабы.

           Конечно, творческие задания требуют достаточно много времени, определенного настроя, поэтому они чаще становятся продолжением урока дома. Некоторые стихотворные пробы – это коллективный труд, результат эмоций, когда ребята наперебой предлагают варианты рифмованных строчек. Но эти задания сплачивают ребят, прививают интерес к русскому языку, развивают, пополняют их словарный запас.  

Часть первая. Творческие задания

1.К уроку «Русский язык – один из развитых языков мира».

                      Придумайте предложение по данному началу «Русский язык – это…».

       В форме рассуждения докажите свою точку зрения.        

       Как строится рассуждение? (Выдвигается тезис, приводятся доказательства, делается вывод.)

Придумайте стихотворение о русском языке, можно по заданному началу: «О, милый, любимый мой Русский язык…»

Ильина Олеся

Русский язык

О, русский мой язык,

Прекрасней нет тебя!

Прожить я не смогу

Без русского и дня.

Как написать письмо,

Слова мне как сказать?

А кто-то, знаю я,

Стремится загрязнять

Любимый наш язык,

Да, кто к чему привык,

Родной язык не тесен,

В нем очень много слов

Красивых и прелестных,

Блистательных, чудесных.

Давайте будем честны

И скажем мы тогда,

Что скверными слова

Не станут никогда.

Балан Яна

***

О, милый, любимый мой русский язык!

К тебе я давно, мой дружочек, привык.

Я в школу иду – ты в портфеле со мной

И дома у телика под головой…

2.К уроку «Повторение изученного по лексике в 5 классе»

Опишите нынешнее состояние природы, используя синонимы и антонимы. Какие художественные приемы используют поэты и писатели, создавая свои произведения данными средствами языка? (Эпитет и метафора. Вспомним: эпитет- это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Метафора - вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту. Уподобление живому существу называется олицетворением, предмету – овеществлением.)

Напишите стихотворение об осени, можно по заданному началу: «Вдаль улетает птичек стая…».

                                                                     

Герасимова Алена

***

Вдаль улетает птичек стая,

Я же сижу, о пятерке мечтая…

***

Вдаль улетает птичек стая –

Наступила пора золотая,

И яркими стали на кленах листочки,

Пожухла трава, и погасли цветочки,

Покрылись все лужицы корочкой льда,

И серою стала на речке вода,

Закончилось лето, а яркая осень

К нам смотрит в окошко верхушками сосен.

3.К уроку «Эмоционально окрашенные слова».

Представьте себя маленьким обиженным котенком, который провинился и наказан, или веселым щенком, с которым всем хочется играть, и от их имени напишите эмоциональное  обращение к своему хозяину.

Придумайте четверостишья по заданным началам: «Я котенок-шалунишка…», «Я милый, задорный, веселый щенок…».

***

Я - котенок – шалунишка.

«Где твоя, дружочек, книжка?

Да сгодится и тетрадка-

Рвать её листочки сладко…»

***

Я – милый, задорный веселый щенок.

К тебе, милый друг, я лечу со всех ног.

Я жду тебя преданно у дверей.

Дай косточку мне иль конфетку скорей!  

4.К уроку «Фразеологизмы».

Расскажите о своих прогулках по лесу, используя фразеологизмы (устойчивые сочетания слов).

Напишите стихотворение по заданному началу: «Летел сломя голову я через лес…».

***

Летел сломя голову я через лес,

От страха потом на сосну я залез,

Прижался к стволу и ,как заяц, дрожал-

Казалось, за мною медведь побежал.

Все ближе шаги, шорох листьев и треск,

Глаза я закрыл, не смотрю вниз на лес.

Под деревом кто-то шуршит и скулит,

Наверно, взобраться ко мне норовит.

Открыл я глаза, чтоб увидеть, где враг-

Да это ж щеночек, мой глупенький Чак!

5. К уроку «Правописание приставок пре- и при-.

Придумайте связный текст, используя приставки пре- и при-. (Побеждает тот у кого больше слов с данными приставками.)

Придумайте связный текст так, чтобы каждое слово начиналось на букву П, используйте приставки пре- и при-.

Напишите стихотворение о данных приставках.

Марышев Антон

          Придумал Паша печь пирожки. Пошел парнишка покупать продукты. Продавец предложил прекрасное повидло. Пирожки с повидлом! Просто прелесть! Пошел Паша предложить попробовать повидло подружкам. Посмотрим, понравится ли.

 

6. К уроку «Имя существительное».

Расскажите занимательную историю из жизни класса, используя эмоционально окрашенные  имена существительные. (Вспомните: часто существительные заключают в себе эмоциональную оценку. Такие слова употребляются в разговорном стиле речи, например: лентяй, лодырь, вредина и т.д. Кроме того эмоциональную окраску могут придать именам существительным некоторые суффиксы: уменьшительно-ласкательные, преувеличения, пренебрежительные (лапка, лапушка, лапища, лапчонка).

Напишите стихотворение, состоящее из одних имен существительных или такое, в котором существительные будут преобладать существительные.

Лепешкина Анастасия

***

Свет солнца, птичек пенье,

Весны приход, цветов цветенье,

Бег ручейков и листьев шелест,

В лесу стук дятла, рыбы нерест-

Все радость сердца моего!

Прекрасен мир! Люби его!

***

Свет солнца, шелест шелка платья

И праздники весны, объятья,

Стук сердца, вдоха замиранье…

Любовь и радость и страданье.

7. К уроку «Не с существительными».

Придумайте историю, случившуюся с Незнайкой, попавшим на урок информатики, используя существительные с не.

Придумайте стихотворение по заданному началу: «Незнайка все утро в кровати лежит…».

Емельянова Анастасия

***

Незнайка все утро в кровати лежит,

Хоть солнце взошло, все равно не спешит.

Ему бы валяться в постели весь день-

Непобедима всесущая лень…

8. К уроку «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе»

Опишите деревце, растущее за окном, используя яркость, образность прилагательных.

Напишите стихотворение по заданному началу: «Выросла осинка под моим окном…» или создайте произвольную пейзажную зарисовку. (Вспомним: пейзаж – картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым он связан. В лирике пейзаж может иметь самостоятельное значение: восприятие природы лирическим героем, В прозе пейзаж связан с характером повествования и соотносится с настроением действующих лиц.)

Добрынина Яна

Ночь

Тишина, вокруг деревья, заколдована страна;

Тихо-тихо ветер легкий дунул прямо на меня-

И как в старой доброй сказке загорелася луна.

Вкруг зажглись и первозвезды, засверкали, как огни,

А деревья, словно волки, притаилися в тени.

И, как лодка в океане, я стою среди полей,

Еле слышен лай собаки из деревни Водолей,

Мужики зашли домой

И совсем-совсем неслышно дверь закрыли за собой.

Ночь укрыла покрывалом всю деревню Водолей…

Очень жаль, что очень мало таких тихих, добрых дней.

                                                       

 Медведева Екатерина

Мороз

Замирает душа от мороза,

От снежной красоты –

Покрыты тонким инеем

Деревья и кусты!

Всё в белое одето:

И сад, и провода,

И словно все планеты

Из снега, изо льда.

И в воздухе морозном,

И в белом поле снег,

Как будто это звезды

Осыпались с небес.

9. К уроку «Степени сравнения имен прилагательных»

Опишите праздничный обед, используя степени сравнения имен прилагательных.

Напишите четверостишье по заданному началу «Был вкусным у Васи воскресный обед…»

  Ильина Олеся

***

Редчайший у Васи воскресный обед:

Ломился тот стол от вкуснейших котлет,

Селедки под шубой и курочки гриль,

Грибочков, капусты – народный же стиль.

Но самой прекрасной картошка была,

С укропом и маслом – царица стола!

А сладостей сколько! Не перечесть:

Зефиры, конфеты и торты – всё есть.

Вот только подумайте, как нам все съесть?!

10. К уроку «Притяжательные прилагательные»

Напишите размышление в прозаической или стихотворной форме от имени братьев наших меньших на тему «Что думает обо мне моя собака (кошка, попугайчик...)».

Ильина Олеся

***

Когда же, дружочек, придешь ты ко мне?

Устал я рассматривать дырку в стене,

Устал я твой тапочек вкусный жевать,

Устал забираться с разбегу в кровать…

Боюсь, отругаешь – я вазу разбил.

Ну, просто запыхался, воду в ней пил.

Еще съел обед твой – стоял на столе,

А запах был слышен в соседнем дворе…

А так всё в порядке, я жду тебя, друг!

Хочу я побегать, узнать, что вокруг.

11. К уроку «Не с именами прилагательными»

Написать этюд, зарисовку в прозаической или стихотворной форме о мире, о себе, в котором то радостно, то одиноко.  (Этюд – небольшое по объему произведение, посвященное частному вопросу. Зарисовка – словесное описание чего-либо.)

Ильина Олеся

Зима

Как холодно зимой и грустно мне одной –

Из глаз, как будто льдинки, капают слезинки.

Я посмотрю в окно – на улице темно,

Все люди спят давно, ведь им же все равно…

Лишь деревце одно со мною плачет вместе,

Наверно, и оно простужено давно.

12. К уроку «Глагол. Повторение изученного в 5 классе»

Написать миф или сказку о значении глагола, о его происхождении...

Написать стихотворение, в котором преобладали бы глаголы. Можно по заданному началу «Наш весёлый, дружный класс…»

Глобова Маргарита

***

Наш веселый дружный класс –

Ну, вглядись в него сейчас:

Этот пишет, этот спит,

Тот решает и ворчит,

Этот яблоко жует,

Русский списывает тот,

Эти прыгают, шумят,

Те поют, а те галдят…

Безалаберный народ?

Переменка это! Вот!

13. К уроку «Систематизация и обобщение изученного о глаголе»

Написать миф или сказку о наклонениях глагола.

Написать былину на школьную или бытовую тему.

Обычно к такому заданию дается начало:

Как во городе Кирсанове

Что в Тамбовской-то губернии

В школе светлой белокаменной

Стал учиться лентяй  Васенька.

А хотелось тому Васеньке

Самым первым в этой школе стать,

Но при этом утро, вечер, день

На печи теплой лежать…

 (Вспомним: миф – предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества. Миф отражает стремление людей уяснить себе смысл и причины наблюдаемых явлений. Сказка -  вид устных повествований с фантастическим вымыслом, формы которого исторически складывались в первоначальной связи с мифологией. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.)

14. К уроку «Числительные, обозначающие целые числа»

Рассказать в форме волшебной сказки, мифа, занимательной истории о происхождении названия какого-либо числа.

Эктов Никита

Цифры

Столбик – это единичка.

На него уселась птичка.

Цифра два – сердитый гусь.

Злой он очень. Ой, боюсь!

Два крючка соединили –

Цифру три мы получили.

Стул поставим вверх ногами –

И четверка перед нами.

Полкольца, а сверху крюк –

То пятерочка, мой друг.

Шесть похожа на замок.

Он поднял свой хоботок.

Семь похожа на косу.

Я косу в руке несу.

Восемь – это две баранки.

С ними съем тарелку манки.

Шесть на голову поставим –

И девятка перед нами!

Ноль – спасательный кружок.

Красный, белый, как флажок.

15. К уроку «Повторение и систематизация знаний по теме «Местоимение»».

Написать сочинение, этюд, реплику на тему «Мое заветное желание».

Написать стихотворение по заданному началу « В детстве я мечтала…»

***

В детстве я мечтала

О желтых апельсинах,

О вкусных шоколадках,

Конфетах и зефирах…

Но девочка росла,

Росла, росла, росла…

А как мечта? Была?

А, может, не была?

Теперь есть апельсины,

Конфеты и зефиры,

Есть груды шоколада,

Но только им не рада

Капризная девчонка.

Она ушла в сторонку

И о другом мечтает..

Быть может, так случится:

Мечта вновь воплотится,

И будет ей не рада

Её душа- отрада.

Так стоит ли мечтать?

Часть вторая

Комплексный анализ предложения.

            Комплексный анализ предложения – это также один из этапов формирования правильной речи учащихся, т.к. он включает в себя различные виды работы, как привычные, проводимые практически  на каждом уроке, так и достаточно нетипичные, приближенные к анализу текста.

Комплексный анализ предложения.

ПЛАН.

  1. Орфографическое чтение предложения.

  1. Пунктуационное чтение предложения.

  1. Виды разборов:

а) синтаксический, с составлением схемы предложения;

б) фонетический;

в) морфологический;

г) разбор слова по составу;

д) словообразовательный;

е) объяснение лексического значения указанных слов.

Слова для разбора указывает учитель, либо дети подбирают сами. Второе позволяет определить уровень подготовки учащихся, их самооценку.

  1. Определить, к какому стилю относится предложение.

  1. Составить мини-текст, продолжив тему, затронутую в предложении.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

      Данный алгоритм позволяет повысить орфографическую зоркость, активизирует интеллект и воображение.

Использованная литература:

1.Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 6 классе» (Планирование) Москва «Просвещение» 2001 год;

2. Краткий словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев Москва «Просвещение» 1985 год 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...

Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка с родным (нерусским) языком обучения

Главной целью методических рекомендаций является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: познание, коммуникации, пр...

Презентация для мастер-класса "Виды работ по развитию речи учащихся на уроках русского языка и чтения"

Презентация составлена для проведения мастер-класса, проводившегося для учителей старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Содержит методические материалы, используемые автором в пр...

Сочинение по картине как средство развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах

Методика работы с картинами (подготовка, проведение и анализ сочинений) в процессе преподавания русского языка в 5-6 классах...

Особенности развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах для обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения

В данной статье представлены особенности развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-9 классахдля обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения....

Реферат на тему " Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах"

Представление в виде презентации реферата по теме самообразования...

Мастер-класс "Виды работ по развитию речи учащихся на уроках русского языка"

Мастер-класс по развитию речи учащихся на уроках русского языка...