путешествие в страну Лингвинию!
план-конспект урока по русскому языку на тему
Внеклассное мероприятие по рускому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strana_lingviniya_konspekt_vn._meropriyatiya.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
«Страна Лингвиния»
Турнир для учащихся 6-7 классов
Ведущий: наш турнир называется «Страна Лингвиния».
А знаете ли вы, от какого слова образовано название «Лингвиния»?
Латинское слово «лингва» означает «язык». А наука, изучающая язык, называется – лингвистика. Всемирный конгресс лингвистов установил, что люди разговаривают примерно на 3000 языках. На одних языках говорят миллионы, на других – десятки людей. «Великими языками» принято называть китайский, индийский, английский языки – ими пользуются наибольшее количество людей на Земле. За ними следуют немецкий, французский, испанский, португальский, японский, арабский и, конечно, русский.
Комментарий: на китайском языке говорят 700 миллионов человек.
На индийском – 280 миллионов человек.
На английском – 250 миллионов человек.
Заниматься языком очень интересно и увлекательно. Особенно, когда мир языкознания предстаёт перед нами как арена весёлых и неожиданных приключений. Действуют в нём, правда, не пираты и королевские мушкетёры, а слова и звуки, и предложения. Именно они и являются жителями удивительной страны Лингвинии.
Посоветую и вам
Плыть к волшебным берегам.
В море знаний плыть да плыть,
Чтоб секреты все открыть.
Предлагаю конкурс всем.
В нём заданий ровно семь.
(Формируется 2 команды игроков).
Наш конкурс мы начнём с разминки.
Разминка
1. Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на все 33 буквы? (Аз-бу-ка)
2. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено)
3. В каком слове, состоящем из пяти букв, пять «о»? (О-пять)
4.Какие местоимения портят дорогу? (Я-мы)
5.В каком слове из четырёх букв есть три одинаковые буквы? (Трио)
6.Чья речь состоит только из двух союзов? (Речь осла: «Иа!»)
7. В каком слове сорок гласных? (Сорок-а)
8. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква Ц)
9. В каком слове сто отрицаний «нет»? (сто-нет)
10. Чем кончается всё? (Буквой Ё)
«Какого рода род?»
Ведущий: Имя существительное имеет род, но по родам не изменяется, в каких бы формах мы его не употребляли. Исключения бывают очень редко. Однако бывали случаи, когда слово «уходило» от одного рода к другому. Например, занавес когда-то был занавесью, зал – залой, санаторий- санаторией и т.д. А вот представьте-ка, что бы получилось, если сущ. Изменялось бы по родам так же, как по падежам или числам? Например, стол – столиха, столихо…
Вот что , братцы, у нас получается,
Если кто-то вдруг кто-то попытается
Изменить то , что не изменяется.
Род сущ. можно определить, подставив к ним слова мой, моя, моё. В некоторых случаях мы узнаем род по значению слова.
Задание: определить род сущ.
Для 1 команды
Маэстро (м.р.), бюро (ср.р.), тюль (м.р.), пони (м.р.), какао (ср.р.), фамилия (ж.р.).
Для 2 команды
Кенгуру (м.р.), платье (ср.р.), лошадь (ж.р.), шампунь (м.р.), такси (ср.р.), леди (ж.р.).
Задание для болельщиков: подобрать пары слов по образцу: он – козел, она – коза.
Он – бобер, она - …(тоже бобер)
Он – осел, она - … (ослица)
Она – оса, он - … (оса)
Она – стрекоза, он - … (стрекоза)
Он – лев, она - … (львица)
Он – медведь, она - …(медведица)
«В гостях у прилагательных»
Ведущий: В названии многих литер. Произведений встречаются прил. Например, «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова, «Дикие лебеди» Х.К. Андерсена.
Задание: вспомнить, какие прил. включены в название следующих произведений
Для 1 команды
А. Погорельский «… курица» (черная)
В. Гауф «… Мук» (маленький)
А. Линдгрен «Пеппи … чулок» (длинный)
А.М.Волков «Семь…королей» (подземных)
М,М, Пришвин «… луг» (золотой)
Х.К. Андерсен « … королева» (снежная)
Для 2 команды
А.И. Куприн «»… пудель (белый)
А.М.Волков «… туман» (желтый)
Г. Губарев «Королевство… зеркал» (кривых)
Х.К. Андерсен «… утенок» (гадкий)
А.Н. Толстой «… ключик, или Приключения Буратино» (золотой)
К. Г. Паустовский « … колечко»(стальное)
Задание для болельщиков: вспомнить название телевизионных передач, включающих прил. «Утренняя почта», «Футбольное обозрение», «Спокойной ночи, малыши!».
«Ура глаголу!»
Ведущий: Глагол – одна из важнейших частей речи в русском языке. В Древней Руси слово глагол обозначало человеческую речь вообще. В словаре В.И. Даля читаем: «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык». В современном русском языке с помощью только глагола можно сделать все. Можно передавать разные виды информации, а можно писать шуточные рассказы. Например, на тему «Один день»: «Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, сплю…Будит, сердится: «Опаздываешь» Встаю, одеваюсь, умываюсь».
Задание для обеих команд: продолжить этот рассказ, используя только глаголы.
Задание для болельщиков: исправьте ошибки в детских высказываниях.
*Нарисовай мне барбоса (нарисуй)
*Отскорлупай мне яйцо (очисти)
*Спей мне песню о глупом мышонке (спой)
*Почесай меня (почеши)
*Мама сердиться, но быстро удобряется (становится доброй)
*Ох, какой пузырь выпузырился (надулся)
*«Расширокайтесь, расширокайтесь!» - кричала своим гостям 4-летняя девочка (расступитесь)
*Брат 3-летней Нины играет на балалайке. Нина страдальчески морщится: *Не балалай, пожалуйста! (не играй)
*Замолоточь этот гвоздик (забей)
*Смотри, как налужил дождь! (налил)
*Часы часикают (тикают)
«Кое что об антонимах»
Ведущий: Спорим летом и зимой, спорим днем и ночью,
Ты – со мной, а я с тобой: разные мы очень!
О каких словах говорится в этом стихотворении
Задание: подобрать антонимы к данным словам
Для 1 команды
Добро – зло
Великан – карлик
Веселый – грустный
Вперед – назад
Плакать – смеятся
Бедность – богатство
Сильный – слабый
Мелкий – глубокий
Для 2 команды
Казнить- миловать
Правда- ложь
Осторожный – неосторожный
Небо – земля
Твердый – мягкий
Вверх – вниз
Шептать – кричать
Интересный – скучный
«Да здравствует шарада!»
Ведущий: А теперь для вас награда, вот загадка, вот шарада!
Новые шарады – дети будут рады.
Шарада – загадка, в которой задуманное слово делиться на несколько частей, каждое из которых представляет собой отдельное слово.
Для 1 команды
Предлог с частицей - по бокам,
А в середине палка.
Идет к пушистым волосам,
А потянешь жалко. (заколка)
Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы…
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы. (пирог)
Для 2 команды
Предлоги эти просто чудо!
Один – туда, другой – оттуда,
А целое у наших ног,
Пушистый, ласковый зверек. (кот)
Раз – союз и два – союз.
Заключили мы союз.
К нам пришел еще предлог,
Получился порошок.
Если этот порошок молоком разбавим,
Удовольствие большое всем
Друзьям доставим. (какао)
«А кто больше?»
(Ведущий выдает командам комплекты кубиков с буквами на одной стороне (33 – по количеству букв в алфавите)
Задание для обеих команд: кто составит больше слов, используя эти буквы, тот и выиграл.
Задание для болельщиков: предлагается текст из Радионяни с неизменяемыми сущ. Нужно исправить грамматические ошибки.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне.
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит - бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафе зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян,
Тут и взрослый сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино,
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать:
Будут польта выдавать.
А.Хайт
Подводятся итоги, награждаются победители.
Ведущий: Мы с вами совершили небольшое путешествие в страну Лингвинию. А ведь есть еще книга под названием «На берегах Лингвинии». Герои этой книги – мальчик Вася и его верные друзья – кот Колбаскин и попугай Жора, которые плывут на лодке по морю Знаний от одного острова к другому и переживают в пути разные приключения. В конце концов наши герои благополучно вернутся домой в очень хорошем настроении, а почему? Да потому что мальчик Вася стал другим человеком: он полюбил родной язык и узнал его удивительные законы. Больше того, он научился испытывать радость от того, что узнал или открыл для себя что-то новое, и будет стремиться к этому всегда. А вам он советует:
Учитесь с улыбкой,
Шутите – учась!
Любая ошибка
Исчезнет, боясь
Веселой науки
И радостных глаз.
Учитесь без скуки –
Как я! В добрый час!
А я вам пожелаю читать книги и познавать все прелести, загадки и тайны нашего родного русского языка!
Для 1 команды
Предлог с частицей - по бокам,
А в середине палка.
Идет к пушистым волосам,
А потянешь жалко.
Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы…
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы.
Для 2 команды
Предлоги эти просто чудо!
Один – туда, другой – оттуда,
А целое у наших ног,
Пушистый, ласковый зверек.
Раз – союз и два – союз.
Заключили мы союз.
К нам пришел еще предлог,
Получился порошок.
Если этот порошок молоком разбавим,
Удовольствие большое всем
Друзьям доставим.
Для 1 команды
Добро –
Великан –
Веселый –
Вперед –
Плакать –
Бедность –
Сильный –
Мелкий –
Для 2 команды
Казнить-
Правда-
Осторожный –
Небо –
Твердый –
Вверх –
Шептать –
Интересный –
*Нарисовай мне барбоса
*Отскорлупай мне яйцо
*Спей мне песню о глупом мышонке
*Почесай меня
*Мама сердиться, но быстро удобряется
*Ох, какой пузырь выпузырился
*«Расширокайтесь, расширокайтесь!» - кричала своим гостям 4-летняя девочка
*Брат 3-летней Нины играет на балалайке. Нина страдальчески морщится: *Не балалай, пожалуйста!
*Замолоточь этот гвоздик
*Смотри, как налужил дождь!
*Часы часикают
«Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, сплю… Будит, сердится: «Опаздываешь» Встаю, одеваюсь, умываюсь».
«Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, сплю… Будит, сердится: «Опаздываешь» Встаю, одеваюсь, умываюсь».
Для 1 команды
А. Погорельский «… курица»
В. Гауф «… Мук»
А. Линдгрен «Пеппи … чулок»
А.М.Волков «Семь…королей»
М,М, Пришвин «… луг»
Х.К. Андерсен « … королева»
Для 2 команды
А.И. Куприн «… пудель»
А.М.Волков «… туман»
Г. Губарев «Королевство… зеркал»
Х.К. Андерсен «… утенок»
А.Н. Толстой «… ключик, или Приключения Буратино»
К. Г. Паустовский « … колечко»
*Нарисовай мне барбоса
*Отскорлупай мне яйцо
*Спей мне песню о глупом мышонке
*Почесай меня
*Мама сердиться, но быстро удобряется
*Ох, какой пузырь выпузырился
*«Расширокайтесь, расширокайтесь!» - кричала своим гостям 4-летняя девочка
*Брат 3-летней Нины играет на балалайке. Нина страдальчески морщится: *Не балалай, пожалуйста!
*Замолоточь этот гвоздик
*Смотри, как налужил дождь!
*Часы часикают
Для 1 команды
Маэстро (...), бюро (...), тюль (...), пони (...), какао (...), фамилия (...).
Для 2 команды
Кенгуру (...), платье (...), лошадь (...), шампунь (....), такси (...), леди (...).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок"Путешествие в страну Лингвинию"
Вводный игровой урок в 5 кл. с использованием мультимедиапроектора....
Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"
Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....
Путешествие по стране Лингвиния
Сценарий школьной агитбригады по русскому языку...
Игра по станциям "Путешествие в страну Лингвинию"
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов, которое можно использовать в рамках недели русского языка и литературы...
Игра по станциям: путешествие в страну Лингвиния
Разработка игры по станциям. Расчитана на 5-6 класс. Лучше всего проводить в конце года, когда изучена большая часть учебного материала....
Технологическая карта внеклассного занятия "Путешествие в страну Лингвиния"
Данный материал можно использовать как повторение раздела "Лексика"....
Конспект мероприятия на неделе русского языка «Путешествие в страну Лингвинию»
Ресурс включает в себя конспект к внеурочному мероприятию по русскому языку в 5 класс....