Программа кружка по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность»
со структурным подразделением кадетская школа-интернат
Кружок
для учащихся 6 класса
" Лексика и фразеология русского языка"
Разработчик:
Шарафиева К.Ю.,
преподаватель
русского языка и
литературы
Верхняя Пышма, 2016 г.
Пояснительная записка
Программа кружка предназначена для учащихся 6 класса кадетской школы -интернат и посвящена наиболее интересным разделам лингвистики. В программе рассматриваются основные единицы языка – слово и фразеологизм, с которыми связаны все остальные единицы языка и функционирование которых во многом определяется ими.
Развитие общественной жизни прямо отражается на изменениях словарного состава языка. В лексике и фразеологии наиболее наглядно выступают системные связи между языковыми явлениями. Словарный и фразеологический состав языка отличается обилием составляющих его единиц.
Цель программы: расширение знаний учащихся о языке
Задачи программы:
- обогащать словарный запас учащихся;
- формировать эстетический вкус;
- прививать любовь к русскому языку.
Чтобы грамматические правила не показались “скучными”, материал подается в занимательной форме. Курс рассчитан на 35 часов, из которых теоретическая часть (17 ч.), практическая часть (18ч.)
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные | Метапредметные | ||
Коммуникативные | Регулятивные | Познавательные | |
участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе освоения курса; осознавать ответственность за написанное, потребность сохранить чистоту русского языка | владеть всеми видами речевой деятельности, адекватно воспринимать устную и письменную речь; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета; | ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию | строить логическую цепь рассуждения, осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; осмысливать цель чтения |
Учебный план
№ п/п раздела | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | теория | практика | |||
1 | Виды лексики. | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль, проверка теста |
2 | Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения. | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль. Самоконтроль. Редактирование текста. |
3 | Существительные, обозначающие животных, птиц и другие одушевленные предметы. | 2 | 1 | 1 | ВзаимоконтрольСообщения. |
4 | Род русских несклоняемых существительных | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль. Проверка кроссворда. |
5 | Обозначение лиц по профессии | 2 | 1 | 1 | Составление синквейна |
6 | Обозначение лиц по должности, ученому или воинскому званию | 2 | 1 | 1 | Конспект Фронтальный опрос |
7 | Синонимы окончаний именительного падежа множественного числа существительных. | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль. Выполнение упражнений |
8 | Собирательные числительные как синонимы. | 2 | 1 | 1 | Ролевая игра. |
9 | Количественные числительные как синонимы. | 2 | 1 | 1 | Составление памятки. |
10 | Склонение количественных числительных. | 2 | 1 | 1 | Тест |
11 | Склонение составных количественных числительных. | 2 | 1 | 1 | Редактированиение текстов. |
12 | Нанизывание падежей. | 2 | 1 | 1 | Выполнение упражнений |
13 | Выбор падежа в конструкциях с близкими по значению и однокоренными словами. | 2 | 1 | 1 | Составление собственных текстов с использованием подобных конструкций. |
14 | Выбор правильного падежа и предлога. | 2 | 1 | 1 | Выполнение упражнений |
15 | Значение фразеологизмов | 2 | 1 | 1 |
|
16 | Источники фразеологизмов | 2 | 1 | 1 | Редактирование текста. Фронтальный опрос |
17 | Повторение изученного за курс | 2 | 1 | 1 | Выполнение упражнений |
18 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Контрольная работа |
Итого: | 35 | 17 | 18 |
Содержание учебного плана:
Раздел 1. Виды лексики.
Теория: Лексика - словарный состав языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Устаревшие слова. Неологизмы и т.д.
Практика: Выполнение упражнений. Определение лексического значения слов. Работа с толковым словарем.
Раздел 2. Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения.
Теория: Слова, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду (шерстяное кашне). Существительные, обозначающие лиц женского пола, относятся к женскому роду, а мужского к мужскому (старая леди, богатый рантье); обозначающие тех и других (типа визави, протеже, крупье) являются двуродовыми (мой визави – моя визави).
Практика: Работа с грамматическим словарем. Работа со словарем иностранных слов. Составление текста. Редактирование текста с несклоняемыми существительными иноязычного происхождения.
Раздел 3. Существительные, обозначающие животных, птиц и другие одушевленные предметы
Теория: Существительные, обозначающие животных, птиц и другие одушевленные предметы, относятся к мужскому роду безотносительно к полу животного (забавный пони). Слово колибри является двуродовым под влиянием слова птица. Род существительных, обозначающих географические названия, определяется по родовому наименованию: река, город, остров. По родовому наименованию определяется и род названий органов печати.
Практика: Составление опорных конспектов по данной теме. Редактирование текста. Сообщения.
Раздел 4. Род русских несклоняемых существительных.
Теория: Субстантивированные несклоняемые слова относятся к среднему роду.
Практика: Разгадывание кроссворда. Работа с грамматическим словарем. Составление словаря русских несклоняемых слов. Ролевая игра.
Раздел 5. Обозначение лиц по профессии
Теория: обозначение лиц по профессии сохраняет форму мужского рода и в тех случаях, когда они относятся к женщине (геолог), так как долгое время носителями этих профессий были только мужчины. Для обозначения пола в этих случаях часто используется смысловое соглашение сказуемого- глагола в прошедшем времени. Параллельные названия легко образуются, если данная специальность (профессия, род занятий) в равной мере связана с женским и мужским трудом (продавец – продавщица, санитар – санитарка), а также, если эти названия относятся к области спорта, искусства, связаны с отношением общественной организации (спорт – спортсменка, певец – певица).
Практика: Составление синквейна. Выполнение упражнений.
Раздел 6. Обозначение лиц по должности, ученому или воинскому званию
Теория: Обозначение лиц по должности, ученому или воинскому званию
сохраняет форму мужского рода и в тех случаях, когда они относятся к женщине (директор, доцент, генерал), так как долгое время носителями этих профессий и званий были только мужчины. Для обозначения пола в этих случаях часто используется смысловое соглашение сказуемого- глагола в прошедшем времени.
Практика: Подготовка реферативного сообщения. Краткое конспектирование.
Раздел 7. Синонимы окончаний именительного падежа множественного числа существительных.
Теория: Существительные в большинстве своем имеют в именительном падеже множественного числа окончание –ы(-и): заводы, кони. Однако целый ряд существительных в этом случае оканчивается на ударное –а(-я): адреса, края. В наши дни рост форм на –а (-я) интенсивно продолжается. Однако употребление некоторых из них в литературной речи ненормативное. При наличии варианта –а(-я)-ы(-и) первые сохраняют разговорный или даже просторечный характер. При выборе одной из дублетных форм нужно принимать во внимание целый ряд факторов: а). Структура слова место ударения. б). Происхождение слова. в). Стилистическая дифференциация.
Практика: Составление памятки. Составление текста. Выполнение теста. Ролевая игра.
Раздел 8. Собирательные числительные как синонимы
Теория: В некоторых случаях для обозначения количества используются, наряду с количественными числительными, также числительные собирательные. Собирательные числительные используются в ограниченном числе случаев, а именно:
- с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола (двое друзей);
- с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое ножниц);
- с личными местоимениями (нас двое);
- с существительными дети, ребята, люди, лицо (двое детей);
- с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц (вошли двое).
Собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола. Не сочетаются с существительными мужского рода, обозначающими название животных.
Практика: Работа с научным текстом, в котором содержится информация по данной теме. Редактирование текста. Составление памятки.
Раздел 9. Количественные числительные как синонимы
Теория: Для обозначения количества используются количественные числительные. Отвечают на вопрос: сколько? Бывают простые, сложные и составные.
Практика: Работа с научным текстом, в котором содержится информация по данной теме. Редактирование текста. Составление памятки.
Раздел 10. Склонение количественных числительных.
Теория: В составных количественных числительных склоняются все образующие их слова, а имена существительные, обозначающие исчисляемые предметы, во всех падежах, кроме именительного и винительного, согласуются с числительными в падеже
- Склонение числительных 50, 60, 70, 80, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900.
- Склонение числительных 40, 90, 100.
Практика: Составление памятки. Моделирование текста.
Раздел 11. Склонение составных количественных числительных.
Теория: В составных количественных числительных склоняется каждое слово.
- При смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 5 и 3.5м. (пять и три пятых метра).
- Числительные полтора и полтораста имеют только две формы: для именительного и винительного падежей и для всех остальных.
Практика: Выполнение упражнений. Составление памятки. Составление теста учениками. Ролевая игра.
Раздел 12. Нанизывание падежей
Теория: К числу стилистических недостатков так называемое нанизывание падежей, т.е. расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Такое скопление падежей затрудняет понимание фразы. Чаще всего происходит нанизывание родительных падежей, в силу большой распространенности родительного приименного.
Следует избегать падежных форм с одинаковыми предлогами. Недопустимо сочетание в одном предложении родительного субъекта и родительного объекта. Под первым понимается родительный падеж, обозначающий субъект действия, например: приезд брата; второй родительный указывает на объект действия, например: чтение рукописи.
Практика: Работа со словарем. Составление текстов.
Раздел 13. Выбор падежа в конструкциях с близкими по значению и однокоренными словами.
Теория: Следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-то, но тревожиться за кого-то.
Практика: Редактирование текста. Составление собственных текстов с использованием подобных конструкций.
Раздел 14. Выбор правильного падежа и предлога.
Теория: Для построения предложения имеет значение правильный выбор падежа и предлога.
Практика: Составление конспекта. Работа с грамматическим словарем. Редактирование сочинений. Составление памятки.
Раздел 15. Значение фразеологизмов.
Теория: Фразеологизмы - устойчивые словосочетания. Различные виды фразеологизмов со словом нос, губы, уши и пр. Сфера употребления.
Практика: Работа с источником информации (статья). Краткое конспектирование. Составление опорного конспекта. Составление синквейна. Редактирование текста.
Раздел 16. Источники фразеологизмов.
Теория: Фразеологизмы возникли из разных источников:1) речь работников той или иной профессии, 2) из истории, 3) из мифов, художественных произведений и т. д. Примеры фразеологизмов из того или иного источника. Их разбор.
Практика: Выбор информации по данной теме. Составление памятки. Редактирование текста. Составление собственного текста (тему определяет учитель).
Раздел17. Повторение изученного за курс
Теория: повторение материала разделов №№1-16
Практика: Выполнение упражнений
Раздел18. Итоговое занятие.
Практика: контрольная работа за курс
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведе ния занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведе ния | Форма контроля |
1 | сентябрь | 06 | 16. 00 | Мини-лекция. Беседа | 1 | Виды лексики | кабинет № 42 | Фронтальный опрос |
2 | сентябрь | 13 | 16. 00 | Практическое занятие | 1 | Виды лексики | кабинет № 42 | Входной контроль. |
3 | сентябрь | 20 | 16. 00 | Презен тация. | 1 | Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения. | кабинет № 42 | Текущий контроль. |
4 | сентябрь | 27 | 16. 00 | Практическое занятие | 1 | Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения. | кабинет № 42 | Самоконтроль. |
5 | октябрь | 04 | 16. 00 | Мини-лекция. Беседа | 1 | Существительные, обозначающие животных, птиц и другие одушевленные предметы | кабинет № 42 | Фронтальный опрос |
6 | октябрь | 11 | 16. 00 | Практическое занятие | 1 | Существительные, обозначающие животных, птиц и другие одушевленные предметы | кабинет № 42 | тест |
7 | октябрь | 18 | 16. 00 | Презен тация. | 1 | Род русских несклоняемых существительных. | кабинет № 42 | Фронтальный опрос |
8 | октябрь | 25 | 16. 00 | Ролевая игра. | 1 | Род русских несклоняемых существительных. | кабинет № 42 | Проверка кроссворда |
9 | ноябрь | 08 | 16. 00 | Мини-лекция. Беседа | 1 | Обозначение лиц по профессии | кабинет № 42 | Устный опрос |
10 | ноябрь | 15 | 16. 00 | Практическое занятие | 1 | Обозначение лиц по профессии | кабинет № 42 | тест |
11 | ноябрь | 22 | 16. 00 | Презен тация. | 1 | Обозначение лиц по должности, ученому или воинскому званию | кабинет № 42 | Текущий контроль |
12 | ноябрь | 29 | 16. 00 | Практическое занятие | 1 | Обозначение лиц по должности, ученому или воинскому званию | кабинет № 42 | Текущий контроль, тест |
13 | декабрь | 06 | 16. 00 | Мини-лекция. Беседа | 1 | Синонимы окончаний именительного падежа множественного числа существительных. | кабинет № 42 | Фронтальный опрос |
14 | декабрь | 13 | 16. 00 | Практическое занятие | 1 | Синонимы окончаний именительного падежа множественного числа существительных. | кабинет № 42 | Взаимопроверка по алгоритму |
15 | декабрь | 20 | 16. 00 | Мини-лекция. Беседа | 1 | Собирательные числительные как синонимы | кабинет № 42 | Устный опрос |
16 | декабрь | 27 | 16. 00 | Практическое занятие | 1 | Собирательные числительные как синонимы | кабинет № 42 | тест |
17 | январь | 17 | 16. 00 | Презен тация. | 1 | Количественные числительные как синонимы | кабинет № 42 | Фронтальный опрос |
18 | январь | 24 | 16. 00 | Практическое занятие | 1 | Количественные числительные как синонимы | кабинет № 42 | Само проверка |
19 | январь | 31 | 16. 00 | Мини-лекция. Беседа | 1 | Склонение количественных числительных. | кабинет № 42 | Текущий контроль |
20 | февраль | 07 | 16. 00 | Практическое занятие | 1 | Склонение количественных числительных. | кабинет № 42 | Взаимопроверка по алгоритму |
21 | февраль | 14 | 16. 00 | Презен тация. | 1 | Склонение составных количественных числительных. | кабинет № 42 | Фронтальный опрос |
22 | февраль | 21 | 16. 00 | Ролевая игра | 1 | Склонение составных количественных числительных. | кабинет № 42 | Текущий контроль |
23 | февраль | 28 | 16. 00 | Мини-лекция. Беседа | 1 | Нанизывание падежей | кабинет № 42 | Устный опрос |
24 | март | 01 | 16. 00 | Практическое занятие | 1 | Нанизывание падежей | кабинет № 42 | тест |
25 | март | 07 | 16. 00 | Семинар | 1 | Выбор падежа в конструкциях с близкими по значению и однокоренными словами. | кабинет № 42 | Индивидуальные сообщения |
26 | март | 14 | 16. 00 | Практическое занятие | 1 | Выбор падежа в конструкциях с близкими по значению и однокоренными словами. | кабинет № 42 | Взаимопроверка по алгоритму |
27 | март | 28 | 16. 00 | Мини-лекция. Беседа | 1 | Выбор правильного падежа и предлога | кабинет № 42 | Фронтальный опрос |
28 | апрель | 04 | 16. 00 | Практическое занятие | 1 | Выбор правильного падежа и предлога | кабинет № 42 | Самопроверка |
29 | апрель | 11 | 16. 00 | Презен тация. | 1 | Значение фразеологизмов | кабинет № 42 | Устный опрос |
30 | апрель | 18 | 16. 00 | Практическое занятие | 1 | Значение фразеологизмов | кабинет № 42 | Проверка синквейна |
31 | апрель | 25 | 16. 00 | Мини-лекция. Беседа | 1 | Источники фразеологизмов | кабинет № 42 | Фронтальный опрос |
32 | май | 02 | 16. 00 | Практическое занятие | 1 | Источники фразеологизмов | кабинет № 42 | Взаимопроверка по алгоритму |
33 | май | 16 | 16. 00 | Семинар | 1 | Повторение изученного за курс | кабинет № 42 | Индивидуальные сообщения |
34 | май | 23 | 16. 00 | Тренинг | 1 | Повторение изученного за курс | кабинет № 42 | Устный опрос |
35 | май | 30 | 16. 00 | Контрольная работа | 1 | Итоговое занятие | кабинет № 42 | Проверка к.р. |
Литература для учителя и учеников
- Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. М., 2013
- Булатов М. Собирал человек слова…Повесть о В.И. Дале. М., 2014
- Вартанян Э.А. Путешествие в слово. М., 2015
- Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. М., 2014
- Ларин Б.А. Очерки по фразеологии. М., 2013
- Мокиенко В.М. Поговорки. М., 2015
- Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. М., 2013
- Сахарный Л.В. Как устроен наш язык? М., 2012
- Шалашова А.И. Ознакомление учащихся с системными отношениями в лексике. М., 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по русскому языку "Язык-знакомый незнакомец" 5класс
цели занятий данного курса: -помочь учащимся «вглядеться» в язык, задуматься над тем, как он устроен, как он работает. Не надо думать, что языковые правила и законы - это то, что хранится в толстых к...
Рабочая программа кружка по русскому языку для 5 класса "Мой верный друг - русский язык!"
Рабочая пронрамма для 5 класса. Кружок по русскому языку "Мой верный друг - русский язык!"...
Рабочая программа кружка по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы по русскому языку"
Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по п...
Рабочая программа кружка по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ"
Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» в 11 классе составлена на основе программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». 10-1...
Учебно-методическое пособие по русскому языку. Программа кружка по русскому языку "Юный оратор"
Учебно-методическое пособие представляет собой Программу кружка по русскому языку «Юный оратор», в составе которой теоретический и практический материал, касающийся работы над голосом, ора...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...
Рабочая программа кружка по русскому языку «Русское слово» на 2015-2016 учебный год Класс: 9
Рабочая программа кружка по русскому языку «Русское слово»на 2015-2016 учебный годКласс: 9...