Программа кружка по русскому языку "Язык-знакомый незнакомец" 5класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
цели занятий данного курса:
-помочь учащимся «вглядеться» в язык, задуматься над тем, как он устроен, как он работает. Не надо думать, что языковые правила и законы - это то, что хранится в толстых книгах да еще в памяти ученых. На самом деле, язык со всеми его правилами содержится в сознании говорящего коллектива всего народа. И не стоит считать, что в языкознании все сводится к сухим наставлениям: как «надо говорить и писать» и как «не надо». Здесь много загадок, спорных вопросов, неразрешимых противоречий.
- обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью; сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи; научить свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок русского языка | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа №8 г.Томмот
Утверждаю:
Директор
МОУ - СОШ №8 г.Томмот
Плышевский Ю.Н.
«31» августа 2010 г.
Программа кружка
культурологической направленности «Язык – знакомый незнакомец», 5 класс
Программу разработал учитель русского языка и литературы Сергеенко Людмила Вячеславовна
2010г
Пояснительная записка.
Русский язык в школе относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников.
В отличие от других учебных предметов, русский язык в школе выполняет две функции: во - первых, он является предметом изучения и обучения ему и, во - вторых, средством изучения всех остальных предметов.
Чтобы достичь высокого уровня преподавания, необходимо учитывать цели и задачи обучения русскому языку в современной школе.
Общие цели обучения русскому языку;
1.Общепредметные:
-воспитание учащихся средствами данного предмета;
-развитие логического мышления;
-обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке;
-формирование общепредметных умений: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
2.Познавательные:
-формирование у учащихся научно - лингвистического мировоззрения на язык;
-вооружение учащимися основами знаний о языке и речи;
-эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
3.Практические:
-формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
-вооружение учащимися нормами литературного языка;
-обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
-развитие умения связно излагать свои мысли.
Опираясь на вышесказанное и в соответствии с возрастными данными учащихся (5 класс), определяются следующие цели занятий данного курса:
-помочь учащимся «вглядеться» в язык, задуматься над тем, как он устроен, как он работает. Не надо думать, что языковые правила и законы - это то, что хранится в толстых книгах да еще в памяти ученых. На самом деле, язык со всеми его правилами содержится в сознании говорящего коллектива всего народа. И не стоит считать, что в языкознании все сводится к сухим наставлениям: как «надо говорить и писать» и как «не надо». Здесь много загадок, спорных вопросов, неразрешимых противоречий.
- обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью; сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи; научить свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Таким образом, отмечаю, что программа кружка культурологической направленности «Язык – знакомый незнакомец» отражает обязательное для усвоения в основной школе содержания обучения русскому языку и расширяет кругозор знаний по предмету, развивает речевые способности ребенка.
Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности:
-чтение;
-воспроизведение устного и письменного высказывания и его анализ;
-воспроизведение текста (устного и письменного);
-создание высказывания (устного и письменного);
-совершенствование устного и письменного высказывания.
В связи с тем, что 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному и на уроках идет углубленное повторение пройденного, в программе предполагается отработка наиболее трудных тем по орфографии и пунктуации, большее внимание уделяется работе со словом, усиливающей интерес к природе языка, воспитывающей у учащихся чуткость к красоте и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдений за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Данные занятия предполагают как традиционный коллективный, так и индивидуальный подходы; работу в группах; творческие задания и прочее.
Данная программа кружка культурологической направленности «Язык – знакомый незнакомец» составлена на базе учебного комплекса под редакцией М.М. Разумовской.
Список литературы:
1.В.В. Белова. Дополнительное образование: вопросы программирования... - М., 2002г.
2.Учебный комплекс под ред. М. М. Разумовской - М.,2006г.
3.Р.И. Аванесов русское литературное произношение. - М., 2000г.
4.Б. Ю. Лотман. Язык - знакомый незнакомец. - М., 1987г.
5.Словари
6.Раздаточный материал, подготовленный учителем.
Тематическое планирование курса «Язык – знакомый незнакомец». (5 класс)
№ п./п. | Тема | Кол-во часов |
1. | Зачем человеку нужен язык. Роль языка в жизни общества. Что мы знаем о языке. М.В. Ломоносов - создатель первой научной грамматики. | 2 |
2. | Что такое речь. Речь устная и письменная; монологическая и диалогическая. | 1 |
3. | «Слово - единица всех фактов, всех мыслей». Повторяем виды разборов слова (фонетический, морфемный, лексический, орфографический, морфологический). | 3 |
4. | Литературная норма. Работа с орфоэпическим словарём. | 1 |
5. | Не нарушай правил лексической сочетаемости. | 1 |
6. | Культура речевого поведения. Поговорим о жаргонизмах. | 1 |
7. | Зачем людям письмо. Сведения из истории письма. | 1 |
8. | Лингвистика. Разделы лингвистики. Выдающиеся учёные-лингвисты. | 1 |
9. | Повторим орфографию (трудные случаи по текущему планированию). | 2 |
10. | Что изучает стилистика. Разговорная и книжная речь. | 1 |
11. | Разговорный и литературный язык. | 1 |
12. | Многословие - враг ясности. | 1 |
13. | Сочинение-миниатюра: «Неспроста слово молвится». | 1 |
14. | Повторим орфографию и пунктуацию (трудные случаи по программе). | 1 |
15. | О том, что нельзя рассказать словами (язык искусства). | 2 |
16. | «Игры в язык и более серьёзные дела». | 1 |
17. | «И то, да не то; и так, да не так». | 1 |
18. | Составляем рассказ по картинке; обсуждение. | 2 |
19. | Трудные случаи орфографии и пунктуации (по текущему планированию). | 2 |
20. | О взаимосвязи разделов лингвистики. Почему изучаем каждый раздел? | 1 |
21. | Язык в зеркале сравнений. | 1 |
22. | Слово слово роднит, третье само бежит. | 1 |
23. | О чём, с кем, зачем и как. | 1 |
24. | Систематизация и обобщение изученного. | 2 |
25. | Говорить, то есть творить. | 1 |
26. | Защита творческих работ, подведение итогов, планы на будущее... | 3 |
Итого | 36 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская программа кружка "Исключительный русский"
Особое место в сфере национальной культуры занимает язык. Он является одним из самых эффективных средств интернациональных связей. Основным направлением обновления содержания обучени...
Рабочая программа кружка по русскому языку для 5 класса "Мой верный друг - русский язык!"
Рабочая пронрамма для 5 класса. Кружок по русскому языку "Мой верный друг - русский язык!"...
Рабочая программа кружка по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы по русскому языку"
Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по п...
Рабочая программа кружка по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ"
Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» в 11 классе составлена на основе программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». 10-1...
Учебно-методическое пособие по русскому языку. Программа кружка по русскому языку "Юный оратор"
Учебно-методическое пособие представляет собой Программу кружка по русскому языку «Юный оратор», в составе которой теоретический и практический материал, касающийся работы над голосом, ора...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...
Рабочая программа кружка по русскому языку «Русское слово» на 2015-2016 учебный год Класс: 9
Рабочая программа кружка по русскому языку «Русское слово»на 2015-2016 учебный годКласс: 9...