Конспект урока русского языка в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Белашова Валентина Николаевна

Конспект урока на тему "Предлог как служебная часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_urok1.docx292.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Предлог как служебная часть речи».

Цели: знать характерные признаки предлога как служебной части речи, роль предлога  в речи; уметь распознавать предлог среди других частей речи по его функциональному значению; воспитывать интерес к изучению русского языка, уважение к русским традициям; воспитывать ценностное отношение к семье

                                                Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие

-Здравствуйте, ребята, рада приветствовать вас на нашем занятии.

    -Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми?  Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же? (Нет.) Т. е. представления о счастье у людей разные.

11.Актуализация опорных знаний

Дорогие ребята, сегодняшний наш урок начнем с повторения. А для этого проведем морфологическую разминку.

Внимательно посмотрите на доску. Перед вами набор слов. Определите, к какой части речи относится каждое слово. Составьте предложение.

Летний, мы, каникулы, весело, путешествовать, на

Правильно, у вас все получилось. Действительно:

-летний – прилагательное;

-мы – местоимение;

-каникулы – существительное;

-весело – наречие;

-путешествовать – глагол;

-на – предлог

Как вы уже обратили внимание, что все слова, кроме «на», -самостоятельные части речи. «На»-это предлог. Какие самостоятельные части речи мы не употребили в предложении? Чем отличаются самостоятельные от служебных частей речи?

Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия. К ним относятся имена существительные, прилагательные, числительные, а также местоимение,  глагол, наречие. В предложении они являются членами предложения и, кроме наречий , имеют различные формы, то есть, изменяются.

К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы. Они:

- Не имеют лексического значения -  выражают только  различные  отношения

- Не бывают членами предложения

-  В предложении употребляются только с самостоятельными частями речи

-  Не изменяются

Скоро летние каникулы. И конечно же вы с семьей будете отдыхать и путешествовать. А что для вас значит семья?

111.Мотивация учебной деятельности

  - Мы  изучили  все  самостоятельные  части  речи.  Сегодня  приступаем  к  знакомству  со  служебными.

Эпиграфом нашего урока служат следующие стихотворные строчки:

-  О каких  словах идет речь в этом стихотворении?  Лингвист В.Г.Богородицкий  дал им определение «словечки отношений»

Тема нашего урока «Предлог как служебная часть речи». Сегодня на уроке мы должны вспомнить  характерные признаки предлога как служебной части речи. Поговорим о семейных ценностях. Узнаем, что для вас есть «семья»

IV. Изучение нового материала.

- Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вам нравятся? А почему вы их любите?

- Я тоже люблю сказки, особенно волшебные. Давайте мы сегодня отправимся в чудесную страну, где происходят волшебные вещи! Ведь недаром говорят, что «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок» может эта сказка научит нас чему-то, может, что-то мы узнаем новое о русском языке, как раз у нас сегодня НОВАЯ ТЕМА.

- Итак, отправляемся в сказочную страну. Можно, конечно, сказать для этого волшебные слова, можно раздобыть ковёр-самолёт. Но мы отправимся необычным путём-дорогой. Только вот она вся в ухабах, по которым невозможно пройти. Для того чтобы пройти, мы должны решить следующее задание. Найдите в данном стихотворении предлоги(выписать)

                  Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы, и смех,

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

Подумайте, для чего нам нужны предлоги?

  Конечно же предлоги  служат для  выражения зависимости слов в словосочетании и предложении, без них не обойтись

Посмотрите на наши предлоги. Они маленькие, порой, состоят всего из 1 и 3 букв.

- Вот потеха! – засмеялись Глаголы, Существительные, Прилагательные. – Да вы такие маленькие, вы своим видом насмешите самого короля. Мы такие важные, значимые, большие, а вы? Не хотим строиться с вами.

- Что вы! Что вы! – возразила добрая фея Морфология. – Они главные мои помощники. Именно они помогают мне выбрать для вас форму и наряд.

- Неправда! Не верим! – возразили Глаголы, Существительные, Прилагательные.

- Ах! Так! – сказала фея Морфология и забрала предлоги и ушла.

- Ай! Ай! Ай!- закричали Глаголы, Существительные, Прилагательные.

- Что тут началось в королевстве. Такого шума, плача никогда и никто не слыхивал. Ведь из нашей речи, из нашего языка исчезли все маленькие слова, которые помогали связываться по смыслу другим словам в предложении. Сказки, стихи, рассказы стали такими некрасивыми, непонятными, что их отказались читать даже взрослые и дети. Могущественный Король повелел вернуть эти слова, чтобы навести в королевстве порядок. Только где их искать.

- Ребята, поможем найти эти маленькие¸ но важные слова. Для этого мы обратимся к уже знакомому нам произведению. Попробуйте угадать его название и автора(произведение изучалось в первой четверти).

И вот когда люди собрались грузить с берега на суда пожитки, то пришли вельможи из города Мурома, говоря: «Господин наш князь! От всех вельмож и от жителей всего города пришли мы к тебе, не оставь нас, сирот твоих, вернись на свое княжение. Ведь много вельмож погибло в городе от меча. Каждый из них хотел властвовать, и в распре друг друга перебили. И все уцелевшие вместе со всем народом молят тебя.

- Конечно же, это «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

На Руси есть сказ о том,
Как Феврония с Петром
Были парою примерной,
Дружной, любящей и верной.

Много бед перенесли,
Но расстаться не смогли,
Верой-правдой брак держали
И друг друга уважали!
Пролетела та пора,
Нет Февроньи, нет Петра.
Но они — пример семьи,
Честной, искренней любви!

  • В истории христианства остались имена множества  людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.

Спасибо, ребята, что помогли вернуть предлоги. Ведь как без них строить предложения. На самом деле, предлог не так прост, как кажется. Он хорошо умеет маскироваться под другую часть речи. Взять хотя бы слово напротив.

Кинотеатр находится в доме напротив.

Напротив дома находится кинотеатр.

Ему хотелось  смотреть дома телевизор, мне, напротив, хотелось в кино.

-Мы видим три разных значения одного и того же слова. Попробуйте определить эти значения и роль слова напротив в предложениях.(1-наречие-обстоятельство;2-предлог,не является членом предложения;3-вводное слово,не является членом предложения).

Вот какой хитрый предлог.

                              Устная разминка

  1. Может ли быть крем от чистки обуви?
  2. Можно ли принести с магазина продукты?
  3. Можно ли купить таблетки для головной боли?
  4.  Могут ли быть капли для бессонницы?

          Ваши ответы показывают, как внимательно надо относиться к употреблению предлогов. Неверно выбранный предлог искажает смысл высказывания.

  • А сейчас поработаем корректорами
  • Пришел (из, со) школы, вышел (из,с)класса, сделал (по) окончании.. работы, поступил (во) преки вол.. отца, смог благодаря усерди.., выполнил согласно распоряжении.., скучает по (вы), скучает по (он), вышел (из, из-за) угла, выскочил(из, из-под)земли.
  • - Как гласит народная мудрость: «Делу - время, потехе - час»:
  • Кто пришёл сюда подумать? Хлопайте в ладоши!
  • И кто просто посмотреть? Хлопайте вы тоже!
  • Кто уже устал немного? Топайте ногами!
  • И кто вовсе не устал, повторяйте с нами!
  • Кто всё знает о предлогах?  Быстро присядайте!!
  • Ну, кто знает и не всё, тоже начинайте!
  • Кто готов урок продолжить? Правильно садитесь!
  • И кому не хочется, к нам присоединитесь!
  • - Всем спасибо, а мы продолжаем!
  •    Мы вновь вернемся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы, героями которого являются святые – супруги Петр и Феврония.
  • Пётр и Феврония – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.
  •  8 июля Православная  церковь чтит  святых  Петра и Февронию и именно этот день считают  днем влюбленных в православии. Немало людей совершают паломничество в Муром: и те, кто только решили вступить в брак, и те, кто только пришел поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.
  • На листочках  несколько пословиц и поговорок о семье, разрезанных на две половинки. Надо их соединить. Выписать все предлоги
  • Любовь да совет,                         так и горя нет.
  • Где мир и лад, там                      и Божья благодать.
  • Вся семья вместе, так и              душа на месте.
  • Не красна изба                            углами, красна пирогами.
  • Не дом хозяина красит,               а хозяин дом.
  •  Яблочко от яблони                недалеко падает
  •  В гостях хорошо                      а дома лучше
  •  Чтоб узнать человека, надо с ним               пуд соли съесть
  • Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Все бывает в семье: беды и радости, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем.
  •  

12  На партах текст из истории праздника.

1.Найдите в тексте все предлоги и определите, какие из них наиболее употребительные. Запишите их в тетрадь.

 2. Какие предлоги по грамматическим признакам (простые или составные)?

 Оцените свою работу сами, используя критерии :

5 баллов – нашли все 10 предлогов, 4 балла – 7-9 предлогов, 3 балла – менее 7 предлогов.

 Подведем итог.

Предлоги  - это ____________ часть речи, которая служит для __________________________  в предложении, предлоги устанавливают ________________ между словами и словосочетаниями.

По грамматическим признакам предлоги  бывают ______ и ______, ________ и ________.

По значению делятся на предлоги  со значением ________, ________, ________, _________ значением.

Предлоги – это  служебная часть речи, которая служит для связи слов и словосочетаний в предложении, предлоги устанавливают смысловые отношения между словами и словосочетаниями. По грамматическим признакам предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные.

По значению делятся на предлоги с пространственным, временным, причинным и целевым значением.

Домашнее задание:1.параграф учебника 41(выучить теоретический материал);2.упр.255;3.Придумать сказку о предлогах.

  Рефлексия.  (Звучит романтическая музыка)

Сегодня мы с вами еще узнали о празднике, который является исконно-русским день Петра и Февронии. И мне хотелось бы, чтобы в нашем классе на уроках всегда царили любовь друг другу, взаимопонимание и дружеская атмосфера

В день святых Петра и Февронии на Руси принято было дарить друг другу фигурки зайчат или маленькие иконки – ефроньки  с изображением Петра и Февронии. Но по традициям теперь мы дарим в этот день друг другу ромашки. Если вам урок понравился и у вас хорошее настроение – прикрепите ромашку с улыбающейся сердцевиной, если что-то не понравилось , что-то не поняли – ромашку с грустной сердцевиной.

ТЕКСТ

По легенде, благоверный князь Петр, вступивший на Муромский  престол в 1203 году страдал от тяжелой болезни. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю привиделось, что исцелить его сможет дева Феврония – крестьянка из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме. Их союз стал образцом супружеской верности, взаимной любви  и семейного счастья. По легенде, они умерли в один день по новому стилю – 8 июля в 1228 году, и их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу.

Петр и Феврония были причислены к лику святых. Их день православная церковь уже около 8 веков отмечает 8 июля. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии¸ просят о счастье, любви, благополучии.

В день святых Петра и Февронии на Руси принято было дарить друг другу фигурки зайчат, а по новой традиции в этот день дарят любимым ромашки или ефроньки – маленькие иконки с изображением Петра и Февронии.

По легенде, благоверный князь Петр, вступивший на Муромский  престол в 1203 году страдал от тяжелой болезни. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю привиделось, что исцелить его сможет дева Феврония – крестьянка из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме. Их союз стал образцом супружеской верности, взаимной любви  и семейного счастья. По легенде, они умерли в один день по новому стилю – 8 июля в 1228 году, и их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу.

Петр и Феврония были причислены к лику святых. Их день православная церковь уже около 8 веков отмечает 8 июля. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии¸ просят о счастье, любви, благополучии.

В день святых Петра и Февронии на Руси принято было дарить друг другу фигурки зайчат, а по новой традиции в этот день дарят любимым ромашки или ефроньки – маленькие иконки с изображением Петра и Февронии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...