Слово - основная единица языка.
план-конспект урока по русскому языку по теме

Калинина Оксана Геннадьевна

Урок проводился в 4 в классе, в рамках "Недели по преемственности среднего звена и начальной школы". Тема урока: "Слово - основная единица языка". Выбрала эту тему. потому что она является обобщающей, даёт наглядное представление о знаниях учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_v_klasse_vosstanovlen.docx31.43 КБ
Файл 1_zadanie.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 В классе.

Ребята, наш урок я хочу начать высказыванием Алексея Николаевича Толстого, но из текста я убрала некоторые слова, вам нужно их восстановить: «Русский народ создал русский язык – яркий, как.., меткий, как.., певучий и богатый, задушевный, как... Что такое Родина?
Это весь народ. Это его культура, его язык».

Яркий, как что?

Меткий, как что?

Певучий и богатый, задушевный, как что?

«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина?
Это весь народ. Это его культура, его язык».

Хорошо, молодцы!

Ребята, а теперь давайте назовём все единицы языка, которые вы изучали в течение 4 лет и которые можно найти и в высказывании Алексея Николаевича Толстого?

Текст

Предложение

Словосочетание

Слово

Слоги

Буквы

Звуки

Ребята, а какова тема нашего урока нам поможет ребус?

C:\Users\1\Desktop\русский для 4 класа\rus01.jpg

Слово

Так о чём же мы будем говорить с вами на уроке, какова тема нашего урока?

Слово – это строительный материал языка. Именно оно является основной единицей языка.

Я предлагаю сегодня вспомнить всё, что вы знаете о ней для этого нужно выполнить следующее задание. Составьте кластер (перед вами слепая схема) об основной единице языка – слове.

        

Где можно найти слова?  (В словаре)

Давайте немного поиграем.

1. Сколько слов в «Орфографическом словаре»?

2. Сколько слов в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова?

3. Сколько слов в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля?

4. А в словаре А. С. Пушкина?

1. «Орфографический словарь»  -    2500 слов

2. «Толковый словарь  русского языка» С.И. Ожегова  -    53000 слов

3. «Толковый словарь живого великорусского языка»  В. И Даля  -                            

более 200 000 слов

4.  Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин    -   21 тысяча слов

Ну, вот немного отдохнули, а следующее задание будем выполнять по группам.

1 группа.

Определите, какое слово лишнее?  Как называются эти слова? (Синонимы)

1) огонь, дым, пламя.

2) алфавит, азбука, чистописание.

3) шалун, тихоня, озорник.

4) бросать, кидать, ловить.

5) лошадь, конница, кавалерия.

2 группа.

Подобрать к данным словам антонимы:

плакать – смеяться                                любить – ненавидеть

великан – карлик                                поднимать – опускать

грязь – чистота                                дорогой – дешёвый

солёный – сладкий                                много – мало

радость – грусть                                юг – север

3 группа.

Выбрать из ряда слов многозначные.

Хвост (кошки, самолёта, последний в очереди)

Диалог

План (чертёж, система деятельности, краткая программа какого-нибудь изложения, место расположения предмета)

афиша

 Лёгкий (портфель, задача).

 Мелкий (рыба, река).

Ребята, данные слова имеют какое значение? (прямое и переносное)

4 группа.

Выбрать из ряда слов однозначные:

жалюзи

Жаворонок (певчая птичка; человек, чувствующий себя утром бодрее, чем вечером; сдобная булочка в виде птички)

керамика

Свежий (газета, ветер, воздух).

Перемена (изменение, поворот к новому; перерыв между уроками)

поступок

Ребята, данные слова имеют какое значение? (прямое)

Как называются устойчивые обороты речи? (Фразеологизмы)

Предлагаю вам заглянуть во фразеологический зверинец.

Фразеологический зверинец.

Догори нужное слово.

Голоден как…       волк                                                                                                    

Нем как…      рыба

Хитёр как…     лиса

Грязный как… свинья

Труслив как… заяц

Упрям как …           осёл                                              

Здоров как…  бык

Болтлив как…  сорока

Изворотлив как…  уж

Колючий как… ёжик

Надут как… индюк

Всё, что мы вспомнили и повторили, изучает раздел лингвистики – лексика.

Ребята, как ещё можно рассматривать слово?

Как часть речи.

Следующее задание: 1) обозначает название предмета? (местоимение, прилагательное, глагол, имя существительное)

2) обозначает признак предмета? (местоимение, прилагательное, глагол, имя существительное)

3) обозначает действие предмета? (местоимение, прилагательное, глагол, имя существительное)

4) укажи лишнее слово  (местоимение, прилагательное, глагол, имя существительное, предлог, подлежащее)

Так рассматривается слово в морфологии.

Следующее задание: «Отгадай слова» 
1. Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
Окончание в слове ученик. (Подснежник)


2. Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода. (Завязка).


3. Его корень в слове писать,
Приставка в слове рассказать,
Суффикс в слове книжка,

 Найдите «третье лишнее», обоснуйте свой выбор:

а) Весна наступила. Идёт дождь. Оттепель.

б) Осень пришла. Уже пожелтели берёзки. Притих лес.

в) Рассвет. Туман. В тумане падают листья.

Что нам нужно знать, чтобы выполнить это задание?

 Окончание в слове вола. (Расписка)

Так рассматривается слово в разделе словообразование.

Рефлексия.

Ребята,  наш урок мы начали с высказывания А.Н. Толстого о русском языке. Так какой он наш язык

 Желаю всем новых побед в постижении русского языка, чтобы каждый из вас мог сказать о себе словами поэта Данилова:

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

         



Предварительный просмотр:

1 Задание.  Разгадайте ребус.

C:\Users\1\Desktop\русский для 4 класа\rus01.jpg

2 Задание.  Составьте кластер.

        

3 Задание.  

1 группа.

Определите, какое слово лишнее? Как называются эти слова?

1) огонь, дым, пламя.

2) алфавит, азбука, чистописание.

3) шалун, тихоня, озорник.

4) бросать, кидать, ловить.

5) лошадь, конница, кавалерия.

2 группа.

Подобрать к данным словам антонимы:

плакать –                         любить –

великан –                         поднимать –

грязь –                                 дорогой –

солёный –                         много –

радость –                         юг –

3 группа.

Выбрать из ряда слов многозначные.

Хвост

Диалог

План

Афиша

 Лёгкий

 Мелкий

4 группа.

Выбрать из ряда слов однозначные:

Жалюзи

Жаворонок

Керамика

Свежий

Перемена

Поступок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Слово – основная единица языка.

Цели урока: - способствовать освоению понятия слово через филологический анализ стихотворения; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку....

Слово - основная единица языка

Данная презентация наглядно демонстрирует уровни языка. Объсняет, почему именно слово является центральной единицей данной языковой системы....

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.

Презентация к уроку русского языка (5 класс) по программе Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других...

Слово - основная единица языка.

Презентация по русскому языку на тему "Слово - основная единица языка"....

Слово – основная единица языка

Слово – основная единица языка...

Вводный урок русского языка в 6 классе по теме "Слово - основная единица языка" (программа М. Разумовской).

Разработка урока русского языка для 6 класса по теме: `Слово - основная единица языка` (программа М. Разумовской). Содержит технологическую карту урока, приложение с картой заданий для учеников. Форма...

Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.

Презентация "Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение" служит сопровождением к уроку на ...