Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс.
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Крюкова Мария Николаевна

Программа составлена по ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

«Любачанская средняя общеобразовательная школа»

Медвенского района Курской области

Утверждено на заседании

 педсовета

Протокол №___ от  _____2016 г.

Председатель_______________

М.Н.Крюкова

Введено в действие

приказом № ______

от ____________2016 г.

Директор школы______________

С.В.Подколзина

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по  русскому  языку

для 5 – 9  классов

(ФГОС)

Составлена Крюковой М.Н.,

 учителем русского языка и

литературы  первой  категории,

Лащевой А.А.,

учителем русского языка и

литературы  первой  категории

Любач

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………3

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета……………………………………...4

3.Содержание учебного предмета………………………………………………………………17

4.Тематическое планирование………………………………………………………………….27

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 5 – 9 классов составлена на основе      требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования Муниципального общеобразовательного казенного учреждения  «Любачанская средняя общеобразовательная школа» с учетом  Примерной программы    основного общего образования     по русскому языку и Программы общеобразовательных учреждений  ФГОС  Русский язык 5-9 классы.Авторы: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Л.А. Тростенцова, А.Д.Дейкина.  М.:Просвещение, 2011.

Рабочая программа ориентирована на учебники:

1.Русский язык 5 класс для общеобразовательных учреждений. В 2 частях.

Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова. М.:Просвещение, 2014.

2.Русский язык. 6 класс. Учебник  для  общеобразовательных учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2014.

3. Русский   язык  7 классдля общеобразовательных учреждений. М.  Т.  Баранов,  Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. –  М.: Просвещение, 2014.

4. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

5. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.А. Тростенцова,  Т.А Ладыженская,  А.Д. Дейкина, О.М. Александрова;  науч. ред. Н.М. Шанский – М.: Просвещение, 2014.

        Согласно учебному плану на изучение русского языка отводится  в

5 классе  — 204 ч; 6 часов в неделю (к. р. 12; р. р. - 34);

6 классе — 204 ч; 6 часов в неделю (к. р. – 10; р. р. - 39);

7 классе — 136 ч; 4 часа в неделю (к. р. – 6; р. р.- 16);

8 классе —102 ч; 3 часа в неделю (к. р. – 9; р. р. – 13);

9 классе — 102 ч. 3 часа в неделю (к. р. – 10; р. р. – 13).

Срок реализации рабочей программы  5 лет.


4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку:

 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому  языку:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

2) аудирование и чтение:

 • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

 • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

 • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

 • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;  свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

 • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

 • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

 говорение и письмо:

 • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

 • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

 • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

 • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

 • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

 • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

 • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

 • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому  языку:

 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики:  лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

 определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы

Речь и речевое общение

Выпускник научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность.  Аудирование

Выпускник научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Выпускник научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Выпускник научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

       • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Выпускник научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Выпускник научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров,

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Выпускник научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Выпускник научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Выпускник научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Выпускник научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни;

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

        


17

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

5 класс

Язык и общение.

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Роль языка в жизни общества.

Повторение изученного в начальных классах.

Состав слова. Орфограмма. Правописание согласных. Звуки и буквы. Текст. Части речи.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Предложение. Члены предложения. Виды предложений. Синтаксический и

пунктуационный  разбор предложения. Простые и сложные предложения. Прямая речь. Диалог.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

Фонетика. Звуки и буквы. Графика. Алфавит. Орфоэпические нормы.

Лексика. Культура речи.

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Омоним, синонимы, антонимы.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

Морфемы в русском языке. Изменение и образование слов. Классификация морфем. Морфемный разбор слова.

Правописание гласных и согласных.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного. Имена существительные

одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род, число, склонение, падеж имен

существительных.

Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Глагол.

Глагол как часть речи. Не с глаголами. Неопределенная форма глагола. Виды глагола. Правописание –тся и –ться в глаголах. Время глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Употребление времен.

Повторение и систематизация пройденного.

 Разделы науки о языке. Орфограммы. Пунктуация.

6 класс

Язык. Речь. Общение.

Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.

 Определение схемы ситуации общения.

Повторение изученного в 5 классе.

 Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.

Текст

  Текст, его особенности. Тема  и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

  Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.

Лексика. Культура речи.

 Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.

Написание сжатого изложения. Приёмы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.

Фразеология. Культура речи.

  Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.

Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

Словообразование. Орфография. Культура речи.

Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы о и а в корнях –гор- - -гар-, -кос- - -кас, –зар- - -зор-.Буквы ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-.Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.

Морфология. Орфография. Культура речи (часть1)

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе – ен существительных на – мя. Несклоняемые существительные. Род несклоняемых существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных - чик (- щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.  Повторение.

   Написание письма. Составление текста-описания. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.

Морфология. Орфография. Культура речи (часть 2)

Имя прилагательное

 Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных – к- , - ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.

 Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в  описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.

Имя числительное

  Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.

Стиль текста. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу!»

Местоимение

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратные местоимения себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределённые местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.  

Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.

Глагол

 Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.

   Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи.

    Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

             Сочинение-описание (рассуждение).

7 класс

Русский язык как развивающееся явление

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5 - 6 КЛАССАХ

Причастие

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принeceны), правильно употреблять причастия с суффиксом - СЯ, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие

IV. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III. Рассказ по картине.

Наречие

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях.

Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.

Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий. Учебно-научная речь.

Категория состояния

IV. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

V. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы

Самостоятельные и служебные части речи. Культура речи.

Предлог

I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль

предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз

I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица

I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III. Рассказ по данному сюжету.

Междометие

I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

8 класс

Русский язык в современном мире.

Повторение пройденного в V – VII классах

Синтаксис и пунктуация

I. Основные единицы синтаксиса. Текст и предложение как единица синтаксиса.

II. Умение из слов составлять предложения с указанным коммуникативным заданием, включать эти предложения в текст.

Словосочетание

I. Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Предложение

Двусоставные предложения. Главные члены предложения.

I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения

I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Односоставные предложения

I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим

(назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

III. Рассказ на свободную тему.

Простое осложненное предложение

Однородные члены предложения.

I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения

I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

I. Повторение изученного материала об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Предложения с чужой речью

I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

9 класс

Международное значение русского языка.

Повторение пройденного в 5 - 8 классах

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи.

Сложносочиненные предложения.

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения.

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения.

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи.

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию,

культуре речи.

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи. Комплексный анализ текста. Подготовка к ОГЭ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

(204 часа)

Раздел

Количество часов

К. р.

Р. Р.

В том числе

1.

Язык  и общение

4 ч

-

1

2.

Вспоминаем, повторяем, изучаем.

24 ч

1

5

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

35 ч

2

3

4.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

20 ч

1

5

5.

Лексика. Культура речи

14 ч

1

4

6.

Морфемика. Орфография. Культура речи

26 ч

1

4

7.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

64 ч

 21 ч

1

4

8.

Имя прилагательное

  1. ч

1

3

9.

Глагол

32 ч

1

5

10.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе

14 ч

3

-

Итого:

204

12

34

6 класс

(204 ч.)

   Содержание

Количество

   часов

Контрольные работы

Развитие

речи

Язык. Речь. Общение

4

-

2

Повторение изученного в V классе

14

1

1

Текст

10

-

2

Лексика. Культура речи

14

1

4

Фразеология. Культура речи

3

-

-

Словообразование. Орфография. Культура речи

30

2

7

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

24

1

5

Имя прилагательное

26

1

5

Имя числительное

17

1

2

Местоимение

26

1

5

Глагол

29

1

6

Повторение и систематизация изученного в VI классе

7

1

-

                         Итого

204

10

39

7 класс

 (136 часов)

п/п

Название темы, раздела

В том числе

всего

К.р.

Р.р.

Введение. Русский язык  как развивающееся явление.

1

-

-

Повторение изученного в 5-6 классах

10

-

3

Морфология. Причастие

30

1

3

Деепричастие

13

1

1

Наречие

30

1

7

Категория состояния

4

-

-

Служебные части речи. Предлог

8

-

-

Союз

15

1

1

Частица

16

1

1

Междометие

2

-

-

Повторение и систематизация изученного в 7 классе.

7

1

-

ИТОГО

136

6

16

8 класс

(102 часа)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе

контрольные

работы (в том числе )

развитие речи

(в том числе )

1

Русский язык в современном мире

1

2

Повторение пройденного в V-VII классах.

8

1

2

3

Синтаксис и словосочетание

4

4

Предложение

3

1

5

Главные члены предложения

8

1

2

6

Второстепенные члены предложения

8

1

1

7

Односоставные предложения

11

1

2

8

Однородные члены

15

1

1

9

Предложения со словами, не связанными с членами предложения

11

1

1

10

Предложения с обособленными членами

17

1

1

11

Предложения с чужой речью

10

1

2

12

Повторение

6

1

Итого

102

9

13

9 класс

  (102 часа)

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

работ

Развитие речи

Международное значение русского языка

1

Повторение пройденного в 5 - 8 классах

13

1

2

Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения

9

-

4

Сложносочиненные предложения

11

1

2

Сложноподчиненные предложения

38

4

2

Бессоюзные сложные предложения

9

1

-

Сложные предложения с различными видами связи

12

3

3

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах

9

-

-

ИТОГО

102

10

13

Календарно-тематическое планирование

(Приложение)

5 класс (204 ч.)

2016 – 2017 учебный год


По учебнику Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова «Русский язык».

М., «Просвещение», 2014.

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

примечания

ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (4  Ч.)

Язык и человек.

Общение устное и письменное.

Читаем учебник. Слушаем на уроке.

Р. Р. Стили речи

С.10

ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (24 ч.)

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

С. 14-15

 Орфограмма.

С.16-

Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

С.18

Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

С.19

Правописание проверяемых согласных в корне  слова.

С.22

 Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

С.25

Буквы и, у, а после шипящих

С.27

Разделительные ъ и ь.

 С.28

Раздельное написание предлогов с другими словами.

С.29

Р. Р.Что мы знаем о тексте?

С.33

Части речи. Глагол.

С.35

Р. Р.  Подробное  изложение  по Г. А. Скребицкому. ( Упр.70 ).

С.34

ВХОДНАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

 -Тся и –ться в глаголах

С.41

Р. Р.Тема текста.

С. 42

Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами.

С.43

Имя существительное.      С. 45

Падежные окончания имени существительного. Е иИ в окончаниях существительных.

С.46

Имя прилагательное.

С.48

Местоимение.

С. 51

Р. Р. Основная мысль текста.

С. 53

Р. Р. Обучающее сочинение-описание по картине А.А. Пластова  «Летом»

Контрольная работа «Повторение изученного в начальных классах»

Работа над ошибками.

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (35  ч.)

Синтаксис и пунктуация.

С. 56

 Словосочетание.

С.61

Словосочетание.  

(Способы выражения грамматической связи в словосочетании).

С. 61

Разбор словосочетаний.

С.65

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

С. 66,70

Восклицательные предложения.

(Виды предложений по интонации.)

С.73

Р. Р. Сжатое изложение (упр.144)

С. 69

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

С. 75

Сказуемое.

С. 77

Тире между подлежащим и сказуемым.

С. 79

Нераспространенные и распространенные предложения.  Анализ сочинений.

с.81

Второстепенные члены предложения.

с.82

 Дополнение.

С. 83

Определение.

С.85

Обстоятельство.

С.88

Предложения с однородными членами.

С.90

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

С.94

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

(Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения.)

С.96

Предложения с обращениями.

С.98

Р.Р. Письмо.

С. 101

Синтаксический разбор простого предложения.

с.104

Пунктуационный разбор простого предложения.

с.105

Контрольный диктант  «Синтаксис простого предложения».

Работа над ошибками.

Простые и сложные предложения

С.106

Простые и сложные предложения

С.106

Р.Р. Сочинение – описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки» (упр.229).

С 105

Синтаксический разбор сложного предложения.

С.111

Прямая речь.

Прямая речь.

(Знаки препинания в предложениях с прямой речью)

Диалог.

С.116

Повторение  «Синтаксис и пунктуация».

Повторение  «Синтаксис и пунктуация».

Контрольный диктант  «Синтаксис и пунктуация».

Работа над ошибками.

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (20  Ч.)

Фонетика. Гласные звуки.

С.123

Согласные звуки.    С.124

Изменение звуков в потоке речи.

с. 126

Согласные твердые  и мягкие.

с.127

Р.Р. Повествование.

Р. Р. Обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка»)

с. 129

Согласные звонкие и глухие.

с. 130

Графика.

с.131

Алфавит.

с.133

Р. Р. Описание предмета.

Р. Р. Сочинение-описание предмета.

с.137

Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака.

с.138

Двойная роль букв Е, Е, Ю, Я.

с.141

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.

с.141

Орфоэпия.

с.143

Фонетический разбор слова.

с. 146

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

с.147

Контрольная работа  «Фонетика» (Орфоэпия Графика.)

Работа над ошибками.

Р. Р. Сочинение. Описание предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

с.148

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (14 Ч.)

Слово и его лексическое значение.

с.149

Однозначные и многозначные слова.

с.153

Прямое и переносное значение слова.

с.157

Омонимы.

с.159

Синонимы.

с.161

Синонимы и их роль в речи.

Р. Р. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

с.165

Р. Р. Сочинение – описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

с.165

Антонимы.

с.165

Р. Р. Подготовка к подробному изложению (К.Г. Паустовский «Первый снег»).

С.168

Р. Р. Написание подробного изложения  (К.Г. Паустовский «Первый снег»).

С. 168

Повторение по теме «Лексика. Культура речи».

с.167

Контрольный диктант по теме «Лексика. Культура речи».

Работа над ошибками.

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.(26 Ч.)  ЧАСТЬ 2

Морфема - наименьшая значимая часть слова.

с.4 (ч.2)

 Изменение и образование слов.

с.5 (ч.2)

Окончание.

с.72

Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям.

с.12 (ч.2)

Основа слова.

с.10

Корень слова.

с.12

Корень слова.

с.12

Р. Р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение.

с.14

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

Суффикс.

с.16

Приставка.

с.20

Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица (упр.420).

с.22

Чередование звуков.

Беглые гласные.

с.24

Варианты морфем.

с.26

Морфемный разбор слова.

с.27

Правописание гласных и согласных в приставках.

с.28

Буквы З и С на конце приставок.

с.29

Буквы О и А  в корнях –лаг-, -лож-.

с.32

Буквы О и А в корне                                                            -  раст- ,-рос-.

с.34

Буква Ё - О после шипящих.

с.37

Буквы Ы-И после Ц.

с.38

Повторение по теме «Морфемика».

с.41

Контрольный диктант  «Морфемика».

Работа над ошибками.

Р.Р.  Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень».

с.43

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ  (67 Ч.)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (21 Ч.)

Имя существительное как часть речи.

Р.Р.  Доказательства в рассуждении.

с.48

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

с.50

Имена существительные собственные и нарицательные.

с.52

Род имен существительных

с.56

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

с.58

Р.Р. Элементы рассуждения. Сжатое изложение. (упр.513).

с.60

Имена существительные, которые имеют форму только единственного  числа.

с.61

Три склонения имен существительных.

с.62

Падеж имен существительных.

с.63

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе.

с.67

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе.

с.67

Р. Р. Подробное изложение с изменением лица. (упр.547)

с.72

Множественное число имен существительных.

с.73

Правописание о-ё после ширящих и ц в окончаниях существительных.

с.76

Морфологический разбор имени существительного.

с.79

Р.Р. Устное  сочинение по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»

с.80

Повторение изученного по теме «Имя существительное».

с.78

Повторение изученного по теме «Имя существительное».

с.78

Контрольный диктант «Существительное»

Работа над ошибками.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. (14 Ч.)

Имя прилагательное как часть речи.

 (Особенности употребление имени прилагательного в речи).

с.81

Имя прилагательное как часть речи.

(Особенности употребление имени прилагательного в речи).

с.81

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

с.86

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

с.86

Р.Р. Описание животного.

с.90

Р.Р.  Подробное изложение (А.И. Куприн «Ю-ю» (упр.585).

с.90

Прилагательные полные и краткие.

с.91

Прилагательные полные и краткие.

с.91

Р. Р. Описание животного. Устное сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение» (упр.598).

с.94

Морфологический разбор имени прилагательного.

с.94

Повторение  «Имя прилагательное».

с.96

Повторение  «Имя прилагательное».

с.96

Контрольный  «Имя прилагательное»

Работа над ошибками.

ГЛАГОЛ (32 Ч.)

Глагол как часть речи.

с.97

Не с глаголами.

с.99

Р. Р. Рассказ.

с.101

Неопределённая форма глагола.

с.103

Правописание –тся и ться в глаголах.

с.106

Виды глагола.

с.109

Виды глагола.

с.109

Буквы Е-И в корнях с чередованием.

с.112

Буквы Е-И в корнях с чередованием.

с.112

Р. Р. Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой.

с.114

Время глагола.

с.115

Прошедшее время глагола.

с.116

Прошедшее время глагола.

с.116

Настоящее время.

с.118

Настоящее время.

с.118

Будущее время.

с.119

Будущее время.

с.119

Спряжение глагола.

с.121

Как определить спряжение глагола с  безударным личным окончанием.

с.122

Правописание безударных личных окончаний глагола.

с.122

Как определить спряжение глагола с  безударным личным окончанием.

с.122

Морфологический разбор глагола.

с.128

Р.Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (упр.688).

с.129

Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа.

Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа.

Употребление времен.

с.132

Р. Р. Употребление «живописного настоящего» в речи (упр.696,697).

с.133

Повторение по теме «Глагол».

с.135

Повторение по теме «Глагол».

с.135

Контрольный диктант  «Глагол».

Работа над ошибками.

Р.Р.  Сочинение-рассказ по рисунку (упр.701).Устно.

С136.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО. (14 Ч.)

Разделы науки о языке.

с.138

Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору. (упр.717)

с.142

Орфограммы в  корне слова.

с.143

Орфограммы в приставках.

с.143

Орфограммы в окончаниях слов.

с.144

Употребление букв ъ и ь .

с.145

Знаки препинания  в простом и сложном предложении.

Знаки препинания  в простом и сложном предложении.

Итоговая контрольная работа.

Итоговая контрольная работа.

Работа над ошибками.

Работа над ошибками.

Обобщение изученного  за 5 класс.

Обобщение изученного  за 5 класс.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 6 класс (204 ч.)

2016 – 2017 учебный год

№ п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Примечания

Р/р Русский язык – один из развитых языков мира.

Р.Р. Язык, речь, общение. Ситуация общения.

Фонетика. Орфоэпия.

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

(Контрольный словарный диктант).

Части речи. Орфограммы в окончаниях слов.

 Орфограммы в окончаниях слов

 Орфограммы в окончаниях слов

Словосочетание.

Простое предложение. Знаки препинания.

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

Синтаксический разбор предложений.

Прямая речь. Диалог.

Проверочная работа по темам «Словосочетание», «Предложение»

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

Работа над ошибками

Р/Р Текст, его особенности.

Р/Р Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

Р/Р Начальные и конечные предложения текста.

Р/Р Ключевые слова.

Р/Р Основные признаки текста.

Текст и стили речи.

Официально-деловой стиль речи.

Слово и его лексическое значение.

Проверочная работа по теме «Слово и его лексическое значение»

Р/Р Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя»)

Общеупотребительные слова.

Профессионализмы.

Диалектизмы.

Р/Р Сжатое изложение

Р/Р Сжатое изложение

Исконно русские и заимствованные слова.

Исконно русские и заимствованные слова.

Новые слова (неологизмы)

Устаревшие слова.

Р/Р Словари.

Р/Р Семинар «Как это по-русски?»

Р/Р Семинар «Как это по-русски?»

Повторение «Лексика»

Фразеологизмы.

Фразеологизмы.

Р/Р Источники фразеологизмов.

Повторение «Фразеология. Культура речи».

Контрольная работа «Лексика. Фразеология. Культура речи»

Работа над ошибками

Морфемика и словообразование.

Морфемика и словообразование.

Р/Р Описание помещения.

Основные способы образования слов в русском языке.

Основные способы образования слов в русском языке.

Практикум по словообразованию

Этимология слов.

Этимология слов.

Р/Р Систематизация материалов  к сочинению. Сложный план.

Р/Р Систематизация материалов  к сочинению. Сложный план.

Буквы а и о в корнях -кос- -

- кас-.

Буквы а и о в корнях -гор- -

- гар-.

Буквы а и о в корнях -зор- -

- зар-.

Буквы ы и и после приставок.

Гласные в приставках пре- и при-.

Гласные в приставках пре- и при-.

Гласные в приставках пре- и при-.

Соединительные гласные о и е в сложных словах.

Сложносокращённые слова.

Р. Р. Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»

Р. Р. Сочинениепо картине Т. Н. Яблонской «Утро»

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Повторение «Словообразование. Орфография. Культура речи»

Повторение «Словообразование. Орфография. Культура речи»

Повторение «Словообразование. Орфография. Культура речи»

Контрольный диктант  «Словообразование»

Работа над ошибками

Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи.

Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи.

Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи.

Разносклоняемые имена существительные.

Буква е в суффиксе  -ен- существительных на       -мя.

Р/Р Русские имена.

Несклоняемые имена существительные.

Несклоняемые имена существительные.

Род несклоняемых имён существительных.

Имена существительные общего рода.

Морфологический разбор имени существительного.

Р/Р Сочинение-описание впечатлений.

Не с именами существительными.

Не с именами существительными.

Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

Гласные в суффиксах существительных -еки -ик.

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Повторение «Имя существительное»

Повторение «Имя существительное»

Повторение «Имя существительное»

Контрольная работа «Имя существительное»

Работа над ошибками.

Повторение. Имя прилагательное как часть речи.

Повторение. Имя прилагательное как часть речи.

Р/Р Описание природы.

Р/Р Описание природы.

Степени сравнения имён прилагательных.

Степени сравнения имён прилагательных.

Степени сравнения имён прилагательных.

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

Р/Р Сочинение-описание местности

Относительные прилагательные.

Р.Р. Выборочное изложение

Притяжательные прилагательные.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Не с прилагательными.

Не с прилагательными.

Буквы о и е после шипящих в суффиксах прилагательных.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Словарный диктант.

Р/Р Описание игрушки

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Повторение «Имя прилагательное»

Повторение «Имя прилагательное»

Контрольная работа «Имя прилагательное»

Работа над ошибками.

Р/Р Публичное выступление на тему «Народные промыслы».

Имя числительное как часть речи.

Имя числительное как часть речи.

Простые и составные числительные.

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Порядковые числительные.

Разряды количественных числительных.

Числительные, обозначающие целые числа.

Числительные, обозначающие целые числа.

Дробные числительные.

Собирательные числительные.

Р/Р Употребление числительных в речи

Морфологический разбор имени числительного.

Повторение «Имя числительное».

Повторение «Имя числительное».

Контрольная работа «Имя числительное»

Работа над ошибками.

Р/Р Публичное выступление на тему «Береги природу!»

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения.

Личные местоимения.

Возвратное местоимение себя.

Р/Р Рассказ по рисункам

Вопросительные местоимения.

Относительные местоимения

Неопределенные местоимения.

Отрицательные местоимения.

Отрицательные местоимения.

Отрицательные местоимения.

Притяжательные местоимения.

Р/Р Рассуждение.

Р. Р. Сочинение-рассуждение.

Указательные местоимения.

Р/Р Текст и план текста

Определительные местоимения.

Местоимения и другие части речи.

Морфологический разбор местоимения.

Р.Р. Сочинение по картине Е. В. Сыромятникова «Первые зрители»

Повторение «Местоимение».

Повторение «Местоимение».

Контрольная работа «Местоимение»

Работа над ошибками.

Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи.

Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи.

Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи.

Р/Р Сочинение по рисункам и данному началу

Повторение: способы образования глаголов.

Разноспрягаемые глаголы.

Глаголы переходные и непереходные

Глаголы переходные и непереходные

Глаголы переходные и непереходные

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.

Р/Р  Изложение.

Р/Р  Изложение.

Условное наклонение.

Условное наклонение.

Повелительное наклонение.

Повелительное наклонение.

Повелительное наклонение.

Р/Р Сочинение по рисункам.

Употребление наклонений.

Контрольный словарный диктант.

Употребление наклонений.

Безличные глаголы.

Безличные глаголы.

Морфологический разбор глагола.

Р/Р Рассказ на основе услышанного.

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Повторение «Глагол»

Повторение «Глагол»

Контрольная  работа  «Глагол»

Работа над ошибками

Повторение. Разделы науки о языке.  Орфография.

Повторение. Пунктуация.

Итоговая  контрольная работа

Итоговая  контрольная работа

Работа над ошибками.

Работа над ошибками.

Повторение. Лексика и фразеология.

Повторение. Морфология. Синтаксис

Повторение. Словообразование.

Повторение. Орфография.

Повторение. Орфография.


Лист корректировки рабочей программы

№ урока по тематич.

 план-нию

До корректировки

Способ корректи-ровки

После корректировки

Тема

урока

Кол-во

часов

Тема

урока

Кол-во

часов

Дата

урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)

Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)

КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...