Методическая разработка урока по рассказу В.Астафьева
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Сценарий урока литературы в 5 классе Учитель Пугачева Надежда Анатольевна, Учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия –интернат № 34» Г. Нижнекамска РТ Предмет Литература Класс 5 Тип урока Комбинированный Тема урока «Человек и природа» ( по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро») Цель урока Обучение анализу прозаического текста Задачи урока Развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения; воспитание в обучающихся любви к природе, твёрдости духа. Предметные: - умение анализировать литературное произведение, характеризовать его героев, понимать и формировать тему и идею; - понимание авторской позиции и своё отношение к ней; - умение пересказывать отрывки, отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать своё мнение; Познавательные УУД Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Умение устанавливать причинно-следственные связи - формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Оборудование: интерактивная доска, презентация. Виды деятельности: - поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; - продуктивная творческая: художественный пересказ от лица героя; - репродуктивная: индивидуальное сообщение ученика, осмысление сюжета произведения, характеров, выборочный краткий пересказ; - исследовательская: анализ текста рассказа, анализ образа. Этапы урока. | |||
Цель Создать позитивный настрой у учащихся | Деятельность учителя 1 этап «Организационный» Здравствуйте, улыбнитесь соседу по парте, пожелайте хорошего дня | Деятельность ученика Слушают учителя | Планируемый результат Настроились позитивно на работу |
2 этап «Формулирование темы урока. Мотивация учебной деятельности учащихся» | |||
Сформировать тему и задачи урока | Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить.… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы. -Она величественна и похожа на океан. -Она щедра и сурова. -Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы. -Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм. -Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России. Как вы думайте: “Что скрывает в себе тайга?» Вторая часть “ребуса”: -Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной. -Он беззащитный и в то же время сильный. -Он сын и одновременно хозяин. -Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый. -Он совершает ошибку и исправляет ее. -Как зовут героя? Как вы думаете, о каком произведении пойдет речь сегодня у нас на уроке? Эпиграфом к нашему уроку станут слова В.П.Астафьева: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте и неистощимому терпению и доброте…И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой». Исходя из эпиграфа, давайте сформулируем тему нашего урока и запишем её в рабочих тетрадях. Тема нашего сегодняшнего и следующего урока – «Человек и природа» в рассказе «Васюткино озеро». -Что случилось с Васюткой в рассказе? -Что почувствовал Васютка, главный герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро», когда заблудился в бескрайней тайге? Ребята, а как бы вы повели себя, если бы заблудились в лесу?
Использование технологии развития критического мышления. Внимание на доску. «Как бы повели себя, заблудившись в лесу». Задание: расположите пункты памятки «Поведение в лесу» в нужном порядке. Спустя некоторое время мы проверим ваши ответы с помощью интерактивной доски. | Тайга Васютка «Васюткино озеро» Человек и природа Отправившись в тайгу за кедровыми орехами для рыбаков, мальчик не сразу понял, что случилась беда — он заблудился. Сильно испугавшись вначале, Васютка сумел взять себя в руки. Хорошим подспорьем оказались и услышанные им ранее рассказы рыбаков о том, как нужно себя вести, оказавшись в подобной ситуации. Самообладание и практические знания о тайге помогли заблудившемуся мальчику целых пять дней продержаться в неприветливом осеннем лесу. Обсуждение в группах, запись на листках | Проявить интерес к поставленной цели. Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. Личностные :умение сотрудничать с учителем и учащимися. Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию. Коммуникативные: умение управлять своим поведением. |
Как удалось Васютке выжить в тайге? Как вести себя наедине с природой? – на этот вопрос нам предстоит ответить, размышляя над рассказом В.П.Астафьева «Васюткино озеро». | |||
3 этап «Актуализация знаний» | |||
Повторение того, что необходимо к изучению нового материала :знание текста | Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?Чем занимался Васютка в бригаде? Как относился мальчик ко взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу? Как автор подчеркивает, что Васютка перенимал привычки взрослых? Какой детский поступок совершил Васютка? Как его можно объяснить? | Проявлять интерес к тексту, знать содержание текста рассказа; определять место Васютки среди взрослых; знать правила поведения в лесу; уметь анализировать эпизод | |
4 этап «Первичное усвоение новых знаний» | |||
Отработка навыков комментированного чтения, | Чтение эпизода со слов «открытие было настолько простым и потрясающим» до «Живем!» Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился? Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо? Что он сделал в первую очередь? Как он приготовил себе еду? В чем корил себя Васютка, когда начал ужинать? Итак, проверим, как же нужно вести себя в лесу, если заблудился. Работа с интерактивной доской | Васютка испугался, потому что он ребенок. Его охватило отчаяние, природа испугала сначала его Он вспомнил слова деда, потому что он оказал на мальчика большое влияние Васютка разжег костер, у костра он вел себя как взрослый человек. Когда он готовил себе еду, то оценил наставления матери о хлебе Не взял соль, мало хлеба Группы зачитывают свои ответы, затем проверяют по доске | Познавательные: меть объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли. |
5 этап «Первичная проверка понимания» | |||
Формировать умения работать с интерактивной доской, Развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися. Контроль за усвоением знаний, умений и навыков, самоконтроль Объяснение домашнего задания. Выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. | Внимание на доску, найдите те предметы, которые необходимо взять с собой в лес Какие черты характера обнаружились в мальчике? Чтение эпизода «Тайга» Показ слайдов «Тайга» (презентация) Почему тайга показалась мальчику «молчаливой, равнодушной»? Почему она напомнила Васютке море? Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использует при описании тайги? Как почувствовал себя мальчик в этот момент? Какое впечатление производит этот пейзаж 6 этап «Первичное закрепление» Работа в группах. Встречи Васютки с миром живой природы. Как и почему относился Васютка к окружающей его природе Поведение Васютки в лесу Как вы понимаете смысл фразы : «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит» Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке. Васюткино озеро. Почему озеро назвали именем мальчика? -Ребята! Как вы думаете, почему с Васюткой случилась эта история? Могло ли произойти по-другому? Т.е. что послужило причиной Васюткиных приключений в тайге? Это причина Итак, мы нашли причину событий, а что получилось из-за его оплошности? Это и есть следствие А где в жизни мы встречаемся с причиной и следствием? 7 этап «Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция» 8 этап «Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению» 3.Сочинение – миниатюра «Как и почему человек должен относиться к природе? 2.Ответить устно на вопросы учебника страница 124(1-4) 1.Подготовить пересказ понравившегося эпизода 9 этап «Рефлексия» Чему можно научиться у Васютки? | Работа с интерактивной доской Флипчарт «Что нужно взять с собой в лес» Учащиеся следят по тексту за учителем Васютка убивал дичь как любой охотник, чтобы прокормиться, заботился о том, чтобы накормить других, но в тоже время он воспринимал животных как равных, сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Это говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, наблюдает за ней, при этом подражает взрослым, копирует их привычки. Рассказать, как пригодились ему навыки, полученные в общении со взрослыми. Смекалка, вера в себя, сноровка помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях. Мальчик постоянно размышляет, у него пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии Васютка нашел озеро, полное рыбы и открыл его людям Дедушка сказал, что если бы остался на месте, его бы нашли быстро Его оплошность, ошибка, поспешность Блуждания Васютки в тайге Я не выучил урок и получил «2» Обсуждают правильность ответов одноклассников
Учащиеся выбирают одно задание Герой - наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни. | регулятивные : уметь оценить результат собственной деятельности; умение адекватно вести себя в учебной ситуации ( в группе). коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество учителя с учеником; уметь точно выражать свои мысли. познавательные: находить и выделять необходимую информацию; решать учебные задачи с помощью инструментов ИКТ, свободно ориетироваться в тексте Познавательные: самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос; структурировать знания по теме « В.П.Астафьев «Васюткино озеро. Природа и человек»; осознанное построение высказывания. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, работать в группе Регулятивные: оценка достигнутых результатов. Личностные :нравственно-этическая ориентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»
Урок по рассказу А.Куприна. Мы познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком; расскажем о ре...
Методическая разработка урока по рассказам В.Набокова
Урок литературы в 11 классе...
«МОЯ СОВЕСТЬ ПРОДОЛЖАЛА ВОСПАЛЯТЬСЯ…» Методическая разработка урока по рассказу В.Тендрякова "Хлеб для собаки"
«МОЯ СОВЕСТЬ ПРОДОЛЖАЛА ВОСПАЛЯТЬСЯ…»Урок литературы, 9 класс...
Методическая разработка урока по рассказу А. Костюнина "Полёт летучей мыши"
В данном материале содержится конспект урока по рассказу А. Костюнина "Полёт летучей мыши"...
Методическая разработка урока по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"
Конспект урока по теме "Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева "Васюткино озеро". Самоанализ урока....
Методическая разработка урока по рассказу В. Г. РАСПУТИНА «Уроки французского»
Я предлагаю вам составить интервью, которое берёт писатель у своего читателя....
Методическая разработка урока по рассказу В. Распутина "Уроки французского"
Достижение целостного представления об идейном содержании, которое раскрывается через особенности биографии автора, особенности личности героев, теоретико-литературные понятияПознакомиться...