Методическая разработка урока по рассказу А. Костюнина "Полёт летучей мыши"
план-конспект урока (8 класс) на тему

В данном материале содержится конспект урока по рассказу А. Костюнина "Полёт летучей мыши"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по рассказу А. Костюнина «Полёт летучей мыши»
Автор: Курышова Екатерина Викторовна, учитель русского языка МОУ «СОШ № 41», г. Саратов


Тема родины в рассказе А. Костюнина «Полёт летучей мыши»

Цели: знакомство с биографическими данными карельского писателя Александра Викторовича Костюнина; аналитическое прочтение рассказа «Полёт летучей мыши».

Ход урока.

1. Слово о писателе:
Родился А. Костюнин 25 августа 1964 года в Карелии, с. Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу в г. Медвежьегорске. Детство и юность прошли там же. Получил высшее образование в Петрозаводском государственном университете (факультеты сельскохозяйственный и экономический). Женат, имеет двоих детей. 
Вот уже много лет он работает на стратегическом предприятии России ОАО «Судостроительный завод «Авангард» в г. Петрозаводске. Основная продукция предприятия: базовые тральщики типа «Яхонт», задача которых – обеспечение развёртывания стратегических ядерных сил морского базирования. На данное время Александр Костюнин – председатель Совета директоров, член экспертного совета по обороне при Председателе Совета Федерации.
Александр Костюнин – творческий человек, и творчество его разносторонне: он увлекается фотографией, рисует, устраивает художественные выставки, организовывает встречи с читателями. Персональные выставки фотографий в районах Карелии, в Москве; за рубежом: в Японии, Германии, Финляндии.

2. Первичное знакомство с рассказом «Полёт летучей мыши». 
- Давайте вспомним, какова основная тематика произведений Костюнина? /В своих книгах он пишет о детях, школе, природе и о родине/ 
- Какова тема рассказа «Полёт летучей мыши»?/Тема произведения – тема родины, взаимосвязь родины и человека, влияние родины на формирование личности человека./


3. Эвристическая беседа.

1 группа учащихся рассказывает о жизни Павла Полукайнена до войны.

- Что можно сказать о чувствах мальчика в этот период жизни? /Павел чувствует себя чужим, односельчане недолюбливают финнов и презрительно называют их «чухня»/

- Как Павел реагирует на известие о начале войны? /Он радуется, что ему только 17 лет и его не отправят на фронт, быть добровольцем ему не хочется/

2 группа учащихся рассказывает о том, как герой попадает в плен и о пребывании в лагере города Вильнюса

- Проанализируйте поведение героя в этот период жизни

/Павел не собирается бежать, ему сытно живётся на кухне, он не понимает тех, которые ночью пол потихоньку ломали, которые перед смертью пытались перекреститься/

- К какому выводу он приходит? /«Самому ловчее надо быть»/

- В чём проявляется его ловкость? /Возвращение на кухню после болезни/

3 группа учащихся рассказывает о пребывании Павла в городе Каунасе, в Кёнигсберге и в Финляндии /Здесь так же проявляется ловкость героя, его желание выжить: старается пристроиться поближе к кухне – Каунас; рассказ о том, как стал бригадиром в Кёнигсберге/

- Какие чувства испытывает, оказавшись в Финляндии? /Павел чувствует презрение со стороны финнов, возникает ощущение ненужности, он везде чужой: и в своей деревне, и на родине/

4 группа учащихся рассказывает о работе на финского барона, о пребывании в Сибири и о возвращении в Карелию

- Как Павел воспринимает известие о победе? /Равнодушно, у героя нет ощущения праздника/

- Какие чувства испытывает герой, возвращаясь домой? Какой сон ему снится? /Он не научился ни любить, ни ненавидеть, ни один уголок не стал родным, ни единого клочка земли не полюбил; рассказ о сне/

-  К какому выводу приходит герой, когда узнаёт о смерти матери и сестёр?

/Павла охватывают чувства одиночества и отчаяния. Всю жизнь он приспосабливался, чтобы выжить. Но ради чего? Зачем? Неужели для того, чтобы душа иссохла, помертвела?

- Каков финал рассказа? /Самоубийство героя/

4. Рефлексия.
- Над чем заставил задуматься рассказ А. Костюнина?
/Рассказ «Полёт летучей мыши» заставил задуматься о том, что животное стремление выжить приводит к гибели души, а утрата связи с родиной оказывается трагедией для человека/

 

5. Домашнее задание

Подготовиться к внеклассному чтению по рассказам А. Костюнина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»

Урок по рассказу А.Куприна. Мы     познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви,  величие пережитого простым человеком; расскажем о ре...

Методическая разработка урока по рассказу А. Костюнина "Рукавичка"

В данном материале содержится конспект урока по рассказу А. Костюнина "Рукавичка"...

Методическая разработка урока по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"

Конспект урока по теме "Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева "Васюткино озеро". Самоанализ урока....

Методическая разработка урока по рассказу В. Г. РАСПУТИНА «Уроки французского»

Я предлагаю вам составить интервью, которое берёт писатель у своего читателя....

Методическая разработка урока по рассказу В. Распутина "Уроки французского"

Достижение целостного представления об идейном содержании, которое раскрывается через особенности биографии автора,  особенности  личности героев, теоретико-литературные понятияПознакомиться...