Правописание о-ё после шипящих в корне
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка для 5 класса в рамках ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_o-yo_posle_shipyashchih_v_korne.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 «В» классе
Тема: Правописание о-ё после шипящих в корне.
Цель деятельности учителя | Сформировать представление о способе выбора о-ё в корнях слов после шипящих, уметь определять написание о-ё в корнях слов и комментировать условия написания, закрепить знания этапов учебной деятельность и их содержание, тренировать умение самостоятельного |
Тип урока | усвоение новых знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научиться использовать знания об условиях написания гласных о-ё после шипящих в корнях. Знать условия (правила) употребления данных букв в корнях. Пользоваться орфографическим словарём. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации и фиксировать её, используя схемы; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ предложенных языковых объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых задач; способность к самооценке; ценностное отношение к совместной познавательной деятельности. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; фронтальная, индивидуальная , групповая |
Наглядно-демонстративный материал | Раздаточный материал |
Основные понятия | Фонетика: звук, шипящий; морфемика: состав слова,корень, окончание; морфология: части речи, глагол; лексика: лексическое значение слова. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм. Всем, всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, не мешай учиться! | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом. Регулятивные: планируют результат работы. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению способа действия. | Учитель задаёт вопросы: -Что такое орфограмма? (Это ошибкоопасное место.) - Зачем нам нужно знать орфограммы?(Мы должны быть грамотными людьми.)А какие орфограммы в корне мы с вами изучили на прошлых уроках?(Корни с чередованием –раст—ращ—рос-,-лаг--лож-.)Озвучьте, пожалуйста, эти правила. | Дети отвечают на вопросы, озвучивают правила о правописании корней с чередованием гласных О-А. | Личностные: осознание ответственности человека за общее благополучие; положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом. Регулятивные: планируют результат работы. |
3.Планирование способа достижения намеченной цели Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Учитель ставит учебную задачу: на карточках(лежат у детей на партах) даны слова с пропущенными буквами в корне: росток,щётка, прилагательное, подросток, положить,расчёска,заросли, Ростов,жёлуди, выращенный, слагаемое,отрасль. Разделите слова на группы, докажите свои действии. Создание учителем проблемной ситуации : «Со всеми ли словами вы справились? Почему возникли затруднения? Значит, вы что-то не знаете? Что же нам предстоит выяснить? Попробуйте сформулировать тему и цели урока ». | Учащиеся работают в парах, анализируют, сопоставляют, делают выводы. Формулирую тему и цель | Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Коммуникативные: отвечают на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. |
4.Практическая деятельность учащихся Цель: выработка плана действий | Работа с материалом учебника на стр.112. -Работая в парах, выявите закономерности правописания гласных о-ё после шипящих в корнях.. -Проверьте правильность своих выводов. | Работают в парах, осуществляют смысловое чтение, выводят алгоритм проверки написания гласных о-ё после шипящих в корне. Проверяют алгоритм по теоретическому материалу. Фиксируют основную информацию в «Тетрадь для правил» на основе интерпретации . | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом. |
5.Этап закрепления нового материала Цель: применение знаний на практике | Выполнение упражнения 314. Списать слова, вставить пропущенные орфограммы, обозначить графически. Тем, кто справится с работой быстро, учитель предлагает карточки: распределить слова в 2 группы(5-7 учащимся). Карточка №1.Задание: вставьте пропущенные буквы, с двумя словосочетаниями составьте предложения. Трудолюбивые пч…лы, спелый крыж…вник, щ…лканье соловья, ж…лтый одуванчик, дорогой ш…лк, мягкая ш…рстка, одинокий ч..лн. Карточка №2. Задание: с данными словами составьте словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Ш…лковый, ш…ссе, трущ…ба, реш…тка, ж…лудь, капюш…н, ш…л, ш…колад, ж…сткий, веч…рка, ч…порный, тяж…лый, ш…рох. | Один учащийся пишет на доске, объясняя написание орфограммы. Остальные работают в тетрадях. В карточках ученики вставляют буквы,графически объясняют орфограммы (карточки сдаются учителю на проверку). | Личностные: навыки сотрудничества в разных ситуациях: осваивают новый вид деятельности (по алгоритму). Познавательные: осуществляют для решения задач операции анализа, классификации, делают обобщения, выводы. Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом. |
6. Динамическая пауза (Этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности. | Голова чтоб не болела, Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.) А теперь руками крутим — И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.) Тянем наши руки к небу, В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Повороты вправо-влево, Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.) Наклоняемся легко, Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.) Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминке. (Дети садятся.) | Учащиеся выполняют упражнение. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке. |
7. Закрепление с проговариванием. Цель: творческая практическая деятельность. | - А теперь посмотрим, как вы усвоили эту тему. Выполним упражнение 316.
По шёссе мчалась машина. В кабине сидел шёфёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжёра, жёкей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шакалад и запивал крюшоном, артист жонглировал крыжёвником, нанизывая его на шёмпол. Жёкей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец молчал, надвинув на глаза капешён. Настроение у всех было мажорное. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шёв на шёртах Жоры-обжёры. Все были в шёке. | Выполняют упражнение, озвучивая выбранный вариант, комментируют изученную орфограмму. Списывают текст и исправляют ошибки. | Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: выражают свои мысли, умение оформлять их в письменной форме. Личностные: участие в созидательном процессе. |
8. Домашнее задание | Стр.112 9выучить), упр.317 ИЛИ Составить тест-лист на изученное правило из 10 слов. | Могут выбирать задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями; осознанно и произвольно строить сообщения творческого характера в письменной форме Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Продолжить фразу: "На этом уроке я узнал(а)..." Рефлексия. Самооценка своих знаний на 10-бальной шкале - Что не получилось? Над чем ещё надо поработать? Выставление отметок | Высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Гласные О-Ё после шипящих в корне слова"
Урок в технологии «Дидактический цикл»...
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...
Правописание букв О-Ё после шипящих в корне слова
Урок по ФГОС в системно-деятельностном подходе...
Упражнения по теме "Правописание О-Ё после шипящих в корне слова"
Дынные упражнения предназначены для закрепления темы "Правописание о-ё после шипящих в корне слова"....
Тренажер по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание о, е после шипящих, и, ы после ц»
Тренажер по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание о, е после шипящих, и, ы после ц»...
Карточки по теме «Правописание О-Ё после шипящих в корне слова».
Раздаточный материал (карточки) по теме «Правописание О-Ё после шипящих в корне слова».Русский язык. 5 класс....
Орфографический футбол по теме: "Правописание Ы-И после шипящих и Ц в корне слова"
Данная презентация "Правописание Ы-И после шипящих и Ц в корне слова" составлена для урока повторения и обобщения знаний по данной теме в 5 классе и представляет собой тренажер с выбором отв...