методическая разработка "Подготовка к сжатому изложению 9 кл"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Данный материал помогает учащимся подготовиться к сжатому изложению в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota._kursy.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Методическая разработка урока на тему

                                                  «Подготовка к написанию сжатого изложения

                                                             в экзаменационной работе ОГЭ»

Цели урока:

  1.Продолжить работу над умением выделять главную и второстепенную информацию в тексте, совершенствовать навыки сжатия текста разными способами, выстраивать связный и логически стройный пересказ предложенного текста.

  2 .Развивать лингвистическую компетенцию учащихся, их аналитические способности и языковую интуицию, коммуникативные качества личности

  3. Создать условия для формирования речевой культуры и воспитания любви и интереса к языку.

Оборудование: дидактические материалы, памятка «Как написать сжатое изложение»  

Ход урока:

1.Повторение изученного. Повторение понятия о сжатом изложении.

 Учитель:
 Сегодня на уроке, ребята, мы продолжим подготовку к написанию сжатого изложения. Давайте вспомним, в чем особенность такого вида изложения? Чем оно отличается от подробного изложения?

Ученик:
Сжатое изложение – это не полная передача содержания, а изложение главной, существенной информации.

Учитель:
Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля, а сжатое изложение требует навыков отбора информации, краткой передачи содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий передаются без искажений.

2.Работа с текстом. Определение цели урока:

Учитель: Чему мы сегодня должны научиться?

Ребята определяют для себя цель урока.

Учитель подводит итог: мы сегодня должны научиться воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой части, используя основные приемы сжатия текста.  

  – На уроке работать будем с ключевыми понятиями: текст, основная мысль, микротема, приёмы сжатия.

Повторение этапов работы с текстом при написании сжатого изложения.

Этапы учебной деятельности

Учебная деятельность

1.Этап определения темы текста.

 Ответ на вопрос:

«О чем говорится в тексте?» 

Как определить тему?
Тема определяется различными способами:

 по началу текста;

 по ключевым словам;

по ключевым эпизодам;

по поступкам героя или размышлениям   автора;

по заглавию текста.

2. Этап определения основной мысли текста

Ответ на вопрос: «Какую мысль хотел выразить и донести до читателя автор?»

Что нам помогает сформулировать основную мысль?
Общая тональность звучания текста;

настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям;

наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3. Этап определения структуры текста. Назовите композиционные части текста - рассуждения. 

Композиция текста –  это его построение.  

1.Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором выражена основная мысль.
Формулировка тезиса – один из приемов сжатия текста.

2.Доказательства (или аргументы), которые приводит автор, убеждая  чтителя.

3.Вывод  

4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста.  

 Количество абзацев в тексте определяется по количеству больших интонационных пауз . Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.

3.Работа над приемами сжатия текста.  

Учитель: Каковы задачи сжатого изложения?

(Воспроизвести исходный текст, исключая второстепенную информацию)

Учитель:  Какие приёмы сжатия вам известны?

Ученик : Сократить содержание можно, исключая подробную информацию либо обобщая частную.

Учитель:  Над этими основными  приемами сжатия текста: обобщение частной и исключение второстепенной информации мы сейчас и поработаем. Сокращать мы будем те фрагменты, которые не несут важной смысловой нагрузки.

                                 Исходный текст  для прослушивания:

   По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем свое поведение в это время. Если мы в какой – то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными. Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему настроению, и тогда настроение улучшается, возникает радость.

  Но и неприятные эмоции, оказывается , полезны. У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень  положительные  функции. Например, страх – это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. Печаль – это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними.

  Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. Представьте, например, такую ситуацию. Вы ищете подарок другу на день рождения, но так  и не находите ничего подходящего. Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в тоже время в глубине души вы понимаете, что это был бы по- настоящему хороший подарок. Вам грустно отдавать диск, но , преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а еще потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше.

        (Из периодической печати)

4. Работа в группах.   1-ая группа работает с первым абзацем, вторая – со вторым, третья- с третьим. Затем работы  комментируются учениками.

Первый абзац исходного текста до сжатия

Микротема, затронутая в этом абзаце

Вариант сжатого изложения первого абзаца текста

  1. По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. 2) Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем  свое поведение в это время. 3) Если мы в такой ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем  чувствовать  себя несчастными. 4) Поведение,  которое  делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость. Было: 68 слов.

Настроение зависит  не от самих событий, а от их восприятия нами: например, от оценки нашего поведения в конкретной жизненной ситуации.

1)Настроение зависит не от событий, а от их восприятия нами. 2) Оно является нашей оценкой собственного поведения. 3) Действуя во вред себе, мы чувствуем себя несчастными. 4) Поведение, делающее нас сильнее, улучшает настроение.

Стало: 31 слово

  Ученик: Комментарий  использованных приёмов сжатия:

 Первое предложение сжато за счет исключения второстепенной информации: изъята вводная конструкция «по мнению психологов», уточняющее наречие «преимущественно». Кроме того, при сжатии первого предложения применен прием упрощения: сложное предложение заменено простым, с однородными членами ( придаточная часть стала одним из однородных дополнений).

 Во втором предложении переформулирована мысль автора своими словами, то есть использован прием обобщения.

 В третьем предложении осуществлена замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом, то есть применен прием упрощения (замена сложной синтаксической конструкции более простой). Кроме того, использован прием исключения: а) изъят фрагмент пояснительного характера: « во вред себе(а почему именно?), своей личности»; б) из двух близких по смыслу простых предложений в составе сложного («то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными») оставлено то , которое обладает большей смысловой емкостью в данном контексте.

 При передаче основного содержания четвертого предложения применен прием упрощения (придаточное определительное заменено синонимичным причастным оборотом). Исходное предложение было сложным с сочинительной и подчинительной связью между частями  «Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает  радость», а стало простым, осложненным согласованным определением, выраженным причастным оборотом («Поведение, делающее нас сильнее, улучшает настроение»).

Обратимся ко второму абзацу  исходного текста и его сжатию.

Второй абзац исходного текста для сжатия

Микротема, затронутая  в этом абзаце

Вариант сжатого изложения второго абзаца текста

  1. Но и неприятные эмоции, оказывается полезны. 2) У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные эмоции.3) Например , страх – это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. 4) Печаль – это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними. Было: 37 слов

У каждого отрицательного переживания есть важные положительные функции.

  1. У каждого отрицательного переживания есть важные положительные функции. 2)Страх – сигнал проявить осторожность. 3) Печаль – способ привыкнуть к утратам.

Стало: 17 слов

Ученик:  Комментарий использованных приемов сжатия:

 При сжатии этого фрагмента текста активно использовался прием исключения из текста второстепенной информации.

 Первые два предложения исходного текста близки по смыслу, выраженному в них, поэтому при сжатии оставлено только второе.

 Третье предложение подверглось компрессии за счет исключения несущественной информации: изъято  вводное слово «например»; из двух однородных подлежащих оставлено то, которое обладает большей смысловой емкостью в данном контексте.

 В четвертом предложении исключено то, без чего содержание абзаца остается понятным и цельным: изъят второй из синонимов в ряду однородных членов.

             Третий абзац исходного текста и его сжатие:

Третий абзац исходного текста до сжатия

Микротема, затронутая в этом абзаце

Вариант сжатого изложения третьего абзаца текста

  1. Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. 2) Представьте, например, такую ситуацию. 3) Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. 4) Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. 5) Вам тоже нравится этот альбом, и расставаться с  ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. 6) Вам грустно отдавать диск, но , преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а еще потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше. Было: 110 слов

Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий. Преодолев себя и отдав другу то, что вам нравится, вы обрадуете друга и повысите свою самооценку.

10 Положительные функции отрицательных  эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий. 2) Вы долго ищете подарок  другу на день рождения.3) Придя  домой, вспоминаете: друг позавидовал тому, что вы купили новый альбом  любимой  группы. 4) Преодолевая  себя,  дарите ему диск, который  вам нравится.5) Так вы  обрадуете друга и повысите свою самооценку.

Стало:  48 слов

Ученик:  Комментарий  использованных приемов сжатия:

 

 Первое предложений сжато за счет изъятия союза «однако».

 Второе предложение исходного текста исключено, так как не несет в себе содержательной информации.

 При сжатии третьего предложения исходного текста использован прием упрощения – была осуществлена замена части предложения(«но так и не находите ничего подходящего») синонимичным словом «долго».

 В четвертом предложении произведена замена придаточного предложения со значением времени деепричастным оборотом, а описательный фрагмент ( «только что вышедший») – синонимичным слово «новый», то есть снова был использован прием упрощения.

 При сжатии пятого и шестого предложений исходного текста мысль автора была переформулирована своими словами, следовательно, применялся такой прием компрессии, как обобщение.

5.Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.

- Какие новые знания получили на уроке?

- Что повторили?

- Что вызывает наибольшие затруднения при работе над сжатым изложением?

-Что не вызывает трудностей?

6.Домашнее задание. Составьте план предложенного текста. Запишите сжато содержание любой микротемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения"

Урок ставит целью подготовить учащихся к написанию сжатого изложения в рамках ГИА.Повторение алгоритма работы с текстом,способы сжатия текста....

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".

Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а...