Мастер-класс: «Учись весело: «Занимательная орфография»»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Мастер-класс предназначен для учителей-словесников,занимающихся внеклассной работой.Тема актуальна.Наша жизнь требует от человека творческого подхода к решению различных задач, непривычных действий, быстрой ориентировки в ситуациях.В мастер -классе использованы разнообразные приёмы и формы работы, способствующие развитию орфографической зоркости, креативных способностей учащихся и воспитывающие уверенность в своих способностях при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.Подбор материала интересен, доступен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_master_klass.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Стародрожжановская сош 1»
Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
Мастер-класс:
«Учись весело: «Занимательная орфография»»
Учитель: Миннебаева Г.Н
Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует чего -то нового, интересного. Моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".
Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Кто такой учитель - мастер?
Я понимаю это слово так:
М - мудрость, приобретенная с годами.
А - активность, в ней сила, здоровье, успех.
С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"
Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.
Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.
Чтобы соответствовать званию учитель - мастер, не только учу детей, но и постоянно учусь сама, применяю при обучении детей новые технологии. Употребляя различные методы обучения, тем самым развиваю зрительную, слуховую, ассоциативную, логическую память. Обучаю пространственному мышлению путем: а) графических символов – рисование, составление опорных схем, б) разгадывание какой-либо тайны, загадки (например, загадка лексического значения слова или способа образования слова). Развиваю межличностное мышление, обучая разным видам письменных работ. Кстати, перечисленное и есть инновационная технология. Сегодня посещение мастер – класса стало распространённым явлением.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня нет учителя и учеников. Мы с вами – коллеги и мастера! А чтобы наша работа была интересной и продуктивной, давайте познакомимся с условиями нашей мастерской :
- участвуйте.
- будьте открыты и активны;
- высказывайте свою точку зрения в диалоге;
- учитесь, делитесь опытом, творите, выдумывайте, пробуйте;
- будьте готовы к совместному творчеству;
- создайте настроение.
Тема: «Повторение орфографии при подготовке учащихся к выполнению тестовых заданий (ГИА – 5, ЕГЭ – 14)»
Принцип: Я знаю, как это делать, и научу вас.
Правописание прилагательных с суффиксами Н и НН в прилагательных.
Цели: 1) отработать практические умения выполнения тестовых заданий на экзамене;
2) совершенствовать умение писать слова с изученной орфограммой;
3) воспитать орфографическую зоркость.
Задача: поиск адекватных форм и способов представления своего опыта.
Форма урока: урок- поиск.
Приёмы обучения
- Правило
- Опорный конспект
- Словообразование
- Лексическая работа
- Распределительный диктант
- Игра «Четвертый лишний»
- Тест
- Объяснительный диктант
- Конструирование
- Зрительный диктант
- Контрольное списывание
HH в суффиксах прилагательных пишется:
1. на стыке образующей основы на -Н и суффикса -Н-
2. в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ОНН- и -ЕНН-
3. Исключения: свиной, ветреный
Н пишется в прилагательных :
1. в суффиксах -АН-, -ЯН-
2. в суффиксе -ИН- .
3. Исключения: стеклянный, оловянный
-НН-
^
* Корень на -Н- + -Н- исключение : свиной юный, зеленый.
* Суффиксы -ОНН- и –ЕНН-
исключение : ветреный.
-н-
* Суффикс -ИН-
* Суффиксы -АН-
(-ЯН-)
исключение: стеклянный
деревянный
оловянный
Образуйте прилагательные от существительных, объясните выбор суффиксов.
а) береста , чугун , глина , клюква ;
б) лимон , кость , телефон , кухня ;
в) журавль , петух , дерево , серебро .
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
-НН-
^
* Корень на -Н- + -Н- исключение : свиной юный, зеленый.
* Суффиксы -ОНН- и –ЕНН-
исключение : ветреный.
-н-
* Суффикс -ИН-
* Суффиксы -АН-
(-ЯН-)
исключение: стеклянный
деревянный
оловянный
Словообразование
Задание :Образуйте имена прилагательные,
объясните выбор суффиксов.
а) береста , чугун , глина , клюква ;
б) лимон , кость , телефон , кухня ;
в) журавль , петух , дерево , серебро .
Лексическая работа
С каждым из притяжательных прилагательных
составьте и запишите по два словосочетания, в которых
прилагательное было бы употреблено сначала в
прямом значении, а затем — в переносном.
Обозначьте орфограммы.
Образец: лебединое крыло — лебединая песня.
Орли..ый, голуби..ый, лошади..ый, соловьи..ый,
пчели..ый, муравьи..ый, петуши..ый,журавли..ый.
Распределительный диктант 1
Задание : распределите прилагательные по колонкам
корень + суффикс ;
суффиксы -ан- , -ин- ;
Суффикс -енн- ;
Исключения.
а) местность пусты_а , шерстя_ ой костюм , стекля_ая посуда ;
б) суко_ая куртка , песча_ый холм , тума_ый взгляд;
в) вещь це_ая , качестве_ый продукт , торжестве_ое заседание.
Распределительный диктант 2
Задание : Распределите прилагательные по двум
колонкам -н- и -нн- .
Цели..ый, соколи..ый, середи..ый, оси..ый,
ути..ый, были..ый, соболи..ый, витами..ый,
земля..ой, маши..ый, стари..ый, дровя..ой,
мыши..ый, беспричи..ый, дли..ый, кожа..ый,
мысле..ый, ю..ый, песча..ый, стекля..ый,
серебря..ый.
Игра «Четвёртый лишний»
Задание: Вставьте пропущенные буквы , найди «четвертый
лишний»
а) овся_ой , берестя_ой , зеле_ый , тыкве _ый ;
б) обеде_ый , клюкве_ый , ветре_ый , безветре_ый ;
в) пчели_ый , муравьи_ый , дли_ый , лебеди_ый.
Тест
Задание :
Отметьте строку, в которой все прилагательные имеют
суффикс -енн- :
а) песенный , безветренный , бритвенный ;
б) болезненный , клюквенный , фирменный ;
в) именной , производственный , тыквенный
Конструирование 1
Составьте и запишите словосочетания,
используя данные прилагательные и
соответствующие существительные.
Медвя_ый, глиня_ый, песча_ый, оловя_ый, полотня_ый, кожа_ый, деревя_ый, багря_ый, серебря_ый, стекля_ый.
К_с_гор, м_даль, с_р_фан, ар_мат, п_ртфель, с_лдатик, закат, дом, в_трина, игрушка.
Конструирование 2
Задание : Замените выделенные слова именами прилагательными с нужными суффиксами, делая необходимые перестановки слов.
Образец:
На окраине деревни стояла изба с крышей из соломы.
На окраине деревни стояла изба с соломенной крышей .
Полы в избе были из глины .
Сварили кисель из клюквы .
Из кустов доносятся трели соловья .
Утром погода была с ветром .
Хороши дни весны !
На горизонте были видны мельницы , приводимые в движение ветром .
Ветерок доносил горький запах полыни .
Откуда-то издали доносятся грустные крики журавлей .
Приближается пора осени .
Зрительный диктант
Образуйте от выделенных существительных прилагательные.
Почему в некоторых прилагательных пишется -НН-?
Объясните постановку знаков препинания.
Из какого произведения взяты эти строки, кто автор?
Выдали даме на станции
Четыре зелёных квитанции
О том, что получен багаж:
Диван, чемодан, саквояж ,
Картина, корзина, картонка
И маленькая собачонка.
Контрольное списывание
Надобно хорошо знать горные тр..пинки, чтобы пустит(?)ся в горы. Можно заблудит(?)ся между скалистыми в..ршинами гор, в тёмных лесах, между бе..числе(н, нн)ыми руч(?)ями и реч(?)ками. Если гора, на к..торую вы взбираетесь, лежит в тёплом климате, то у подошвы её вы покин..те лимо(н, нн)ые и померанц..вые рощи. Выше встретят вас деревья умере(н, н)ых стран, далее найдёте вы угрюмые хвойные леса и листве(н,нн)ые деревья Севера. Ещё выше — и деревья уже пр..кращаются. Внизу изв..вается серебря (н,нн)ой лентой шумный поток. У границы веч(?)ных снегов только тощий мох напомнит о полярных странах, где он составляет почти единстве (н, нн)ую пищу северных оленей. На высокой площадке вы буд..те вполне вознаграждены величестве(н, нн)ой картиной гор. (К. Ушинский.)
Рефлексия
Сейчас я предлагаю поделиться вас своими впечатлениями о проведённом мастер-классе. Выберите понравившееся начало законченного предложения и ответьте
Сегодня я узнал(а),что…
Мне понравился приём…
Это я возьму на вооружение.
Могу предложить…
Хочу пожелать…
Цель моя достигнута и день прожит не напрасно.
Я надеюсь, что сегодняшний мастер-класс будет полезен для каждого из присутствующих. Благодарю за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Учимся писать сочинение»
Этап площадки в 10-х классах «Подготовка к ЕГЭ»Мастер-класс «Учимся писать сочинение»Учитель ведёт мероприятие. Присутствует 6 команд, которые сидят за отдельными столами. Жюри оценивает активность ко...
МАСТЕР-КЛАСС «Учимся правильно дышать!»
Урок обучает профилактическим упражнениям на формирование осанки и предупреждение и профилактику плоскостопия, развивает координационные способности, воспитывает дисциплинированность, спло...
Мастер-класс "Учиться не для школы - для жизни"
Мастер-класс по реализации в учебном процессе метатемы "Проблема"...
Мастер-класс "Учить, играя"
Мастер-класс знакомит с разными формами игровой технологии.Даны образцы различных игр....
Мастер-класс "Учимся решать задания на анализ экономических графиков" (задание №7 ЕГЭ по обществознанию"
Материал содержит разбор основных типов задания №7 и алгоритмы их выполнения...
Мастер – класс «Учим английский играючи» в рамках районного семинара учителей начальных классов образовательных учреждений на тему: «Формирование УУД и самооценки обучающихся, как одно из ключевых направлений реализации ФГОС».
Мастер - класс "Учим английский играючи" в рамках районного семинара учителей начальных классов образовательных учреждений на тему: «Формирование УУД и самооценки обучающихся, как ...
Мастер-класс: «Учиться и учить: использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ»
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Применение данной методики в работе с детьми с особыми возможностями здоровья позволяет улучшит...