Бессоюзные сложные предложения со значением причины
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Бессоюзные сложные предложения со значением причины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bessoyuznye_slozhnye_predlozheniya_so_znacheniem_prichiny.docx | 90.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.
Урок русского языка в 9 классе
Автор:Аверкина А.И.,учитель русского языка и литературы
2016 г.
Тема урока: Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.
Тип урока: урок изучения нового материала
Место урока в теме: третий урок по теме «Бессоюзные сложные предложения».
Форма: урок русского языка в 9 классе с использованием ИКТ-технологии.
Цели:
Образовательные:
- систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
- формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;
- углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения;
- продолжить работу по подготовке к ГИА.
Развивающие:
- развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;
- развивать умения создавать схемы БСП;
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.
- развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений доказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
- воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;
- воспитывать интерес и любовь к русской литературе, уважение к творчеству великих писателей;
- воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний.
Оборудование и наглядные пособия:
- компьютер /, проектор, экран / Презентация;
- Приложение (Самостоятельная работа. Раздаточный материал);
- Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Т.Тростенцова и др., тетради учащихся.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Постановка темы и целей урока. Ознакомление обучающихся с планом урока. Обсуждение эпиграфа к уроку.
III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений.
IV. Изучение нового материала. Самостоятельная работа с учебником. Составление опорного конспекта.
V. Закрепление новой темы. Синтаксический и пунктуационный анализ БСП;
VI. Самостоятельная работа. Подготовка к ГИА.
VII. Итоги урока. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.
II. Постановка темы и целей урок: запись числа и темы урока в тетрадях. Ознакомление обучающихся с планом урока.
Слайд 1 – тема урока (Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения).
Слайд 2 – цели урока: знания и умения, которые вы сегодня должны повторить, систематизировать и показать:
Знать:
-правила постановки двоеточия в БСП,
-сферу употребления БСП.
Уметь:
-выяснять смысловые отношения в БСП,
-расставлять знаки препинания в БСП, составлять схемы.
Слайд 3 – план урока
- Повторение теоретического материала;
- Проверка домашнего задания;
- Объяснение новой темы (работа с учебником, составление опорного конспекта);
- Закрепление темы: синтаксический и пунктуационный анализ БСП,
- Самостоятельная работа (подготовка к ГИА);
- Домашнее задание.
- Итоги урока.
Слайд 4 – эпиграф к уроку
Есть имена, как солнце! Имена —
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена!
(И.Северянин)
Обратите внимание на эпиграф. Почему именно эти строки Игоря Северянина я выбрала в качестве эпиграфа?
— Да, на протяжении всего урока вы будете работать, обращаясь к творчеству основоположника русского языка А.С.Пушкина.
Обратить внимание на портрет А.С.Пушкина. Автор - В.А. Тропинин. 1827 г.
Вопросы обучающимся:
- Какое средство выразительности использует Игорь Северянин, когда говорит об А.С.Пушкине? (Сравнительные обороты).
- Какова роль данных сравнительных оборотов?
— Пушкин — всегда открытие и всегда тайна. Он приходит к нам с детства, а мы приходим к нему с годами…
III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений.
Слайд 5 – повторение теоретического материала.
Ответить на вопросы:
- Какие существуют типы сложных предложений?
- Чем отличаются БСП от других видов сложных предложений?
- Какие знаки препинания употребляются в БСП?
- От чего зависит выбор знаков препинания в БСП?
- Чем характеризуются БСП со значением перечисления каких-либо фактов, явлений, событий? (интонация, знаки препинания).
- Когда в таком предложении ставится запятая?
- Когда в таком предложении ставится точка с запятой?
Слайд 6 – проверка домашнего задания
Приведите в качестве примеров из домашнего упражнения (упр. 264 или из самостоятельно выписанных из произведений художественной литературы предложений)
БСП, в которых ставится
- запятая;
- точка с запятой.
IV. Изучение нового материала.
Слайд 7. Подготовка к восприятию новой темы.
А.С.Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».
(обратить внимание обучающихся на портрет А.С.Пушкина. Автор - О.А. Кипренский 1827 г.)
Вопрос классу:
- Для чего, по мнению А.С.Пушкина, существуют знаки препинания?
Знакомство с новым материалом.
Самостоятельная работа с учебником (параграф 32):
- прочитать лингвистический текст;
- составить план параграфа 32;
- ответить на вопросы: (Слайд 8)
- Какими смысловыми особенностями характеризуются БСП со значением причины, пояснения, дополнения?
- Какими интонационными особенностями характеризуются такие БСП?
- Каков основной знак препинания в таких БСП?
- С чем соотносимы БСП со значением причины, пояснения, дополнения?
- составление опорного конспекта
Слайд 9 - А) Вторая часть сложного предложения раскрывает причину происходящего в первой. Уловив причинную связь и найдя место, где возникают вопросы почему?, по какой причине? вы без труда поставите двоеточие в нужное место.
Печален я (почему?, по какой причине?): со мною друга нет.
Если превратить это предложение в предложение с союзом, то, естественно, возникает союз потому что, а перед ним встанет запятая.
Печален я (по какой причине?), потому что со мною друга нет.
Смысл и того и другого предложения будет один и тот же, а знаки разные.
А) [ ] : [причина ] ( потому что, так как, ибо).
Слайд 10 – Б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения может во всех падежах и числах отвечать на вопросы: а какой именно?, а какая именно? И другие, определяя признаки, свойства, качества того, о чем идет речь в первой части. Вторая часть относится к определению, стоящему в первой части.
Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
Собака была славная: (а какая именно?) уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
Также между частями сложного бессоюзного предложения ставятся вопросы: а как именно?, а каким образом?
Б) [ ] : [ пояснение ] (а какой именно?, а какая именно? а как именно?) (поясняет содержание первой части).
Слайд 11 - В) Вторая часть раскрывает содержание первой, отвечая на вопросы падежей.
Я понимал: выручить нас может только случайность.
Я понимал, (что?) что выручить нас может только случайность.
В) [ ] : [дополнение] (что) (дополняет содержание первой части).
Опорный конспект
Знаки препинания в БСП
Двоеточие ставится:
А) [ ] : [причина ] ( потому что, так как, ибо).
Б) [ ] : [ пояснение ] (а какой именно?, а какая именно? а как именно?) (поясняет содержание первой части).
В) [ ] : [дополнение] (что) (дополняет содержание первой части).
V. Закрепление новой темы. Синтаксический и пунктуационный анализ БСП;
Слайд 12 – Вспомнить вместе с обучающимися алгоритм анализа бессоюзного сложного предложения.
- Найти грамматические основы предложения;
- Определить интонацию и смысловые отношения между частями БСП;
- Поставить необходимый знак препинания;
- Построить схему БСП.
Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются светлые добрые чувства. Давайте сейчас вспомним некоторые произведения А.С.Пушкина, запишем и проанализируем предложения из этих произведений.
Слайд 13. Записать предложение, выполнить его синтаксический и пунктуационный анализ, составить схему (работа обучающегося у доски, остальные – в тетрадях).
Обратить внимание на иллюстрацию, определить к какому произведению А.С.Пушкина эта иллюстрация, кто из героев изображен. ( «Евгений Онегин», Татьяна Ларина и няня).
Не спится няня здесь так душно! (А.С.Пушкин)
Слайд 14 - проверка работы.
О.
Не спится, няня: здесь так душно! Не спится, няня (почему?): здесь так душно! (причина)
:
Слайд 15.
Записать предложение, выполнить его синтаксический и пунктуационный анализ, составить схему (работа обучающегося у доски, остальные – в тетрадях).
Обратить внимание на иллюстрацию, определить к какому произведению А.С.Пушкина эта иллюстрация, кто из героев изображен. («Евгений Онегин» Татьяна Ларина и Евгений Онегин).
Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
Слайд 16 – проверка работы.
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Я знаю (что?): в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (дополнение)
:
Слайд 17.
Записать предложение, выполнить его синтаксический и пунктуационный анализ, составить схему (работа обучающегося у доски, остальные – в тетрадях).
Обратить внимание на иллюстрацию, определить к какому произведению А.С.Пушкина эта иллюстрация, кто из героев изображен. («Капитанская дочка» Петр Гринев и Мария Миронова).
Страшная мысль мелькнула в уме моем я вообразил её в руках разбойников.
Слайд 18 – проверка работы.
Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил её в руках разбойников
Страшная мысль мелькнула в уме моем: (какая именно?) я вообразил её в руках разбойников. (пояснение)
:
VI. Самостоятельная работа. Подготовка к ГИА.
Слайд 19.
Самостоятельная работа.
Подготовка к ГИА (В4, В6, В8)
Соединить стрелками соответствие. (Таблицы распечатаны для каждого ученика).
1) Предложение с обращением | А) Вы должны были, братья, устоять, как стена. |
2) Простое предложение | Б) Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою. |
3) БСП со значением перечисления | В) Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня. |
4) Сложноподчиненное предложение | Г) Катятся ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки |
5) БСП со значением причины | Д) Иди, куда влечет тебя свободный ум. |
6) Сложносочиненное предложение | Е) Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой. |
Слайд 20. Проверка самостоятельной работы.
1) Предложение с обращением | А) Вы должны были, братья, устоять, как стена. |
2) Простое предложение | Б) Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою. |
3) БСП со значением перечисления | В) Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня. |
4) Сложноподчиненное предложение | Г) Катятся ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки |
5) БСП со значением причины | Д) Иди, куда влечет тебя свободный ум. |
6) Сложносочиненное предложение | Е) Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой. |
- – А
- – В
- – Г
- – Д
- – Б
- – Е
VII. Итоги урока. Рефлексия.
Подведение итогов урока. Обучающиеся должны вставить в предложение пропущенные слова.
Слайд 21 - в БСП со значением ….........., ставится двоеточие, опорное слово ………..
Слайд 22 – проверка.
В БСП со значением причины, ставится двоеточие, опорные слова потому что, так как, ибо.
Слайд 23 - в БСП со значением….........., ставится двоеточие, опорное слово ………..
Слайд 24 – проверка.
В БСП со значением пояснения, ставится двоеточие, опорное слово а именно.
Слайд 25 - в БСП со значением….........., ставится двоеточие, опорное слово ………..
Слайд 26 – проверка.
В БСП со значением дополнения, ставится двоеточие, опорное слово что.
Слайд 27 Рефлексия. Ответить на вопросы.
- Интересно ли вам было на уроке?
- Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей урока?
- Что вами усвоено хорошо?
- Какие вопросы вызвали затруднения?
- Над чем надо еще поработать?
VIII. Домашнее задание дифференцированное.
Слайд 28
§ 32, опорный конспект.
1 задание - упражнение №271
или
2 задание - выписать из произведений художественной литературы 8 предложений с двоеточием в БСП.
Слайд 29 - Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».
Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».Задачи образовательные: формировать умение определять смысловые отношения между частями БСП, правильно ставить ...
Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».
Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения»....
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
Урок закрепления знаний по теме, где применяется групповая и парная работа....
«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...
«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...
План - конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
В представленном плане - конспекте содержится необходимый материал для повторения ранее изученного, объяснения и закрепления темы урока....