Лингвистическая игра "Языковеды"
материал по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Лингвистическая игра «Языковеды»
5 – 7 классы
Цели игры:
- развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
- развитие у школьников умения излагать мысли, моделировать
- ситуацию;
- повторение и закрепление основного программного материала,
- выраженного в неординарных ситуациях;
- воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор,
- стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде.
Задачи:
- повторить основные теоретические и практические сведения,
- изученные в 5-7 классах по русскому языку и литературе;
- развивать познавательный интерес учащихся к предметам
- гуманитарного цикла;
- расширить кругозор учащихся.
Оборудование:
- карточки с заданиями
- музыкальное сопровождение
- мультимедийный проектор, компьютер
- презентация POWER POINT
- ручки и листочки
Ход игры:
Ведущий:
- Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом
зале, чтобы провести лингвистическую игру "Языковеды”.
Правила игры:
У каждого класса своя команда. За каждый правильный ответ команда будет
получать жетон. У кого их будет больше к концу игры, та команда и
победитель. Засчитывается один ответ, выкрикивать ответы нельзя.
После каждого тура вы будете сами определять самого сильного игрока
команды. В последнем туре сразятся три Знатока. По результатам, мы сможем определить Знатока русского языка среди ваших классов. Задания подобраны соответственно вашим классам.
I тур.
Он называется "Разминка”.
Вам будет задано по 6 вопросов.
"Вопросы – шутки” для 4-5 классов.
1. Без чего дома не построишь? (без угла)
2. За чем чай пьют? (за столом)
3. За чем во рту язык? (за зубами)
4. За что ученика выгнали из класса? (за дверь)
5. По чему в лес ходят? (по земле)
6. По чему утка плавает? (по воде)
Угадай слово по шутливой характеристике для 6 класса
1) Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые
люди. (Уши)
2) Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это?
(Вода)
3) Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда
кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это… (ветер)
4) Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в своё дело;
им клюют; его задирают; на нём ставят зарубки; его натягивают, стремясь
кого-нибудь одурачить. Что это? (Нос)
5) Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя
высказываться. Что это? (Язык)
6) Его иногда приходится держать, не занимая руки; за ним можно лезть в
карман. Что это? (Слово)
Для 7 класса
1) Что находится между рекой и берегом? (Союз “и”)
2) Какой русский город летает по воздуху? (Орёл)
3) Что стоит посредине Земли (Буква “М”)
4) Какой город у моря состоит из одного мужского и ста женских имён?
(Севастополь)
5) Какие четыре моря носят название цвета? (Черное, Красное, Желтое, Белое)
6) Каким поясом не подпояшешься? (Климатическим)
II тур
“Консультируемся со словарями”.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и укажите, на какую тему эти
слова.
5 класс: Реж..ссёр, к..нтракт, к..нофильм, пр..дюсер, к..нос..ёмка.
6 класс: С..ртификат, т..раж, г..зета, публикац..я, ко..еспондент.
7 класс: Аб..немент, б..бл..отека, т..пография, кат..лог, книг..хр..нилище.
- Кто же самый сильный в команде?
III тур
Перед вами написаны два столбика. Все слова тем или иным образом
связаны, например: в одном столбике может быть дано название
произведения, в другом - его автор; или название поделено на части. Задача
участников: "связать” слова и на листочках в столбик записать верные
ответы.
Листочки
- Кто же самый сильный в команде?
IV тур
"Два слова из одного”.
К словам, которые написаны на карточках, нужно подставить одну букву или
в начале, или в середине, или в конце слова так, чтобы получилось новое. Из
каждого слова должно получиться ещё по 2, например: плот – Оплот, пИлот;
вол – волК, волЯ; лапа – лаМпа, лаПта.
Слова: Веер, сок, баня, рис, мак, арка, стол, тара.
- Кто же самый сильный в команде?
Перерыв:
- Как вы думаете, как правильно сказать?
а) У рыб нет зуб.4
б) У рыбов нет зубов?
в) У рыбей нет зубей?
Правильный ответ: у рыб есть зубы.
V тур
Вам предстоит отгадать загадку
5 класс
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ –
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.
Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –
Все теперь мои друзья.
Пять сестрёнок опоздали –
Заигрались в прятки.
Какие буквы опоздали? (Ответ: ё, й, ъ, ы, ь)
6 класс:
Определить, одушевленное или неодушевленное это существительное.
Золотистые доспехи,
Словно радуга на нем.
Там, где моют ветви ивы,
Он в воде горит огнем.
Днем то быстрый, то ленивый,
Виден всем издалека.
Там, где моют ветви ивы,
За нос водит рыбака.
Любит ил в пруду и грязь
Шустрый, сильный князь…5
(Карась, одушевленное существительное)
7 класс:
А для вас отрывок из стихотворения Б. Слуцкого:
Сколько в этом отрывке причастий?
Цепляюсь за слежавшийся, сложившийся,
Служивший многим людям оборот.
Я поверну его наоборот,
И он, привычной тяжести лишившийся,
Ввысь воспарит и ринется вперед.
(Ответ: 4 причастия)
- Кто же самый сильный в команде?
VI тур
"Слово - змейка”.
Наш следующий конкурс называется "Слово - змейка”. Необходимо записать
цепочку слов, где последняя буква первого слова является первой буквой
следующего слова. Та команда, которая за 1 минуту составит цепочку
длиннее, победитель. (Например, салют – трава – арбуз).
- Кто же самый сильный в команде?
VI тур
«Составьте слово»
Угадайте существительное, определите его число
1. ТЕРККАА (Ракетка, единственное число)
2. ЕАСБЛТОКБ (БАСКЕТБОЛ, единственное число)
3. ЫБИФТУСОЛТ (Футболисты, множественное число)
- Кто же самый сильный в команде?
VII тур.
«Переведите пословицу»
Найдите русский аналог иностранной пословице.6
Например: Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый
жеребец. (Тише едешь - дальше будешь)
5 класс: Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведёт)
6 класс: В каждом стаде есть своя черная овца. (В семье не без урода)
7 класс: Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра. (Лучше синица в руке,
чем журавль в небе)
- Кто же самый сильный в команде?
Перерыв
Прочтите ребус.
Прежде, чем 7я 05 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.
VIII тур
«Конкурс Знатоков»
1. Задача–шутка.
Шел по дороге старик, а навстречу ему боец. «Здравствуй, отец», - говорит
боец. А старик ему отвечает: «Здорово служивый! Только зовут меня не отец,
а так, что с любого конца читай – всё значение одинаковое. И живу я в таком
домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же
свойством». Задумался боец. Помогите отгадать ему эти слова. (Дед, шалаш, Анна)
2. Как большой дом превратить в маленький? (Прибавить к слову дом суффикс -ик, домик)
3. Игорь написал на доске прописью:
“Сто сорок и сто сорок будет двести”. Допустил ли он ошибку в вычислении?
(Нет, если он правильно расставил ударения).
А теперь у нас будут соревноваться в знаниях двое за звание «Знаток
Русского языка школы №1».
а) Отгадайте загадку, определите склонение существительных.
1. Стоит дом. Кто в него войдет, тот ум приобретет. (Школа, 1 скл.)7
2. Белый зайчик прыгает по черному полю, слезы проливает, дети их читают
и стирают. (Мел, 2 скл.)
б) Раскройте скобки.
1. Язык (до) Киева (до) ведет.
2. Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.
Если не выявлен лучший:
Закончите строфу, назовите стихотворение и его автора
- “Ягненок в жаркий день….”
- “Волк ночью, думая залезть в овчарню…”
- “Под голубыми небесами…”
- “Играют волны, ветер свищет…”
- “Скажи – ка, дядя, ведь недаром… ”
Подводятся итоги игры, награждаются команды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс
"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку. Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...
Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.
Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (из опыта работа)
Описание опыта работы с лингвистически одаренными детьми....
Лингвистические разминки на уроках русского языка как средство формирования лингвистической компетенции учащихся
Лингвистическая разминка на уроках русского языка...
Выступление на Городском семинаре "Лингвистическое развитие участников школьного образовательного процесса" в рамках ГЭП "Лингвистический компонент в обучении и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников".
Размещаемый материал является выступлением на Городском семинаре, проходившем в нашей школе в ноябре 2011 года....
Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....