Конспект урока по русскому языку"Учимся рассуждать"
план-конспект урока по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Урок развития связной речи в 5 классе
Тема урока: «Учимся рассуждать»
(обучение построению развернутого ответа-доказательства)
Структура урока:
- Организация начала урока и мотивация на активную учебно-познавательную
деятельность.
- Проверка усвоения ранее изученного материала.
- Подготовка к усвоению нового материала.
- Объяснение нового материала.
- Первичное закрепление.
- Подведение итога урока.
- Информация о домашнем задании.
Основные цели урока:
- Научить строить простейшее рассуждение-доказательство в ответ на вопрос почему?
- Научить планировать свое высказывание с опорой на схему.
- Тренировать умение использовать ранее полученные знания при формировании
высказывания.
- Развивать способность сравнительного анализа и обобщения.
- Расширять активный словарь учащихся, вводя в их речь меткие образные выражения и синонимы.
- Стимулировать развитие познавательного интереса и речевой активности.
- Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Ход урока:
- Приветствие, проверка готовности к уроку (ручка, карандаш, дневник, карточки)
-Сегодня урок у нас будет зимний, и начнем мы его с речевой разминки по зимним поговоркам и пословицам. Сядет на свое место тот из вас, кто сможет продолжить начатую мной пословицу (если ученик затрудняется, то ему помогает другой, а первый
повторяет всю пословицу, благодарит товарища и садится).
(Общая оценка работы класса)
- - В последней пословице «Февраль месяц лютый - спрашивает, как обутый» замените слово лютый синонимами (суровый, жестокий, безжалостный, злой, сердитый, беспощадный).
- Изменился ли смысл пословицы?
- Сделайте вывод, какие слова мы называем синонимами? Как еще можно назвать такие слова? (друзья)
- Можно ли подставить вместо слова лютый слова добрый, мягкий? Почему?
- Как называются слова противоположные по значению? Как еще мы назовем слова-антонимы? (враги)•
- Для чего в нашей речи нужны синонимы?
- Где можно найти синонимы и антонимы слова? (в словарях)
(Лучшие ответы учащихся поощряются «снежинками»)
- Вводная беседа.
- Сегодня у нас на уроке необычный гость, вот этот смешной маленький гном. Я хочу, чтобы вы сами догадались, как его зовут. Я вам помогу. Свое имя он получил потому, что очень любопытный, интересуется всем на свете и очень любит задавать вопросы. Ну а самый любимый его вопрос ПОЧЕМУ?
- Этот гном почти волшебник, потому что любое суждение, любую мысль он может превратить в вопрос.
Давайте проверим.
- Перед нами предложение, прочитайте его:
- Так утверждает народная мудрость. А теперь закройте глаза... раз, два, три
Откройте глаза и посмотрите, что изменилось?
(Появились слово ПОЧЕМУ и ?)
- То есть наше утверждение превратилось в вопрос. Прочитайте его с правильной
интонацией.
-А теперь ответьте: «Почему в феврале погода обманчивая?»
-Знаете, ребята, а ведь Почемучка то очень капризный. Ему ваш ответ не совсем понравился. Оказывается, вы нарушили одно из его правил.
Вы хотите его узнать, чтобы никогда больше не ошибаться? (да, хотим)
- -Ну тогда смотрите и слушайте. Мы будем учиться рассуждать, то есть правильно
строить ответ на вопрос ПОЧЕМУ?
- Рассмотрим правильный ответ на наш вопрос: (надпись на доске)
В феврале погода обманчивая,
потому что
морозы часто сменяются оттепелями.
- Прочитайте это высказывание. Его можно разделить на две части. Прочитайте первую часть: В феврале погода обманчивая... в ней мы высказываем свою мысль, то как мы думаем.
- Прочитайте вторую часть: морозы часто сменяются оттепелями. Здесь мы объясняем, доказываем, почему мы так думаем.
- А соединяются эти части в целое высказывание с помощью мостика потому что.
- Ну а теперь запоминайте правила Почемучки:
- Не начинай свой ответ со слов ПОТОМУ ЧТО. (дети повторяют)
- Сначала выскажи свою мысль. (дети повторяют)
- Обязательно объясни, докажи свое мнение. (дети повторяют)
- Используй мостик ПОТОМУ ЧТО. (дети повторяют)
(В результате на доске появляется схема)
-Вспомните ваши ответы. Какое правило было нарушено? Повторите правила ответа.
-А теперь ответьте еще на один вопрос:
Почему растения плохо переносят бесснежную зиму?
(учащиеся отвечают с опорой на схему, снежинки тем, кто был активен в этой части урока)
-Ответ на следующий вопрос каждый из вас составит у себя на парте. Приготовьте
карточки, слушайте:
Почему животные радуются снежной зиме?
(на партах у детей наборы карточек с заданиями двух уровней сложности. Тем, кто выполнил задание быстро, предлагается дополнительное задание: составить из оставшихся карточек второе высказывание и подумать, на какой вопрос оно отвечает)
-Проверка: учитель проверяет задание, проходя по классу.
Вызванные ученики читают ответы вслух.
- Итог: Какие правила вы соблюдали при составлении своих ответов? Дети повторяют
по схеме, потом без схемы.
Минута отдыха, упражнения сидя.
- Игра «Лотерея »
(Выходят два ученика и по очереди берут карточки
с вопросом. Этот вопрос задают своему товарищу
Он дает ответ в соответствии с правилами. Потом
они меняются местами.
Вопросы трех степеней сложности помечены на обороте 1, 2, 3 кружочками)
... Почему медвежата рождаются зимой?
... Почему зайцу легко бегать по снегу?
... Почему птицы в феврале летят к жилью человека?
.. Почему медведь не спит в берлоге в бесснежную зиму?
.. Почему зимой в лесу не встретишь ежа?
.. Почему зимой волки сбиваются в стаи?
.. Почему белку называют запасливым зверьком?
. Почему лосю трудно ходить по глубокому снегу?
. Почему тетерева ночуют в снегу?
. Почему заяц путает следы?
Итог: Какими правилами построения ответа вы пользовались? (без схемы)
- Дополнительная информация (в сильном классе)
-Все вы запомнили, что в начале ответа на вопрос ПОЧЕМУ? Мы высказываем свою
мысль. Иногда люди хотят подчеркнуть, что это именно их личное мнение, и тогда
они используют слова:
-В этом случае ответ начинается с одного из этих выражений, а далее строится по
схеме. Давайте попробуем:
Как вы думаете, почему в феврале животные и птицы особенно нуждаются в помощи человека?
- Ну а сейчас вы получите карточки, задания на которых объединены темой «Зима».
Это игра «Четвертый лишний». В каждой строчке вы найдете лишнее слово,
подчеркните его и приготовьтесь объяснить почему оно лишнее, используя данные
выражения.
Проверка: учитель тихо опрашивает тех, кто первый подготовился.
Затем - по строчкам.
- ИТОГ УРОКА.
- Итак, ребята, чему мы сегодня научились?
(правильно отвечать на вопрос ПОЧЕМУ?)
-Какие правила вы запомнили? (дети перечисляют)
-Ну а сейчас проверим: Вам урок понравился? (да) А почему вам понравился урок?
(дети должны ответить в соответствии с правилами)
(Подсчет снежинок, оценки за урок)
- Домашнее задание на карточках у каждого свое.
Написать ответ на вопрос и придумать свои вопросы с ПОЧЕМУ, на которые хотел бы
получить ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока по английскому языку "Учимся,играя!"
План-конспект урока по английскому языку для 2 класса, где закрепляется чтение буквы Ii в закрытом слоге, тренируются лексические навыки (прилагательные для описания внешности) и вводится новый речево...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока по русскому языку на тему "Учимся говорить правильно"
Данный урок является часть проектного модуля из раздела рабочей программы "Фонетика.Орфоэпия". Основная цель - развитие орфоэпических умений современных школьников. Во время урока учен...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...
Открытый урок по русскому языку "Учимся выполнять тестовые задания ОГЭ-2022"
Открытый урок проводится в 9 классе с целью повторить теорию по орфографии, синтаксису, пунктуации, средствам выразительности языка, используя различные приёмы и методы, отрабатывая навыки...