План-конспект урока по русскому языку на тему "Учимся говорить правильно"
план-конспект урока (5 класс)
Данный урок является часть проектного модуля из раздела рабочей программы "Фонетика.Орфоэпия". Основная цель - развитие орфоэпических умений современных школьников. Во время урока ученики пользуются следующими интернет-ресурсами: электронной формой учебника, онлайн-словарями - и создают слайды в гугл-презентации.
Здесь представлен продукт данного модуля - выполненное домашнее задание в презентации общего доступа: https://docs.google.com/presentation/d/1KLbdd2fhEn...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_orfoepicheskie_normy.doc | 949.5 КБ |
prilozhenie_1_orfoepicheskie_rifmovki.docx | 14.34 КБ |
prezentatsiya_1_orfoepiya_urok.pptx | 445.16 КБ |
prezentatsiya_2_orfoepiya.ppt | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Учись говорить правильно. Орфоэпические нормы языка.
Предмет: русский язык
Класс: 5
Учебник: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид деятельности обучающихся: коллективная форма, индивидуальная, работа в парах.
Цель урока: развитие орфоэпических умений и навыков путем знакомства с нормами литературного произношения
Задачи:
- образовательные: раскрыть сущность понятия «русское ударение», познакомить обучающихся с общими языковыми нормами русского языка
- развивающие: формирование навыков самостоятельной работы; развитие способности исследовать и применять для своих нужд ресурсы Интернета;
- воспитательная: формирование познавательной активности, воспитание культуры речи.
Планируемые результаты:
- предметные: получение знаний в области орфоэпии, закрепление в речи норм правильного произношения; пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова.
- личностные: формирование учебно-познавательной мотивации к изучению предмета, навыки сбора средств для достижения результата, концентрации внимания на проблеме
- метапредметные:
- регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование;
- познавательные: умение структурировать знания, осуществлять постановку и формулировку проблемы, поиск путей ее решения;
- коммуникативные: умение работать в коллективе, осознанно и произвольно строить речевые высказывания на основе прочтения и прослушивания текста
Интернет – ресурсы:
- онлайн – словари;
- электронная форма учебника (в демонстрационном режиме учебник транслируется с экрана компьютера учителя через проектор на интерактивную доску для общего просмотра или и (или) для работы в интерактивном режиме при использовании интерактивного оборудования в классе)
- домашнее задание в гугл – форме (презентация общего доступа) https://docs.google.com/presentation/d/1KLbdd2fhEng7w_dFHDQ_sFKMBWG_wAq_73HsgfAEVMw/edit?usp=sharing
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
с использованием ЭФУ в условиях реализации ФГОС
- Организационный этап (время выполнения: 1 мин)
- Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы начали с вами разговор о том, что такое «фонетика», «транскрипция». Сегодня нам предстоит узнать новые термины, понять, почему важно уметь правильно произносить слова, а также выделить основные особенностях русского ударения.
Вводно-мотивационный этап (время выполнения: 5 мин)
Задание 1. Откуда пришли слова? (В заимствованных словах расставляем ударения, определяем, из какого языка заимствованы). В чешском, венгерском, эстонском языках ударение закреплено за первым слогом, в грузинском, польском – за предпоследним.
Задание 2. Назовите слова, заимствованные из французского языка, и определите, за каким слогом закреплено в них ударение (жалюзи, партер, мадам, такси…)
Делаем выводы. Таким образом, постановка ударения зависит от языка, из которого заимствовано слово. Ударение может быть фиксированным.
Задание 3.Работа с упр.197: читаем слова, соблюдая орфоэпические нормы. Неправильная постановка ударения – наиболее распространенная в устной речи ошибка. Обращаем внимание на особенности русского ударения.
- Проверка домашнего задания (время проверки: 5 мин)
Дома школьники с помощью функции «Заметки», работая с текстом, создают заметки, которые являются ответами на вопросы о русском ударении.
Для создания новой заметки школьник выделяет в тексте статьи ЭФУ нужный фрагмент и нажимает опцию «Заметки» на панели управления ЭФУ – новая заметка появляется в общем списке заметок, а фрагмент текста, к которому сделана заметка, остается выделенным.
- Выполнить задание раздела «Культура речи» (расставить ударение в словах, используя онлайн-словари)
К созданной заметке школьники могут добавить выполненное задание по культуре речи. Для этого необходимо скопировать слова из раздела и вставить в открывшееся окно при нажатии на инструмент редактирования («карандаш»). В открывшемся окне ударный гласный выделить заглавной буквой. - С помощью функции «Закладки» в ЭФУ (время работы с ЭФУ: 1 мин.) находят П.8, стр.30 по теме «ударение», в тексте которой дома в процессе ее изучения были сделаны заметки с комментариями. Делаем выводы. Выделяем главные особенности русского ударения (силовое, разноместное, свободное, подвижное) и доказываем это на примерах упр. 197. Обращаем внимание на сходство с английским языком, в котором ударение тоже свободное и разноместное.
|
- Этап актуализации имеющихся теоретических знаний (время выполнения: 5 минут).
- Особенности русского ударения приводят к немалым трудностям в устной речи. К каким? (Как правильно говорить)
- Вы хотите научиться правильно говорить? Зачем? (Произвести на окружающих впечатление культурного человека. Чтобы собеседник не потерял к вам интереса после нескольких сказанных вами фраз…)
Учащиеся знакомятся с фразами-высказываниями. Учитель акцентирует внимание на высказывании Сократа, ученики объясняют его смысл, записывают по схеме: «П»,- а. (Слайд 1 )
- Как вы понимаете смысл высказывания Сократа? (Человек есть то, что он говорит, язык и мышление взаимосвязаны. Речевой портрет личности говорит о человеке больше, чем мы можем себе представить)
Делаем выводы. Какими бы безупречными манерами ни обладал человек, как бы модно и красиво он ни был одет и причесан, его речь всегда выдает уровень культуры: низкий или высокий.
- Формулирование темы урока и постановка проблемы (время выполнения: 10 мин.)
В процессе работы на данном этапе урока ученики заполняют листы целеполагания, для создания которых использована методика «Зеркало» (Слайд 2).
1. Учитель направляет школьников на самостоятельное определение темы урока, проблемы и цели.
- Часто ли вы задумывались над тем, как произносите слова? Правильно ли расставляете в них ударения?
Формулируем тему урока (Учись говорить правильно. Нормы произношения) (Слайд 3)
Формулируем проблему урока (в чем сложность этой темы? - У нас нет универсального правила, которое поможет правильно произносить слова) и причины, которые ее вызвали (ситуация «минус ») (Слайд 4-5)
Учитель создает условия для ответа на проблемный вопрос:
- А как запомнить? (ситуация «плюс» - заучить, заглянуть в словарь, спросить у взрослых…)
- А также можно научить и самих взрослых. А как научиться правильно говорить?( Учащиеся предлагают варианты:- придумать правила…)
Способы могут быть различными (выполняем задания и заполняем 2 колонку таблицы) (Слайд 6)
Задание 1. Упр.206, ч.2
Задание 2. Читаем рифмовки, шуточные стихотворения. (Слайд 7-9). Приложение 1.
Задание 3. Используя теоретический материал электронного учебника, приходят к выводу о том, что слова можно сгруппировать для удобства запоминания.
Определяем цель дальнейшей работы, выписав главную мысль текста упр.212 (закрепить в своей речи правильное произношение слова и пропагандировать орфоэпические нормы) (Слайд 10)
Делаем выводы. Говорить нужно правильно. И красиво. И этого можно добиться, потому что грамотной, точной и выразительной речи можно научиться.
2. Работа с основными терминами и понятиями.
- Какой раздел науки о языке изучает правильное произношение слова? Записываем определение термина «орфоэпия» (упр.206,ч.1). Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части? Orthos [орфос] – от греч. «правильный», epos [эпос] – от греч. «речь».
- Научиться правильно произносить слова нетрудно. Для этого нам нужно знать, что есть определенные правила произношения тех или иных слов, – нормы. Также эти правила касаются и нормативного ударения. Речь идет о произносительных нормах. Важнейшим признаком литературного языка считается наличие норм. Что, по-вашему, означает норма? (Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений). Постоянное развитие языка ведет к изменению литературных норм: то, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее.
- Понятие «орфоэпический разбор слова». Работа с орфоэпическим словариком учебника: выписать слова и поставить в них ударения. (Слайд 11)
- «Словарь – залог успеха». Демонстрация словарей. На всех уроках по данной теме мы будем изучать принципы орфоэпии, научимся правильно ставить ударения и произносить звуки в словах. В случае затруднения мы обратимся к словарю:
- Орфоэпический словарик учебника
- Орфоэпический словарь под ред. Аванесова
- Школьный орфографический словарь
- Закрепление изученного материала (время выполнения: 10 мин.)
Задание 1. Выполнение упражнений 194, 197, 201 по группам (сгруппировать слова по алфавиту, ритмической организации ударения, по частям речи)
Задание 2. Выполнение упр.202 (с помощью орфоэпического словарика определить место ударения в словах)
- Этап подведения итогов урока (время выполнения: 3 мин.)
- Продолжите предложение. Орфоэпия – это…
- Прочитайте слова (иглы, стены, руки) с ударением на первом, а потом на втором слоге. Какая особенность русского ударения нашла отражение? (подвижное)
- Произнесите слова правильно. Работа со словами из Презентации 2.
- Какой разбор произвести легче: фонетический или орфоэпический? (орфоэпический)
- Произнесите правильно и определите, какой вид ударения в словах: поздно, страна, пережить, клала, процент, свекла, начал (разноместное).
- Домашнее задание (объяснение - 2 мин). Слайд 12.
Создание орфоэпического словарика класса, для этого необходимо пройти по ссылке:
https://docs.google.com/presentation/d/1KLbdd2fhEng7w_dFHDQ_sFKMBWG_wAq_73HsgfAEVMw/edit?usp=sharing и создать в гугл- форме один слайд.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.Орфоэпические рифмовки
Всегда произносите: Включишь, включим, включите. Материал мы повторим, Знанья наши углубим. Внука бабушка целует, Внука бабушка балует: «Деток надо миловать, Деток надо баловать! Дать возможность пошалить, А заплачет – ободрить. Пусть растёт внук не спеша. Не заржавела б душа!» С внуком бабушка играет, Внуку бабушка читает, Чтобы с детства он привык Черпать знания из книг. | Брали, брало, но брала, Взяли, взяло, но взяла. Подняла и начала, продала, сдала, сгнила. Целы, цело, но цела, жёстки, жёстко, но жестка. И бедна, важна, долга, дешева, верна, кратка. Но есть, без сомнения, слова – исключения: Дома я осталась, в комнату прокралась: Там в коробках ярких лежали подарки. Подарков немало бабушка прислала! Нормы эти же отчасти в кратком встретятся причастии: Взято, взяты, но взята, занята и заперта Поднята и залита - ударение на –та. |
Всегда произносите: Звоним, звонит, звоните. Телефоны все звонят, Их никак не отключат. Мы вам деньги одолжим И заботой окружим. Лампу старую включит, Сядет в кресло и молчит. Углубить как «полюбить», Облегчить – смотри «лечить» Себе душу облегчишь, Если завтра позвонишь. Дети в парк примчатся И в игру включатся. Нас из списков исключат, А потом ещё ворчат | Уважают человека |
В детской сказке колобок без чулок и без сапог: Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков. Обошёл я кухню, обнаружил туфлю | Я беру свой инструмент, Быстро развожу цемЕнт. Брёл я долго и устал, Перешёл седьмой квартАл. Что за странный носорог Ел и твОрог, и творОГ. Слышен в классе диалог: Обсуждают каталОг. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Плохая речь создает одно недоразумение за другим. Они нагромождаются, затуманиваются или совсем заслоняют смысл, суть» К.К. Станиславский «Заговори, чтоб я тебя увидел» Сократ «Для интеллигентного человека привычка говорить дурно, невразумительно и неумение хорошо говорить считается неприличием» А.П. Чехов
Формулировка проблемы : Ситуация «минус» (причины, вызвавшие проблему) Не …. Нет … Не знаем… Не понимаем… Ситуация «плюс» (что будем делать?) Задачи: Изучить. . Создать … Сочинить … Обратиться … Цель:
Формулировка проблемы : нет универсального правила, которое помогло бы избежать ошибок в постановке ударения Ситуация «минус» (причины, вызвавшие проблему) Не …. Нет … Не знаем… Не понимаем… Ситуация «плюс» (что будем делать?) Задачи: Изучить. . Создать … Сочинить … Обратиться … Цель:
Формулировка проблемы : нет универсального правила, которое помогло бы избежать ошибок в постановке ударения Ситуация «минус» (причины, вызвавшие проблему) Не все окружающие произносят слова правильно Нет определенного правила Не знаем, как правильно произносятся некоторые слова Не понимаем значение слов и почему они так произносятся Ситуация «плюс» (что будем делать?) Задачи: Изучить. . Создать … Сочинить … Обратиться … Цель:
Формулировка проблемы : нет универсального правила, которое помогло бы избежать ошибок в постановке ударения Ситуация «минус» (причины, вызвавшие проблему) Не все окружающие произносят слова правильно Нет определенного правила Не знаем, как правильно произносятся некоторые слова Не понимаем значение слов и почему они так произносятся Ситуация «плюс» (что будем делать?) Задачи: Изучить. .орфоэпические словари Попробовать Создать …орфоэпические правила; свой словарик; телепередачу… Сочинить …песню о неправильных словах, письмо в журнал, стихотворение, попробовать сгруппировать слова Обратиться …к учителю, орфоэпическим словарям, взрослым, лингвистам, послушать речь дикторов. Цель:
Всегда произнос И те : Звон И м , звон И т , звон И те . Телефоны все звон Я т , Их никак не отключат. Про телефон. Мой мобильный телефон Вовсе не тихоня, Только дело в том, что он Никогда не звОнит . Он не звОнит ? Как же так? В телефоне жуткий брак. Неисправность в телефоне Или просто крепко спит ? Нет , друзья , ведь он не звОнит , Потому что он звонИт ! В. Бредихин .
Не сори! «Сколько можно говорить, Что не надо здесь сорить! Почему же он сорИт », - Мама часто говорИт .
… Паруса крепИт … И корабль летИт По морям, по волнам По волнам, по морям
Формулировка проблемы : нет универсального правила, которое помогло бы избежать ошибок в постановке ударения Ситуация «минус» (причины, вызвавшие проблему) Не все окружающие произносят слова правильно Нет определенного правила Не знаем, как правильно произносятся некоторые слова Не понимаем значение слов и почему они так произносятся Ситуация «плюс» (что будем делать?) Задачи: Изучить. .орфоэпические словари Попробовать Создать …орфоэпические правила; свой словарик; телепередачу… Сочинить …песню о неправильных словах, письмо в журнал, стихотворение, попробовать сгруппировать слова Обратиться …к учителю, орфоэпическим словарям, взрослым, лингвистам, послушать речь дикторов. Цель: закрепить в своей речи правильное произношение слов
Орфоэпический разбор
Домашнее задание Создание орфоэпического словарика класса Необходимо пройти по ссылке: https://docs.google.com/presentation/d/1KLbdd2fhEng7w_dFHDQ_sFKMBWG_wAq_73HsgfAEVMw/edit?usp=sharing и с оздать в гугл - форме один слайд.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как правильно? Мудрый – мудрЕйший Красивый - ...?
Как правильно? сл И вовый или слив О вый
Как правильно? кат А лог или катал О г
Как правильно? ж А люзи или жалюз И
Как правильно? объелся т О ртом или торт О м?
Как правильно? щАвель или щавЕль
Как правильно? к У хонный или кух О нный
Как правильно? адрес – адрес А инженер - ..?
Как правильно? звон И ть – звон И т включ И ть - ..?
Как правильно? обесп Е чение или обеспеч Е ние
Как правильно? обл Е гчить или облегч И ть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".
Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....
План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».
Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...
План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.
План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...
План-конспект открытого урока по русскому языку на тему "Морфология. Повторение" 5 кл
материал представляет собой план-конспект урока с использованием приемов и методов ФГОС...
План-конспект творческого урока по русскому языку "Что такое настоящая дружба"
Цели урока: создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения.Задач...
План - конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных"
Урок построен в форме путешествия, где отражена разноуровневая работа с детьми....