Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка программы внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Занимательный русский" 5 класс. | 32.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение Савинская основная общеобразовательная школа | ||||||
Рассмотрено: Руководитель ШМО _________ Т.В.Голова Протокол № __ от______2015 | Согласовано: Заместитель директора по УВР ______________ О.М.Махнина «____»________ 2015 г. | Утверждаю: Директор_______А.Н.Трошин «__» _________2015г | ||||
Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательный русский» | ||||||
Разработана учителем первой квалификационной категории Нечаевой О.А. |
Пояснительная записка
Статус документа
Программа разработана на основе:
- Закона РФ «Об Образовании»,
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- Учебного плана МКОУ Савинская ООШ.
Владеть словом - это значит соотносить его с реалией или понятием, знать его семантику, сочетаемость и сферу употребления. Если в сознании ученика слово обладает всеми указанными признаками, то оно входит в активную часть его личного словарного запаса. Если слово в его сознании соотносится с реалией или понятием и он понимает его хотя бы в самом общем виде (знает родовую характеристику реалии или понятия), то такое слово входит в пассивную часть его личного словарного запаса. Вероятность употребления его в речи школьника невелика. Функция этих слов в личном словарном запасе - обеспечение понимания читаемого или слышимого.
Богатая и разнообразная лексика русского языка собирается и описывается в словарях. Словари – это поистине великая сокровищница русского языка и истории народа, его жизни и культуры. Словарь является помощником учителя и ученика. Но также он таит в себе богатые методические возможности. Словарями можно пользоваться при выполнении упражнений, которые будут способствовать формированию одной из составляющей языковедческой компетенции - обогащению словарного запаса.
В настоящее время, чтобы быть действительно образованным человеком, не обойтись без словарей, так как с каждым днём лексикон пополняется новыми словами, значения которых не всегда известны. Однако словарями нужно уметь пользоваться, надо знать, к какому словарю обратиться в том или ином случае, что и как можно узнать в каждом из них. Таким образом, нужно формировать потребность обращаться к словарю, работе со словарем нужно учиться.
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.
Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.
В школьных программах по русскому языку для 5-6 классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания.
Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку, которая должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.
Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка. Предлагаемая программа не является учебником: она только дополняет уроки в доступной форме. Её можно использовать не только во внеклассной работе, но и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся пятых, шестых классов к олимпиаде по русскому языку.
Цель и задачи программы
Цель – обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой
Особенности программы «Занимательный русский язык»
Курс состоит из двух частей:
1) «занимательная лексики»
2) «Слово о словах»
В первой части происходит знакомство со словарями русского языка; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке; дети подробно, в занимательной форме знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц.
Во второй части речь идёт о том, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться: |
Разделы «Занимательная лексика», «Слово о словах» | |
проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
| - объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; - аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; - опознавать омонимы разных видов; - оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; - извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. |
Программа курса предусматривает работу в течение всего учебного года и рассчитана на 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю.
Учебно - тематический план.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Краткое содержание занятия | Форма проведения | Образовательный продукт |
1. | В начале было Слово... | 1 | Введение. Слово о русском языке. Высказывания великих людей о русском языке. | Презентация | Составление книжки высказываний. |
2. | Дорога к письменности. | 1 | История письменности от древности до наших дней. | Путешествие | Журнал путевых заметок |
3. | Кириллица или глаголица. | 1 | Основатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. Первая русская книга. | Устный журнал | Иллюстрации |
4. | «Сперва Аз да Буки – потом все науки» | 1 | Славянский алфавит и его особенности. Судьбы отдельных букв. | Лингвистический журнал | Сочинение-отзыв |
5. | Как учили грамоте на Руси. | 1 | Особенности изучения русской азбуки в старину. Библиотеки. | Путешествие | Отзыв о путешествии |
6. | «Без грамматики не выучишь ни истории, ни математики. | 1 | Что такое грамматика? Основатели русской грамматики. | Радиопередача | Книжка-раскладушка «Ученые –русисты» |
7. | Грамматика и история. | 1 | Из истории грамматики и грамматических терминов. Происхождение названий грамматических терминов. | Исторический калейдоскоп | Словарь грамматических терминов |
8. | Правильно ли мы говорим? | 1 | Особенности русского ударения. Ударение как средство смыслового различения слов. | Практикум | Словарь ударений |
9-10. | От точки до многоточия. Среди знаков препинания. | 2 | Знаки препинания. История происхождения знаков препинания. Их роль в русской грамматике. | Экскурсия в музей знаков препинания. | Сочинение-отзыв |
11. | В мире вежливых слов. | 1 | Речевой этикет. Золотые слова этикета: приветствие, прощание, слова благодарности, просьбы, Ты и Вы и др. | Ролевая игра | Составление словаря вежливых слов |
12-13. | «Что в имени твоём?» | 2 | Из истории русских имен и фамилий. | Беседа | Сочинение «Имена в нашей семье» |
14- 15. | Зри в корень. Всё растёт из корня. | 2 | Родословная слов. Однокоренные слова. Экскурс в историю русских слов. | Исследование. | Составление родословной однокоренных слов |
16. | В стране морфем. | 1 | Из истории морфем. Роль морфем в грамматике. | Экскурсия | Маршрутный лист экскурсии |
17. | Почему мы так пишем? | 1 | Правила правописания морфем. | Практикум | |
18. | Пестрое семейство синонимов. | 1 | Синонимы. | Лабораторная работа | Таблица синонимов |
19. | Тезки наоборот. | 1 | Антонимы. | Лабораторная работа | Таблица антонимов |
20-21. | Слова - двойники | 2 | Омонимы. Омоформы. Омофоны. Омографы. | Заседание ученого совета | Протокол заседания |
22-23. | Где же хранятся слова? Копилки слов. | 2 | Словари. Типы словарей. Роль словарей. | Лингвистический журнал | Составление оригинального словаря |
24. | Слова – пришельцы. | 1 | Заимствованные слова. | Лингвистический бой | |
25. | Из глубины веков. | 1 | Архаизмы и историзмы. Старославянизмы в русском языке. | Экспедиция в прошлое | Журнал экспедиции |
26. | В мире крылатых слов и выражений. | 1 | Фразеологизмы. История происхождения фразеологизмов. Источники фразеологизмов. | Интеллектуальный марафон | Альбом «Фразеологизмы в рисунках» |
27. | Почему мы так говорим? | 1 | Этимология слов и выражений. | Турнир знатоков | Этимологический словарь |
28. | В гостях у сказки. | 1 | История названий сказочных героев. | Телепередача | Иллюстрации |
29-30. | В музее истории слов. Словесные раскопки. | 2 | Происхождение и употребление слов и выражений. История слов. | Экскурсия. Археологические раскопки | Маршрутный лист Составление мини-словаря |
31. | Всех скороговорок не перескороговоришь. | 1 | Скороговорки. Роль скороговорок в речи. | Практикум | Составление скороговорок |
32. | Пословицы, поговорки. | 1 | Народная мудрость в пословицах и поговорках, тематическое богатство русских пословиц. | КВН | Составление книжки-малышки по пословицам народов России. |
33-34. | Язык, давай с тобой дружить! | 2 | Подготовка и проведение итогового занятия. | Лингвистический коктейль | Сценарий мероприятия |
Список литературы.
1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
2. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии: Книга для учащихся / Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. – М.: Просвещение, 1991.
3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988.
4. И у слов бывают тайны. Сост.: Г.В.Домрачева, Г.Е.Окулова. – Оса, Росстани, 1994.
5. Иванова, В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В.А.Иванова, З.А.Потиха, Э.Д.Розенталь. – Л.: Просвещение,1999.
6. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет: Пособие для учащихся / С.И.Львова. – М.: Дрофа, 2004.
7. Люстрова З.Н. и др. Беседы о русском слове / З.Н.Люстрова, Л.И.Скворцова, В.Я.Дерягин. – М.: «Знание», 1976.
8. Мастер – класс учителя русского языка, 5-6 класс. Разработки уроков: путешествия и экскурсии, исследования, конкурсы и соревнования, игры и КВН-ы / Авт- сост. Павликовская Н.И. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
9. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе: Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников. В 2-х тетрадях. - М.: Владос, 1995.
10. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе: Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников. В 2-х тетрадях. - М.: Владос, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка" предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса. Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...
Программа внеурочной деятельности (ФГОС ООО) "Традиции русского народа"
Программа может быть полезна при составление программ внеурочной деятельность по духовно-нравственному направлению...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов "Русское речевое общение"
Работа по данной программе способствует созданию условий для формирования речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений школьников, повышению уровня речевой культуры учащихся....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки смыслового чтения (русская и зарубежная литература)» 6 класс
Программный материал курса для 6 класса подобран таким образом, что все литературные произведения, представленные для изучения, обсуждения и анализа, представляют собой произведения, в которых решает...
Программа внеурочной деятельности "Исследовательская работа по русскому языку и литературе
Рабочая программа рассчитана на 17 часов, предназначена для эффективной реализации образовательных траекторий обучающихся и углубления знаний по предметам «Литература» и «Русский язы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лексика и фразеология русского языка"
Программа внеурочной деятельности «Лексика и фразеология русского языка» имеет учебно-познавательную направленность и призвана дать обучающимся 7 класса теоретические знания и практические...