Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа олимпийского резерва" (Русский язык)
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа олимпийского резерва» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования (Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / / В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред В.А. Горского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с. - (Стандарты второго поколения).Курс реализуется с 5 по 9 класс, рассчитан на 174 ч. (35 ч. в год 1 час в неделю, в 9 классе 34 ч.).
Цель курса - формирование устойчивых познавательных интересов, универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач, самообразованию и саморазвитию, подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Задачи курса:
- развитие глубины, самостоятельности, критичности, гибкости, вариативности мышления, навыка интеграции содержания смежных дисциплин при решении проблемных задач; расширение кругозора.
- формирование универсальных учебных действий; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы.
- создать условия для подготовки учащихся к олимпиадам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_olimp_rez_mihaylenko_1.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Школа олимпийского резерва»
название
_Общеинтеллектуальное_
направление
для __8-_9 __классов
1 час в неделю (всего 34 часа)
Автор-составитель:
Михайленко Ирина Александровна
учитель высшей категории
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа олимпийского резерва» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования (Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / / В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред В.А. Горского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с. - (Стандарты второго поколения), в соответствии с требованиями к результатам освоения ООП ООО МБОУ СОШ № 7.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс реализуется с 5 по 9 класс, рассчитан на 174 ч. (35 ч. в год 1 час в неделю, в 9 классе 34 ч.).
Цель курса - формирование устойчивых познавательных интересов, универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач, самообразованию и саморазвитию, подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Задачи курса:
- развитие глубины, самостоятельности, критичности, гибкости, вариативности мышления, навыка интеграции содержания смежных дисциплин при решении проблемных задач; расширение кругозора.
- формирование универсальных учебных действий; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы.
- создать условия для подготовки учащихся к олимпиадам.
По итогам реализации курса проводится годовая промежуточная аттестация. Аттестация проводится как итоговое мероприятие «Турнир знатоков» в форме состязания. Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио.
Учебно-методический комплект, включая электронные ресурсы:
- Белявская О.Н, Долбик Е.Е, Литвиненко Ф.М, Облова О.А., Черник С.К. Олимпиада по русскому языку, Мн.: Оракул, 2005.
- Вялкова Г.М., Чернова Т.А. Олимпиады по русскому языку и литературе. — М., 2008.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи. — М., 2003.
- Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. Олимпиады по русскому языку. - М.: Издательство «Первое сентября», 2004.
- Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. — 2-е изд., испр. — М.: Айрис-пресс, 2005.
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 кл. — М., 2007.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М: Просвещение, 2002
- Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. — М. Высшая школа, 1990
- Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах. - ООО Новое знание, 2004
- Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. — М: Просвещение, 2002.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результат 1 уровня: приобретение школьниками новых знаний в предметной области «Филология»; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации при подготовке к предметным олимпиадам;
Результат 2 уровня: формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Результат 3 уровня: приобретение опыта определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Основные результаты реализации программы оцениваются через:
Участие в предметных олимпиадах разного уровня.
Содержание курса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности «Школа олимпийского резерва» реализуется в форме интеллектуального клуба.
Вид деятельности: познавательная
- класс
- История языка. Бытовая письменность Древней Руси. Становление и развитие великорусского языка. Фонетическая и морфологическая система великорусского языка. Церковно-книжное произношение в Древней Руси. Берестяные грамоты. Устав - торжественное кириллическое письмо. Скоропись. Историко-культурные условия и книжные центры. Реформа книжного языка. Южно-русские и северно-русские диалектные черты в языке XV-XVI вв. Палатализация и веляризация согласных, судьба ъ и ь. Язык великорусской нации. Русские диалекты. Практическая деятельность учащихся:
- работа с древнерусскими текстами;
- тренировочные упражнения;
- решение олимпиадных задач
- Стилистика. Акцентологическая и орфоэпическая нормы. Грамматическая норма. Нарушения в согласовании. Нарушения в управлении глаголов. Синтаксическая норма. Нарушения построения предложений. Нарушения в употреблении причастных и деепричастных оборотов. Лексическая норма. Неправильный выбор слова. Нарушения лексической сочетаемости. Нарушения, связанные с употреблением паронимов. Тавтология и плеоназм. Нарушения, связанные с употреблением фразеологических оборотов.
Практическая деятельность учащихся:
- тренировочные упражнения, тесты.
- решение олимпиадных задач;
- работа с текстом;
- участие в олимпиадах.
- Синтаксис и пунктуация. Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь слов. Виды словосочетаний: именные и глагольные. Соблюдение норм построения словосочетаний, требующих согласования и управления. Окончание как формообразующая значимая часть слова и средство связи слов в словосочетании. Словосочетание и фразеологизм; их общие и отличительные свойства. Различение и правильное употребление в речи словосочетания типа висеть на волоске, прикусить язык и т.п.( в прямом значении – как словосочетания; в переносном значении – как фразеологизмы).
Основные признаки предложения: смысловая, интонационная, грамматическая законченность; соотнесённость с действительностью, то есть с речевой ситуацией; выражение отношения к содержанию высказывания. Интонационный анализ предложения. Выражение настроения, отношения к высказанному ( неодобрение, радость, удовлетворение и т.п.) с помощью интонации. Грамматико-интонационные особенности вопросительных, повествовательных и побудительных предложений.
Практическая деятельность учащихся:
- тренировочные упражнения; конструирование предложений и словосочетаний;
- решение олимпиадных заданий
- Различные виды анализа текста. Лингвистический анализ текста. Комплексный анализ текста. Историко-лингвистический анализ текста.
Практическая деятельность учащихся:
- работа с текстом;
- участие в олимпиадах.
9 класс
Структура олимпиадных заданий
Фонетика. Орфоэпия. Классификация гласных и согласных звуков
Транскрипция. Понятие нормы и кодификации. Норма и варианты.
История письма. Типы письма. Русский алфавит и его история
Характеристика кирилловского письма. Буквенная цифирь
Палеография. Изменения графики: устав, полуустав, скоропись. Вязь
Историческая грамматика. Признаки старославянизмов
Позиционные и исторические чередования звуков
Редуцированные ер и ерь. Образование беглых гласных
Носовые гласные, история буквы ять
Строение слога в древнерусском и современном русском языках
Языки мира. Национальный язык. Мировые языки. Пуризм
Генеалогическая классификация языков
Лингвистическая карта мира
Искусственные языки: воляпюк, интерлингва, оксиденталь, эсперанто. Интер-лингвистика
Ученые-лингвисты. Лингвисты XIX в.: А. Х. Востоков, В. И. Даль, Я. К. Грот, Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский и др.
Лингвисты XX в.: В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Л. В. Щерба, Р. И. Аванесов и др.
Морфемика. Словообразование. Типы аффиксов: формообразующие, словообразовательные
Способы словообразования
Морфонология
Лексика. Фразеология. Антонимия, синонимия, омонимия. Паронимы
Устаревшая лексика
Приметы исконно русских и заимствованных слов
Морфология. Основные грамматические категории
Синтаксис. Структурные типы предложений
Синтаксические синонимы
Типы односоставных предложений
Орфография. Основные принципы русской орфографии. Нарушения морфол. принципа
Повторение сложных орфографических правил
Нормы грамматики. Сочетаемость единиц. Грамматические ошибки
Тематическое планирование 8 класс
Дата по плану | Дата по факту | Название раздела Тема занятия, тип занятия (теоретическое, практическое) | Кол-во часов | Примечание | |||
1.1 | История языка. Бытовая письменность Древней Руси. | 1 | |||||
1.2 | Становление и развитие великорусского языка. Фонетическая и морфологическая система великорусского языка. | 1 | |||||
1.3 | Церковно-книжное произношение в Древней Руси. Берестяные грамоты. Устав - торжественное кириллическое письмо. | 1 | |||||
1.4 | Скоропись. Историко-культурные условия и книжные центры. Реформа книжного языка. | 1 | |||||
1.5 | Южно-русские и северно-русские диалектные черты в языке XV-XVI вв. | 1 | |||||
1.6 | Палатализация и веляризация согласных, судьба ъ и ь. | 1 | |||||
1.7 | Язык великорусской нации. Русские диалекты. | 1 | |||||
Раздел 2: «Стилистика» Всего часов 10 | |||||||
2.1 | Акцентологическая и орфоэпическая нормы. | 1 | |||||
2.2 | Грамматическая норма. Нарушения в согласовании. | 1 | |||||
2.3 | Нарушения в управлении глаголов. Практическая деятельность учащихся: решение олимпиадных задач. | 1 | |||||
2.4 | Синтаксическая норма. Нарушения построения предложений. Нарушения в употреблении причастных и деепричастных оборотов. | 1 | |||||
2.5 | Лексическая норма. Неправильный выбор слова. | 1 | |||||
2.6 | Нарушения лексической сочетаемости. | 1 | |||||
2.7 | Нарушения, связанные с употреблением паронимов. | 1 | |||||
2.8 | Тавтология и плеоназм. Практическая деятельность учащихся: решение олимпиадных задач | 1 | |||||
2.9 | Нарушения, связанные с употреблением фразеологических оборотов. | 1 | |||||
2.10 | Практическая деятельность учащихся: тренировочные упражнения, тесты; участие в олимпиадах. | 1 | |||||
Раздел 3: « Синтаксис и пунктуация » Всего часов 10 | |||||||
3.1 | Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. | 1 | |||||
3.2 | Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь слов | 1 | |||||
3.3 | Виды словосочетаний: именные и глагольные. Соблюдение норм построения словосочетаний, требующих согласования и управления. | 1 | |||||
3.4 | Окончание как формообразующая значимая часть слова и средство связи слов в словосочетании. | 1 | |||||
3.5 | Словосочетание и фразеологизм; их общие и отличительные свойства. | 1 | |||||
3.6 | Различение и правильное употребление в речи словосочетания типа висеть на волоске, прикусить язык и т.п.( в прямом значении – как словосочетания; в переносном значении – как фразеологизмы). | 1 | |||||
3.7 | Основные признаки предложения: смысловая, интонационная, грамматическая законченность; соотнесённость с действительностью, то есть с речевой ситуацией; выражение отношения к содержанию высказывания. | 1 | |||||
3.8 | Интонационный анализ предложения. | 1 | |||||
3.9 | Выражение настроения, отношения к высказанному (неодобрение, радость, удовлетворение и т.п.) с помощью интонации. | 1 | |||||
3.10 | Грамматико-интонационные особенности вопросительных, повествовательных и побудительных предложений. | 1 | |||||
Раздел 4: «Различные виды анализа текста» Всего часов 8 | |||||||
4.1 4.2 | Лингвистический анализ текста. | 2 | |||||
4.3 | Комплексный анализ текста. | 1 | |||||
4.4 4.5 | Историко-лингвистический анализ текста. | 2 | |||||
4.6 4.7 | Практическая деятельность учащихся: работа с текстом | 2 | |||||
4.8 | Практическая деятельность учащихся: участие в олимпиаде | 1 |
Тематическое планирование 9 класс
№ | Дата по плану | Дата по факту | Название раздела Тема занятия, тип занятия (теоретическое, практическое) | Кол-во часов | Примечание |
Структура олимпиадных заданий | 1 | ||||
Фонетика. Орфоэпия. Классификация гласных и согласных звуков | 1 | ||||
Транскрипция. Понятие нормы и кодификации. Норма и варианты. | 1 | ||||
История письма. Типы письма. | 1 | ||||
Русский алфавит и его история | 1 | ||||
Характеристика кирилловского письма. Буквенная цифирь Палеография. Изменения графики: устав, полуустав, скоропись. Вязь | 1 | ||||
Историческая грамматика. Признаки старославянизмов | 1 | ||||
Позиционные и исторические чередования звуков | 1 | ||||
Редуцированные ер и ерь. Образование беглых гласных Носовые гласные, история буквы ять | 1 | ||||
Строение слога в древнерусском и современном русском языках | 1 | ||||
Языки мира. Национальный язык. Мировые языки. Пуризм | 1 | ||||
Генеалогическая классификация языков | 1 | ||||
Лингвистическая карта мира | 1 | ||||
Искусственные языки: воляпюк, интерлингва, оксиденталь, эсперанто. | 1 | ||||
Интер-лингвистика | 1 | ||||
Ученые-лингвисты. Лингвисты XIX в.: А. Х. Востоков, В. И. Даль, Я. К. Грот, Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский и др. | 1 | ||||
Лингвисты XX в.: В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Л. В. Щерба, Р. И. Аванесов и др. | 1 | ||||
Морфемика. Словообразование. | 1 | ||||
Типы аффиксов: формообразующие, словообразовательные | 1 | ||||
Способы словообразования | 1 | ||||
Морфонология | 1 | ||||
Лексика. Фразеология. | 1 | ||||
Антонимия, синонимия, омонимия. Паронимы | 1 | ||||
Устаревшая лексика | 1 | ||||
Приметы исконно русских и заимствованных слов | 1 | ||||
Морфология. Основные грамматические категории | 1 | ||||
Синтаксис. Структурные типы предложений Синтаксические синонимы | 1 | ||||
Типы односоставных предложений | 1 | ||||
Орфография. Основные принципы русской орфографии. | 1 | ||||
Нарушения морфологического прнципа | 1 | ||||
Повторение сложных орфографических правил | 1 | ||||
Нормы грамматики. | 1 | ||||
Сочетаемость единиц. Грамматические ошибки | 1 | ||||
Интеллектуальный турнир «Знатоки» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа географа-следопыта"
Рабочая программа к курсу «Школа географа-следопыта» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В данной ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" 5 класс включает пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование с УУД, формой орган...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" 6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" 6 класс включает пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование с УУД, формой орган...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" 7 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" 7 класс включает пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование с УУД, формой орган...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа креатива» (для учащихся 5-7 классов)/сост. М.В. Вострикова. – Тольятти, 2014
Важным средством воспитания в школе являются традиции, которые формируют общие интересы, придают определенную прочность жизнедеятельности школы. Школьные традиции являются тем звеном, которое объ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА БЕЗ КОНФЛИКТОВ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В 5 КЛАССЕ "ШКОЛА БЕЗ КОНФЛИКТОВ"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа Всезнайки" для детей младшего возраста Физика и английский язык.
Программа дополнительного образования «Школа Всезнайки» построена на интеграции физики и английского языка. Занятия способствуют развитию учащихся, повышению их интереса к познанию за...
- Мне нравится (1)