Урок-игра "Деепричастие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Данный урок представлен в виде игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme-moy_urok1.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Деепричастие как часть речи
Попурри на телепередачи
Тип урока: изучение нового материала
Форма: попурри на телепередачи с применением системы мультимедиа.
Метод: исследовательский, решение нетиповых ситуаций.
Цели урока:
- Обучающие:
- познакомить с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий, введения понятия деепричастного оборота.
- Отработка навыка определения основного и добавочного действия деепричастия с использованием современных технологий (мультимедийной презентации);
- Проверка качества усвоения учащимися данной темы.
- Развивающие:
- Создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;
- Воспитательные:
- Воспитание культуры общения, уважение к собеседнику и учителям;
- Воспитание интереса к русскому языку.
- Учебные:
- Расширить знания;
- Проверить усвоение материала при использовании системы мультимедийной презентации;
- Развитие речи учащихся
- Формировать практические навыки при выполнении работы с использованием компьютера.
На данном уроке были поставлены и осуществлены следующие цели и задачи:
1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.
2. Развивать умения учащихся
- самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.
Ход урока
Приветствие учителя:
--Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Надеюсь, что на уроке нам будет легко и интересно. Мы начинаем.
Запишите число, классная работа.
I. Стадия вызова — целеполагание
Вы любите смотреть телевизор? А какие передачи вы смотрите с удовольствием? Наш урок сегодня будет необычным. Скажу вам по секрету—пока все будут трястись на уроках -открытых и обычных, боясь получить два, мы отправимся на телестудию. Вот только пропуска я не успела заказать, но это не беда –передача «Умники и умницы» нам поможет.
1. «Умники и умницы»» | Ваши ответы на вопросы станут пропуском в студию. Ведущий приготовил для вас задания. Вы должны вспомнить названия разделов языкознания и записать в тетради. (1 человек у доски с обратной стороны) (Благодёр Жанна) --это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слоги; --это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов; --это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи; --это раздел науки о языке, изучающий слова с точки зрения их лексического значения; --это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов; --этот раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение; --этот раздел науки о языке изучает знаки препинания и правила их употребления на письме. Фонетика, орфография, морфология, лексика, словообразование, синтаксис, пунктуация. СЛАЙД №2 Давайте проверим, что у вас получилось—ответ ученика. Спасибо очаровательной ведущей, а нас пригласили на передачу «В мире животных» |
2. «В мире животных» | Задание: прочитайте текст и ответьте на вопросы: СЛАЙД № 3 1.Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. 2.Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. 3.Завидев его над болотными, жалкими ёлочками, он подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья, и крикнул: “Чуф! Ши!” М.Пришвин
|
3. «Специальный выпуск новостей» | Простите! Мы вынуждены прервать нашу передачу на «Специальный выпуск новостей» II. Новый материал Начнём с работы в парах Работа в парах: внимательно посмотрите на текст и выпишите (через парту) 1 пара—какие действия совершает тетерев; 2 пара—выпишите слова, похожие на глаголы
Похожи: обозначают действие, но у них нет привычных окончаний, которые есть у глаголов. СЛАЙД №4 III. Попробуйте сами определить тему и цели нашего урока Кужелев С.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ У. Какая часть в этом слове вам уже знакома? --В этом слове нам знакома вторая часть. У.Что же означает первая? --Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие. СЛАЙД №5 СЛАЙД №6 |
4. «В мире животных» | Снова в эфире передача «В мире животных» Понаблюдаем за предложением (на экране компьютера) СЛАЙД №7 Устроившись, стал расцветать.
|
«Кто умнее семиклассника?» |
Как называются деепричастия с зависимыми словами? (Деепричастный оборот) Найдите их в предложении. (Шлёпая крыльями, изогнув шеи, белея в воде отражениями) |
5. «Полезные советы» | Передача «Полезные советы» поможет вам побыстрее найти общий язык с деепричастиями. Чтобы найти общий язык с деепричастием, чтобы оно не сбивало вас с толку в диктантах и контрольных работах, надо научиться узнавать его в лицо. В отличие от причастий, сделать это труднее. Почему? Даже самый легкомысленный ученик никогда не спутает причастие с глаголом. А вот деепричастие многие норовят назвать глаголом, а это так опасно!
|
6. «Зарядка с чемпионом» |
|
7. «Звёздный час» | Наконец наступил ваш «Звёздный час» Найди деепричастия, выпишите, выделите суффиксы, поставьте вопрос и укажите вид СЛАЙД №11 Держа указку Рассматривающий картину Пригибаясь к земле Проверив себя Вернувшаяся из поездки Громко крича Проверим СЛАЙД №12 |
8. «Сегодня» | В эфире передача «Сегодня». Давайте подведём итоги урока: ДЕЕПРИЧАСТИЕ СЛАЙД №15 Обозначает (добавочное действие) отвечает на вопросы (что делая? Что сделав? Как изменяются? (не изменяются) бывают (совершенного и несовершенного вида в предложении (являются обстоятельством) имеют суффиксы (-а- -я- -вши- -ши- -в- -учи- -ючи-) Всем спасибо за интересную прогулку по телестудии. Надеюсь вы узнали много интересного и не устали. Желаю на следующем уроке получить одни отличные оценки. Оценки за урок! |
9. Д/з «Фазенда» | Случайно в руки мне попала объяснительная записка, наверное, продюсер программы «Фазенда» уронил. Начальнику отдела «Грамотность» бригадира грузчиков Недосмотрова И.И. Объяснительная записка При транспортировке ящика грузчиками Расхлябовым П.П. и Лентяйкиным Г.И. было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложений. По причине неграмотности это было сделано ими неверно. Резолюция на этом документе такова: «Привести содержание ящика в надлежащее состояние» Задание : исправьте ошибки грузчиков, восстановите предложения, соединив правильно их части, подчеркните деепричастные обороты. СЛАЙД №13
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.
Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...
Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".
Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"
Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
"Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи"
Урок русского языка в 7 классе....
Переход знаменательных частей речи в служебные части речи
Исследование особенностей перехода частей речи...
Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"
Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...