Урок-игра "Деепричастие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Данный урок представлен в виде игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme-moy_urok1.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Деепричастие как часть речи

Попурри на телепередачи

Тип урока: изучение нового материала

Форма: попурри на телепередачи с применением системы мультимедиа.

Метод: исследовательский, решение нетиповых ситуаций.

Цели урока: 

  • Обучающие:
  • познакомить с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий, введения понятия деепричастного оборота.
  • Отработка навыка определения основного и добавочного действия деепричастия с использованием современных технологий (мультимедийной презентации);
  • Проверка качества усвоения учащимися данной темы.
  • Развивающие: 
  • Создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;
  • Воспитательные: 
  • Воспитание культуры общения, уважение к собеседнику и учителям;
  • Воспитание интереса к русскому языку.
  • Учебные: 
  • Расширить знания;
  • Проверить усвоение материала при использовании системы мультимедийной презентации;
  • Развитие речи учащихся
  • Формировать практические навыки при выполнении работы с использованием компьютера.

На данном уроке были поставлены и осуществлены следующие цели и задачи:

1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

2. Развивать умения учащихся

- самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.

                                                         Ход урока

         Приветствие учителя:

 --Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Надеюсь, что на уроке нам будет легко и интересно.  Мы начинаем.                                  

 Запишите число, классная работа.                                                                                                                                                          

I. Стадия вызова — целеполагание

Вы любите смотреть телевизор? А какие передачи вы смотрите с удовольствием?     Наш урок сегодня будет необычным. Скажу вам по секрету—пока все будут трястись на уроках -открытых и обычных, боясь получить два, мы отправимся на телестудию. Вот только пропуска я не успела заказать, но это не беда –передача «Умники и умницы» нам поможет.                          

                                         

        

1. «Умники и умницы»»

Ваши ответы на вопросы станут пропуском в студию. Ведущий приготовил для вас задания. Вы должны вспомнить названия разделов языкознания и записать в тетради. (1 человек у доски с обратной стороны)              (Благодёр Жанна)

--это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слоги;

--это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов;

--это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи;

--это раздел науки о языке, изучающий слова с точки зрения их лексического значения;

--это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов;

--этот раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение;

--этот раздел науки о языке изучает знаки препинания и правила их употребления на письме.

Фонетика, орфография, морфология, лексика, словообразование, синтаксис, пунктуация.  СЛАЙД №2

Давайте проверим, что у вас получилось—ответ ученика. Спасибо очаровательной ведущей, а нас пригласили на передачу «В мире животных»

2. «В мире животных»

Задание: прочитайте текст и ответьте на вопросы: СЛАЙД № 3

1.Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. 2.Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца.  3.Завидев его над болотными, жалкими ёлочками, он подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья, и крикнул: “Чуф! Ши!”

                                                                                  М.Пришвин

  • Определите тему, основную мысль, (красавец тетерев)
  • Определите стиль текста, назовите его приметы (эпитеты: синяя, чёрного, радужное; метафоры: загорелся огненным цветком, чистейшее бельё; сравнение: как мостик)

3. «Специальный выпуск новостей»

Простите! Мы вынуждены прервать нашу передачу на «Специальный выпуск новостей»

II. Новый материал  

Начнём с работы в парах

Работа в парах:   внимательно посмотрите на текст и выпишите       (через парту) 1 пара—какие действия совершает тетерев;

2 пара—выпишите слова, похожие на глаголы

  • Какие действия совершает тетерев? Сел, стал расцветать, подпрыгнул, крикнул
  • Какие слова похожи на глаголы? Устроившись, завидев, показав.
  • Давайте проверим
  • Чем похожи на глаголы и чем отличаются?  Для этого выполним морфемный разбор глаголов расцветать и подпрыгнул. (Класс выполняет в тетрадях, а два человека у доски)  Гребенец и Суханова.

Похожи: обозначают действие, но у них нет привычных окончаний, которые есть у глаголов.  СЛАЙД №4

III. Попробуйте сами определить тему и цели нашего урока    Кужелев С.

  • Тема: Деепричастие как часть речи                                           
  • Цели: познакомиться с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий:                                                          Учитель дополняет
  •  Отработка навыка определения основного и добавочного действия деепричастия с использованием современных технологий (мультимедийной презентации);
  • введения понятия деепричастного оборота.
  • Развивающие: 
  • Создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;
  • Развитие речи учащихся, мышления.
  • Воспитательные: 
  • Воспитание любви ко всему, что нас окружает;
  • Воспитание интереса к русскому языку через новую форму урока;
  • Учебные: 
  • Расширить знания;
  • Проверить усвоение материала при использовании системы мультимедийной презентации;
  • Формировать практические навыки при выполнении работы с использованием компьютера.

                                                                     

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

 У. Какая часть в этом слове вам уже знакома?                                                  --В этом слове нам знакома вторая часть.                                                         У.Что же означает первая?                                                                          --Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие.  СЛАЙД №5

СЛАЙД №6

4. «В мире животных»

 Снова в эфире передача «В мире животных»

Понаблюдаем за предложением  (на экране компьютера) СЛАЙД №7

Устроившись, стал расцветать.

  • Какое действие в этом предложении главное, основное? Каким членом предложения является? (сказуемое)
  • Какое добавочное? Как поставить вопрос к деепричастию? (Когда? Что сделав?)
  • Изменяется ли слово?
  •  Каким членом предложения является? СЛАЙД №8 

«Кто умнее семиклассника?»

  • Мы просто обязаны посетить передачу «Кто умнее семиклассника?»
  • Давайте заглянем в наш учебник  стр.74 и прочитаем правило в рамочке.
  • Что новое вы заметили?   (Вид деепричастий) 
  • Упражнение 159
  • Списать второе предложение, расставить пропущенные запятые, указать вид деепричастий. (Работа у доски. Выделить основу предложения)
  • Проверка:   Стаи перелётных уток, шлёпая крыльями, беспокойно подымаются с воды, а лебеди, изогнув шеи, белея в воде отражениями, чутко прислушиваются к лесному эху. (ССП)
  • Какие деепричастия вам встретились—одиночные или с зависимыми словами?

Как называются деепричастия с зависимыми словами? (Деепричастный оборот) Найдите их в предложении. (Шлёпая крыльями, изогнув шеи, белея в воде отражениями)

5. «Полезные советы»

Передача «Полезные советы» поможет вам побыстрее найти общий язык с деепричастиями.

Чтобы найти общий язык с деепричастием, чтобы оно не сбивало вас с толку в диктантах и контрольных работах, надо научиться  узнавать его в лицо. В отличие от причастий, сделать это труднее. Почему? Даже самый легкомысленный ученик никогда не спутает причастие с глаголом. А вот деепричастие многие норовят назвать глаголом, а это так опасно!

  •  Поэтому давайте сразу выучим суффиксы деепричастий. Это избавит вас от проблем в дальнейшем. СЛАЙД №9 и 10
  • Отпечатать суффиксы

6. «Зарядка с чемпионом»

  •         ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

7. «Звёздный час»

Наконец наступил ваш «Звёздный час»

Найди деепричастия, выпишите, выделите суффиксы, поставьте вопрос и укажите вид СЛАЙД №11

Держа указку

Рассматривающий картину

Пригибаясь к земле

Проверив себя

Вернувшаяся из поездки

Громко крича    

Проверим СЛАЙД №12

8. «Сегодня»

В эфире передача «Сегодня». Давайте подведём итоги урока:

ДЕЕПРИЧАСТИЕ СЛАЙД №15

Обозначает   (добавочное действие)                                            отвечает на вопросы  (что делая? Что сделав?                         Как изменяются?  (не изменяются)                                      бывают   (совершенного и несовершенного вида                         в предложении  (являются обстоятельством)                          имеют суффиксы  (-а- -я- -вши- -ши- -в- -учи- -ючи-)              Всем спасибо за интересную прогулку по телестудии. Надеюсь вы узнали много интересного и не устали. Желаю на следующем уроке получить одни отличные оценки.

Оценки за урок!

9.   Д/з «Фазенда»

Случайно в руки мне попала объяснительная записка, наверное, продюсер программы «Фазенда» уронил.

                                                 Начальнику отдела                                      

                                                  «Грамотность»

                                                 бригадира грузчиков    

                                                  Недосмотрова И.И.

                          Объяснительная записка

         При транспортировке ящика  грузчиками Расхлябовым П.П. и Лентяйкиным Г.И. было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложений. По причине неграмотности это было сделано ими неверно.

Резолюция на этом документе такова: «Привести содержание ящика в надлежащее состояние»    

Задание : исправьте ошибки грузчиков, восстановите предложения, соединив правильно их части, подчеркните деепричастные обороты. СЛАЙД №13

  1. Не помня себя от восторга, в гавани спят корабли.
  2. Медленно, ровно качаясь, гуси шумно опускаются на воду.
  3. Тяжёлый парус поднимая, я побежал домой.
  4. Прилетев на место, рыбак идёт на дальний лов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...