Программа элективных курсов для 10 классов в рамках профильного обучения
элективный курс по русскому языку на тему
Программа элективных курсов для 10 классов в рамках профильного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_esse.docx | 36.56 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Тольятти
«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 94»
Программа элективного курса:
«Эссе как жанр словесной литературы и вид творческой работы»
Учителя _____________русского языка и литературы_________________ _____первой_____квалификационной категории
__Пьяновой Натальи Васильевны___,
предметная область: русский язык,10 класс.
2016 - 2017 учебный год.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Эссе как жанр словесной литературы и вид творческой работы» составлена в соответствии с ООП ООО МБУ «Школа № 94».
Правовая основа разработки и утверждения программы элективного курса.
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Прказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с последующими изменениями;
- Прказ Министерства образования Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные
планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
При составлении программы элективного курса «Эссе как жанр словесной литературы и вид творческой работы» приняты во внимание педагогическая целесообразность, запросы, потребности учащихся десятых классов и их родителей.
Современные условия развития образования, в том числе литературного, его гуманизация выдвинули на первый план понятие «личности» ученика. Новые подходы к современному литературному образованию предполагают выработку у учащихся собственной позиции, собственного отношения к прочитанному (соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского «Я»)
В связи с этим уточняются и виды творческих письменных заданий, предлагаемых учащимся. В последние годы программы по литературе и русскому языку, современные учебники и учебные пособия включают те жанры, которые в большей степени направлены на самораскрытие личности, выявление её внутреннего своеобразия, среди них – письмо, исповедь, страницы из дневника, путевые заметки, лирические очерки, рецензии, эссе. Последний вид творческой работы в словесной культуре уже давно утвердился как жанр, нацеленный на познание многообразия мира и человека, на раскрытие его внутреннего «я», на «безграничные поиски нас самих» (М. Монтень)
Ещё одно привлекательное качество эссе как жанра для образования школьников – его интегративное свойство, возможность объединять в рамках одного текста разные типы и стили речи, что позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, беседой, письмом и др.
Эссе все шире входит в школьную практику как один из видов сочинения, предлагается на олимпиадах, где предметной областью являются литература и русский язык, а также обществоведческие дисциплины, иностранные языки, экология. Этот жанр активно используется в электронных средствах информации, в телекоммуникационных связях, открывая новые технологические возможности для внеурочной самостоятельной творческой деятельности школьников.
Предлагаемый элективный курс связан с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов каждого школьника и должен способствовать развитию коммуникативных компетенций, интереса к литературному творчеству и литературно-творческих способностей.
Основная цель элективного курса:
- формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся; развитие языковой личности, способной выражать себя посредством создания как устного, так и письменного оригинального текста;
Задачи элективного курса:
Образовательные:
- познакомить с жанром эссе; с комплексом близких жанров: очерком, словом, письмом, беседой, стихотворениями в прозе;
- научить учащихся создавать письменные тексты в жанре эссе;
- совершенствовать навыки связной письменной речи учащихся;
-вооружить учащихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности,
Развивающие:
- актуализировать личностные качества учащихся для раскрытия их творческих способностей;
- развивать ассоциативное мышление старшеклассников, литературно-творческие способности у учащихся;
Воспитательные:
– пробудить умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– способствовать нравственному воспитанию учащихся 6 привитие любви и уважения к Отечеству, русскому языку и культуре;
2. Общая характеристика элективного курса.
В системе школьного образования элективный курс «Эссе как жанр словесной литературы и вид творческой работы» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности данный курс обеспечивает развитие коммуникативных компетенций, интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
Программа элективного курса «Эссе как жанр словесной литературы и вид творческой работы» обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также речевого самосовершенствования.
Данный элективный курс имеет практико-ориентированную направленность, что способствует формирование осознанного устойчивого навыка по созданию текстов письменной речи в заданном жанре. На занятиях данного курса выполняются различные лингвистические задачи. Поэтому практическая часть включает в себя различные активные формы и методы работы с учащимися, технологии, связанные с большей долей самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся. Коллективные формы обучения, т. е. совместное обсуждение учащимися (в парах или группах) разных вопросов и заданий, дают возможность учащимся сравнивать свои размышления и оценки, совершенствовать свои письменные творческие работы, используя интересные мысли, выразительные обороты речи других ребят. В ходе такой работы учащиеся также совершенствуют свои тексты, добиваясь большей их выразительности, образности, убедительности, доказательности представленных в них суждений. В этом случае роль учителя заключается в организации работы группы или пары и коррекции этой деятельности.
Данная программа элективного курса реализует следующие основные принципы преподавания:
- принципа научности
Применение принципа научности позволяет обеспечить соответствие содержание курса и требований современной лингвистической науки, уровня ее развития, понятиям, логике, структуре.
- принцип системности
В изучении элективного курса сохраняется совокупность сведений из области языкознания, которая представляет собой нечто цельное, стройное, взаимосвязанное и взаимообусловленное в своих частях.
-принцип практической направленности
Данный принцип реализуется посредствам включения полученных знаний и умений в личностный опыт ученика.
-ориентация на дискурс и коммуникацию
Дискурс и дискурсионный анализ предполагает, что текст изучается с учетом конкретных условий его употребления, а также психологических и социальных параметров коммуникативной ситуации. Ориентация на дискурс и общение предполагает такие формы освоения материала, как анализ коммуникативных неудач, вызванных речевыми ошибками.
-интегративность
В процессе изучения элективного курса школьник знакомится с универсальными для всех наук методами познания и логическими приемами построения текстов, способами изложения результатов логического анализа в устной и письменной формах (методы построения классификаций, аналогий между законами языка и законами, действующими в естественных науках).
-креативность
Креативность проявляется в форме сотрудничества учителя и ученик, через творческие уроки, обеспечивающие формирование и развитие когнитивных, креативных и оргдеятельностных качеств личности.
В основу программы элективного курса положена идея когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения. Элективный курс «Эссе как жанр словесной литературы и вид творческой работы» ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Каждая тема программы элективного курса включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа элективного курса создает условия для реализации системно - деятельностного подхода.
Реализация системно-деятельного подхода в элективной программе «Эссе как жанр словесной литературы и вид творческой работы» предполагает ориентацию на использование современных образовательных технологий, обладающих значительным воспитательным и развивающим, а также здоровьесберегающим потенциалом:
Технологии | Описание технологии |
Технология личностно-ориентированного обучения | Приоритетная задача личностно-ориентированной технологии – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. |
Информационно-коммуникационная технология | Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Технология позволяет решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения. |
Проблемно -диалогическая технология | Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счет использования диалога - коммуникативных, за счет развития умений извлекать информацию, делать логические выводы и т.д. - познавательных. |
Технология развития критического мышления | Технология критического мышления характеризуется тем, что предполагает: четкое определение целей обучения, а его содержание представлено в объёме, достаточном для достижения этих целей; учет потребностей обучаемых; организацию процесса обучения в соответствии с подготовленностью обучаемых; применение различных форм и методов обучения, подчинённых общей цели учебного предмета (возможность работать в парах, группах, общаться с товарищами), использование дидактических и целесообразных средств обучения; ориентацию учащихся на усвоение не только учебного содержания, но и приёмов учебной деятельности; коррекцию знаний учащихся после проверки успешности реализации частных и интегрированных целей обучения; |
Технология оценивания учебных действий | Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действий для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать». |
Технология группового обучения | Технология позволяет увеличить учебные возможности каждого учащегося за счет его активного участия в работе в группе; позволяет расширить рамки используемого материала; прививает учащимся навыки совместного труда; учит объективно оценивать свою работу и работу товарищей по группе |
Формы организации деятельности.
Предусматриваются как групповые, так и индивидуальные формы занятий.
Виды деятельности:
-лекции;
-практические занятия;
-анализ и просмотр текстов;
-самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по созданию собственных текстов.
3. Описание места элективного курса в учебном плане.
Программа элективного курса «Эссе как жанр словесной литературы и вид творческой работы» рассчитана на учащихся десятых классов и обеспечивает их самоопределение на гуманитарный профиль. На изучение данного элективного курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
4. Планируемые образовательные результаты.
К концу изучения курса учащиеся должны изучения курса «Эссе как жанр словесной литературы и вид творческой работы»
учащиеся должны знать:
- определение эссе, его основные признаки, формы и разновидности;
учащиеся должны уметь:
- определять «идею» эссе;
- анализировать предложенный пример по вопросам и заданиям; творческие образцы произведений эпистолярного жанра и рецензировать их;
- находить средства художественной выразительности, используемые автором;
- видеть эстетическую функцию языка;
- рецензировать и анализировать сочинения разных жанров;
- создавать собственные творческие работы в жанре эссе и сочинения-рассуждения,
- создавать тексты в жанре: письма, страницы из дневника, путевого очерка, слова, худо жественной зарисовки, этюда, эссе.
- разъяснять основные жанрообразующие признаки эссе и сочинения-рассуждения
-узнавать эссе, видеть его особенности и уметь отличать от других жанров (на конкрет ных примерах);
5. Содержание элективного курса.
Эссе как жанр литературного произведения. Понятие жанра эссе, его признаки, история развития. Разновидности и формы эссе. Интегративное свойство жанра.
Эссе как текст. Нахождение жанрообразующих компонентов эссе на примерах конкретных текстов. Сопоставление эссе разных авторов на одну и ту же тему. Сравнение, аналогия, уподобление, ассоциация – излюбленные композиционные приемы эссеистических текстов. Различные формы жанра. Эссе в форме очерка. Жанр слова и эссе в форме слова. Жанр письма и эссе в форме письма. Беседа и эссе в форме беседы. Зависимость формы эссе, его языкового воплощения от задачи и адресата автора. Эссеистическое и стихотворное воплощение одной и той же темы.
Секреты написания эссе. Работа с текстом. Анализ тем сочинений, выявление тех из них, которые располагают к эссе. Сопоставление стандартного школьного сочинения и отрывка из литературно - критического эссе. Анализ литературно - критического эссе. От этюда, зарисовки – к эссе. Рецензирование по вопросам. Рецензирование по плану. Дополнение к комментариям к сочинению Анализ эссе разных авторов на одну тему Анализ отрывка из научно-исследовательской работы. Историческое эссе.
Проба пера. Написание сочинения в различных формах эссе. Фрагмент путевых заметок, воспоминание о встрече с различными уголками страны и мира с обоснованием жанра созданной творческой работы. Эссе или сочинение в форме письма. Эссе или сочинение в жанре слова. Эссе в форме беседы. Беседа, интервью с человеком интересной судьбы, писателем, ученым или деятелем культуры. Создание текста, основанного на приеме сравнения и сопоставления. Художественная зарисовка, этюд, миниатюра, основанные на наблюдении и личных впечатлениях учащихся. Размышление на заданную тему. Определение жанра творческой работы.
- Учебно-тематический план.
№ | Наименование разделов | Количество часов | |
всего | на практическую деятельность | ||
1 | Эссе как жанр литературного произведения. | 4 | |
2 | Эссе как текст. | 10 | 10 |
3 | Секреты написания эссе. Работа с текстом. | 10 | 10 |
4 | Проба пера. | 10 | 10 |
Всего | 34 | 30 |
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по элективному курсу «Эссе как жанр словесной литературы и вид творческой работы».
1.Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение. М.: Айрис-пресс, 2007.
2. Калганова Т.А. Сочинение различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 1997.
3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. М.: Дрофа, 2002. 4. Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб.: отделение изд-ва «Просвещение», 1992.
5. Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по химии в рамках подготовки учащихся 10–11-х классов к сдаче ЕГЭ
Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение материала по химии и...
Рабочая программа по курсу "Право" для предпрофильного и профильного обучения
В рабочей программе дана концепция правового воспитания и образования, даны рекомендации для углубленного изучения права....
Программа элективного курса "Компьютерное делопроизводство"в рамках предмета технология
Курс «Компьютерное делопроизводство» ориентирован на учащихся 10-11-х общеобразовательных классов средней школы. Разработан на основе учебного посо...
Элективные курсы по математике в системе профильного обучения.
Важной целью обучения в математическом профиле является знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью, выработка понимания ими того, что математика является инструментом познания ок...
Рабочая программа элективного курса «Деловой английский» для организации профильной подготовки учащихся 9 класса по предмету «Английский язык»
г. Лабинск 2014год Пояснительная записка В это стремительно развивающееся и меняющееся время, ко¬гда наша страна перешла на рыночные отношения, по¬следовал подъем деловой активности и установлени...
Методическая разработка урока по дисциплине «Практика устной речи» для учащихся 11-х классов в рамках профильного обучения по теме «Проблемы окружающей среды»
Данный урок - один из уроков по дисциплине «Практика устной речи» для учащихся 11 классов в рамках профильного обучения по теме «Проблемы окружающей среды»....
Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .
Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...