Программа элективного курса "Компьютерное делопроизводство"в рамках предмета технология
элективный курс по информатике и икт (10 класс) по теме
Курс «Компьютерное делопроизводство» ориентирован на учащихся 10-11-х общеобразовательных классов средней школы. Разработан на основе учебного пособия «Компьютерное делопроизводство и работа с офисной техникой» под редакцией Н.В.Козлова, а также с учетом программ элективного курса: «Информационные технологии в бизнесе» авторы С.А.Бешенков, Е.А. Ракитина, Л.В. Галыкина, И.В. Галыкина.; и «Компьютерное делопроизводство» автор Т.А. Бородина. Данный курс рассчитан на 138 часов из расчета 2 часа в неделю в течении двух лет обучения. Ориентирован на преподавание в рамках часов технологии с целью дополнительной предпрофессиональной подготовки учащихся к работе по профессии офис-секретарь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 256.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г.Буденновска
Ставропольского края
(с углубленным изучением английского языка)
Элективный курс
«Компьютерное делопроизводство»
в рамках предмета технология.
Утверждено Директор МОУ СОШ №1
К.И. Осипов
Согласованно Зам. директора по УВР
А.А. Димитрогло
Протокол педсовета № ______ от «____» __________200___г.
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № _________ от «___» ___________200____г.
Руководитель ГМО Л.А.Труханова.
Руководитель ШМО Л.А. Рушанова
Учитель информатики П.В.Арутюнян
2009-2010 учебный год
Пояснительная записка.
Требования сегодняшнего дня состоит в том, чтобы обучающиеся не только имели высокий уровень общеобразовательной подготовки, но и умели решать профессионально-ориентированные задачи, осознано применяя, информационные технологи.
Известно, что в бизнесе низкая эффективность работы служащих офиса значительность замедляет производительность труда, а рациональная организация работы служащих, деятельность которых протекает в офисе, а именно процессов: получение информации, её обработки, анализа, подготовки решений, выполнения решений, учёт и контроль принятых решений повышает не только производительность труда, но и качество выполняемых работ. Особое значение приобретают компьютерные технологии в тех структурах, где основная деятельность связана с приемом, обработкой и передачей информации. В первую очередь к этим структурам относятся все подразделения, обеспечивающие систему управления организации любого уровня: фирмы, банка, государственного учреждения, высшего учебного заведения, школы, предприятий социально-культурного назначения.
Какую бы организацию мы ни рассмотрели, всегда можно выделить нечто общее, что объединяет их, независимо от уровня, или назначения. Этим общим является деятельность, связанная с обработкой документов, так как любое принимаемое управленческое решение должно быть зафиксировано в документах и доведено до соответствующих исполнителей.
Умение грамотно оформить на компьютере деловой документ, обучиться этике делового общения стало необходимым в наше время для менеджера любого уровня, секретаря-референта и просто для любого современного человека. Владение основами делопроизводства — один из показателей высокого уровня информационной культуры.
Курс «Компьютерное делопроизводство» ориентирован на учащихся 10-11-х общеобразовательных классов средней школы. Разработан на основе учебного пособия «Компьютерное делопроизводство и работа с офисной техникой» под редакцией Н.В.Козлова, а также с учетом программ элективного курса: «Информационные технологии в бизнесе» авторы С.А.Бешенков, Е.А. Ракитина, Л.В. Галыкина, И.В. Галыкина.; и «Компьютерное делопроизводство» автор Т.А. Бородина. Данный курс рассчитан на 138 часов из расчета 2 часа в неделю в течении двух лет обучения. Ориентирован на преподавание в рамках часов технологии с целью дополнительной предпрофессиональной подготовки учащихся к работе по профессии офис-секретарь.
Основная задача курса «Компьютерное делопроизводство» - помочь старшеклассникам овладеть навыками компьютерной обработки деловой информации с помощью профессиональных систем, получивших в настоящее время наибольшее распространение в этой области деятельности.
Главное внимание в курсе уделяется, изучению систем обработки текстовой информации. Учащиеся знакомятся, как и со способами компьютерной обработки деловой информации, так и изучают основы делопроизводства, методы организации делопроизводства, знакомятся со стандартами деловых документов.
Навыки, полученные при изучении этого курса, могут рассматриваться как один из промежуточных этапов профессиональной карьеры в любой сфере деятельности. Знание форм и методов оформления деловой деятельности предприятий, структуры и назначения основных видов деловых документов, умение правильно их составлять и оформлять при помощи компьютера.
Цель курса.
Предлагаемый учебный курс призван помочь овладеть инструментарием компьютерных технологий для эффективной организации работы с документами. Изучив его, школьники смогут:
- Получить представление о современных подходах к организации российского делопроизводства.
- Познакомиться с различного рода документами и с тем, где и когда тот или иной документ надо использовать.
- Научиться оформлять документы в соответствии с существующими правилами.
- Освоить наиболее распространённые программные продукты общего назначения, используемые для обеспечения компьютерного документооборота.
- Научить культуре делового общения секретаря-менеджера.
- Получить навыки использования мультимедийных возможностей компьютера.
- Освоить современные способы пересылки информации и оперативного реагирования на сообщения.
- Организовывать рабочее место секретаря-менеджера, используя современные информационные технологии.
Программа курса.
- Основы делопроизводства: история; документооборот; документопотоки; основные типы документов; бумажные и электронные документы; классификация документов (6 ч).
- Нормативная база современного делопроизводства: общие сведения; указы и распоряжения президента РФ, касающиеся делопроизводства; законы РФ в сфере делопроизводства; постановления и распоряжения Правительства РФ в сфере делопроизводства; правовые акты федеральных органов исполнительской власти РФ; правовые акты коммерческих и иных государственных структур; государственные стандарты (ГОСТЫ); ГСДОУ (Государственная система документального обеспечения управления); классификаторы – (9 ч).
- Организационно правовые документы: общие сведения; учредительный договор; устав; положение об организации; штатное расписание и численность; положение о структурных подразделениях; должностная инструкция (7 ч).
- Внутренние информационно-справочные документы и документы управления: приказы; протоколы, решения; акты; докладные записки; служебные записки; объяснительные записки; справки; сводки; заключения (11 ч).
- Документы по личному составу: общие сведения; приказы по личному составу; заявление; резюме; командировочное удостоверение; другие документы по личному составу (расписка, доверенность и т.п.) (8 ч).
- Оформление документов: требования, правила и т.д.: формат бланка документа; состав реквизитов документов; правила оформления документов; язык составления документов; правовая и законодательная охрана документов (14 ч).
- Документооборот: основные принципы и методы; обработка входящей документации; обработка исходящей документации; обработка внутренней документации; оптимизация документооборота; регистрация документов и контроль их исполнения; архивное хранение документов; организация хранения документов: номенклатура дел (8 ч).
- Компьютер в делопроизводстве. Как правильно пользоваться компьютером, принтером, ксероксом, факсом: что такое компьютер, программы, ОС Windows; из чего состоит компьютер, системный блок; куда и что подключается к компьютеру сзади; как правильно обращаться с компьютером; как включать и выключать компьютер, пользоваться дискетами и дисками; уход за монитором, клавиатурой, мышкой; если у вас ноутбук, правила обращения с ноутбуком; что такое принтеры и какие они бывают, как правильно пользоваться принтером; что делать если принтер стал плохо печатать; что делать если бумага застряла в принтере; электрофотографическое копирование, пользование ксероксом; что такое ризография и ризограф; физические и автоматические средства передачи информации и документации; практика пользования факсом; замена/установка бумаги в факсе; устройства и средства физической обработки документов(20 ч).
- Создание текстового документа с помощью текстового редактора Word: работа в Word, интерфейс окна; создание текстовых документов в Word; работа с текстом, копирование и перемещение фрагментов текста; автоматическая проверка орфографии; оформление текстовых документов; печать текстовых документов (12 ч).
- Создание табличных документов с помощью редактора таблиц Excel: работа в Excel, интерфейс окна; создание и сохранение новых электронных таблиц (книг) в Excel; операции с ячейками; вычисление в Excel; оформление таблиц Excel; построение графиков и диаграмм; печать документов в Excel; (14 ч).
- Создание презентация с помощью редактора Power Point.: работа в Power Point, интерфейс окна; создание и сохранение новых презентаций в Power Point; конструктор слайдов; вставка изображений, диаграммы, звука; настройка эффектов анимации; демонстрация презентации.(14 ч).
- Эргономика и оптимизация условий труда за компьютером: организация рабочего места персонала офиса; организация рабочего места секретаря; обеспечение оптимальных условий труда; санитарные и гигиенические нормы для работников офиса (6 ч).
Тематическое планирование курса
«Компьютерное делопроизводство»
10 класс
№ | Дата проведения урока | Тема урока | Вид деятельности | Домашнее задание |
1 | ТБ при работе в компьютерном классе. Организация рабочего места учащегося. | Теория + Практика | Повторить |
Основы делопроизводства-6ч. |
2 | История делопроизводства. | Теория | §1.1 |
3 | Документооборот. | Теория | §1.2 стр.22-26 |
4 | Документопотоки. | Теория | §1.2 стр.26-27 |
5 | Основные типы документов. | Теория | §1.3 стр.27-28 |
6 | Бумажные и электронные документы. | Теория | §1.3 стр.28-30 |
7 | Классификация документов. | Теория | §1.4 стр.32-34 |
Нормативная база современного делопроизводства - 9 ч. |
8 | Общие сведения. | Теория | §2.1 стр.36 |
9 | Указы и распоряжения президента РФ, касающиеся делопроизводства. | Теория | §2.2 стр.37 |
10 | Законы РФ в сфере делопроизводства. | Теория | §2.2 стр.37 |
11 | Постановления и распоряжения Правительства РФ в сфере делопроизводства. | Теория | §2.2 стр.38 |
12 | Правовые акты федеральных органов исполнительской власти РФ. | Теория | §2.2 стр.38 |
13 | Правовые акты коммерческих и иных государственных структур. | Теория | §2.2 стр.39 |
14 | Государственные стандарты (ГОСТЫ). | Теория | §2.3;2.4 стр.41 |
15 | ГСДОУ (Государственная система документального обеспечения управления). | Теория | §2.5 стр.42 |
16 | Классификаторы. | Теория | §2.6 стр.43 |
Оформление документов: требования, правила и т.д. -14 часов |
17 | Формат бланка документа. | Теория + Практика | §6.1 стр.92 |
18 | Состав реквизитов документов. | Теория + Практика | §6.2 стр.94 |
19 | Правила оформления документов. | Теория | §6.3 стр.97-99 |
20 | Правила оформления документов. | Теория + Практика | §6.3 стр.100-101 |
21 | Правила оформления документов. | Теория + Практика | §6.3 стр.102-103 |
22 | Правила оформления документов. | Теория + Практика | §6.3 стр.104-105 |
23 | Правила оформления документов. | Теория + Практика | §6.3 стр.105-106 |
24 | Правила оформления документов. | Теория + Практика | §6.3 стр.107-108 |
25 | Правила оформления документов. | Теория + Практика | §6.3 стр.109-110 |
26 | Правила оформления документов. | Теория + Практика | §6.3 стр.97-110 |
27 | Правила оформления документов. | Теория + Практика | §6.3 |
28 | Язык составления документов. | Теория | §6.4 |
29 | Правовая и законодательная охрана документов. | Теория | §6.5 |
30 | Контрольная работа по теме: Оформление документов: требования, правила и т.д. | Контроль знаний | Повторить §6.1-6.5 |
Документооборот- 8 часов. |
31 | Основные принципы и методы | Теория | §7.1 стр.117-119 |
32 | Обработка входящей документации | Теория | §7.2 стр.120-122 |
33 | Обработка исходящей документации | Теория | §7.3 стр.123-125 |
34 | Обработка внутренней документации | Теория | §7.4 стр.126 |
35 | Оптимизация документооборота | Теория | §7.5 стр.126-127 |
36 | Регистрация документов и контроль их исполнения | Теория | §7.6 стр.128-132 |
37 | Архивное хранение документов | Теория | §7.7 стр.133-135 |
38 | Организация хранения документов: номенклатура дел | Теория | §7.6 стр.136-138 |
Компьютер в делопроизводстве. Как правильно пользоваться компьютером, принтером, ксероксом, факсом - 20 часов. |
39 | Что такое компьютер, программы, ОС Windows. | Теория + Практика | §8.1; 8.2; 8.3 стр.142-144 |
40 | Из чего состоит компьютер, системный блок. | Теория + Практика | §8.4; 8.5 стр.145-149 |
41 | Куда и что подключается к компьютеру сзади. | Теория + Практика | §8.6 стр.150 |
42 | Как правильно обращаться с компьютером. | Теория + Практика | §8.7 стр.152 |
43 | Как включать и выключать компьютер, пользоваться дискетами и дисками. | Теория + Практика | §8.8; 8.9;8.10 стр.154-155 |
44 | Уход за монитором, клавиатурой, мышкой. | Теория + Практика | §8.11; 8.12;8.13 стр.156-158 |
45 | Если у вас ноутбук, правила обращения с ноутбуком. | Теория + Практика | §8.14 стр.159-160 |
46 | Если у вас ноутбук, правила обращения с ноутбуком. | Теория + Практика | §8.14 |
47 | Что такое принтеры и какие они бывают, как правильно пользоваться принтером. | Теория + Практика | §9.1;9.2 стр.161-164 |
48 | Что делать если принтер стал плохо печатать. | Теория + Практика | §9.3 стр.165-167 |
49 | Что делать если бумага застряла в принтере. | Теория + Практика | §9.4 стр.168-170 |
50 | Электрофотографическое копирование, пользование ксероксом. | Теория + Практика | §10.1;10.2 стр.170-174 |
51 | Что такое ризография и ризограф. | Теория + Практика | §10.3 стр.175-176 |
52 | Физические и автоматические средства передачи информации и документации. | Теория + Практика | §11.1 стр.178-179 |
53 | Физические и автоматические средства передачи информации и документации. | Теория + Практика | §11.1 стр.178-181 |
54 | Практика пользования факсом. | Теория + Практика | §11.2 стр.182-184 |
55 | Практика пользования факсом. | Теория + Практика | §11.2 стр.184-185 |
56 | Замена/установка бумаги в факсе. | Теория + Практика | §11.3 стр.185 |
57 | Устройства и средства физической обработки документов. | Теория + Практика | §12 стр 187-190 |
58 | Устройства и средства физической обработки документов. | Теория + Практика | §12 стр 187-190 |
Создание текстового документа с помощью текстового редактора Word – 6 часов |
59 | Работа в Word, интерфейс окна. | Теория + Практика | §13.1 стр. 194-200 |
60 | Создание текстовых документов в Word. | Теория + Практика | §13.2 стр. 200-205 |
61 | Работа с текстом, копирование и перемещение фрагментов текста. | Теория + Практика | §13.3 стр. 206-211 |
62 | Автоматическая проверка орфографии. | Теория + Практика | §13.4 стр. 212-214 |
63 | Оформление текстовых документов. | Теория + Практика | §13.5 стр. 215-228 |
64 | Печать текстовых документов | Теория + Практика | §13.6 стр. 229-232 |
Создание табличных документов с помощью редактора таблиц Excel – 4 часа |
65 | Работа в Excel, интерфейс окна. | Теория + Практика | §14.1 стр. 234-237 |
66 | Создание и сохранение новых электронных таблиц (книг) в Excel. | Теория + Практика | §14.2 стр. 237-243 |
67 | Операции с ячейками. | Теория + Практика | §14.3 стр. 244-250 |
68 | Вычисление в Excel | Теория + Практика | §14.4 стр.250-253 |
69 | Итоговая контрольная работа . | Контроль знаний | Повторить |
70 | Итоговое занятие |
Всего за год 70 часов.
Тематическое планирование курса
«Компьютерное делопроизводство»
11 класс
№ | Дата проведения урока | Тема урока | Вид деятельности | Домашнее задание |
1 | ТБ при работе в компьютерном классе. Организация рабочего места учащегося. | Теория + Практика | Повторить |
2 | Повторение. Компьютер в делопроизводстве. Как правильно пользоваться компьютером, принтером, ксероксом, факсом. | Теория + Практика | Повторить. |
3 | Повторение. Основы делопроизводства. Оформление документов: требования, правила и т.д. | Теория + Практика | Повторить. |
Создание текстового документа с помощью текстового редактора Word – 6 часов |
4 | Работа в Word, интерфейс окна. | Теория + Практика | §13.1 стр. 194-200 |
5 | Создание текстовых документов в Word. | Теория + Практика | §13.2 стр. 200-205 |
6 | Работа с текстом, копирование и перемещение фрагментов текста. | Теория + Практика | §13.3 стр. 206-211 |
7 | Автоматическая проверка орфографии. | Теория + Практика | §13.4 стр. 212-214 |
8 | Оформление текстовых документов. | Теория + Практика | §13.5 стр. 215-228 |
9 | Печать текстовых документов | Теория + Практика | §13.6 стр. 229-232 |
Создание табличных документов с помощью редактора таблиц Excel – 10 часов |
10 | Работа в Excel, интерфейс окна. | Теория + Практика | §14.1 стр. 234-237 |
11 | Создание и сохранение новых электронных таблиц (книг) в Excel. | Теория + Практика | §14.2 стр. 237-243 |
12 | Операции с ячейками. | Теория + Практика | §14.3 стр. 244-250 |
13 | Вычисление в Excel. | Теория + Практика | §14.4 стр.250-253 |
14 | Оформление таблиц Excel. | Теория + Практика | §14.5 стр.254-256 |
15 | Оформление таблиц Excel. | Теория + Практика | §14.5 стр.256-261 |
16 | Построение графиков и диаграмм. | Теория + Практика | §14.6 стр. 262 |
17 | Построение графиков и диаграмм. | Теория + Практика | §14.6 стр.262 |
18 | Печать документов в Excel. | Теория + Практика | §14.7 стр.267-271 |
19 | Контрольная работа по теме: Создание табличных документов с помощью редактора таблиц Excel. | Контроль знаний | Повторить §14.1-14.7 |
Организационно правовые документы- 7 часов. |
20 | Общие сведения. | Теория | §3.1 стр.46 |
21 | Учредительный договор. | Теория | §3.2 стр.47 |
22 | Устав. | Теория | §3.3 стр.50 |
23 | Положение об организации. | Теория | §3.4 стр.53 |
24 | Штатное расписание и численность | Теория | §3.5 стр.55 |
25 | Положение о структурных подразделениях | Теория | §3.6 стр.55 |
26 | Должностная инструкция | Теория | §3.7 стр.57 |
Внутренние информационно-справочные документы и документы управления - 11 часов. |
27 | Приказы. | Теория + Практика | §4.1 стр.64 |
28 | Протоколы. | Теория + Практика | §4.2 стр.66 |
29 | Решения. | Теория + Практика | §4.2 стр.68 |
30 | Акты. | Теория + Практика | §4.3 стр.70 |
31 | Докладные записки. | Теория + Практика | §4.4 стр.72 |
32 | Служебные записки. | Теория + Практика | §4.5 стр.73 |
33 | Объяснительные записки. | Теория + Практика | §4.6 стр.74 |
34 | Справки. | Теория + Практика | §4.7 стр.75 |
35 | Сводки. | Теория + Практика | §4.8 стр.76 |
36 | Заключения | Теория + Практика | §4.9 стр.77 |
37 | Контрольная работа по теме: внутренние информационно-справочные документы и документы управления. | Контроль знаний | §4.1-§4.9 |
Документы по личному составу – 8 часов. |
38 | Общие сведения. | Теория + Практика | §5.1 стр.80 |
39 | Приказы по личному составу. | Теория + Практика | §5.2 стр.82 |
40 | Заявление. | Теория + Практика | §5.3 стр.84 |
41 | Резюме. | Теория + Практика | §5.4 стр.85 |
42 | Резюме. | Теория + Практика | §5.4 стр.85 |
43 | Командировочное удостоверение. | Теория + Практика | §5.5 стр.87 |
44 | Другие документы по личному составу (расписка, доверенность и т.п.). | Теория + Практика | §5.6 стр.89 |
45 | Другие документы по личному составу (расписка, доверенность и т.п.). | Теория + Практика | §5.6 стр.89 |
Создание презентация с помощью редактора Power Point – 14 часов. |
46 | Работа в Power Point, интерфейс окна. | Теория + Практика | §4.1 стр.167-169 |
47 | Создание и сохранение новых презентаций в Power Point. | Теория + Практика | §4.1 стр.170-172 |
48 | Конструктор слайдов. | Теория + Практика | §4.2 стр.173 |
49 | Конструктор слайдов. | Теория + Практика | §4.2 стр.174-175 |
50 | Конструктор слайдов. | Теория + Практика | §4.2 стр.175-178 |
51 | Вставка изображений, диаграммы, звука. | Теория + Практика | §4.2 стр.178-180 |
52 | Вставка изображений, диаграммы, звука. | Теория + Практика | §4.2 стр.180-182 |
53 | Вставка изображений, диаграммы, звука. | Теория + Практика | §4.2стр.180-182 |
54 | Настройка эффектов анимации. | Теория + Практика | §4.1 - §4.2 |
55 | Настройка эффектов анимации. | Теория + Практика | §4.1 - §4.2 |
56 | Настройка эффектов анимации. | Теория + Практика | §4.1 - §4.2 |
57 | Настройка эффектов анимации. | Теория + Практика | §4.3 |
58 | Демонстрация презентации. | Практика | §4.3 |
59 | Защита проекта. | Практика | §4.3 |
Эргономика и оптимизация условий труда за компьютером – 6 часов. |
60 | Организация рабочего места персонала офиса. | Теория | §15.1 стр.275 |
61 | Организация рабочего места секретаря. | Практика | §15.2 стр.276 |
62 | Обеспечение оптимальных условий труда. | Теория | §15.3 стр.278 |
63 | Обеспечение оптимальных условий труда. | Практика | §15.3 стр.278 |
64 | Санитарные и гигиенические нормы для работников офиса. | Теория | §15.4 стр.279 |
65 | Санитарные и гигиенические нормы для работников офиса. | Практика | §15.4 стр.279 |
66 | Контрольная работа по теме: Эргономика и оптимизация условий труда за компьютером. | Контроль знаний | Повторить §15.1-§15.4 |
67 | Эргономика и оптимизация условий труда за компьютером | Практика | Повторить §15.1-§15.4 |
68 | Итоговое занятие |
Всего за год 68 часов.
Список используемой литературы.
- Н.В.Козлов, учебное пособие «Компьютерное делопроизводство и работа с офисной техникой», Санкт - Петербург «Наука и техника», 2007 год.
- М.И. Басаков «Делопроизводство – конспект лекций», Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 год.
- Н.В.Макарова, Информатика и ИКТ, Москва «Питер», 2008 год.
- А.А. Журин, «Программы элективных курсов для средней (полной) общеобразовательной школы», Москва «Дрофа», 2007 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Делопроизводство с использованием компьютерных технологий».
Программа по элективному курсу «Делопроизводство с использованием компьютерных технологий» предназначена для обучения учащихся 9 класса. В ходе обучения школьники овладевают знаниями и умениями, котор...

Воспитание экологической культуры в рамках предмета Технология
В статье освещены возможности учебного предмета и разделы программы, которые могут быть использованы для формирования мироззрения учащихся и вопитания экологически грамотных граждан страны.Интеграция ...

Рабочая программа по предмету Компьютерное делопроизводство (в рамках предмета Технология) 2 часа в неделю, 11 класс
Программа курса составлена на основе авторской программы (автора учебника) М.В.Кирсановой. Программа курса предусматривает изучение в рамках предмета технологии основ современного делопроизводства. Дл...

Создание здоровье сберегающей среды для учащихся в рамках предмета технологии
забота о здоровье учащихся при помощи несложных физических и гигиенических процедур. Это комплекс упражнений для формирования правильной осанки, для профилактики плоскостопия, упражнения д...

Рабочая программа по индивидуальному проекту (в рамках предмета Технология) для 10 класса
Обучение школьников индивидуальному проекту (в рамках предмета Технология) строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов при...

«Развитие креативного мышления во время урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета Технология».
В век, когда технологии быстро развиваются, общество претерпевает молниеносные изменения, нам необходимы люди, которые имеют креативный подход к любым вопросам, в том числе и в сфере образования. Люди...