РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Кондрашова Валентина Михайловна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 8 КЛАССА СОСТОИТ ИЗ РАЗДЕЛОВ: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА, МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ ПЛАНЕ, ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКОЕ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО

РЕЗЕРВА № 1 (ТЕХНИКУМ)»

ДЕПАРТАМЕНТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

ГОРОДА МОСКВЫ»

«РАССМОТРЕНО»

На заседании МО гуманитарного цикла

Пр.№1 от «30»августа 2016г.

 «УТВЕРЖДЕНО»

На заседании Методического Совета
ГБПОУ «МССУОР № 1»
Москомспорта
ПР. № 1 от 31.08.2016
г.
Председатель МС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

8 КЛАСС

НА 2016-2017 уч. г.

Автор-составитель: Кондрашова В.М. учитель русского языка и литературы

первая квалификационная категория

город Москва, 2016 г

ПрПрее

Пре


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 г № 273- ФЗ
  2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. ФГОС ООО (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897),
  1. Приказа Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год».
  2. Письма Минобрнауки РФ от 07 августа 2015 года № 08-1228 «Методические рекомендации

по        вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования».

  1. Учебного плана ГБПОУ «МССУОР № 1» Москомспорта на 2016-2017 год.
  2. Годового календарного графика ГБПОУ «МССУОР № 1» Москомспорта на 2016 – 2017
  3.  учебный год.
  4. Программы общеобразовательных учреждений « Литература» под редакцией В .Я. Коровиной 5-9 классы. : М. Просвещение, 2011.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2012 г. Так как за основу взята программа литературного образования этого же автора, что и учебник, это даёт возможность учащимся накопить солидный читательский опыт, сформировать представление о литературе как виде искусства, постичь её специфические внутренние законы, познакомиться с литературным процессом.

Общая характеристика учебного предмета

Главная идея программы по литературе — изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.


Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Содержание курса литературы в 8 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.)

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

В программе соблюдена системная направленность — курс 8 класса представлен разделами:

]. Устное народное творчество.

  1. Древнерусская литература.
  2.  Русская литература XVIII века.
  3.  Русская литература XIX века.
  4. Русская литература XX века.
  5. Литература народов России.
  6. Зарубежная литература.
  7. Обзоры.
  8. Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1—8 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Учитывая рекомендации, изложенные в * Методическом письме о преподавании учебного предмета “Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения литературе:

  1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
  2. мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  3. Развитие эмоционального восприятия художественного текста . образного и
  4. аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  5. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и
  6. содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  7. Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с
  8. привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Задачи обучения:

-приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе 19 века и 20 века:

-овладение теоретико-литературными понятиями;

-формирование способности к анализу художественных произведений; умения пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации;

-освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенций.

Описание места предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом ГБПОУ «МССУОР №1» Москомспорта программа рассчитана на 70 часов в год ( 2 часа в неделю). В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды; пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Содержание тем

Русская литература и история (1ч)

Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ( 2ч)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).


Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2ч)

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35ч)

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие иаря». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков:        самонадеянности,

безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).


Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева - основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.


«Миыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович- Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).


Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (22 ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.


Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.


«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи»; JI.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.


Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...». «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма: «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Учебно-тематический план

Содержание тем

Кол-

во

час

Виды деятельности

1

Русская литература и история

1

Выразительное чтение;

2

Устное народное творчество

2

Слушание художественного чтения Чтение


произведений в доме и в классе.

л

Из древнерусской литературы

2

Пересказ как прием анализа;

Рассматривание иллюстраций и оценка их Близкие к тексту и сжатые пересказы; Анализ образа героя, сравнительная характеристика героев;

4

Из литературы 18 века

2

Пересказ как прием анализа;

Анализ образа героя, сравнительная характеристика героев; Подбор цитат для ответа на поставленный вопрос;

5

Из литературы 19 века

35

Слушание художественного чтения Чтение- произведений в доме и в классе;

Близкие к тексту и сжатые пересказы; Рассматривание иллюстраций и оценка их Работа над текстом художественного произведения, анализу эпизода или целого произведения;

Пересказ как прием анализа;

Анализ образа героя, сравнительная характеристика героев;

Подбор цитат для ответа на поставленный вопрос;

Заучивание наизусть;

Самостоятельный анализ части, эпизода изучаемого произведения, анализ целого, не изучаемого в школе произведения;

Самостоятельная оценка литературного произведения, героев (доклады, семинарские занятия, сочинения, участие в диспутах).


Выступление на диспуте.

Сочинение на частные темы как результат своей работы над произведением.

6

Из литературы 20 века

22

Чтение произведений в доме и в классе; Составление плана;

Слушание художественного чтения Близкие к тексту и сжатые пересказы; Рассматривание иллюстраций и оценка их Работа над текстом художественного произведения, анализу эпизода или целого произведения;

Пересказ как прием анализа;

Анализ образа героя. сравнительная характеристика героев;

Подбор цитат для ответа на поставленный вопрос; Самостоятельный анализ части, эпизода изучаемого произведения, анализ целого, не изучаемого в школе произведения;

Самостоятельная оценка литературного произведения, героев (доклады, семинарские занятия, сочинения, участие в диспутах).

Конспективное изложение результатов анализа произведения, сравнительного анализа произведений разных искусств. анализа поставленной проблемы;

Составление плана к своему развернутому ответу, к докладу и сочинению.

Заучивание наизусть;

7

Из зарубежной литературы

4

Чтение произведений в доме и в классе;

Близкие к тексту и сжатые пересказы; Анализ


образа героя, сравнительная характеристика героев; Устные и письменные отзывы о только что прочитанном произведении.

Планируемые результаты освоения предмета Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

  • видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
  • обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
  • видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

—- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией творчеством;

  • различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
  • определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
  • сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции:
  • выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

  • видеть конкретных образов;
  • находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбранный жанр;
  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
  • выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
  • сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
  • редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.


Формы контроля:

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица);

выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана га произведению, в том числе цитатного: составление сравнительной характеристики        по        заданным        критериям;        викторина,        игра.

  • итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащеюся, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.

Используемые технологии:

Для того чтобы сделать учебный процесс интересным и насыщенным, необходимо применение новых технологий, нового подхода в преподавании. Сегодня актуальны современные технологии, в основе которых лежат принципы деятельностного подхода и развивающего обучения:

-7 Интерактивное обучение

В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе. Эти приемы можно классифицировать следующим образом:

  • сходства/различия;
  • ранжирование;
  • поиск соответствий;
  • рейтинг;
  • классификация;
  • обобщение;
  • верно/неверно;
  • правильно или требует изменений;
  • преимущества и недостатки;
  • выявление последствий;
  • «как вы думаете?»;
  • исследование и отчет;
  • ролевая игра;
  • мозговой штурм;
  • дебаты.

Технология «Метод проектов»


Основная цель метода проектов - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:

  1. По методу, доминирующему в проекте:
  • исследовательские
  • творческие
  • приключенческие, игровые
  • информационные
  • практико-ориентированные
  1. По характеру координирования проекта:
  • с явной координацией
  • со скрытой координацией
  1. По характеру контактов:
  • внутренние (региональные)
  • международные
  1. По количеству участников:
  • индивидуальные
  • парные
  • групповые
  1. По продолжительности проведения:
  • краткосрочные
  • средней продолжительности, долгосрочные.
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • И КТ-технологии.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

  • В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. - М.:Просвещение,2011.

В.Я.Коровина, В. П.Журавлев, В.И.Коровин. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе.- М.: Просвещение, 2011.

Кроме того, учителем для подготовки и проведения уроков используются следующие пособия:

  • В.Я.Коровина, И.С.Збарский. Литература. 8 класс. Методические советы. -


  • Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Универсальное пособие. - М.: Вако, 2010.

Электронные ресурсы.

  1. http//www. Gramota.ru
  2. http// www.ruscenter.ru
  3. http//www.slovesnik.ru
  4. http// www.repetitor. 1 c.ru
  5. http//www. gramotey.ericos.ru
  6. http://gia.edu.ru/ru
  7. http://window.edu.ru
  8. http://edu.ru
  9. Российский общеобразовательный портал
  10. Полнотекстовая электронная библиотека учебных и учебно-методических материалов
  11. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для общего (среднего) образования
  12. Книги. CD/DVD. Аудио/Видеокассеты. Оборудование и наглядные пособия. Программное обеспечение.
  13. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  14. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  15. Всероссийский интернет-педсовет
  16. Российский совет олимпиад школьников (РСОШ)
  17. Олимпиады для школьников.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

  1. Компьютер.
  2. Мультимедиапроектор.
  3. Аудиторная доска с магнитной поверхностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....