Презентация "Одушевленные существительные"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В школьных учебниках русского языка мало говорится о категории одушевленности и неодушевленности. Но она представляет собой один из интереснейших лингвистических феноменов. Поэтому данное исследование является актуальным.
Цель : Проанализировать информацию о категории одушевленных существительных Рассмотреть колеблющийся грамматический показатель одушевленности и неодушевленности
Задачи: 1. Сбор и анализ информации по спорным вопросам по теме. 2. Анализ и систематизация имеющейся информации по категории одушевленности
Объект исследования – категория одушевленности и неодушевленности в русском языке. Предметом исследования избраны одушевленные существительные
Методы: Поисковый метод Теоретический анализ специальной литературы
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что подробно изучая категорию одушевленности в русском языке, мы пополним свои знания.
Новизна : рассматриваются одушевленные в существительные, которые в курсе школьной программы даются как неодушевленные. В тувинском языке нет такой категории, но есть слова, которые представляют интерес.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть представлены в форме сообщения на уроке, на школьной НПК, также могут быть помещены в школьной газете .
Что такое «одушевленный» и «неодушевленный» предмет? Отнесение имен существительных к одушевленным или неодушевленным связано с разделением человеком окружающего мира на живое и неживое.
Как определяется одушевленность имени существительного? Совпадение формы вин. и род . падежей в ед. и мн. числе у сущ -х мужского рода ( вижу человека, оленя, друзей, медведей) и только во мн. числе у сущ -х жен. и ср. рода (вижу женщин, животных) .
О душевлённые существительные: Боги и мифические существа, представляемые как живые. Названия шахматных и карточных фигур . Существительные, называющие кукол . Существительные, обозначающие умершего человека: мертвец, покойник, утопленник.
Почему мертвец , покойник одушевленные ? Род. п. М н.ч . нет мертвец ов , покойник ов , усопш их Вин. п. М н.ч . виню мертвец ов , покойник ов , усопш их .
Почему слова народ, толпа, стая неодушевленные? Грамматическое обобщение семантики выражается в морфологическом показателе неодушевленности: ( В.п . = И.п .): вижу толпы, народы, стаи, стада и т.п.
И мена существительные, обозначающие растения – неодушевленные. Ученые отмечают: «...под живым понимается предмет, способный к самостоятельному передвижению, так что растения относятся к неживым предметам»
О дни и те же слова ведут себя то как одушевленные, то как неодушевленные. М икробиология изучает различных бактерий. – Бактерии можно идентифицировать по свойствам . Она уносит с собой свои куклы – Перед сном она играла и кормила кукол .
К неодушевлённым относятся существительные: Относятся существительные, обозначающие совокупность живых существ: народ, стая, войско . Собирательные существительные : студенчество, человечество, молодежь (не имеют грамматического показателя одушевлённости )
В тувинском языке нет категории одушевленности. О душевленным считается только человек, а также совокупность живых существ: народ , войско , молодежь и др. (не как в русском языке!) Кым ? Кижи, башкы . Кымнар ? Чон , студентилер , аныяктар
Это интересно! Сказочные герои – Аскак-кадай , Ак-Сал ирей – одушевленные! Но в тувинских сказках злая колдунья Чылбыга (подобие русской Бабы яги ) и отрицательные герои Шулбус , Аза - неодушевленные! А мыслятся-то как одушевленные! Очень много спорных слов. Например, Бурган . Одни и те же слова ведут себя то как одушевленные, то как неодушевленные.
Заключение. Одушевленные и неодушевленные сущ -е обозначают предметы, осмысливающиеся как живые и неживые. 1 ) мыслимый как бывший живым ( мертвец, покойник ); 2) мысленно представляемый живым ( русалка, леший ); 3) мыслимый как подобие живого ( кукла, валет, ); 4) мыслимый как совокупность живого ( народ, толпа ). Таким образом, категория одушевленности и неодушевленности отражает установку человеческого мышления.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"
Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....
имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное
урок в 5 классе по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...
Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)
Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...
Несклоняемые существительные. Разносклоняемые существительные. Повторение о существительном
Разработки к урокам. в помощь учителю....
Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.
Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...