Выступление по теме самообразования на методическом объединении
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Выступление по теме самообразования на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме "Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_i_metodika_obucheniya.docx14.44 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме самообразования на методическом объединении учителей русского языка и литературы

"Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время"

Сегодня одной из важнейших задач общего образования является достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем. При этом овладение методами проектной и исследовательской деятельности учёные относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных учащихся.

Сущность развития личности в данном случае состоит в качественном изменении деятельности учащихся. Прежде чем начинать исследовательскую и проектную работу необходимо детям чётко объяснить, что это такое. В словаре С.И.Ожегова сказано:"Исследовательский- это относящийся к научным исследованиям;"исследовать-подвергнуть научному изучению"."Проект- разработанный план сооружения. Замысел. План".Само понятие "проект" заимствовано из латинского языка и имеет смысл-"брошенный вперед".

Итак, перед началом работы ознакомим учащихся с понятием "исследовательская"и "проектная деятельность".

Учебная исследовательская деятельность-это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующейся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Можно выделить следующие условия формирования исследовательских умений школьников.

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений проводится в классе как на уроке, так и вне его.

Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, возможности реализации и самосовершенствования собственных возможностей.

Творческая среда. Педагогом должна быть создана творческая ,рабочая атмосфера с целью поддержки интереса к исследованию.

Учет возрастных особенностей. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия уровне. Исследование должно быть посильным, интересным и полезным.

Технология развития исследовательских умений. Цель технологии- пропедевтическая работа по развитию исследовательских умений. При организации учебной деятельности можно выделить четыре блока умений:

-умение организовать свою работу (организация своего рабочего места, планирование работы);

-умения и знания исследовательского характера (выбор темы, целеполагание,  умение выстроить структуру исследования, методы исследования ,поиск информации);

-умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, понятия, смысловые части текста, умение выделять главное, краткое изложение, формирование определений, выводы, условные знаки, доказательство, аргументы, вступление, заключение);

-умение представить результат своей работы (требования к докладу, к речи участника, оформлению и демонстрации, презентации).

Алгоритм исследовательской работы:

Определение объекта

Объект исследования

Тема

Источники (литература)

Определение проблемы

Цель ( установить, выявить, обосновать, разработать)

Задачи (план исследования)

Гипотеза

Описанные организационно-педагогические условия позволяют решать задачи развития исследовательских умений школьников и овладения новыми способами добывания знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании руководителей городских методических объединений

Доклад по теме «Развитие профессиональной компетентности педагогов в сфере использования дистанционных образовательных технологий в работе с одарёнными детьми» (14.11. 2012г.)....