Разработка урока "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных в устной и письменной речи."
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Конспект урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1
Тема урока.
Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных в устной и письменной речи.
Цель урока: научиться применять знания о СПП в устной и письменной речи при работе с текстами разных типов речи.
Задачи урока:
- научиться использовать СПП с разными видами придаточных в устной и письменной речи;
- совершенствовать пунктуационные навыки;
- совершенствовать умение использовать предложения с разными видами подчинения для решения конкретной коммуникатвной задачи;
- развивать умение создавать тексты разных типов речи.
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, применение изученного материала на новом уровне, контроль знаний)
Форма проведения урока: урок актуализации знаний и умений.
Оборудование урока: презентация, раздаточный материал – карточки.
План урока:
1. Оргмомент.
2. Этап актуализации, постановка темы и определение задач урока.
3. Проверка домашнего задания
3. Работа с материалом по группам.
4. Итоговая беседа.
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание (дифференцированное).
7. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Ход урока:
- Оргмомент.
УЧИТЕЛЬ: Добрый день, уважаемые гости, мы рады вас видеть сегодня у нас на уроке в 9А классе. Надеюсь, что вам будет сегодня интересно.
Ребята, здравствуйте! Садитесь. Итак, настраиваемся на работу, надеюсь, что она будет плодотворной. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
СЛАЙД 2
- Этап актуализации. Постановка темы и определение задач урока:
УЧИТЕЛЬ: Итак, перед нами текст, который поможет нам сформулировать тему сегодняшнего урока. Прочитайте его внимательно и обратите внимание, какие преимущественно виды предложений используются в нем ( один ребенок читает текст).
1.Счастье - высшая степень удовлетворённости человека. 2.Когда человек счастлив, он готов расцеловать весь мир и подарить любовь каждому, кого встретит на своём пути. 3.Это то самое состояние, когда человек чувствует себя на своём месте, когда ощущает себя нужным и любимым, его ничто не беспокоит и в душе у него только радость. 4.Хотя у людей возникают разные ассоциации со словом счастье, большинство связывает его с такими понятиями как тепло и веселье в сердце. 5.Если человек умеет радоваться жизни, то он может считать себя счастливым, потому что это умение поможет ему смело смотреть в лицо неприятностям и даже в плохом находить хорошее.
6.Будет ли человек счастлив, зависит не только от того, что ему встречается в жизни, но и от того, как он реагирует на все происходящее с ним.
7.Счастье - это гармония окружающего мира с человеком. 8.Вся прелесть счастья заключается в том, что оно доступно абсолютно каждому человеку, если он следует зову своего сердца.
УЧИТЕЛЬ: Еще раз задам свой вопрос, какие преимущественно предложения используются в тексте?
УЧИТЕЛЬ: А как вы думаете почему так много СПП с несколькими придаточными использовал автор?
УЧИТЕЛЬ: С помощью этих предложений мы понимаем смысл сказанного, потому что в этих предложениях содержится много чего?
УЧИТЕЛЬ: В них много информации, то есть эти предложения информативные, поэтому они помогает автору глубже раскрыть понятие счастья.А происходит это опять же за счет большого количества придаточных предложений.
УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте попробуем сформлировать тему урока
ДЕТИ: СПП с разными видами придаточных.
УЧИТЕЛЬ: Правильно, но хотелось бы более точно сформулировать тему. Вот мы сейчас с вами, что делали: девочка - читала , мы -слушали. То есть работали с какой речью?
ДЕТИ: устной и письменной.
УЧИТЕЛЬ:Итак, как вы думаете, как теперь будет звучать тема урока?
СЛАЙД 3
ДЕТИ: Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных в устной и письменной речи
УЧИТЕЛЬ: А какой тип речи использовал автор при составлении этого текста. Где мы часто встречаемся с типом речи рассуждение?
УЧИТЕЛЬ: Соответственно, такие СПП вы можете использовать при написании сочинения-рассуждения.
УЧИТЕЛЬ: Записываем тему к себе в тетради.
СЛАЙД 4
УЧИТЕЛЬ: Какие задачи мы поставим перед собой.
ДЕТИ:
- научиться использовать СПП с разными видами подчинения в устной и письменной речи.
- совершенствовать пунктуационные навыки.
- совершенствовать умение использовать предложения с разными видами подчинения для решения конкретной коммуникатвной задачи.
- развивать умение создавать тексты разных типов речи
3. Проверка домашнего задания
УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте проверим ваше домашнее задание, повторим все, что мы знаем о СПП с разными видами подчинения.
Три человека идут к доске, находят предложения, составляют схему и определяют вид придаточных:
1 ученик - СПП с однородным подчинением
3-Это то самое состояние, когда человек чувствует себя на своём месте, когда ощущает себя нужным и любимым, его ничто не беспокоит и в душе у него только радость.
2 ученик - СПП с последовательным подчинением
8.Вся прелесть счастья заключается в том, что оно доступно абсолютно каждому человеку, если он следует зову своего сердца.
3 ученик- СПП с параллельным
2.Когда человек счастлив, он готов расцеловать весь мир и подарить любовь каждому, кого встретит на своём пути.
В это время учитель проводит устный опрос:
- какие виды придаточных вы знаете;
- придаточное изъяснительные ;
- придаточные определительные;
- придаточные обстоятельственные;
- придаточные приоединительные;
- параллельное подчинение придаточных;
- последовательное подчинение придаточных;
- однородное подчинение придаточных;
- чем отличаются союзы от союзных слов.
Раз мы определили тему нашего урока «СПП с разными видами придаточных в устной и письменной речи», то давайте вспомним какие типы речи мы знаем:
ДЕТИ: повествование, описание, рассуждение
Проверяем, написанное на доске.
4. Ход урока
А теперь ребята работаем с темой нашего урока.
Делимся на 3 группы, при работе со следующими предложениями один ученик из группы читает, другие участники группы определяют виды придаточных
Итак, выполняем следущие задания.
СЛАЙД 5
1 группа- найти и записать предложение, с однородным подчинением придаточных и расставить знаки препинания
2 группа -найти и записать предложение с параллелным подчинением придаточных
3 группа -найти и записать предложение с последовательным подчинением придаточных
Хотя этот родник и не указан на карте России но люди приходят сюда постоянно чтобы полюбоваться этим удивительным культурным памятником.
Чтобы удержать захваченный город и пресечь любую помощь партизанам гитлеровцы вели беспрестанный огонь.
Есть в истории России события которые тяжело принять даже спустя многие десятилетия потому что слишком много человеческих жизней они унесли.
СЛАЙД 6
1 группа- найти и записать предложение с параллелным подчинением придаточных
2 группа -найти и записать предложение с последовательным параллелным подчинением придаточных
3 группа -найти и записать предложение с однородным подчинением придаточных
Когда пришла зима 1941 года немецкое командование сочло важным захват этого города для того чтобы использовать его как опорную платформу для продвижения на Москву.
Если бы не стойкость всех жителей города не их бесконечная вера в лучшее то наверное исход этой операции был бы иной.
Например Андреев колодец где люди могут набрать чистой родниковой воды которая струится из подземных источников.
СЛАЙД 7
1 группа- найти и записать предложение с последовательным подчинением придаточных
2 группа -найти и записать предложение с однородным подчинением придаточных
3 группа -найти и записать предложение с параллельным подчинением придаточных
Именно в этом селе есть замечательные по своей красоте места которых нет больше нигде и которые способны заинтриговать даже самого искушенного туриста.
Но солдаты Красной армии не испугались и решили, что нужно быстрее начать наступательную операцию потому что удачный исход этой атаки был важен не только для этого город но и для успешного наступления на Тульском направлении.
Чтобы люди не забывали об этом подвиге государство каждый год проводит различные мероприятия которые служат напоминанием для всех живущих о великой силе русского человека способного вынести и голод и холод.
УЧИТЕЛЬ: Итак, вы записали себе три предложения с однородным, параллельным и последовательным подчинением, все они у вас объединены определенной темой. Теперь расположите их в такой последовательности, чтобы у вас получился связный текст, добавив при это первое, вводное, предложение.
При этом вам надо угадать о чем рассказывается в вашем тексте и ввести эту информацию в первое предложении, связав его с основным содержанием
У вас 2-3 минуты на раздумье
Прочитайте , что у вас получилось ( читает один ученик, а остальные сверяют его текст с тем, что на слайде)
СЛАЙД 8
1 группа Елецкая операция ( повествование)
Город Елец был важной стратегической точкой для немецкой армии.
Когда пришла зима 1941года , немецкое командование сочло важным захват этого города, для того чтобы использовать его как опорную платформу для продвижения на Москву. Чтобы удержать захваченный город и пресечь любую помощь партизанам, гитлеровцы вели беспрестанный огонь.Но солдаты Красной армии не испугались и решили, что нужно быстрее начать наступательную операцию, потому что удачный исход этой атаки был важен не только для этого города, но и для успешного наступления на Тульском направлении.
СЛАЙД 9
2 группа Талицкий край (описание)
В Елецком районе есть удивительное село Талица.
Именно в этом селе есть замечательные по своей красоте места, которых нет больше нигде и которые способны заинтриговать даже самого искушенного туриста. Например, Андреев колодец, где люди могут набрать чистой родниковой воды, которая струится из подземных источников. Хотя этот родник и не указан на карте России, но люди приходят сюда постоянно,чтобы полюбоваться на этот удивительный культурный памятник.
СЛАЙД 10
3 группа Блокада Ленинграда ( рассуждение)
Подвиг ленинградцев достоин вечной памяти.
Есть в истории России события, которые тяжело принять даже спустя многие десятилетия, потому что слишком много человеческих жизней они унесли. Если бы не стойкость всех жителей города, не их бесконечная вера в лучшее,то, наверное, исход этой операции был бы иной. Чтобы люди не забывали об этом подвиге, государство каждый год проводит различные мероприятия, которые служат напоминанием для всех живущих о великой силе русского человека, способного вынести и голод, и холод.
Учитель: Определите, какой тип речи в вашем тексте.
Итак, вы составили тексты разных типов речи. Что вы можете сказать об употреблении в них сложных предложений?
УЧИТЕЛЬ: Сложноподчиненные предложения как бы «приспособлены» для выражения сложных смысловых и грамматических отношений.
УСТНАЯ РАБОТА
Мы сейчас преимущественно работали с письменной речью, давайте попробуем употребить СПП с разными придаточными в устной речи.
Совсем недавно прошло устное собеседование, которое показало, что есть определенные сложности именно в устной речи, а особенно в диалоге. Поэтому следующее наше задание будет направлено на исправление этих ошибок.
Плюсом к этому мы с вами станем не только лингвистами, но и историками, и краеведами .
Задание:
1, 2 и 3 группы— посмотрите внимательно на ваш текст, вспомните, что вы проходили на уроках истории, биологии, классных часах и сформулируйте вопрос остальным ребята, отталкиваясь от темы вашего текста. А тот , кто будет отвечать на вопрос должен постараться создать СПП с несколькими придаточными.
3 ВОПРОСА:
3 ОТВЕТА:
УЧИТЕЛЬ подводит итоги работы, определяет, что получилось, с чем не справились ученикив в этом задании
СЛАЙД 11
7. Рефлексия и подведение итогов:
(Цель: дать оценку работы класса и отдельных учащихся.)
А теперь подумайте, чему вас научил этот урок, что у вас получилось, а над чем еще надо поработать.
Продолжите незаконченные предложения:
- Сегодня на уроке я узнал, что...
- Знания, которые я приобрел, понадобятся мне ...
- У меня получилось (не получилось) сегодня …
Выставление оценок.
СЛАЙД 12
6. Домашнее задание (по выбору):
- написать сочинение-рассуждени на тему «Русский язык без сложноподчиненных предложений?!», использую СПП предложения.
- Выполнить упражнение № 269
УРОК ЗАКОНЧЕН, ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предложение в устной и письменной речи (синтаксис и пунктуация).Предложение как речевое высказывание.
Материал может быть использован и на уроках русского языка, и во внеклассной работе с учителем. Упражнения расширят и углубят сведения по данной теме: " Предложение как речевое выска...
методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...
Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.
В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...
фрагмент урока русского языка в 11 классе по теме: "Типология и функционирование сложных предложений в устной и письменной речи".
Цель урока: 1.повторить и закрепить обобщенный теоретический материал по теме: «Типы сложного предложения. Пунктуация сложного предложения», представив групповые домашние проекты; отработ...
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Задачи преодоления различных видов нарушений устной и письменной речи
Задачи преодоления различных видов нарушений устной и письменной речи...
Обобщение изученного по теме «Сложное предложение с разными видами связи». Повторение изученного. Защита исследовательского проекта «Использование в разговорной речи сложных предложений»
маршрутный лист дистанционного урока...
Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...