Правильно ли мы говорим? (серия статей, посвященных речевым и грамматическим ошибкам в современной речи)
статья по русскому языку (9, 10, 11 класс) по теме
Правильно ли мы говорим? Детальный разбор формирования слов "волнительный" и "касаемо".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravilno_li_my_govorim.docx | 12.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Правильно ли мы говорим? (серия статей, посвященных речевым и грамматическим ошибкам в современной речи)
Словотворчество и его казусы
Правильно ли мы говорим? Этот тривиальный вопрос задавался множество раз, "а воз и ныне там"! В нашей речи появилось много слов и словечек непонятного происхождения и сомнительного использования.
"Волнительные ощущения"....Довольно часто мы слышим это неуклюже сляпанное и необъяснимо образованное слово "волнительный". Действительно, если это прилагательное, то оно может быть либо отыменным (из несуществующего слова "волнитель"), либо глагольным от слова "волновать". Но морфемный и словообразовательный анализ не позволяют вывести истоки этого слова ни из существительного, ни из глагола. Уместно говорить в этой речевой ситуации только о причастии "волнующий" - другого варианта быть не может.
А как возникло слово "касаемо"? По форме это наречие из якобы существующего страдательного причастия "касаемый", которое, в свою очередь, образовано из глагола "касаться". Так вот. Из возвратных глаголов не может быть образовано страдательное причастие. Фразу можно построить только так: "а что касается....."
Менее заметны ошибки в использовании глаголов "поклеить" и пошить". Оба глагола имеют право на существование. Но только не в том контексте, который используется многими (поклеить обои, пошить платье). Приставка "по" в этой речевой ситуации обозначает недолгое действие, как в словах "побегать", "поиграть", то есть временно что-то делать. То же самое в слове "пошить": следует говорить "сшить - сшито", а не "пошить - пошито", обои же можно "клеить", а потом "наклеить" или "поклеить", но с перерывом "на обед".
Л. Ш. Сагадиева,
учитель русского языка и литературы,
почетный работник общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему: «Перелетные птицы». Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С – Щ.
Урок на тему «Перелетные птицы» в 5 классе для глухих учащихся с задержкой психического развития включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и развития речевого слуха....
презентация "Речевые и грамматические ошибки"
презентация "Речевые и грамматические ошибки" включает теоретический материал, а также задания для самостоятельной работы....
Речевые и грамматические ошибки(рекомендации ФИПИ)
классификация речевых ,грамматических ошибок(ФИПИ)...
Речевые ошибки в письменной речи как отражение устной речи.
Занятие элективного курса "Практическая стилистика"...
Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему: «Перелетные птицы». Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С – Щ.
Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему "Перелетные птицы". Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С - Щ....
Мастер-класс по теме: "Речевые и грамматические ошибки в изложении и сочинении на ОГЭ и ЕГЭ"
Материалы к мастер-классу по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ...
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Цель: дать характеристику основным орфоэпическим нормам современного русского литературного языка; назвать типичные акцентологические ошибки в современной речи....