Мастер-класс по теме: "Речевые и грамматические ошибки в изложении и сочинении на ОГЭ и ЕГЭ"
материал для подготовки к егэ (гиа, 9, 11 класс) на тему
Материалы к мастер-классу по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oge_ege.pptx | 170.15 КБ |
master-klass.docx | 18.5 КБ |
k_master-klassu.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грамматические ошибки Грамматическая ошибка – нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. Т.е. грамматические ошибки связаны с образованием слов и построением . Грамматика=морфология + синтаксис
Речевые ошибки Речевая ошибка – это нарушение лексических норм, т.е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слов. Речь=лексика
Задания ЕГЭ № 5 (лексическая сочетаемость) и № 6 (лексические ошибки) соответствуют речевым нормам в сочинении. Задания ЕГЭ № 7 (морфология) и № 8 (синтаксические нормы) соответствуют грамматическим нормам.
Типы грамматических ошибок Ошибочное словообразование ( упрямость ), образование форм различных частей речи (более страннее, с восьмистами , ихний и др.)
Типы грамматических ошибок 2) Нарушение согласования или управления (благодаря применения; писателю, рассказавшего) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым (большинство людей одобрило) Нарушение границ предложения. ( Хотелось бы рассказать о любви. Потому что эта тема всегда актуальна). Нарушение видовременной соотнесенности глаголов. (Митрофанушку воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом).
Типы грамматических ошибок 3) Построение предложения с однородными членами, причастным оборотом, деепричастным оборотом, при построении сложного предложения и прямой и косвенной речи. (Вернувшись домой, мне не хотелось делать уроки. Рассмотренная тема мною очень актуальна.)
Типы речевых ошибок Употребление слова не в том значении (Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты) Употребление лишних слов – плеоназм (моя автобиография) Употребление рядом однокоренных слов – тавтология (в повести повествуется)
Типы речевых ошибок 2) Неразличение паронимов (эффектное решение) Неразличение синонимов (в конечном предложении)
Типы речевых ошибок 3) Неуместное употребление эмоционально-красочных слов и фразеологизмов ( П ушкин то и дело использует средства выразительности) Неуместное употребление слов иной окраски, просторечия, жаргона (автор зациклился на этой проблеме) Неуместное повторение слова (Автор рассказывает о любви. Позиция автора заключается…)
Предварительный просмотр:
Особенности подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку заключаются не только в том, чтобы правильно обучить ребенка, но и в том, чтобы задать направление для корректировки собственных ошибок. Одной из важнейших частей подготовки является наша проверка работ обучающихся на ЕГЭ и ОГЭ. Я имею в виду не тестовую часть, которую ученики могут даже решить в интернете, сверив с ответами, а написание изложения и сочинения, потому что здесь без нашей помощи не обойтись.
Будучи экспертом по проверке, я столкнулась с проблемой: у большинства экспертов при проверке расходятся мнения. Однако речь не идет о содержании, где каждый из нас может трактовать его по-своему и не соглашаться друг с другом. Речь идет о таких значимых вещах, как речь и грамматика, а ведь это немаловажно. В зависимости от вида ошибки ребята могут потерять или приобрести разное количество баллов. Чтобы научить ребенка, нам самим необходимо грамотно разграничивать грамматические и речевые ошибки, ведь иначе ученик не сможет понять, над чем ему работать.
В 11 классе нам приходят на помощь задания из ЕГЭ, которые учат распознавать лексические, морфологические и синтаксические ошибки. И получается, что, обучая детей поиску и редактированию ошибок, порой мы сами редактируем сочинения не совсем верно.
Поэтому сегодня на мастер-классе я предлагаю освежить в памяти типы ошибок, опираясь на знания ЕГЭ, а также немного поредактировать.
Речевые ошибки.
Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.
Пушкин попросил царя, чтобы его возобновили в старом чине.
Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.
У меня сегодня праздное настроение.
Когда мальчики пришли к реке, мальчикам захотелось искупаться.
Первый выпуск журнала был встречен с большой заинтересованностью.
В селе Новоселки возвели новый коровник и воздвигли баню.
Командировочному долго пришлось ждать оформления документов.
Ребенок родился в марте месяце.
Грамматические ошибки.
Те, кто имели малейшую возможность, уехали из города.
Нужно уметь сдерживать и управлять своими эмоциями.
С подобными ситуациями мы сталкиваемся все более чаще.
После уезда за границу герой начинает тосковать по родине.
Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.
Разграничьте типы ошибок.
- Чем мы будем строже к своим детям, тем больше толку из них выйдет.
- Прочитав текст Кузнецова, у меня возникло чувство жалости к герою.
- На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей, забавных инцидентов.
- Незнание иностранных языков было его Ахиллесовой пятой.
- Ребята пели песню о природе.
- В спорте большое значение играет упорная тренировка и выдержка.
- Ураган, вопреки опасений, не нанес серьезного ущерба.
- Алексей Степанович по окончанию училища пошел работать на завод.
- Нам нельзя отступать назад.
- Большинство работ посвящены изучению прикладной механике.
Найдите в сочинении грамматические и речевые ошибки.
Стоит ли держать книги в идеальном состоянии или нет? Над этим вопросом задумывались многие. Д.Н. Мамин-Сибиряк поднимает проблему обращения с книгами современными детьми.
По мнению писателя современные дети недостаточно уважительно относятся к книгам: мнут их, трогают грязными руками, рисуют каракули на полях. По его мнению к книге надо относиться бережно и иметь «особенное уважение к ней как к предмету высшего духовного порядка».
Я не разделяю позицию автора. Для меня идеально чистая и ухоженная книга – просто стопка бумаги. Другое дело книги прорисованные. Немного потрепанные, с загнутыми углами страниц. Когда берешь такую книгу, сразу вспоминаешь, как с ней работал, загнутые углы помогают вернуться к интересным моментам, рисунки напоминают об эмоциях, испытанные во время прочтения.
Я как-то пришел к другу в гости, и у него на полке стояло несколько книг. Мой взгляд сразу упал на самую потрепанную книгу. Это оказалось его любимое произведение, которое он перечитывал не один раз. Он говорил, что в новой книге еще «нет души».
В заключение можно сделать вывод, что однозначного мнения по этому поводу нет. Как читать – это личное дело каждого.
Все дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память жива в сердцах и душах людей. Как можно забыть героический подвиг, совершенный нашими воинами.
Четыре военных года трагические и тяжелые. Но память человека со временем забывает, к тому же становится все меньше ветеранов, которые прошли войну и о ней рассказали.
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий снято фильмов и творений искусства.
Есть боль, не покидающая душу человека, потеряв много близких. Сохраним память к участникам Великой Отечественной войны.
Предварительный просмотр:
Речевые ошибки.
Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.
Пушкин попросил царя, чтобы его возобновили в старом чине.
Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.
У меня сегодня праздное настроение.
Когда мальчики пришли к реке, мальчикам захотелось искупаться.
Первый выпуск журнала был встречен с большой заинтересованностью.
В селе Новоселки возвели новый коровник и воздвигли баню.
Командировочному долго пришлось ждать оформления документов.
Ребенок родился в марте месяце.
Грамматические ошибки.
Те, кто имели малейшую возможность, уехали из города.
Нужно уметь сдерживать и управлять своими эмоциями.
С подобными ситуациями мы сталкиваемся все более чаще.
После уезда за границу герой начинает тосковать по родине.
Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.
Разграничьте типы ошибок.
- Чем мы будем строже к своим детям, тем больше толку из них выйдет.
- Прочитав текст Кузнецова, у меня возникло чувство жалости к герою.
- На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей, забавных инцидентов.
- Незнание иностранных языков было его Ахиллесовой пятой.
- Ребята пели песню о природе.
- В спорте большое значение играет упорная тренировка и выдержка.
- Ураган, вопреки опасений, не нанес серьезного ущерба.
- Алексей Степанович по окончанию училища пошел работать на завод.
- Нам нельзя отступать назад.
- Большинство работ посвящены изучению прикладной механике.
Найдите в сочинении грамматические и речевые ошибки.
Стоит ли держать книги в идеальном состоянии или нет? Над этим вопросом задумывались многие. Д.Н. Мамин-Сибиряк поднимает проблему обращения с книгами современными детьми.
По мнению писателя современные дети недостаточно уважительно относятся к книгам: мнут их, трогают грязными руками, рисуют каракули на полях. По его мнению к книге надо относиться бережно и иметь «особенное уважение к ней как к предмету высшего духовного порядка».
Я не разделяю позицию автора. Для меня идеально чистая и ухоженная книга – просто стопка бумаги. Другое дело книги прорисованные. Немного потрепанные, с загнутыми углами страниц. Когда берешь такую книгу, сразу вспоминаешь, как с ней работал, загнутые углы помогают вернуться к интересным моментам, рисунки напоминают об эмоциях, испытанные во время прочтения.
Я как-то пришел к другу в гости, и у него на полке стояло несколько книг. Мой взгляд сразу упал на самую потрепанную книгу. Это оказалось его любимое произведение, которое он перечитывал не один раз. Он говорил, что в новой книге еще «нет души».
В заключение можно сделать вывод, что однозначного мнения по этому поводу нет. Как читать – это личное дело каждого.
Все дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память жива в сердцах и душах людей. Как можно забыть героический подвиг, совершенный нашими воинами.
Четыре военных года трагические и тяжелые. Но память человека со временем забывает, к тому же становится все меньше ветеранов, которые прошли войну и о ней рассказали.
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий снято фильмов и творений искусства.
Есть боль, не покидающая душу человека, потеряв много близких. Сохраним память к участникам Великой Отечественной войны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматические ошибки в структуре слова и словосочетания.
В презентации рассматриваются основные ошибки в структуре слова и словосочетания....
Грамматические ошибки в структуре предложения
Презентация может быть использована при подготовке к ЕГЭ. В презентации представлены основные типы ошибок в структуре предложения....
Наиболее распространенные грамматические ошибки
Грамматические ошибки...
Грамматические ошибки.Ошибка в построении предложения с однородными членами .
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила: Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагател...
Грамматические ошибки. Ошибки в употребление предлогов
Данная презентация может быть использована на уроках русского языка в 5-7 классах...
Мастер-класс по русскому языку "Значение и грамматические признаки имени прилагательного"
Мастер-класс по русскому языку: "*Значение и грамматические признаки имени прилагательного"....
Мастер-класс "Системно-деятельностный подход при обучении грамматической стороне речи"
Мастер-класс подготовили учителя английского языка С.В.Солодкая и С.И.Попова МАОУ СОШ №21 г.Сыктывкара...