Сочинение-репортаж по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Тема урока « Подготовка к сочинению по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».
Тип урока – урок развития речи
Цели урока
Обучающая: углубление представлений о жанровых особенностях репортажа.
Развивающая: отработка и совершенствование навыков написания сочинения в жанре репортажа; совершенствование умения самостоятельно оценивать разные виды репортажа.
Воспитательная: фомирование здорового образа жизни и интереса к творческому труду, профессии журналиста.
Методические приемы: элементы лингвистического анализа текста, обсуждение работ, работа с репродукцией, написание сочинения-репортажа.
Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.
Формы организации работы учителя: рассказ-лекция, аналитическая беседа с учащимися, знакомство с картинами и иллюстрациями, демонстрация слайдов.
Оборудование: презентация PowerPoint, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_po_kartine_saykinoy.docx | 34.97 КБ |
sochinenie_po_kartine_saykinoy.docx | 34.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение-репортаж
по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».
Класс – 7.
УМК - М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. Русский язык. Учебник для 7 класса. – М.: Просвещение, 2010 год.
Тема урока « Подготовка к сочинению по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».
Тип урока – урок развития речи
Цели урока
Обучающая: углубление представлений о жанровых особенностях репортажа.
Развивающая: отработка и совершенствование навыков написания сочинения в жанре репортажа; совершенствование умения самостоятельно оценивать разные виды репортажа.
Воспитательная: фомирование здорового образа жизни и интереса к творческому труду, профессии журналиста.
Методические приемы: элементы лингвистического анализа текста, обсуждение работ, работа с репродукцией, написание сочинения-репортажа.
Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.
Формы организации работы учителя: рассказ-лекция, аналитическая беседа с учащимися, знакомство с картинами и иллюстрациями, демонстрация слайдов.
Оборудование: презентация PowerPoint, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока:
Этапы урока | Содержание | № слайда |
Организационный момент. . | – Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте настроимся на урок. Мы – умные, Мы – дружные, Мы – внимательные, Мы – старательные, Мы отлично учимся, Все у нас получится. Тема сегодняшнего урока – подготовка к сочинению. Вам, как настоящим журналистам, предстоит написать репортаж. Лучший репортаж победит в конкурсе, который мы сейчас и объявим. Итак, стартует конкурс на лучший репортаж о детской спортивной школе. На сегодняшнем уроке развития речи мы с вами будем учиться описывать действия, которые производят люди, когда они выполняют определённую работу, занимаются каким-либо видом спорта. Наша главная задача – поработать творчески и подготовиться к написанию сочинения в жанре репортаж. Эпиграфом к нашему уроку могут стать слова двух замечательных людей: К.Федина и В.Гиляровского.
| №1, 2 |
Словарная работа (мини исследования учащихся). | Начинаем наш урок со словарной работы. В учебнике даны словарные слова, и дома вы должны были подготовить небольшие исследования (лексическое значение, происхождение, подбор однокоренных слов). (Сообщения о словах ГИМНАСТИКА, ОСАНКА, ЧЕМПИОН, ТРЕНЕР, ТРЕНИРОВАТЬ (СЯ). - Скажите, какая тема объединяет эти слова? (спорт). | Слайд №3-7 |
Проверка домашнего задания. | – А сейчас проверим домашнее задание, зачитайте свои словарные статьи ( толкование слов : репортаж, репортёр). (Сообщение обучающихся). РЕПОРТАЖ — (франц. reportage от англ. report сообщать), жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент … Большой Энциклопедический словарь. Репортаж — информационный жанр, отличающийся оперативностью, завершенностью и событийностью. В репортаже сообщается о новом, еще неизвестном ярком событии, свидетелем, или участником которого был журналист. А корреспондента, человека, доставляющего в газеты известия о событиях дня, называют РЕПОРТЕРОМ. РЕПОРТЕР — (англ. Reporter собиратель новостей) лицо, присутствующее при заседаниях парламента или суда, сборищах народа и т. п. и доставляющее затем о них отчеты, для напечатания в газетах, а также вообще поставщик для печати сведений, представляющих общий интерес. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона). | Слайд №8 |
Актуализация знаний. | - К какому стилю относится такой жанр, как репортаж? (Думаю, что репортаж создается в публицистическом стиле речи.) - Каково назначение публицистического стиля? (Публицистический стиль предполагает воздействие на читателя (если речь идет о журнале, газете) и на слушателя (если речь идет о выступлении на радио, телевидении). – В чем сила его воздействия? (В особой эмоциональности автора, который прямо обращается к читателю, к его чувствам, разуму, говорит о том, что его волнует) - Какая еще важная особенность есть у публицистического стиля, а значит, и у репортажа, как жанра публицистического стиля? (Автор должен высказать свое отношение к тому, о чем он пишет, т.е. должна присутствовать четко выраженная авторская позиция). - Какова цель репортажа? (Познакомить людей с важными и интересными событиями во всех подробностях, воссоздать полную картину события. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они все видели своими глазами). – Что такое «эффект присутствия». Какими средствами он создается? (В репортаже есть описание места действия, характеристика героев, подробное описание того, что они делают, их диалоги. Репортер говорит о том, что видел сам, описывает свои чувства – в этом проявляется авторское «Я») - Какие виды репортажа вы знаете? (Фоторепортаж, телерепортаж, радиорепортаж, газетный (текстовый)). | Слайд №9 |
Работа над сочинением. | Вам предстоит написать репортаж на спортивную тему. Спорт – это жизнь, здоровье. Занятия спортом делают нас сильными, выносливыми, крепкими, мужественными, красивыми. В наше время в России большое значение придается развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни. В 2013 в столице Республики Татарстан городе Казань проходила летняя Универсиада, а в 2014 году в городе Сочи прошла олимпиада. - А мы с вами попробуем создать репортаж о детской спортивной школе. Главное — воссоздать картину происходящего, чтобы читатель мог наглядно представить себе, как протекали действия (стать как бы их очевидцем); автор репортажа описывает не только действия, но и обстановку, в которой они совершаются, с живыми деталями, увиденными им самим в момент события. Для этого необходимо знать то, о чем будешь рассказывать, уметь отбирать главное, писать, чтобы вывести читателя на обобщение, вызвать сопереживание. Для придания материалу большей динамичности, экспрессии он часто начинает рассказ о событии с его кульминации — точки наивысшего развития действия. Динамика создается и за счет использования глаголов, употребленных автором в настоящем времени. Часто в репортаже используется прямая речь, которая может являться средством передачи информации, выступать средством характеристики людей, вносить экспрессию в репортаж, что создает у читателей впечатление живого непосредственного разговора с собеседниками. В написании репортажа нам поможет картина художницы Александры Васильевны Сайкиной «Детская спортивная школа». Прежде чем приступить к работе над картиной, давайте познакомимся с творчеством художницы | Слайд №10 |
Слово о художнице. | Художница Александра Васильевна Сайкина (Народный художник РФ (2009), заслуженный художник РСФСР) родилась в 1925 г. в д. Меленково Ивановской области. Окончила Пензенское художественное училище (1945-1949) и Харьковский государственный художественный институт (1949-1955). Во время войны Александра Васильевна Сайкина, тогда ещё попросту Шура, работала воспитателем в одном из детских садов города Горького. Играла с малышами, учила их петь, рисовать. А после войны, уже будучи взрослой, сама решила всерьез учиться рисованию — поступила в Пензенское художественное училище. Ей повезло с педагогами: живопись там преподавал талантливый художник, сподвижник и последователь И. Репина, Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов, а графику—ученик В.Фаворского. Михаил Емельянович Валукин. Они сразу же подметили в будущей художнице ярко выраженное лирическое начало, её тяготение к пейзажу и натюрморту, стремление опоэтизировать в своих работах самые обыденные для нас предметы и явления. С особой теплотой и любовью А.Сайкина писала всегда природу родного нижегородского края, лица простых людей, живущих на этой земле. За долгие годы работы в искусстве заслуженный художник РСФСР Александра Васильевна Сайкина сумела создать целую галерею прекрасных и обаятельных детских образов: «Девчонки» (1961 г.), «Андрюша» (1965 г.), «Юные мушкетеры» (1974 г.), «Детство» (1977 г.). Свои картины А. В. Сайкина писала на спортивные темы. Ее работы помещались в таких изданиях, как «Спорт в изобразительном искусстве», «Физкультура и спорт». | Слайд №11 |
Физкультминутка | По швам руки ОПУСКАЯ, Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ, Корпус влево НАКЛОНЯЯ, Затем вправо ПРОГИБАЯ, Головою ПОМОТАВ, ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ... ОТДОХНУВ немного дружно, Скажем: "Поработать нужно!" |
Беседа по картине. |
(Много девочек. Они в спортивном клacce. Они гимнастки, занимаются спортом).
| Слайд №12 |
Словарно-стилистическая работа. |
| Слайд №13 |
Подготовка к написанию репортажа. | Итак, на основе увиденного на картине мы подготовим репортаж. Я предлагаю два варианта работы, вы можете выбрать для себя любой из них.
|
План работы над сочинением-репортажем. | Во-первых, вам необходимо дать название своему репортажу, например: «О спорт, ты мир!» или «Спортивная школа».
Для связи между частями сочинения используйте вводные слова и словосочетания (кажется, по-моему, во-первых, во-вторых, я думаю, вероятно, мое мнение, на мой взгляд и т. д.), местоимения (я, она, ты), соединительные союзы и предлоги (и, да, в, на, об и т. п.), наречия (здесь, тут, впереди, сзади, направо, налево, сначала, вверх, вниз). | Слайд №14 Слайд №15 Слайд №16 |
Рефлексия. | -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Что такое репортаж? -Каковы требования к репортажу? -С творчеством какой художницы мы познакомились? |
Задание на дом. | Написать сочинение- репортаж. - Лучшие репортажи мы оформим и поместим на классный уголок. |
Итог урока. | - (Выставление отметок). Я уверена, что с такой работой вы справитесь. Успехов вам, ребята! Спасибо за урок! |
Предварительный просмотр:
Сочинение-репортаж
по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».
Класс – 7.
УМК - М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. Русский язык. Учебник для 7 класса. – М.: Просвещение, 2010 год.
Тема урока « Подготовка к сочинению по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».
Тип урока – урок развития речи
Цели урока
Обучающая: углубление представлений о жанровых особенностях репортажа.
Развивающая: отработка и совершенствование навыков написания сочинения в жанре репортажа; совершенствование умения самостоятельно оценивать разные виды репортажа.
Воспитательная: фомирование здорового образа жизни и интереса к творческому труду, профессии журналиста.
Методические приемы: элементы лингвистического анализа текста, обсуждение работ, работа с репродукцией, написание сочинения-репортажа.
Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.
Формы организации работы учителя: рассказ-лекция, аналитическая беседа с учащимися, знакомство с картинами и иллюстрациями, демонстрация слайдов.
Оборудование: презентация PowerPoint, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока:
Этапы урока | Содержание | № слайда |
Организационный момент. . | – Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте настроимся на урок. Мы – умные, Мы – дружные, Мы – внимательные, Мы – старательные, Мы отлично учимся, Все у нас получится. Тема сегодняшнего урока – подготовка к сочинению. Вам, как настоящим журналистам, предстоит написать репортаж. Лучший репортаж победит в конкурсе, который мы сейчас и объявим. Итак, стартует конкурс на лучший репортаж о детской спортивной школе. На сегодняшнем уроке развития речи мы с вами будем учиться описывать действия, которые производят люди, когда они выполняют определённую работу, занимаются каким-либо видом спорта. Наша главная задача – поработать творчески и подготовиться к написанию сочинения в жанре репортаж. Эпиграфом к нашему уроку могут стать слова двух замечательных людей: К.Федина и В.Гиляровского.
| №1, 2 |
Словарная работа (мини исследования учащихся). | Начинаем наш урок со словарной работы. В учебнике даны словарные слова, и дома вы должны были подготовить небольшие исследования (лексическое значение, происхождение, подбор однокоренных слов). (Сообщения о словах ГИМНАСТИКА, ОСАНКА, ЧЕМПИОН, ТРЕНЕР, ТРЕНИРОВАТЬ (СЯ). - Скажите, какая тема объединяет эти слова? (спорт). | Слайд №3-7 |
Проверка домашнего задания. | – А сейчас проверим домашнее задание, зачитайте свои словарные статьи ( толкование слов : репортаж, репортёр). (Сообщение обучающихся). РЕПОРТАЖ — (франц. reportage от англ. report сообщать), жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент … Большой Энциклопедический словарь. Репортаж — информационный жанр, отличающийся оперативностью, завершенностью и событийностью. В репортаже сообщается о новом, еще неизвестном ярком событии, свидетелем, или участником которого был журналист. А корреспондента, человека, доставляющего в газеты известия о событиях дня, называют РЕПОРТЕРОМ. РЕПОРТЕР — (англ. Reporter собиратель новостей) лицо, присутствующее при заседаниях парламента или суда, сборищах народа и т. п. и доставляющее затем о них отчеты, для напечатания в газетах, а также вообще поставщик для печати сведений, представляющих общий интерес. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона). | Слайд №8 |
Актуализация знаний. | - К какому стилю относится такой жанр, как репортаж? (Думаю, что репортаж создается в публицистическом стиле речи.) - Каково назначение публицистического стиля? (Публицистический стиль предполагает воздействие на читателя (если речь идет о журнале, газете) и на слушателя (если речь идет о выступлении на радио, телевидении). – В чем сила его воздействия? (В особой эмоциональности автора, который прямо обращается к читателю, к его чувствам, разуму, говорит о том, что его волнует) - Какая еще важная особенность есть у публицистического стиля, а значит, и у репортажа, как жанра публицистического стиля? (Автор должен высказать свое отношение к тому, о чем он пишет, т.е. должна присутствовать четко выраженная авторская позиция). - Какова цель репортажа? (Познакомить людей с важными и интересными событиями во всех подробностях, воссоздать полную картину события. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они все видели своими глазами). – Что такое «эффект присутствия». Какими средствами он создается? (В репортаже есть описание места действия, характеристика героев, подробное описание того, что они делают, их диалоги. Репортер говорит о том, что видел сам, описывает свои чувства – в этом проявляется авторское «Я») - Какие виды репортажа вы знаете? (Фоторепортаж, телерепортаж, радиорепортаж, газетный (текстовый)). | Слайд №9 |
Работа над сочинением. | Вам предстоит написать репортаж на спортивную тему. Спорт – это жизнь, здоровье. Занятия спортом делают нас сильными, выносливыми, крепкими, мужественными, красивыми. В наше время в России большое значение придается развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни. В 2013 в столице Республики Татарстан городе Казань проходила летняя Универсиада, а в 2014 году в городе Сочи прошла олимпиада. - А мы с вами попробуем создать репортаж о детской спортивной школе. Главное — воссоздать картину происходящего, чтобы читатель мог наглядно представить себе, как протекали действия (стать как бы их очевидцем); автор репортажа описывает не только действия, но и обстановку, в которой они совершаются, с живыми деталями, увиденными им самим в момент события. Для этого необходимо знать то, о чем будешь рассказывать, уметь отбирать главное, писать, чтобы вывести читателя на обобщение, вызвать сопереживание. Для придания материалу большей динамичности, экспрессии он часто начинает рассказ о событии с его кульминации — точки наивысшего развития действия. Динамика создается и за счет использования глаголов, употребленных автором в настоящем времени. Часто в репортаже используется прямая речь, которая может являться средством передачи информации, выступать средством характеристики людей, вносить экспрессию в репортаж, что создает у читателей впечатление живого непосредственного разговора с собеседниками. В написании репортажа нам поможет картина художницы Александры Васильевны Сайкиной «Детская спортивная школа». Прежде чем приступить к работе над картиной, давайте познакомимся с творчеством художницы | Слайд №10 |
Слово о художнице. | Художница Александра Васильевна Сайкина (Народный художник РФ (2009), заслуженный художник РСФСР) родилась в 1925 г. в д. Меленково Ивановской области. Окончила Пензенское художественное училище (1945-1949) и Харьковский государственный художественный институт (1949-1955). Во время войны Александра Васильевна Сайкина, тогда ещё попросту Шура, работала воспитателем в одном из детских садов города Горького. Играла с малышами, учила их петь, рисовать. А после войны, уже будучи взрослой, сама решила всерьез учиться рисованию — поступила в Пензенское художественное училище. Ей повезло с педагогами: живопись там преподавал талантливый художник, сподвижник и последователь И. Репина, Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов, а графику—ученик В.Фаворского. Михаил Емельянович Валукин. Они сразу же подметили в будущей художнице ярко выраженное лирическое начало, её тяготение к пейзажу и натюрморту, стремление опоэтизировать в своих работах самые обыденные для нас предметы и явления. С особой теплотой и любовью А.Сайкина писала всегда природу родного нижегородского края, лица простых людей, живущих на этой земле. За долгие годы работы в искусстве заслуженный художник РСФСР Александра Васильевна Сайкина сумела создать целую галерею прекрасных и обаятельных детских образов: «Девчонки» (1961 г.), «Андрюша» (1965 г.), «Юные мушкетеры» (1974 г.), «Детство» (1977 г.). Свои картины А. В. Сайкина писала на спортивные темы. Ее работы помещались в таких изданиях, как «Спорт в изобразительном искусстве», «Физкультура и спорт». | Слайд №11 |
Физкультминутка | По швам руки ОПУСКАЯ, Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ, Корпус влево НАКЛОНЯЯ, Затем вправо ПРОГИБАЯ, Головою ПОМОТАВ, ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ... ОТДОХНУВ немного дружно, Скажем: "Поработать нужно!" |
Беседа по картине. |
(Много девочек. Они в спортивном клacce. Они гимнастки, занимаются спортом).
| Слайд №12 |
Словарно-стилистическая работа. |
| Слайд №13 |
Подготовка к написанию репортажа. | Итак, на основе увиденного на картине мы подготовим репортаж. Я предлагаю два варианта работы, вы можете выбрать для себя любой из них.
|
План работы над сочинением-репортажем. | Во-первых, вам необходимо дать название своему репортажу, например: «О спорт, ты мир!» или «Спортивная школа».
Для связи между частями сочинения используйте вводные слова и словосочетания (кажется, по-моему, во-первых, во-вторых, я думаю, вероятно, мое мнение, на мой взгляд и т. д.), местоимения (я, она, ты), соединительные союзы и предлоги (и, да, в, на, об и т. п.), наречия (здесь, тут, впереди, сзади, направо, налево, сначала, вверх, вниз). | Слайд №14 Слайд №15 Слайд №16 |
Рефлексия. | -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Что такое репортаж? -Каковы требования к репортажу? -С творчеством какой художницы мы познакомились? |
Задание на дом. | Написать сочинение- репортаж. - Лучшие репортажи мы оформим и поместим на классный уголок. |
Итог урока. | - (Выставление отметок). Я уверена, что с такой работой вы справитесь. Успехов вам, ребята! Спасибо за урок! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-описание по картине Сайкиной "Детская спортивная школа"
Подготовка к сочинению в жанре репортажа по картине А.В. Сайкиной "Детская спортивная школа"Цели: Обучающая: Углубление представлений о жанровых особенностях репортажа.Развивающая: Отработ...
Конспект урока с применением ИКТ. "Сочинение-репортаж по картине А.В. Сайкиной"Детская спортивная школа" .
Коинспект урока с презентацией " Сочинение-репортаж по картине А.В. Сайкиной "Детская спортивная школа"...
урок развития речи в 7 классе "Сочинение-репортаж по картине А.В.Сайкиной "Детская спортивная школа"
Подготовка к сочинению-репортажу по картине. Цели урока:Образовательная: познакомить учащихся с описанием действий людей, изображенных на картине; закрепить понятие о жанре репортажа;Развивающая: ввес...
Презентация к уроку развития речи по картине А.Сайкиной "Детская спортивная школа"
Данная презнтация включает в себя материал, состоящий из двух частей...
Интегрированный урок по физкультуре и русскому языку: «В здоровом теле -здоровый дух!» Подготовка к сочинению по картине А. Сайкиной « Детская спортивная школа» Внедрение элементов гимнастики в современные виды спорта (чирлидинг)
Подготовили: Чернова Ксения Ивановна, учитель физкультурыБусс Нина Ивановна, учитель русского языка и литературы...
Подготовка к сочинению-репортажу по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»
Цели урокауглубление представлений о жанровых особенностях репортажа.отработка и совершенствование навыков написания сочинения в жанре репортажа; совершенствование умения самостоятельно оцениват...
Подготовка к сочинению А.Сайкиной "Детская спортивная школа" (7 класс)
В презентации представлен поэтапный алгоритм по подготовке к сочинению А.Сайкиной "Детская спортивная школа" (7 класс)...