Сочинение-репортаж по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Грищенко Инна Сергеевна

Тема урока « Подготовка к сочинению по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».

Тип урока –  урок развития речи

Цели урока

Обучающая:  углубление представлений о жанровых особенностях  репортажа.

Развивающая:  отработка и совершенствование навыков написания сочинения в   жанре  репортажа;  совершенствование умения самостоятельно оценивать разные виды  репортажа.

Воспитательная:  фомирование здорового образа жизни и  интереса к творческому труду,  профессии журналиста.

Методические приемы: элементы лингвистического анализа текста, обсуждение работ, работа с репродукцией, написание сочинения-репортажа. 

Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя: рассказ-лекция, аналитическая беседа с учащимися, знакомство с  картинами и иллюстрациями, демонстрация слайдов.

Оборудование: презентация PowerPoint, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_kartine_saykinoy.docx34.97 КБ
Файл sochinenie_po_kartine_saykinoy.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение-репортаж

по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».

Класс – 7.

УМК - М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. Русский язык. Учебник для 7 класса. – М.: Просвещение, 2010 год.

Тема урока « Подготовка к сочинению по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».

Тип урока –  урок развития речи

Цели урока

Обучающая:  углубление представлений о жанровых особенностях  репортажа.

Развивающая:  отработка и совершенствование навыков написания сочинения в   жанре  репортажа;  совершенствование умения самостоятельно оценивать разные виды  репортажа.

Воспитательная:  фомирование здорового образа жизни и  интереса к творческому труду,  профессии журналиста.

Методические приемы: элементы лингвистического анализа текста, обсуждение работ, работа с репродукцией, написание сочинения-репортажа. 

Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя: рассказ-лекция, аналитическая беседа с учащимися, знакомство с  картинами и иллюстрациями, демонстрация слайдов.

Оборудование: презентация PowerPoint, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

                                                     Ход урока:

Этапы урока

Содержание

№ слайда

Организационный момент. 

.

– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте настроимся на урок.

Мы – умные,

Мы – дружные,

Мы – внимательные,

Мы – старательные,

Мы отлично учимся,

Все у нас получится.

Тема сегодняшнего  урока – подготовка к сочинению. Вам, как настоящим журналистам, предстоит написать репортаж. Лучший репортаж победит в конкурсе, который мы сейчас и объявим. Итак,  стартует конкурс на лучший репортаж о детской спортивной школе.

На сегодняшнем уроке развития речи мы с вами будем учиться описывать действия, которые производят люди, когда они выполняют определённую работу, занимаются каким-либо видом спорта.

Наша  главная задача   – поработать творчески  и подготовиться к  написанию сочинения в жанре  репортаж. 

Эпиграфом к нашему уроку могут стать слова двух замечательных людей: К.Федина и В.Гиляровского.


«Я  убежден, что молодому писателю очень полезна работа в  газете. Это школа,  заменить которую в литературе нельзя». (К.Федин)

«Многие и многие русские писатели отдавали репортажу  много сил, внимания и находчивости». (В. Гиляровский)

№1, 2

Словарная работа

(мини исследования учащихся).

 Начинаем наш урок со словарной работы. В учебнике   даны словарные слова, и дома вы должны были подготовить небольшие исследования  (лексическое значение, происхождение,  подбор однокоренных слов). 

(Сообщения о словах ГИМНАСТИКА, ОСАНКА, ЧЕМПИОН, ТРЕНЕР, ТРЕНИРОВАТЬ (СЯ).

- Скажите, какая тема объединяет эти слова? (спорт).

Слайд №3-7

Проверка домашнего задания.

  – А сейчас проверим домашнее задание, зачитайте свои словарные статьи ( толкование слов : репортаж, репортёр).

   (Сообщение обучающихся).  РЕПОРТАЖ — (франц. reportage от англ. report сообщать), жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент …   Большой Энциклопедический словарь.

Репортаж — информационный жанр, отличающийся оперативностью, завершенностью и событийностью. В репортаже сообщается о новом, еще неизвестном ярком событии, свидетелем, или участником которого был журналист.

А корреспондента, человека, доставляющего в газеты известия о событиях дня, называют РЕПОРТЕРОМРЕПОРТЕР — (англ. Reporter собиратель новостей) лицо, присутствующее при заседаниях парламента или суда, сборищах народа и т. п. и доставляющее затем о них отчеты, для напечатания в газетах, а также вообще поставщик для печати сведений, представляющих общий интерес. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона).

Слайд №8

Актуализация знаний.

 К какому стилю относится такой жанр, как репортаж?

 (Думаю, что репортаж создается в публицистическом стиле речи.)

-  Каково назначение публицистического стиля? 

(Публицистический  стиль предполагает воздействие на читателя (если речь идет о журнале, газете) и на слушателя (если речь идет о выступлении на радио, телевидении).

– В чем сила его воздействия? 

(В особой эмоциональности  автора, который прямо обращается к читателю,  к его чувствам,  разуму, говорит о том, что его волнует)

Какая еще важная особенность есть у публицистического стиля, а значит, и у репортажа, как жанра публицистического стиля? (Автор должен высказать свое отношение к тому, о чем он пишет, т.е. должна присутствовать четко выраженная авторская позиция).

- Какова цель репортажа? 

   (Познакомить людей с важными и интересными событиями во всех подробностях, воссоздать полную картину события. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они все видели своими глазами).    

– Что такое  «эффект присутствия».  Какими средствами он создается?

 (В репортаже есть описание места действия, характеристика героев, подробное описание того, что они делают, их диалоги. Репортер говорит о том, что видел сам, описывает свои чувства – в этом проявляется авторское «Я»)

- Какие виды репортажа вы знаете? 

(Фоторепортаж, телерепортаж, радиорепортаж, газетный (текстовый)).

Слайд №9

Работа над сочинением.

Вам предстоит написать репортаж на спортивную тему.

Спорт – это жизнь, здоровье. Занятия спортом делают нас сильными, выносливыми, крепкими,  мужественными,  красивыми. В наше время  в  России  большое значение придается развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни.  В 2013 в столице Республики Татарстан городе Казань проходила летняя  Универсиада, а в 2014 году  в городе Сочи прошла олимпиада.

А мы  с вами попробуем создать репортаж о детской спортивной школе.

 Главное — воссоздать картину происходящего, чтобы читатель мог наглядно представить себе, как протекали действия (стать как бы их очевидцем); автор репортажа описывает не только действия, но и обстановку, в которой они совершаются, с живыми деталями, увиденными им самим в момент события. Для этого необходимо знать то, о чем будешь рассказывать, уметь отбирать главное, писать, чтобы вывести читателя на обобщение, вызвать сопереживание. Для придания материалу большей динамичности, экспрессии он часто начинает рассказ о событии с его кульминации — точки наивысшего развития действия. Динамика создается и за счет использования глаголов, употребленных автором в настоящем времени. Часто в репортаже используется прямая речь, которая может являться средством передачи информации, выступать средством характеристики людей, вносить экспрессию в репортаж, что создает у читателей впечатление живого непосредственного разговора с собеседниками.

В написании репортажа нам поможет картина художницы Александры Васильевны Сайкиной «Детская спортивная школа». Прежде чем приступить к работе над картиной, давайте познакомимся с творчеством художницы

Слайд №10

Слово о художнице.

Художница Александра  Васильевна Сайкина (Народный художник РФ (2009), заслуженный художник РСФСР) родилась в 1925 г. в д. Меленково Ивановской области. Окончила Пензенское художественное училище (1945-1949) и Харьковский государственный художественный институт (1949-1955). Во время войны Александра Васильевна Сайкина, тогда ещё попросту Шура, работала воспитателем в одном из детских садов города Горького. Играла с малышами, учила их петь, рисовать. А после войны, уже будучи взрослой, сама решила всерьез учиться рисованию — поступила в Пензенское художественное училище. 

Ей повезло с педагогами: живопись там преподавал талантливый художник, сподвижник и последователь И. Репина, Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов, а графику—ученик В.Фаворского. Михаил Емельянович Валукин. Они сразу же подметили в будущей художнице ярко выраженное лирическое начало, её тяготение к пейзажу и натюрморту, стремление опоэтизировать в своих работах самые обыденные для нас предметы и явления.

С особой теплотой и любовью А.Сайкина писала всегда природу родного нижегородского края, лица простых людей, живущих на этой земле. 

За долгие годы работы в искусстве заслуженный художник РСФСР Александра Васильевна Сайкина сумела создать целую галерею прекрасных и обаятельных детских образов: «Девчонки» (1961 г.), «Андрюша» (1965 г.), «Юные мушкетеры» (1974 г.), «Детство» (1977 г.).

Свои картины А. В. Сайкина писала на спортивные темы. Ее работы помещались в таких изданиях, как «Спорт в изобразительном искусстве», «Физкультура и спорт».

Слайд №11

Физкультминутка

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: "Поработать нужно!"

Беседа по картине.

  • Перед  вами картина А.В.Сайкиной «Детская спортивная    школа».  Давайте внимательно рассмотрим картину. 
  • Что на ней изображено?

(Много девочек. Они в спортивном клacce. Они гимнастки, занимаются спортом).

  • Где происходит событие? (В спортивном зале). 
  • Как еще можно назвать это помещение? (Гимнастический зал).
  • Какова композиция картины? Как художница расположила своих героев на полотне? (Художница разместила девочек как бы по кругу, разбила их на несколько групп: на переднем плане в центре мы видим девочку в красном тренировочном костюме, она стоит,  широко расставив ноги и положив кисти рук на бедра:  позади нее, повернувшись к нам спиной, гимнастка держит обруч, а рядом  девочка в темно-серых лосинах поправляет тапочку. Вторая группа, слева, сидит на скамейке, а третья на заднем плане выполняет упражнение с обручами. Все спортсменки хорошо видны.)
  • Внимательнее рассмотрите гимнасток на заднем плане. Чем они заняты? Опишите их действия. (Они занимаются художественной гимнастикой. На заднем плане картины три девочки в черном трико под руководством тренера выполняют упражнения с обручами. Они приподнимаются на носочках, откинув одну руку назад, а другую с обручем-  вытянули вперед. Их легкие стройные фигурки в порывистом движении. Кажется, они вот-вот взлетят ввысь.) 
  • А что вы можете сказать об их тренере? Опишите ее позу и действия. (Женщина-тренер показывает девочкам, как надо выполнять упражнения. Она вытянулась, расправила плечи, широко, красиво распахнула руки и устремилась вперед: Показывая движения, тренер внимательно смотрит на гимнасток. Видно, что она любит свое дело и с удовольствием передает свой опыт юным спортсменкам.).
  • Обратите внимание на гимнасток, сидящих на скамейке.(Ближе к нам девочка в черном трико, с красными бантами, сидит нагнувшись, опираясь руками на колени, ее лица не видно, вероятно, она наблюдает за гимнастками с обручами, любуется ими; ее подруга в белом костюме, с синими бантиками, закинув ногу на ногу, повернулась к ней, словно хочет что-то сказать. Мы хорошо видим ее красивое лицо с пухлыми губами и большими глазами под темными бровями. Девочка в желтом костюме немного откинулась назад, опираясь руками на скамейку. Мы видим только ее светлые шелковистые волосы, затянутые резинкой в «хвостик». А рядом с ней сидит молодая женщина. Она выделяется позой, строгой прической, сосредоточенным выражением лица. На верное, эта женщина -  помощник тренера. Она внимательно наблюдает за гимнасткой с обручем в центре зала, которая повернулась к ней лицом. Возможно, они о чем-то говорят).

  • Какой момент занятий отразила художница? (Занятие в самом разгаре. Девочки активно тренируются, разминаются, отрабатывают отдельные движения, работают с обручами, а некоторые из них после напряженной тренировки отдыхают на скамейке. А мне кажется, что девочки пришли немного раньше и ждут начала занятий.)
  • Как вы думаете, удалось ли художнице передать атмосферу подготовки к соревнованиям, заинтересованность гимнасток в победе? (Да, художница очень хорошо показала, что гимнастки тренируются с увлечением, стараются правильно и четко выполнять упражнения. Особенно хорошо это видно на примере девочек с-обручами.)
  • Какая спортсменка выделяется среди других и почему? Как художница это показала? (Выделяется девочка в центре картины. На ней ярко-красный костюм, белые гольфы и чешки. Красный цвет сразу привлекает наше внимание. Она стоит в напряженной позе и при этом улыбается. Гимнастка демонстрирует удовольствие от занятий спортом и скрывает тяжелый труд тренировок. Она настоящая спортсменка.)
  • Обратите внимание на цветовую гамму картины. Какой цвет преобладает? (В основном девочки одеты в черные купальники, но есть и другие цвета: желтый, пурпурный, белый, бордовый, темно-вишневый. У девочек разноцветные бантики: голубой, розовый, белый, ярко-красный, желтоватый, сиреневый, лимонный. В самом зале видим все оттенки коричневого: песочный пол, бурый мяч, темно-коричневый «конь». Картина выдержана в теплых, коричневато-желтых тонах.) 
  •  Какие спортивные снаряды мы видим в зале? (Брусья, конь, шведская стенка, обручи.) 
  • Посмотрите внимательно на пол гимнастического зала, что вы видите? (Какие-то линии. Это разметки, чтобы удобнее было выполнять упражнения.)
  • Как вы думаете, какое это время дня? Почему вы так решили?  (Утро или полдень, так как на полу видны тени от девочек).

Слайд №12

Словарно-стилистическая работа.

  • образовать от слов «спорт», «тренер», «соревнование» все возможные части речи;

  • подобрать синонимы к словам «соревнование» (олимпиада, спартакиада); «репортер» (журналист), «композиция» (построение);

  • назвать глаголы, обозначающие действия гимнасток(тренируются, занимаются, разминаются, стоят, поднимаются, нагибаются, выполняют упражнения, держат обруч, отдыхают, наблюдают, работают, тянут носок, вытянулись, расправили плечи, устремились вперед, вытянули руки);

  • назвать прилагательные, обозначающие теплый цвет и его оттенки (красный, оранжевый, желтый, коричневый, бордовый, вишневый, песочный, бурый, ярко-красный, желто-коричневый, желтоватый, кирпичный).

Слайд №13

Подготовка к написанию репортажа.

Итак, на основе увиденного на картине мы подготовим репортаж. Я предлагаю два варианта работы, вы можете выбрать для себя любой из них. 

  1. Вы — репортер, которому поручено написать о выставке изобразительного искусства на тему «Спорт». Вы пришли на выставку, и ваше внимание среди других экспонатов сразу привлекла картина А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа». В своем репортаже вы описываете картину по данному плану. Не забывайте, что перед вами произведение искусства.
  2. «Оживите» картину. Представьте себя участником события. Приведу пример. Вы -  репортер. Вам дали задание написать о тренировках гимнасток накануне ответственных соревнований. Вы пришли в спортивную школу, в тот самый зал, который изображен на картине, и должны написать репортаж о девочках-гимнастках. Может быть, вы видите их впервые, а может быть, среди них есть ваши подруги, знакомые. Можете обратиться к тренеру, узнать у нее об особенностях школы. Вы можете также задавать вопросы девочкам.

План работы над сочинением-репортажем.

Во-первых, вам необходимо дать название своему репортажу, например: «О спорт, ты мир!» или «Спортивная школа».

  • Первая часть вашего репортажа — вступление. Здесь следует обосновать тему работы, изложить какой-либо конкретный факт, например: день посещения вами спортивной школы, место ее расположения, причины посещения (например, подготовка к соревнованиям). Помните, что вступление должно быть небольшим, но информативным. Объем вступления не может превышать объема основной части работы. Начать можно примерно так: «Однажды я увидел красочную афишу, сообщающую об открывающейся выставке. Я немедленно решил посетить картинную галерею. Зайдя туда, я увидел...» или второй вариант: «Здравствуйте, мы ведем репортаж из детской спортивной школы». 
  • Далее следует основная часть вашего сочинения. Она должна включать в себя описание спортивного зала, внешности гимнасток, их действия, поведение. Можно включить интервью с одной или несколькими девочками.
  • В  заключительной части делается сообщение. Вы выражаете свое мнение о картине или происходящем, личную точку зрения, пожелание (например: «Пожелаем нашим спортсменкам удачи на предстоящих соревнованиях».)

     Для связи между частями сочинения используйте вводные слова и словосочетания (кажется, по-моему, во-первых, во-вторых, я думаю, вероятно, мое мнение, на мой взгляд и т. д.), местоимения (я, она, ты), соединительные союзы и предлоги (и, да, в, на, об и т. п.), наречия (здесь, тут, впереди, сзади, направо, налево, сначала, вверх, вниз).

Слайд №14

Слайд №15

Слайд №16

Рефлексия.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Что такое репортаж?

-Каковы требования к репортажу? 

-С творчеством какой художницы мы познакомились?

Задание на дом.

Написать сочинение- репортаж.

- Лучшие репортажи мы оформим и поместим на классный уголок.

Итог урока.

-  (Выставление отметок).  Я уверена, что с такой работой вы справитесь. Успехов вам, ребята! Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Сочинение-репортаж

по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».

Класс – 7.

УМК - М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. Русский язык. Учебник для 7 класса. – М.: Просвещение, 2010 год.

Тема урока « Подготовка к сочинению по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».

Тип урока –  урок развития речи

Цели урока

Обучающая:  углубление представлений о жанровых особенностях  репортажа.

Развивающая:  отработка и совершенствование навыков написания сочинения в   жанре  репортажа;  совершенствование умения самостоятельно оценивать разные виды  репортажа.

Воспитательная:  фомирование здорового образа жизни и  интереса к творческому труду,  профессии журналиста.

Методические приемы: элементы лингвистического анализа текста, обсуждение работ, работа с репродукцией, написание сочинения-репортажа. 

Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя: рассказ-лекция, аналитическая беседа с учащимися, знакомство с  картинами и иллюстрациями, демонстрация слайдов.

Оборудование: презентация PowerPoint, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

                                                     Ход урока:

Этапы урока

Содержание

№ слайда

Организационный момент. 

.

– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте настроимся на урок.

Мы – умные,

Мы – дружные,

Мы – внимательные,

Мы – старательные,

Мы отлично учимся,

Все у нас получится.

Тема сегодняшнего  урока – подготовка к сочинению. Вам, как настоящим журналистам, предстоит написать репортаж. Лучший репортаж победит в конкурсе, который мы сейчас и объявим. Итак,  стартует конкурс на лучший репортаж о детской спортивной школе.

На сегодняшнем уроке развития речи мы с вами будем учиться описывать действия, которые производят люди, когда они выполняют определённую работу, занимаются каким-либо видом спорта.

Наша  главная задача   – поработать творчески  и подготовиться к  написанию сочинения в жанре  репортаж. 

Эпиграфом к нашему уроку могут стать слова двух замечательных людей: К.Федина и В.Гиляровского.


«Я  убежден, что молодому писателю очень полезна работа в  газете. Это школа,  заменить которую в литературе нельзя». (К.Федин)

«Многие и многие русские писатели отдавали репортажу  много сил, внимания и находчивости». (В. Гиляровский)

№1, 2

Словарная работа

(мини исследования учащихся).

 Начинаем наш урок со словарной работы. В учебнике   даны словарные слова, и дома вы должны были подготовить небольшие исследования  (лексическое значение, происхождение,  подбор однокоренных слов). 

(Сообщения о словах ГИМНАСТИКА, ОСАНКА, ЧЕМПИОН, ТРЕНЕР, ТРЕНИРОВАТЬ (СЯ).

- Скажите, какая тема объединяет эти слова? (спорт).

Слайд №3-7

Проверка домашнего задания.

  – А сейчас проверим домашнее задание, зачитайте свои словарные статьи ( толкование слов : репортаж, репортёр).

   (Сообщение обучающихся).  РЕПОРТАЖ — (франц. reportage от англ. report сообщать), жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент …   Большой Энциклопедический словарь.

Репортаж — информационный жанр, отличающийся оперативностью, завершенностью и событийностью. В репортаже сообщается о новом, еще неизвестном ярком событии, свидетелем, или участником которого был журналист.

А корреспондента, человека, доставляющего в газеты известия о событиях дня, называют РЕПОРТЕРОМРЕПОРТЕР — (англ. Reporter собиратель новостей) лицо, присутствующее при заседаниях парламента или суда, сборищах народа и т. п. и доставляющее затем о них отчеты, для напечатания в газетах, а также вообще поставщик для печати сведений, представляющих общий интерес. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона).

Слайд №8

Актуализация знаний.

 К какому стилю относится такой жанр, как репортаж?

 (Думаю, что репортаж создается в публицистическом стиле речи.)

-  Каково назначение публицистического стиля? 

(Публицистический  стиль предполагает воздействие на читателя (если речь идет о журнале, газете) и на слушателя (если речь идет о выступлении на радио, телевидении).

– В чем сила его воздействия? 

(В особой эмоциональности  автора, который прямо обращается к читателю,  к его чувствам,  разуму, говорит о том, что его волнует)

Какая еще важная особенность есть у публицистического стиля, а значит, и у репортажа, как жанра публицистического стиля? (Автор должен высказать свое отношение к тому, о чем он пишет, т.е. должна присутствовать четко выраженная авторская позиция).

- Какова цель репортажа? 

   (Познакомить людей с важными и интересными событиями во всех подробностях, воссоздать полную картину события. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они все видели своими глазами).    

– Что такое  «эффект присутствия».  Какими средствами он создается?

 (В репортаже есть описание места действия, характеристика героев, подробное описание того, что они делают, их диалоги. Репортер говорит о том, что видел сам, описывает свои чувства – в этом проявляется авторское «Я»)

- Какие виды репортажа вы знаете? 

(Фоторепортаж, телерепортаж, радиорепортаж, газетный (текстовый)).

Слайд №9

Работа над сочинением.

Вам предстоит написать репортаж на спортивную тему.

Спорт – это жизнь, здоровье. Занятия спортом делают нас сильными, выносливыми, крепкими,  мужественными,  красивыми. В наше время  в  России  большое значение придается развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни.  В 2013 в столице Республики Татарстан городе Казань проходила летняя  Универсиада, а в 2014 году  в городе Сочи прошла олимпиада.

А мы  с вами попробуем создать репортаж о детской спортивной школе.

 Главное — воссоздать картину происходящего, чтобы читатель мог наглядно представить себе, как протекали действия (стать как бы их очевидцем); автор репортажа описывает не только действия, но и обстановку, в которой они совершаются, с живыми деталями, увиденными им самим в момент события. Для этого необходимо знать то, о чем будешь рассказывать, уметь отбирать главное, писать, чтобы вывести читателя на обобщение, вызвать сопереживание. Для придания материалу большей динамичности, экспрессии он часто начинает рассказ о событии с его кульминации — точки наивысшего развития действия. Динамика создается и за счет использования глаголов, употребленных автором в настоящем времени. Часто в репортаже используется прямая речь, которая может являться средством передачи информации, выступать средством характеристики людей, вносить экспрессию в репортаж, что создает у читателей впечатление живого непосредственного разговора с собеседниками.

В написании репортажа нам поможет картина художницы Александры Васильевны Сайкиной «Детская спортивная школа». Прежде чем приступить к работе над картиной, давайте познакомимся с творчеством художницы

Слайд №10

Слово о художнице.

Художница Александра  Васильевна Сайкина (Народный художник РФ (2009), заслуженный художник РСФСР) родилась в 1925 г. в д. Меленково Ивановской области. Окончила Пензенское художественное училище (1945-1949) и Харьковский государственный художественный институт (1949-1955). Во время войны Александра Васильевна Сайкина, тогда ещё попросту Шура, работала воспитателем в одном из детских садов города Горького. Играла с малышами, учила их петь, рисовать. А после войны, уже будучи взрослой, сама решила всерьез учиться рисованию — поступила в Пензенское художественное училище. 

Ей повезло с педагогами: живопись там преподавал талантливый художник, сподвижник и последователь И. Репина, Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов, а графику—ученик В.Фаворского. Михаил Емельянович Валукин. Они сразу же подметили в будущей художнице ярко выраженное лирическое начало, её тяготение к пейзажу и натюрморту, стремление опоэтизировать в своих работах самые обыденные для нас предметы и явления.

С особой теплотой и любовью А.Сайкина писала всегда природу родного нижегородского края, лица простых людей, живущих на этой земле. 

За долгие годы работы в искусстве заслуженный художник РСФСР Александра Васильевна Сайкина сумела создать целую галерею прекрасных и обаятельных детских образов: «Девчонки» (1961 г.), «Андрюша» (1965 г.), «Юные мушкетеры» (1974 г.), «Детство» (1977 г.).

Свои картины А. В. Сайкина писала на спортивные темы. Ее работы помещались в таких изданиях, как «Спорт в изобразительном искусстве», «Физкультура и спорт».

Слайд №11

Физкультминутка

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: "Поработать нужно!"

Беседа по картине.

  • Перед  вами картина А.В.Сайкиной «Детская спортивная    школа».  Давайте внимательно рассмотрим картину. 
  • Что на ней изображено?

(Много девочек. Они в спортивном клacce. Они гимнастки, занимаются спортом).

  • Где происходит событие? (В спортивном зале). 
  • Как еще можно назвать это помещение? (Гимнастический зал).
  • Какова композиция картины? Как художница расположила своих героев на полотне? (Художница разместила девочек как бы по кругу, разбила их на несколько групп: на переднем плане в центре мы видим девочку в красном тренировочном костюме, она стоит,  широко расставив ноги и положив кисти рук на бедра:  позади нее, повернувшись к нам спиной, гимнастка держит обруч, а рядом  девочка в темно-серых лосинах поправляет тапочку. Вторая группа, слева, сидит на скамейке, а третья на заднем плане выполняет упражнение с обручами. Все спортсменки хорошо видны.)
  • Внимательнее рассмотрите гимнасток на заднем плане. Чем они заняты? Опишите их действия. (Они занимаются художественной гимнастикой. На заднем плане картины три девочки в черном трико под руководством тренера выполняют упражнения с обручами. Они приподнимаются на носочках, откинув одну руку назад, а другую с обручем-  вытянули вперед. Их легкие стройные фигурки в порывистом движении. Кажется, они вот-вот взлетят ввысь.) 
  • А что вы можете сказать об их тренере? Опишите ее позу и действия. (Женщина-тренер показывает девочкам, как надо выполнять упражнения. Она вытянулась, расправила плечи, широко, красиво распахнула руки и устремилась вперед: Показывая движения, тренер внимательно смотрит на гимнасток. Видно, что она любит свое дело и с удовольствием передает свой опыт юным спортсменкам.).
  • Обратите внимание на гимнасток, сидящих на скамейке.(Ближе к нам девочка в черном трико, с красными бантами, сидит нагнувшись, опираясь руками на колени, ее лица не видно, вероятно, она наблюдает за гимнастками с обручами, любуется ими; ее подруга в белом костюме, с синими бантиками, закинув ногу на ногу, повернулась к ней, словно хочет что-то сказать. Мы хорошо видим ее красивое лицо с пухлыми губами и большими глазами под темными бровями. Девочка в желтом костюме немного откинулась назад, опираясь руками на скамейку. Мы видим только ее светлые шелковистые волосы, затянутые резинкой в «хвостик». А рядом с ней сидит молодая женщина. Она выделяется позой, строгой прической, сосредоточенным выражением лица. На верное, эта женщина -  помощник тренера. Она внимательно наблюдает за гимнасткой с обручем в центре зала, которая повернулась к ней лицом. Возможно, они о чем-то говорят).

  • Какой момент занятий отразила художница? (Занятие в самом разгаре. Девочки активно тренируются, разминаются, отрабатывают отдельные движения, работают с обручами, а некоторые из них после напряженной тренировки отдыхают на скамейке. А мне кажется, что девочки пришли немного раньше и ждут начала занятий.)
  • Как вы думаете, удалось ли художнице передать атмосферу подготовки к соревнованиям, заинтересованность гимнасток в победе? (Да, художница очень хорошо показала, что гимнастки тренируются с увлечением, стараются правильно и четко выполнять упражнения. Особенно хорошо это видно на примере девочек с-обручами.)
  • Какая спортсменка выделяется среди других и почему? Как художница это показала? (Выделяется девочка в центре картины. На ней ярко-красный костюм, белые гольфы и чешки. Красный цвет сразу привлекает наше внимание. Она стоит в напряженной позе и при этом улыбается. Гимнастка демонстрирует удовольствие от занятий спортом и скрывает тяжелый труд тренировок. Она настоящая спортсменка.)
  • Обратите внимание на цветовую гамму картины. Какой цвет преобладает? (В основном девочки одеты в черные купальники, но есть и другие цвета: желтый, пурпурный, белый, бордовый, темно-вишневый. У девочек разноцветные бантики: голубой, розовый, белый, ярко-красный, желтоватый, сиреневый, лимонный. В самом зале видим все оттенки коричневого: песочный пол, бурый мяч, темно-коричневый «конь». Картина выдержана в теплых, коричневато-желтых тонах.) 
  •  Какие спортивные снаряды мы видим в зале? (Брусья, конь, шведская стенка, обручи.) 
  • Посмотрите внимательно на пол гимнастического зала, что вы видите? (Какие-то линии. Это разметки, чтобы удобнее было выполнять упражнения.)
  • Как вы думаете, какое это время дня? Почему вы так решили?  (Утро или полдень, так как на полу видны тени от девочек).

Слайд №12

Словарно-стилистическая работа.

  • образовать от слов «спорт», «тренер», «соревнование» все возможные части речи;

  • подобрать синонимы к словам «соревнование» (олимпиада, спартакиада); «репортер» (журналист), «композиция» (построение);

  • назвать глаголы, обозначающие действия гимнасток(тренируются, занимаются, разминаются, стоят, поднимаются, нагибаются, выполняют упражнения, держат обруч, отдыхают, наблюдают, работают, тянут носок, вытянулись, расправили плечи, устремились вперед, вытянули руки);

  • назвать прилагательные, обозначающие теплый цвет и его оттенки (красный, оранжевый, желтый, коричневый, бордовый, вишневый, песочный, бурый, ярко-красный, желто-коричневый, желтоватый, кирпичный).

Слайд №13

Подготовка к написанию репортажа.

Итак, на основе увиденного на картине мы подготовим репортаж. Я предлагаю два варианта работы, вы можете выбрать для себя любой из них. 

  1. Вы — репортер, которому поручено написать о выставке изобразительного искусства на тему «Спорт». Вы пришли на выставку, и ваше внимание среди других экспонатов сразу привлекла картина А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа». В своем репортаже вы описываете картину по данному плану. Не забывайте, что перед вами произведение искусства.
  2. «Оживите» картину. Представьте себя участником события. Приведу пример. Вы -  репортер. Вам дали задание написать о тренировках гимнасток накануне ответственных соревнований. Вы пришли в спортивную школу, в тот самый зал, который изображен на картине, и должны написать репортаж о девочках-гимнастках. Может быть, вы видите их впервые, а может быть, среди них есть ваши подруги, знакомые. Можете обратиться к тренеру, узнать у нее об особенностях школы. Вы можете также задавать вопросы девочкам.

План работы над сочинением-репортажем.

Во-первых, вам необходимо дать название своему репортажу, например: «О спорт, ты мир!» или «Спортивная школа».

  • Первая часть вашего репортажа — вступление. Здесь следует обосновать тему работы, изложить какой-либо конкретный факт, например: день посещения вами спортивной школы, место ее расположения, причины посещения (например, подготовка к соревнованиям). Помните, что вступление должно быть небольшим, но информативным. Объем вступления не может превышать объема основной части работы. Начать можно примерно так: «Однажды я увидел красочную афишу, сообщающую об открывающейся выставке. Я немедленно решил посетить картинную галерею. Зайдя туда, я увидел...» или второй вариант: «Здравствуйте, мы ведем репортаж из детской спортивной школы». 
  • Далее следует основная часть вашего сочинения. Она должна включать в себя описание спортивного зала, внешности гимнасток, их действия, поведение. Можно включить интервью с одной или несколькими девочками.
  • В  заключительной части делается сообщение. Вы выражаете свое мнение о картине или происходящем, личную точку зрения, пожелание (например: «Пожелаем нашим спортсменкам удачи на предстоящих соревнованиях».)

     Для связи между частями сочинения используйте вводные слова и словосочетания (кажется, по-моему, во-первых, во-вторых, я думаю, вероятно, мое мнение, на мой взгляд и т. д.), местоимения (я, она, ты), соединительные союзы и предлоги (и, да, в, на, об и т. п.), наречия (здесь, тут, впереди, сзади, направо, налево, сначала, вверх, вниз).

Слайд №14

Слайд №15

Слайд №16

Рефлексия.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Что такое репортаж?

-Каковы требования к репортажу? 

-С творчеством какой художницы мы познакомились?

Задание на дом.

Написать сочинение- репортаж.

- Лучшие репортажи мы оформим и поместим на классный уголок.

Итог урока.

-  (Выставление отметок).  Я уверена, что с такой работой вы справитесь. Успехов вам, ребята! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание по картине Сайкиной "Детская спортивная школа"

Подготовка к сочинению в жанре репортажа по картине А.В. Сайкиной "Детская спортивная школа"Цели: Обучающая: Углубление представлений о жанровых особенностях  репортажа.Развивающая:  Отработ...

Конспект урока с применением ИКТ. "Сочинение-репортаж по картине А.В. Сайкиной"Детская спортивная школа" .

Коинспект урока с презентацией " Сочинение-репортаж по картине А.В. Сайкиной "Детская спортивная школа"...

урок развития речи в 7 классе "Сочинение-репортаж по картине А.В.Сайкиной "Детская спортивная школа"

Подготовка к сочинению-репортажу по картине. Цели урока:Образовательная: познакомить учащихся с описанием действий людей, изображенных на картине; закрепить понятие о жанре репортажа;Развивающая: ввес...

Презентация к уроку развития речи по картине А.Сайкиной "Детская спортивная школа"

Данная презнтация включает в себя материал, состоящий из двух частей...

Подготовка к сочинению-репортажу по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»

Цели урокауглубление представлений о жанровых особенностях репортажа.отработка и совершенствование навыков написания сочинения в жанре репортажа; совершенствование умения самостоятельно оцениват...

Подготовка к сочинению А.Сайкиной "Детская спортивная школа" (7 класс)

В презентации представлен поэтапный алгоритм по подготовке к сочинению А.Сайкиной "Детская спортивная школа" (7 класс)...