урок развития речи в 7 классе "Сочинение-репортаж по картине А.В.Сайкиной "Детская спортивная школа"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Подготовка к сочинению-репортажу по картине. Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с описанием действий людей, изображенных на картине; закрепить понятие о жанре репортажа;
Развивающая: ввести в активный словарь семиклассников слова на тему спорта;
Воспитательная: расширить культурный кругозор учащихся за счет интегрирования речи и искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sport.rar | 705.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 7 классе
Тема: Сочинение-репортаж по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с описанием действий людей, изображенных на картине; закрепить понятие о жанре репортажа;
Развивающая: ввести в активный словарь семиклассников слова на тему спорта;
Воспитательная: расширить культурный кругозор учащихся за счет интегрирования речи и искусства.
Оборудование урока:
- учебник по русскому языку для 7 класса (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова);
- компьютерная программа «Power Point»:
Слайд №1 Тема урока.
Слайд №2 Цели урока.
Слайд №3 Запомни
Слайд №4 Запиши и запомни.
Слайд №5 Определение жанра репортажа и его признаков
Слайд №6 Репродукция картины художницы Александры Васильевны Сайкиной «Детская спортивная школа».
Слайд №7,8 Беседа по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»
Слайд №9 Словарно-стилистическая работа.
Слайд №10 План работы над сочинением-репортажем
Слайд №11Домашнее задание.
Ход урока
- Сообщение темы и целей урока. Слайд №1,2
- Вступительное слово учителя.
На сегодняшнем уроке развития речи мы с вами будем учиться описывать действия, которые производят люди, когда они выполняют какую-нибудь работу, занимаются каким-либо видом спорта. А самое главное и самое трудное – вы научитесь писать сочинение-описание в жанре репортажа. Представим, что мы – журналисты и редакция поручила сделать репортаж о детской спортивной школе. Вы уже знаете, что такое репортаж.
Репортаж – это сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению)
Репортаж – информационный жанр, отличающийся оперативностью, завершенностью и событийностью
В репортаже сообщается о новом, еще неизвестном ярком событии, свидетелем или участником которого был журналист
Слайд№3
-Как называют человека, пишущего репортаж?
-А какой жанр связан с репортажем?
-Запишем эти слова в тетради. Слайд№4
- Определение жанра репортажа и его признаков.
Цель – сообщить о новом, воздействовать, дать оценку событию
Тип речи – сочетание типов речи: повествование, описание, рассуждение
Языковые средства: разговорно-публицистический стиль, профессиональная лексика
Изложение от первого лица
Рассчитан на определенный круг людей
Автор присутствует, выражает свою оценку
Слайд №5
4. Слово учителя.
Вам предстоит написать репортаж на спортивную тему. Главное – воссоздать картину происходящего, чтобы читатель мог наглядно представить себе, как протекали действия (стать как бы их очевидцем); автор репортажа описывает не только действия, но и обстановку, в которой они совершаются, с живыми деталями, увиденными им самим в момент события. Для этого необходимо знать то, о чем будешь рассказывать, уметь отбирать главное, писать, чтобы вывести читателя на обобщение, вызвать сопереживание. Часто в репортаже используется прямая речь, которая может являться средством передачи информации, выступать средством характеристики людей, что создает у читателей впечатление живого непосредственного разговора с собеседниками.
В написании репортажа вам поможет картина художницы Александры Васильевны Сайкиной «Детская спортивная школа». Слайд №6.
5. Рассказ о художнице.
Художница А.В.Сайкина родилась в 1925 году, была членом Союза художников СССР. Она жила и работала в Нижнем Новгороде. Свои картины А.В.Сайкина писала на спортивные темы, а героями картин часто становились дети. Ее работы помещались в таких изданиях, как «Спорт в изобразительном искусстве», «Физкультура и спорт» и другие, на выставках. В одном из альбомов есть репродукция ее картины «Юные мушкетеры». Как вы думаете, какой теме посвящена эта картина
6. Беседа по картине. Обратимся к картине «Детская спортивная школа». Что на ней изображено?
-Что изображено на картине?
-Где происходит событие?
-А как еще можно назвать это помещение?
-Какова композиция картины? Как художница расположила своих героев на полотне?
-Внимательнее рассмотрите гимнасток на заднем плане? Чем они заняты? Опишите их действия.
-Что вы можете сказать об их тренере? Опишите ее позу и действия.
-Обратите внимание на гимнасток, сидящих на скамейке.
-Какой момент занятий отразила художница?
-Удалось ли художнице передать атмосферу подготовки к соревнованиям, заинтересованность гимнасток в победе?
-Какая спортсменка выделяется среди других и почему? Как художница это показала?
-Какой цвет преобладает на картине?
-Назовите цвет и оттенки волос девочек.
-Какие краски преобладают в самом зале?
-Какие спортивные снаряды находятся в зале?
-Что вы видите на полу гимнастического зала?
-Что еще вы заметили на полу? О чем это говорит?
-Какое же это время дня? Слайд №7,8
7. Словарно-стилистическая работа.
Учитель предлагает семиклассникам:
-Образуйте от слов «спорт», «тренер», «соревнование» все возможные части речи;
-Подберите синонимы к словам «соревнование», «репортер», «интервью»;
-Назовите глаголы, обозначающие действия гимнасток;
-Назовите прилагательные, обозначающие теплый цвет и его оттенки
-Запишите слова, запомните их написание:
гимнастика, осанка, снаряд, чемпион, тренер, но тренироваться Слайд №9
8. План работы над сочинением-репортажем.
I. Вступление
а) день посещения спортивной школы;
б) место ее расположения;
в) причины посещения (например, подготовка к соревнованиям)
Пример вступления: «Здравствуйте, мы ведем репортаж из детской спортивной школы»
II. Основная часть
а) описание спортивного зала («Я захожу в гимнастический зал и вижу..»);
б) описание внешности гимнасток, их действия, поведение;
в) можно включить интервью с одной из гимнасток
III. Заключение
а) ваше мнение о картине или происходящем, личная точка зрения, пожелание( например: «Пожелаем нашим спортсменкам удачи на предстоящих соревнованиях»)
Слайд№10
9.Домашнее задание.
Напишите сочинение-репортаж, озаглавьте его в соответствии с содержанием. Используйте начало, данное в упр. 307
Слайд №11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...
конспект урока развития речи Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март"
Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март" (прилагается клише сочинения)...
Электронное приложение к уроку развития речи. Сочинение-описание по картине И.Левитана "Большая вода"
Презентация позволяет в течение небольшого промежутка времени подготовить учащихся к сочинению-описанию....
урок развития речи сочинение описание по картине П.П.Кончаловского"Сирень"
Описание картины...
Презентация к уроку развития речи (сочинение-репортаж по картине Сайкиной А.В. "Детская спортивная школа")
Презентация к уроку развития речи (сочинение-репортаж по картине Сайкиной А.В. "Детская спортивная школа")...
"Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М. Герасимова "После дождя"
Урок развития речи по картине А.М. Герасимова "Мокрая терраса". Подготовка к сочинению-описанию в 5 классе....
Урок развития речи. Сочинение-рассказ по картине Ф. П. Решетникова "Опять двойка".
Урок развития речи составлен для учащихся 5 класса....