Урок на тему "Несклоняемые имена существительные. Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Этот урок содержит интересный материал, учит определять род несклоняемых существительных, согласовывать несклоняемые существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени,
способствовует развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса и познавательного интереса.
воспитывает культуру обращения с языком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_neskl_sushch.docx | 35.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных.
Цели урока: Дать понятие о несклоняемых существительных, узнать, как определяется род несклоняемых существительных, научиться согласовывать несклоняемые существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени.
Способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса и познавательного интереса .
Воспитывать культуру обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться, способствовать нравственному воспитанию.
Тип урока: усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем. Основной вопрос: можно ли определить род несклоняемых существительных.
Метод урока: урок - экскурсия, поиск.
Приемы: аргументировать, рассуждать, находить, выделить, подчеркнуть.
Оборудование: интерактивная доска, таблицы, карточки.
Ход урока.
- Просмотр фрагмента из мультфильма «Крокодил Гена». Под песню «Голубой вагон» поехали на поезде в город Алматы.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Ребята, мы приехали в город Алматы. Нас ждет увлекательная экскурсия на такси по городу Республики Казахстан. Согласны? Увидим достопримечательности, зайдем в зоопарк. И эта экскурсия поможет получить знания о несклоняемых существительных, научиться определять род несклоняемых существительных. Поехали? Подождите, здесь такое правило, надо купить билеты, для этого ответить на вопросы. Проведем блиц- опрос «ДА-НЕТ». Я буду читать вам утверждения, а после прочтения каждого утверждения либо согласитесь с ним и ответите «ДА» , либо не согласитесь «НЕТ». И мы проверим, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков.
Вопросы:
- В русском языке шесть склонений
- Изменение слов по падежам называется склонением
- Разносклоняемых существительных всего 5
- Существительные не изменяются по родам
- Непостоянные признаки существительных – падеж и число
Напишем число, тему урока. Цель урока.
Итак, ребята, в дорогу. Первая наша остановка «Зоопарк». Чтобы доехать до зоопарка мы должны выполнить 1 задание:
- Подберите синонимы к слову дорога(Слайд 4)
-Правильно, синонимы к слову дорога – путь, шоссе, трасса. А теперь, просклоняйте существительные дорога, путь и шоссе. (Слайд 5)
С/р. Шоссе- (с.р.) дорога с твердым покрытием.
-Проверим.
-Что вы можете сказать о существительных дорога и шоссе, путь?
-Да, существительное шоссе не изменяется и не склоняется. Как вы думаете, много таких слов в русском языке? Пока немного. (Слайд 6)
-Как связывать несклоняемые имена существительные с другими словами в словосочетания? (Слайд 7)
В русском языке есть небольшая группа существительных, которые не склоняются и не изменяются по числам. К ним относятся: . (Слайд 8)
- нарицательные и собственные существительные иноязычного происхождения с конечными гласными -а, -о,-е,-и,-у,-ю: без пальто, по шоссе, у кенгуру, в меню, возле Баку;
- иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: голос Эдит, стихи поэтессы Алигер, роль Кармен;
- русские и украинские фамилии на –о и –их(-ых): с Макаренко, у Чешко, с Дурнова;
- сложносокращенные слова буквенного характера: в ГАИ, из СМИ,
Прочитайте стихотворение. (Слайд 9)
Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье -
Ты все слова запоминай
И никогда не изменяй!
-О чем это стихотворение?
-В каких строчках раскрывается основная мысль стихотворение?
-Как вы думаете , откуда эти слова пришли в русский язык
-Правильно, это существительные иноязычного происхождения и они не склоняются, т. е. имеют для всех падежей одну и ту же форму.
-Ребята, вот мы и доехали до зоопарка. Давайте посетим зоопарк и послушаем интересные сведения о животных и птицах. (Слайд 10-12)
1-ый ученик: Колибри-…….
1-ой ученик: Шимпанзе-…..
3-ий ученик: Кенгуру-……
4-ый ученик: Фламинго-……
-Ребята, каких животных можно еще увидеть в зоопарке?
-Теперь , чтобы доехать до следующей остановки, мы выполним 2-ое задание: . (Слайд 13,14)
Маленьк…. пони, длиннохвост… кенгуру, розов… какаду, смешн… шимпанзе.
-Чего не хватает прилагательным? Что нужно знать, чтобы правильно подобрать окончание?
-Правильно, нужно знать род несклоняемых существительных. Как правильно определить род несклоняемых одушевленных существительных? ( Нужно задать вопрос к прилагательным от сущ., знать лексическое значение слова).
Мужской род (какой?)
Женский род (какая?)
Средний род (какой?)
Вывод:
Несклоняемые одушевленные имена существительные, обозначающие животных: какаду, шимпанзе, кенгуру. (Слайд14)
Несклоняемые одушевленные имена существительные, обозначающие лица женского пола: мадам, леди, фрау. (Слайд 15-18)
Несклоняемые одушевленные имена существительные, обозначающие лица мужского пола. (Слайд 19-20)
Задание. Разбор предложения по членам. (Слайд 21)
Моё внимание привлёк красивый денди.
-Ребята, мы с вами немного проголодались, давайте зайдем в кафе. Это наша вторая остановка.
В кафе нам приносят меню. В меню закрались несклоняемые существительные.
-Давайте, найдем и закажем блюда, которые обозначены несклоняемыми существительными. (Слайд 22)
Меню
Салат «Оливье»
Суши
Какао
Рагу
Лечо
Сок
Суп
С/р. Суши- (с.р.) блюдо традиционной японской кухни, обозначает «маринованная рыба,» приготовленное из риса и различных морепродуктов(Слайд 23)
- Определить признаки несклоняемых существительных(Слайд 24)
- Почему глагол-сказуемое среднего рода? Даны предложения. (Слайд 25)
- Давайте, послушаем еще одно сведение.
Ученик: Салат «Оливье» изобрел в шестидесятые года 19 века повар-француз Люсьен Оливье. Способ приготовления салата Люсьен Оливье держал в тайне и с его смертью секрет рецепта утерянным. В наши дни ни Новый год, ни День рождения, ни какой-либо праздник не проходит без этого замечательного салата.
-Ребята, на десерт я приготовила вам загадку: (Слайд 26)
Он на палочке стоит,
Шоколадом весь облит.
Сидят деточки в кино,
В ручках держат ЭСКИМО.
-Если вы, ребята, найдете в этой загадке еще одно несклоняемое неодушевленное существительное, то мы зайдем в магазин верхней одежды. И вам, и нашим гостям будет интересно в нашей 3-ей остановке.
-Какую верхнюю одежду вы знаете?
С/Р. Манто-(с.р.) широкое женское пальто, обычно меховое.
Кашне-(с.р.) узкий шейный шарф, надеваемый под пальто. (Слайд 27)
Ответ на вопрос. Как можно определить род несклоняемого неодушевленного существительного? (Поставить глагол в прошедшем времени)
Доказательство: (Слайд 28)
- Красивое манто висело на вешалке. (с.р.)
- Лёгкое кашне украшало мою шею. (с.р.)
Обобщение по определению рода несклоняемых неодушевленных имен существительных: (Слайд 29)
- Несклоняемые неодушевленные имена существительные иноязычного происхождения в большинстве своем относятся к среднему роду. Шерстяное кашне, красивое кашпо, вкусное лечо
- Слово кофе предпочтительнее относить к м.р. Вкусный кофе
- Род может определяться по видовому понятию:
Салями (колбаса) – ж.р.
Кольраби (капуста) – ж.р.
Пенальти (удар) – м.р.
Обобщение по определению несклоняемых существительных, обозначающих географические названия и названия органов печати. (Слайд 30)
Род несклоняемых существительных-географических названий определяется родом тех имен нарицательных, которыми они могут быть заменены. Например: Алматы – город. Значит, существительное Алматы мужского рода. Алматы – несклоняемое существительное. Южной столицей РК является прекрасный Алматы.
Работа с учебником. Упражнение 225. Стр. 94. (Слайд 31)
Обобщение по определению рода сложносокращенных слов.
(Слайд 32)
- Род сложносокращенных слов, образованных из начальных букв, определяется по роду главного слова.
- СНГ – Содружество Независимых Государств (Ср.р.)
Некоторые сложносокращенные слова, оканчивающиеся на твердую согласную, являются существительными м.р., если они образованы из начальных звуков.
- Вуз, МИД (м. р.)
Примеры (Слайд 33)
Проблемная ситуация при определении рода сложносокращенного слова. (Слайд 34)
Закрепление изученного материала. Работа в парах. Тесты.
Стихотворение. Алгоритм. (Слайд 35)
Из истории. (Слайд 36)
-Как называется подземная железная дорога?
-Хотите ли вы поехать домой на метро? Давайте, тогда ответим на эти вопросы.
-Когда было открыто подземная линия в Алматы?
-В чем преимущество метро?
-Еще в каких городах есть метро?
(Метро – подземная железная дорога. Открыт 1 декабря 2011 года. Алматинский метрополитен — первый в Казахстане).
Выводы. (Слайд 37)
- В чем различие неизменяемых и изменяемых существительных?
- Как можно определить род неизменяемых существительных?
- К какому склонению мы отнесем неизменяемые существительные?
- Какую роль играет словарь при использовании в речи неизменяемых существительных?
- Помогают ли предлоги при определении падежа несклоняемых имён существительных? ( Например, передать по радио, ехать на метро)
Рефлексия. (Слайд 38)
- Что нового узнал на уроке?
- Что мне удалось выполнить на уроке и почему?
Домашнее задание. (Слайд 39)
Выписать из толкового словаря несклоняемые существительные, объяснить их лексическое значение. (3-4).
Упражнение 225, 226.
Итог урока. Оценки.
Работа в парах с тестом.
1. Найдите правильный ответ:
1) Несклоняемые имена существительные имеют окончания.
2) Несклоняемые имена существительные для всех падежей имеют одну и ту же форму.
3) Несклоняемые имена существительные относятся только к среднему роду.
2. Укажите "лишнее слово":
1) домино;
2) окно;
3) пальто;
4) трико.
3. Укажите существительное женского рода:
1) авеню;
2) какаду;
3) кофе;
4) кашне.
4. У какого несклоняемого существительного правильно определен падеж?
1) в ателье – Д.п.
2) без пальто – Р.п.
3) по радио – П.п.
4) у табло – Д.п.
Алгоритм
Определи
Одушевлённое Неодушевлённое
Лицо женского пола Географическое нет
Лицо мужского пола + животное название
Ж.р М.р. Родовое понятие
Но иваси, цеце живописный Капри
(остров) слова -о, -е,
Сложносокращённое с.р.
слово
главное слово
АТС (станция)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 5 кл. "Третье склонение имен существительных"
разработка урока...
Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе.Учебник Э.М. Береговская "Синяя птица"
В данной работе содержатся задания на отработку грамматического материала по теме "Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе"....
Конспект урока Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имен прилагательных в тексте»
Для учащихся 3 класса...
Конспект-презентация урока русского языка "Закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном".
Конспект - презентация урока русского языка разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида 9 класс по учебнику Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. "Русский язык 9 класс", Москва, "Просвещение", 20...
Упражнения по немецкому языку на тему "Имя существительное. склонение имен существительных"
Упражнения по немецкому языку на тему "Имя существительное. склонение имен существительных"...
разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"
В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...
Проверочная работа по определениям имени существительного и имени прилагательного
Проверочная работа по определениям имени существительного и имени прилагательного...