Теория и практика литературоведческого исследования (программа элективного курса) 11 класс
элективный курс по литературе (11 класс) по теме
Для реализации целей структуры и содержания литературного образования автором работы был разработан элективный курс «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для учащихся 11 класса, который прошел апробацию на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Тужинкиская СОШ» Еравнинского района в 2008 /2009, 2009 / 2010, 2010/2011 учебных годах. Содержание курса основано на совершенствовании литературоведческой и развитие исследовательской компетенций школьников. Введение элективного курса заметно повысило качество подготовки учащихся к занятиям. Увеличилось количество времени, затрачиваемого учителем на индивидуальную работу с каждым учеником. У учащихся повысилась мотивация к обучению, интерес к исследовательской деятельности. Главным результатом реализации данного курса является возросшее число участников научно-практических конференции, где учащиеся успешно выступают с материалами собственного исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elekt_kurs_po_lit._3.docx | 33.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования МО «Еравнинский район»
МБОУ «Тужинкинская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»:
директор школы
_________ Л.И. Кузьмина
«____» __________ 2011 г.
Д.Ж.Доржиева
Теория и практика литературоведческого
исследования
(программа элективного курса)
10-11 классы
Программа обсуждена и одобрена на заседании МО гуманитарного цикла
«____» ______________2010г. Протокол №_______
Руководитель МО __________ Е.А.Елистратова
Подпись
Тужинка
2011-2012
I раздел. Пояснительная записка
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе для 10-11 классов предполагает знакомство с произведениями литературы ХIХ, ХХ и начала ХХI веков. Однако количества часов, отводимого программой на изучение литературы недостаточно для углубленного изучения произведений этого периода. Между тем они представляют интерес не только сами по себе, но и как факт жизни эпохи. В них нашли отражение те процессы, которые происходили в обществе и культуре ХIХ, ХХ и начала ХХI веков.
Предлагаемый элективный курс призван восполнить этот дефицит. Его особенность заключается в том, что, будучи курсом, углубляющим школьную программу по литературе, он в то же время позволяет не только приобрести дополнительные знания, но и формировать исследовательскую компетенцию, приобщать учащихся к исследовательской деятельности.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и рассчитана на два года обучения по 36 учебных часов в год.
Поскольку данный курс ориентирован на знакомство учащихся с основными методами литературоведческого исследования, необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы все занятия носили практико-ориентированный характер: самостоятельное учебное исследование; поиск, анализ, обобщение и систематизация информации по учебным, научным, литературно-критическим и литературно-художественным источникам; работа индивидуальная и в парах. Защита исследовательских проектов предполагает серьёзную самостоятельную работу учащихся и использование ими мультимедийных средств; совершенствование владением научным стилем в письменной и устной речи.
Элективный курс включает в себя блок повторения основных сведений по теории литературы, способствующих анализу литературного произведения как идейно-художественного целого. Выявление особенностей эпических, лирических, драматических произведений позволит избежать ошибок при анализе художественного текста.
Цель курса – совершенствование литературоведческой и развитие исследовательской компетенций учащихся.
Практические задачи курса – познакомить учащихся с методологией литературоведения, видами и этапами исследовательской деятельности.
По окончании работы над курсом учащийся должен приобрести общее представление о методологии современного литературоведения и уметь:
- применять полученные знания в области литературоведческого анализа и интерпретации текста в собственной учебно-исследовательской деятельности;
- уметь проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик (на примере конкретного текста художественного произведения с формулировкой аргументированного умозаключения и выводов);
- владеть умениями подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания;
- владеть умениями организовать свою деятельность как участвовать в научно-практических конференциях, подготовить выступление, сообщение, доклад в устной и письменной форме, представление материалов собственного исследования.
Формы контроля включают в себя текущий контроль: доклады и участие в научно-практических конференциях, и итоговый контроль: итоговую исследовательскую работу по избранной теме.
II раздел. Учебно-тематический план курса
№ | Тема занятия | Всего час. | Виды деятельности |
1 | Введение. Художественное произведение как эстетический объект. | 1 | Вводная лекция. Работа со справочной литературой. Аналитическое исследование. |
2 | Природа искусства как исходная категория поэтики. | 1 | Энциклопедическая статья, литературно-критическая статья, конспект. |
3 | Вопрос о назначении искусства. | 1 | Дискуссия |
4 | Герменевтика. Интерпретация художественного произведения. | 2 | Беседа. Комментированное чтение фрагментов произведений, их обсуждение. Постановка проблемных вопросов. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. |
5 | Теоретическая поэтика: язык художественного произведения | 2 | Беседа. Комментированное чтение фрагментов произведений, их обсуждение. Постановка проблемных вопросов. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. |
6 | Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения. | 2 | Беседа. Комментированное чтение фрагментов произведений, их обсуждение. Постановка проблемных вопросов. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. |
7 | Автор. Герой. Читатель. | 2 | Беседа. Комментированное чтение фрагментов произведений, их обсуждение. Постановка проблемных вопросов. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. |
8 | Сюжет художественного произведения. | 2 | Беседа. Комментированное чтение фрагментов произведений, их обсуждение. Постановка проблемных вопросов. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. |
9 | Композиция художественного произведения. | 2 | Беседа. Комментированное чтение фрагментов произведений, их обсуждение. Постановка проблемных вопросов. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. |
10 | Конфликт в поэтике художественного произведения. | 2 | Беседа. Комментированное чтение фрагментов произведений, их обсуждение. Постановка проблемных вопросов. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. |
11 | Художественный образ. | 2 | Беседа. Комментированное чтение фрагментов произведений, их обсуждение. Постановка проблемных вопросов. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. |
12 | Образ человека в литературе и аспекты его анализа. | 2 | Беседа. Комментированное чтение фрагментов произведений, их обсуждение. Постановка проблемных вопросов. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. |
13 | Пейзаж и его функции в произведении. | 2 | Беседа. Комментированное чтение фрагментов произведений, их обсуждение. Постановка проблемных вопросов. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. |
14 | Функция портрета в художественном произведении. | 2 | Беседа. Комментированное чтение фрагментов произведений, их обсуждение. Постановка проблемных вопросов. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. |
15 | Художественная деталь. Символ. Подробность текста. | 2 | Беседа. Комментированное чтение фрагментов произведений, их обсуждение. Постановка проблемных вопросов. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. |
16 | Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы. | 2 | Беседа. Комментированное чтение фрагментов произведений, их обсуждение. Постановка проблемных вопросов. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. |
17 | Стиль. | 2 | Беседа. Комментированное чтение фрагментов произведений, их обсуждение. Постановка проблемных вопросов. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. |
18 | Роды литературы. | 3 | Беседа. Комментированное чтение фрагментов произведений, их обсуждение. Постановка проблемных вопросов. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. |
Итого: | 34 |
III раздел. Содержание программы
Тема 1. Введение. Художественное произведение как эстетический объект.
Основные задачи эстетики. Специфика эстетического переживания. Эстетическое и художественное. Эстетическое и прекрасное. Понятие художественного произведения; его отличительные признаки (внеситуативная ценность, возможность проецирования читательского «я» в структуру произведения, установка на раскрытие «внутренней правды» изображаемых явлений, единство формы и содержания). Мимесис и катарсис. Место литературы в ряду других искусств.
А.П.Чехов «Пари»; А.П.Чехов «Красавицы»; И.А. Бунин «Красавица»; Н. А. Заболоцкий «Некрасивая девочка».
Организация дискуссии по теме «Что есть красота?».
Тема 2. Природа искусства как исходная категория поэтики.
Понятия «литературоведение», «поэтика». Виды поэтики: историческая, общая и частная. Связь литературоведения с эстетикой, психологией, лингвистикой, религиоведением, философией, социологией.
Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях литературы.
А.С. Пушкин «О критике»; Л.Н. Толстой «Что такое искусство?»; Ф.М. Достоевский «Рассказы Н.В. Успенского; И.А. Ильин «Что такое искусство», Ф.М. Достоевский «Ряд статей о русской литературе».
М.Ю.Лермонтов «Поэт»; А.А.Фет «На кресле отвалясь, гляжу на потолок»; А.А.Блок «В углу у дивана».
Тема 3. Вопрос о назначении искусства.
Что заставляет писателя взяться за перо? Какова сверхзадача искусства?
Дискуссия. Обсуждение в блоге @Mail.:Ru: О назначении искусства – А.Тарковский, А. Кончаловский, В. Звягинцев -
Видеоинтервью Андрея Тарковского можно посмотреть в :
http://www.youtube.com/watch?v=aedXnLpKBCw. Конечный результат – эссе.
А.Кушнер «Наши поэты».
Тема 4. Герменевтика. Интерпретация художественного произведения.
Древнегреческий миф о Гермесе. История развития герменевтики. Деятельность читателя-интерпретатора. Идея смысловой неопределённости художественного текста А.П. Скафтымова. А.А. Потебня об интерпретации художественного произведения. Мнение М.М. Бахтина о диалоге между автором и читателем.
Т. Толстая «Соня», «Кысь»; Б. Окуджава «Мышка»; В.Пьецух «Жена фараона».
Н.Рубцов «Душа хранит», «Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны…», «Старая дорога», «Поезд», «Золотой ключик».
Тема 5. Теоретическая поэтика: язык художественных произведений.
Семиотическая проблематика: взаимоотношение языка и искусства; соотношение языка и мышления. «Внутренняя форма» («представление», «знак») слова и художественного произведения. Проблема двух типов мышления: мифического и поэтического. Значение теории А.А. Потебни для модернистской литературы начала 20 в. (А. Белый, Вяч. Иванов: теория слова-мифа).
А.Белый «Маг», «Безумец», «Кладбище», «Осень», «Поет облетающий лес»;
Вяч. Иванов «Дух», «Счастье», «Прозрачность», «Аспекты», «Знамения», «Фуга», «Мистика».
Тема 6. Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения.
Три основные стороны произведения: предметно-изобразительная (сюжет, персонаж, образ автора, портрет, пейзаж, время, пространство), художественная (особенности языка, стилистика) и композиционная. Формальные элементы художественного текста: стиль, жанр, композиция, ритм. Содержательные элементы художественного текста: тема, фабула, конфликт, характер, идея, проблема, пафос.
В.Хлебников «Боэбоби пелись губы…», «Заклятие смехом»; И.Бродский «Двенадцать сонетов к Марии Стюарт»; А. Ахматова «Поэма без героя»; И.Э.Бабель «Переход через Збруч»; «Иисусов грех»; А. Кушнер «Куст»; Б.Пастернак «Любимая, - жуть! Когда любит поэт…»; Н.Гумилев «Заблудившийся трамвай»; А. Аверченко «Наваждение», «Фокус великого кино»; М.Зощенко «Медицинский случай» (по выбору).
Тема 7. Автор. Герой. Читатель.
Субъектная организация художественного произведения. Проблема автора. Традиционная «демиургическая концепция» авторства, диалогический подход Я. Мукаржовского, «смерть автора» и «рождение читателя» (Р. Барт). Повествовательные инстанции в эпосе и лирике. Повествователь и рассказчик. Лирическое «я», лирический герой. Автор в драматическом произведении. Литературный герой. Автор и герой в эстетической деятельности (концепция М.М. Бахтина). Читательская рецепция.
Ф.М.Достоевский «Сон смешного человека»; Н.С.Гумилев «Скрипка Страдивариуса».
Тема 8. Сюжет художественного произведения.
Конфликт как бинарное представление идеи произведения. Универсальность конфликта. Типы конфликтов; конфликты локальные и субстанциональные. Сюжет как форма существования конфликта. Сюжет и фабула. Проблемы теории сюжетосложения. Вопрос о лирическом сюжете. Попытки построения универсальных моделей сюжета. Вопрос о единицах сюжета (подходы Б.В. Томашевского, Р. Барта). Событие.
Е. Гришковец «Как я съел собаку», «Дредноуты», «Пьеса для женщин. Монолог», «Реки» (по выбору);
Н. Садур «Ехай!», «Замерзли», «Лунные волки», «Сила волос», «Чудная баба» (по выбору);
Л.Андреев «Что видела галка?», «Предстояла кража»;
А.Кушнер «Воспоминания» и др. (по выбору).
Тема 9. Композиция художественного произведения.
Композиция как системная категория. Принципы организации внутриуровнегого и межуровневого взаимодействия в художественном произведении. Внешняя и внутренняя композиция. Понятие точки зрения (по Б. Успенскому).
Л.Петрушевская цикл «Монологи», рассказы (по выбору);
Тема 10. Конфликт в поэтике художественного произведения.
Конфликт как бинарное представление идеи произведения. Универсальность конфликта. Типы конфликтов; конфликты локальные и субстанциональные.
М.Булгаков «Красная корона»; И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»;
Л. Улицкая сборник «Бедные родственники» (рассказы по выбору).
Тема 11. Художественный образ.
Суждения В. Г. Белинского, И. А. Гончарова, А. А. Мейер о категории «образ». Основные группы образов: индивидуальные, характерные, типические. Образы, выходящие за рамки одного произведения: образ-мотив, образ-топос, образ-архетип.
И. Бунин «Роман горбуна», «Волки»; Б. Окуджава «Искусство кройки и жития».
Тема 12. Образ человека в литературе и аспекты его анализа.
Понятие литературный герой. Типический герой. Понятие «характер». Одноплановые и многоплановые характеры, устойчивые и динамичные. Значение имени героя. Речь героя.
Герои авторской песни 60-80-х годов ХХ века (Б. Окуджава, А.Галич, В.Высоцкий);
Герои рок-поэзии 80-90-х годов ХХ века (Б. Гребенщиков, В. Цой, И. Шевчук).
Тема 13. Пейзаж и его функции в произведении
Пейзажная зарисовка. Функции «пейзажного текста». Формирование новых подходов к созданию пейзажной зарисовки в 17-18 века. Искусство словесного пейзажа в 19 веке.
А. П. Чехов «Степь»; И. С. Тургенев «Лес и степь»; И. Бунин «Журавли».
Тема 14. Функция портрета в художественном произведении.
Портретная деталь. Развитие портрета от абстрактного, стереотипно-условного, статичного к конкретному, индивидуальному, динамичному. Типы литературного портрета: одноплановый и многоплановый, идеализирующий и объективный.
А. П. Чехов «Красавицы», «Ионыч»; И. А. Бунин «Ариадна», «Волки»; Л. Уляницкая. Рассказы (по выбору); В. Ходасевич «Встреча» и др.
Тема 15. Художественная деталь. Символ. Подробность текста.
Искусство «бесконечно малых моментов текста» (Л.Н. Толстой). Понятия «деталь» и «подробность». Роль детализации при воспроизведении действительности в художественном произведении.
Основные группы деталей: сюжетные, описательные, психологические (А.Б. Есин). Символическое обобщение.
А. П. Чехов «Дядя Ваня», «Три сестры»; И. Бунин «Старуха»; Е. Гришковец «Дредноуты» и др. по выбору.
Тема 16. Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
Основные виды тропов. Сравнение – самое распространённое изобразительно-выразительное средство языка. Метафора и её разновидности: овеществление, олицетворение, распространённые метафоры, общеупотребительные, индивидуально-авторские. Эпитет и его разновидности: цветовые, оценочные, метафорические, постоянные. Ирония. Метонимия, перифраза.
Стилистические фигуры – изобразительно-выразительные средства языка. Параллелизм, прямой и отрицательный параллелизм. Фигуры, которые строятся на противопоставлении: антитеза, контраст, оксюморон. Фигуры, связанные с особенностями синтаксического строения художественного текста: обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсия, бессоюзие (многосоюзие), повтор. Анафора, эпифора, рефрен. Гипербола, гротеск, литота.
Стихотворения. В. Брюсов, А. Блок, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Маяковский, В. Хлебников, В. Ходасевич, С. Есенин, М. Кузьмин (по выбору).
Тема 17. Стиль.
Образность, выразительность, эмоциональность, авторская индивидуальность, конкретность изложения, специфичность использования всех языковых средств.
И. Лиснянская. Стихи (по выбору), И.Бунин. Стихи и рассказы (по выбору), А. Платонов «Волчек».
Тема 18. Роды литературы.
Драма. Эпос. Лирика.
Драма. Е. Гришковец, Н. Садур, Л. Петрушевская, Н. Коляда (по выбору);
Эпос. Б.Окуджава, Л.Петрушевская, Л.Улицкая (по выбору);
Лирика. Н. Кушнер, И.Лиснянская, (по выбору). Рок-поэзия. В.Цой, И.Шевчук, Б.Гребенщиков (по выбору).
В зависимости от объекта исследования ученические работы могут быть следующих видов:
1. Структурный анализ. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов и т.п. Например: «Способы создания образов-персонажей в рассказе В.Набокова «Картофельный эльф».
2. Типологический анализ и компаративный. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический.
3. Культурология и герменевтика. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например, «Поколение послевоенных годов в жизни и литературе».
4. Биографический метод. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей республики. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка.
Тексты художественных произведений для чтения и изучения
- Галич А. «По селу бегут мальчишки», «Лил жуткий дождь», «Из дома вышел человек».
- Гребенщиков Б. «Издалека течет река», «Под небом голубым есть город золотой», «Ой ты, фикус мой, фикус; фикус религиозный».
- Гришковец Е. «Дредноуты», «Как я съел собаку», «Планета»,«Реки». www.grishkovets.com
- Коляда Н.В. «Бином Ньютона», «Американка», «Букет».
- Кушнер А. «Времена не выбирают».
- Лиснянская И. «Наконец-то я проникла в слово», «Забвенья нету сладкого», «Над черной пропастью воды», «Фаэтон», «Липы бешено цветут», «Ахматовой», «Дай Бог вам настроенья», «Три недели душу саднило», «Странное дерево», «Ничего не смыло», «Над санаторным отделеньем», «Предвидено, предсказано», «Переделкинское кладбище», «Марии Петровых», «Сколько вольной и нищенской силы», «Мой отец — военный врач», «Руфь», «Возьми меня, Господи, вместо него», «Как должно Божьим сиротам», «Проводы», «Палачь», «В мире людном — в дому одиноком», «Нет безлюдных домов, есть бездомные люди...», «Влажный слог, намагниченный лад», «Я в зеркало гляну, бывало», «Умереть, уснуть без покаянья», «И для тупицы нет секрета», «Что делать? — спросила у Жизни,— сказала: умри!», «Видишь, сама я себе западня», «В эфире — глушилка, в квартире — бедлам», «Слыть отщепенкой в любимой стране», «Случай», «Да, такое времечко», «На опушке сна», «Шмель», «Сороковины», «Я пишу никому, потому что сама я никто», «Елене Макаровой», «И если даже умру», «А как он был любим».
- Окуджава Б.Ш. «Искусство кройки и житья», «Путешествие дилетантов», «А мы с тобой, брат, из пехоты», «По какой реке твой корабль плывет» «Новое утро», «Джазисты».
- Петрушевская Л. «Время ночь», «Королева Лир», «Новые приключения Елены Прекрасной», «Черное пальто», «Принц с золотыми волосами», «Верба-хлест», «Две сестры», «История живописца», «Маленькая волшебница», «Кукольный роман», «Кукольный дом», «Темный лес», «Мастер Амати», «Волшебница», «Валькирия», «Волшебный телевизор Валькирии», «Гнездо вороны», «Другая кукла», «Неожиданное посещение», «Игры с телевизором», «Звуки музыки», «Дед Иван и подросток Чума», «Это не ты Эдик!», «Суперприз», «Души прекрасные порывы», «Здесь все свои» http://www.knigonosha.net
- Петрушевская Л. С. «Гигиена»
- Садур Н. «Ехай», «Группа товарищей (Чудная баба - 2)», «Лунные волки (Заря взойдет - 2)», «Панночка», «Поле (Чудная баба - 1)», «Сила волос», «Ублюдок (Заря взойдет - 1)», «Замерзли»
- Улицкая Л. Рассказы (авторский сборник) «Бедные родственники».
- Цой В. «Время есть, а денег нет», «Просто хочешь ты знать», «Алюминиевые огурцы», «Солнечные дни», «Бездельник», «Бездельник-2», «Электричка», «Ах! Откуда у меня грубые замашки?!.», «Вова испугался...», «Песня лётчика».
- Шевчу́к Ю́. Ю. «В последнюю осень», «Небо на земле», «Вороны», «Растреляли рассветами», «Церковь», «Дождь», «Родина», «Я зажег в церквях все свечи», «Ветер», «Онанист», «Железнодорожник», «Это все …».
Информационное обеспечение элективного курса «Теория и практика литературоведческого исследования»
1. Богданов А.Н., Юдкевич Л.Г. Методика литературоведческого анализа. – М.: Просвещение, 1969, 125 стр.
2. Библиотека отечественной классической художественной литературы в 100 томах./Сост. Л.С. Калюжная, Г.В. Иванова. – М.: Дрофа, Вече, 2003.
3. Буяльский Б.А. Курс на мастерство. – Киев, Радянська школа, 1970, 203 стр.
4. Вартаньянц М.Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста. – М.: Просвещение, 1994, 245 стр.
5. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М.: Наука, 2000.
6. Зинина Е.А. Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста. 10-11 кл. : учеб.пособие / Е.А. Зинина. – М.: Дрофа, 2006.
7. Мовнар И.В. «Лишь слову жизнь дана…»: художественное слово Н.М. Рубцова в контексте русской культуры6 программа элективного курса. 10-11 классы / И.В. Мовнар. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. – 72 с.
8. Программы элективных курсов. Русская литература ХХ в. 10-11 классы / Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 144 с.
9. Серия «Школа классики». Книга для ученика и учителя./Сост. Э.Л. Безносов. – М.: АСТ, Олимп, 1996.
10. Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. – М.: Просвещение, 1965, 185 стр.
11. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: 2009, 96 стр.
12. Тодоров Л.В. Новая педагогия изящной словесности для грядущего.- М.: 2003, 433 стр.
13. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л.: Просвещение, 1972, 480 стр.
14. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: ИД Мещерякова, 2008, 208 стр.
15. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. – М.: Флинта, 1997, 250 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронная библиотека к программе элективного курса «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для учащихся 11 класса
Электронная библиотека, собранная к программе элективного курса «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для учащихся 11 класса включает в себя тексты произведений рус...
Рабочая программа элективного курса по алгебре "Теория и практика решения задач повышенной трудности.11 класс"
Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра и начала анализа, 10-11», а также приобретение новых знаний, необходимых для поступления в высшие учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике «Единый экзамен по математике: теория и практика решения задач».11 класс
Изучение данного курса позволит повторить школьный курс алгебры и начал анализа, геометрии, подготовить учащихся к сдаче экзамена .Поэтому в содержание курса вкл...
Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.Программа курса по русском...
ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
ПРОГРАММАэлективного курса по русскому языкув 6 классе"Теория и практика написания сочиненийразных жанров" Пояснительная записка Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса со...
Рабочая программа элективного курса по математике 9 класс "Теория и практика решения задач повышенной трудности"
Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса "Теория и практика решения задач повышенной трудности" рассчитана на 1 учебный год. 70 часов, 2 часа в неделю...
Программа элективного курса "Обществознание: теория и практика" для 10-11 класса
В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввес...