Фомирование познавательных УУД при освоении учебно-научного текста
статья по русскому языку на тему

Кочетова Ольга Борисовна

Статья содержит перечень приемов работы с учебно-научным текстом, содержит ответы на вопросы: как сделать так, чтобы чтение скучного параграфа учебника стало для учащегося увлекательным? Как в процессе освоения научного текста формировать познавательные УУД?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_formirovanie_poznavatelnyh_uud.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательных УУД при освоении учебно-научного текста

О.Б.Кочетова, учитель РЯ и Л

 «В учении и творчестве все правила

ни хороши, ни плохи- важен результат»

 (А.де Сент-Экзюпери)

                     ФГОС устанавливает требования к результатам образования, называя их личностными, метапредметными и предметными. (см.таблицу). Эти три группы результатов не существуют друг без друга. Не может быть личностного результата, если он не связан с конкретными предметными знаниями и самыми разными инструментами освоения этих предметных знаний – метапредметными умениями. Не может быть метапредметного результата, если он не опирается и не вытекает из материалов того или иного школьного курса. И не может быть предметного результата вне его воздействия на личность, вне способов его получения в ходе ученической деятельности. Предметные результаты новые ФГОС трактуют существенно шире, вариативнее, чем привычные нам ЗУН. Стандарт требует от нас считать предметными результатами:

- виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета;

- преобразование и применение нового знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;

- формирование научного типа мышления.

              Выпускнику 9 класса по окончании экзамена по РЯ в новой форме был задан вопрос: «Что было самым сложным для тебя на экзамене?». Ответ был кратким: «Я не смог понять, о чем был этот текст». В структуре и заданиях самого экзаменационного материала заложены элементы, связанные с содержательным анализом текста и проверяющие умение извлекать основную информацию из теста при чтении, аргументировать те или иные тезисы, определять принадлежность текста к определенному функционально-смысловому типу речи и т.д

               Лаконичное и образное определение текста дает академик В.Солнцев: «Текст-это лингвистическая вселенная». Поэтому текст и художественный, и  научно-учебный становится объектом пристального внимания на каждом уроке и не только русского языка, но и других. Но насколько хорошо ученик усваивает информацию зависит от развития видов речевой деятельности: учащиеся должны уметь читать и слушать тексты, создавать устные и письменные сообщения, формулировать мысли в устной форме (говорить).

          Познавательные УУД (по сути – это мыслительные операции познания) включают сравнение, обобщение, анализ, синтез, выделение главного, абстрагирование, моделирование, классификацию, систематизацию, подведение под понятие, творческие работы: сообщения, сочинения, графические работы, разыгрывание воображаемых ситуации и др.

          Познавательные УУД формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приемов понимания устного и письменного текста. Это могут быть задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации ( чтение таблицы, преобразование текста в таблицу или схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и др)

 

          Программой по русскому языку определены умения, которые должны быть сформированы у учащихся при извлечении информации из текста:

- выделять главное

- отвечать на вопросы, поставленные до и после чтения

-самостоятельно ставить вопросы к тексту

- составлять простой и сложный план

- составлять графическую схему текста

- пересказывать текст по плану или схеме подробно, сжато, выборочно

- пользоваться сокращенными видами записи информации: планом, тезисами, конспектом, таблицами.

          Исходя из этого, вытекает известный перечень приемов работы с учебно-научным текстом:

-самопостановка вопросов к тексту

-приведение своих примеров

-устный и письменный пересказ текста

- деление текста на части и составление плана

- нахождение новых и ранее известных терминов

- выделение непонятных слов

- нахождение ключевых слов

- составление схемы, таблицы на основе текста

- озаглавливание текста

           Как сделать так, чтобы чтение скучного параграфа учебника для учащегося стало увлекательным? Как превратить процесс чтения научного текста в специально организованную деятельность, в которой ученик будет активным субъектом? Как в процессе освоения научного текста формировать познавательные УУД? На помощь приходит технология критического мышления, которая предполагает равные партнерские отношения как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации  и, используя приемы технологии, превращает обучение не только в совместный и интересный поиск, но и учит сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии, классифицировать, определять содержание понятий, оценивать.

           

        Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) предлагаю прием Инсерт (интерактивная система разметки текста). Учащиеся делают на полях пометки:

                                   «V» - знаю;

                                   «+» - новое для меня;

                                   «-«   - думал иначе;

                                   «?» - не понял, есть вопросы.

        Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся задавали вопросы, замечая некоторые противоречия в сложившейся для них системе знаний. Так, изучая тему «Обособленные члены предложения» в 8 классе, ребята делают «открытие» для себя: вдруг выясняется, что причастный оборот обособляется не только в том случае, если стоит после определяемого слова (как гласит правило в 7 классе), а имена прилагательные могут входить в состав распространённых или нераспространённых обособленных членов.

                Нетрадиционным при работе с учебно- научным текстом может стать приём «верные – неверные утверждения» (или «Верите ли вы?»). Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они  работают дважды: до чтения текста параграфа и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.

В 5 классе перед знакомством с параграфом «Виды предложений по цели высказывания» предлагаю ребятам оценить следующие утверждения, обозначив в колонке «До чтения текста» знаком «+» верное и соответственно знаком «-» неверное. Затем проделываем аналогичную работу после чтения параграфа, а, когда начинаем обсуждать результаты, некоторые из обучающихся бывают удивлены: кто-то невнимательно читал утверждения, кому-то казалось, что он всё знает по обсуждаемой теме, а в итоге оказалось обратное.

п/п

утверждение

      до

   чтения

   текста

 после чтения текста

1.

2.

3.

4.

5.

6.

По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные и восклицательные

В повествовательном предложении содержится сообщение о чем-либо

Предложение Пишите разборчиво! По цели высказывания повествовательное

В предложении Какие книги есть в твоей домашней библиотеке ? содержится совет

В побудительном предложении содержится только совет

Предложение спой, светик, не стыдись! побудительное

        

    Очень важное умение – компактно представлять прочитанный материал. Развивать это умение помогает  приём «кластеры», который представляет собой выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Система кластеров охватывает большее количество информации. Использую приём «кластеры» (перед обобщающим повторением темы «Части речи» предлагаю своим ученикам вспомнить самостоятельные части речи и сгруппировать их по морфологическим особенностям (склоняемые, спрягаемые, неизменяемые), и на стадии рефлексии (как итог знакомства с каким-либо разделом языка: составьте кластеры «Типы сказуемых»,  «Частицы», «Звуки речи»), и как способ проверки понимания прочитанного теоретического материала.

        

 

 Достаточно популярна в мире современного образования «ромашка Блума» – приём, представляющий систему вопросов, основанных на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

  • простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Причастие – это самостоятельная часть речи?);
  • уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал (Причастие – это самостоятельная часть речи?);
  • интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей (Почему причастия не имеют формы будущего времени?);
  • творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?);
  • оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?);
  • практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?).

     Приём «Ромашка Блума» хорош как при работе с теорией (индивидуально или в парах и постоянного, и сменного состава для взаимопроверки), так и при проверке самостоятельной работы с текстом (чаще всего с текстами о лингвистах). В качестве дополнительных вопросы могут быть заданы отвечающему у доски, причём тип вопроса заранее обговаривается.

        Ещё одним очень продуктивным, на мой взгляд, приёмом работы с текстом на уроках русского языка является «письмо с дырками». Если этот приём преподнести обучающимся в нетрадиционной «оболочке», добавив фантастический элемент, то успешность уроку гарантирована. «Письмо с дырками» подойдёт и для контроля усвоения сведений на уроке, и в качестве проверки домашней работы с параграфом учебника. При знакомстве в пятом классе с понятием «текст», предлагаю своим ученикам восстановить древний пергамент, в котором, к сожалению, некоторая информация оказалась утраченной:

Текст  это связанное  на определённую  . В большинстве случаев текст состоит из нескольких , связанных между собой  и посвящённых одной  .

                Основные признаки текста.

1. Единство  текста.

2. Наличие  мысли текста.

3. Относительная  текста.

4. Определённый  предложений.

5.  связь предложений в тексте.

        На первых порах с подобными текстами или при работе с детьми минимального уровня усвоения знаний, можно помочь ребятам, подготовив слова для справок.

        Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «логические цепочки». При работе с памятками по написанию изложений и  сочинений предлагаю своим памятку, в которой пункты  намеренно меняю местами и прошу проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными. Также данный приём использую для проверки знания порядка любого языкового разбора.

        После восстановления последовательности действий обязательно спрашиваю обучающихся о том, зачем мы проводили эту работу, чтобы продемонстрировать её нужность и важность.

        Программой русского языка (особенно) в старших классах предусмотрено знакомство с текстами, посвящёнными лингвистам прошлого и настоящего. Эта работа редко вызывает интерес учащихся, но она по-своему нужная и важная. В таких случаях прибегаю к приёму, позволяющему высказать свою точку зрения на человека, «синквейн» – стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

  1. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  4. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.

            Так, после знакомства в 8 классе с текстом, посвященным В.В.Виноградову, обучающиеся представили организатора отечественной филологии следующим образом:

Виктор Владимирович Виноградов

Эрудированный, осведомлённый

Исследовал, создавал, редактировал

Знаток и любитель русской словесности

Учёный

        Однако, как показывает практика, синквейн можно успешно применять и для выражения отношения к языковым явлениям. При знакомстве с паронимами, предложила ребятам эту форму работы – получилось следующее:

Паронимы

Разные,  но близкие

Обогащают,  используются, запутывают

Иногда неправильно употребляются в речи

Коварные слова

А вот развитию умения сравнивать объекты, находить общее и различия в их строении, значении способствует приём «круги Эйлера». Этот приём помогает ребятам разобраться в похожих лингвистических явлениях. Так, изучая образование степеней сравнения наречий, обучающиеся выявили общее и различия в образовании форм степеней сравнения имён прилагательных и изучаемой части речи, и это помогло ученикам различать некоторые формы степеней сравнения наречий и прилагательных.

Т.о работа с текстом на уроке обретает метапредметный характер, открывает возможности формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей, формирует познавательные УУД.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лингвистический анализ учебно-научных текстов части А ЕГЭ по русскому языку»

Данную разработку и предложенные в ней формы работы по формированию универсальных учебных действий  при обучении лингвистическому анализу учебно-научных текстов можно использовать как на от...

« Формирование познавательного интереса к предмету « история » через изучение и развитие мотивации освоения знаний у учащихся 5-8-х классов»

Актуальность темы исследования обусловлена комплексом новых задач и проблем, возникших в процессе модернизации российского образования: повышение его доступности, качества и эффективности, значительно...

Освоение текстового процессора MS Word. Основные правила ввода текста. Работа с текстом. Методическая разработка занятия кружка "Мир мультимедиа технологий"

Освоение текстового процессора Word. Основные правила ввода текста. Работа с текстом. Методическая разработка занятия кружка "Мир мультимедиа технологий"...

Приёмы работы с учебно-научным текстом на уроке русского языка

В докладе обобщён опыт  обучения учащихся  работе с  учебно- научными  текстами....

Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний

Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний...