Фомирование познавательных УУД при освоении учебно-научного текста
статья по русскому языку на тему
Статья содержит перечень приемов работы с учебно-научным текстом, содержит ответы на вопросы: как сделать так, чтобы чтение скучного параграфа учебника стало для учащегося увлекательным? Как в процессе освоения научного текста формировать познавательные УУД?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_formirovanie_poznavatelnyh_uud.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных УУД при освоении учебно-научного текста
О.Б.Кочетова, учитель РЯ и Л
«В учении и творчестве все правила
ни хороши, ни плохи- важен результат»
(А.де Сент-Экзюпери)
ФГОС устанавливает требования к результатам образования, называя их личностными, метапредметными и предметными. (см.таблицу). Эти три группы результатов не существуют друг без друга. Не может быть личностного результата, если он не связан с конкретными предметными знаниями и самыми разными инструментами освоения этих предметных знаний – метапредметными умениями. Не может быть метапредметного результата, если он не опирается и не вытекает из материалов того или иного школьного курса. И не может быть предметного результата вне его воздействия на личность, вне способов его получения в ходе ученической деятельности. Предметные результаты новые ФГОС трактуют существенно шире, вариативнее, чем привычные нам ЗУН. Стандарт требует от нас считать предметными результатами:
- виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета;
- преобразование и применение нового знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
- формирование научного типа мышления.
Выпускнику 9 класса по окончании экзамена по РЯ в новой форме был задан вопрос: «Что было самым сложным для тебя на экзамене?». Ответ был кратким: «Я не смог понять, о чем был этот текст». В структуре и заданиях самого экзаменационного материала заложены элементы, связанные с содержательным анализом текста и проверяющие умение извлекать основную информацию из теста при чтении, аргументировать те или иные тезисы, определять принадлежность текста к определенному функционально-смысловому типу речи и т.д
Лаконичное и образное определение текста дает академик В.Солнцев: «Текст-это лингвистическая вселенная». Поэтому текст и художественный, и научно-учебный становится объектом пристального внимания на каждом уроке и не только русского языка, но и других. Но насколько хорошо ученик усваивает информацию зависит от развития видов речевой деятельности: учащиеся должны уметь читать и слушать тексты, создавать устные и письменные сообщения, формулировать мысли в устной форме (говорить).
Познавательные УУД (по сути – это мыслительные операции познания) включают сравнение, обобщение, анализ, синтез, выделение главного, абстрагирование, моделирование, классификацию, систематизацию, подведение под понятие, творческие работы: сообщения, сочинения, графические работы, разыгрывание воображаемых ситуации и др.
Познавательные УУД формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приемов понимания устного и письменного текста. Это могут быть задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации ( чтение таблицы, преобразование текста в таблицу или схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и др)
Программой по русскому языку определены умения, которые должны быть сформированы у учащихся при извлечении информации из текста:
- выделять главное
- отвечать на вопросы, поставленные до и после чтения
-самостоятельно ставить вопросы к тексту
- составлять простой и сложный план
- составлять графическую схему текста
- пересказывать текст по плану или схеме подробно, сжато, выборочно
- пользоваться сокращенными видами записи информации: планом, тезисами, конспектом, таблицами.
Исходя из этого, вытекает известный перечень приемов работы с учебно-научным текстом:
-самопостановка вопросов к тексту
-приведение своих примеров
-устный и письменный пересказ текста
- деление текста на части и составление плана
- нахождение новых и ранее известных терминов
- выделение непонятных слов
- нахождение ключевых слов
- составление схемы, таблицы на основе текста
- озаглавливание текста
Как сделать так, чтобы чтение скучного параграфа учебника для учащегося стало увлекательным? Как превратить процесс чтения научного текста в специально организованную деятельность, в которой ученик будет активным субъектом? Как в процессе освоения научного текста формировать познавательные УУД? На помощь приходит технология критического мышления, которая предполагает равные партнерские отношения как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации и, используя приемы технологии, превращает обучение не только в совместный и интересный поиск, но и учит сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии, классифицировать, определять содержание понятий, оценивать.
Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) предлагаю прием Инсерт (интерактивная система разметки текста). Учащиеся делают на полях пометки:
«V» - знаю;
«+» - новое для меня;
«-« - думал иначе;
«?» - не понял, есть вопросы.
Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся задавали вопросы, замечая некоторые противоречия в сложившейся для них системе знаний. Так, изучая тему «Обособленные члены предложения» в 8 классе, ребята делают «открытие» для себя: вдруг выясняется, что причастный оборот обособляется не только в том случае, если стоит после определяемого слова (как гласит правило в 7 классе), а имена прилагательные могут входить в состав распространённых или нераспространённых обособленных членов.
Нетрадиционным при работе с учебно- научным текстом может стать приём «верные – неверные утверждения» (или «Верите ли вы?»). Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.
В 5 классе перед знакомством с параграфом «Виды предложений по цели высказывания» предлагаю ребятам оценить следующие утверждения, обозначив в колонке «До чтения текста» знаком «+» верное и соответственно знаком «-» неверное. Затем проделываем аналогичную работу после чтения параграфа, а, когда начинаем обсуждать результаты, некоторые из обучающихся бывают удивлены: кто-то невнимательно читал утверждения, кому-то казалось, что он всё знает по обсуждаемой теме, а в итоге оказалось обратное.
№ п/п | утверждение | до чтения текста | после чтения текста |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные и восклицательные В повествовательном предложении содержится сообщение о чем-либо Предложение Пишите разборчиво! По цели высказывания повествовательное В предложении Какие книги есть в твоей домашней библиотеке ? содержится совет В побудительном предложении содержится только совет Предложение спой, светик, не стыдись! побудительное |
Очень важное умение – компактно представлять прочитанный материал. Развивать это умение помогает приём «кластеры», который представляет собой выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Система кластеров охватывает большее количество информации. Использую приём «кластеры» (перед обобщающим повторением темы «Части речи» предлагаю своим ученикам вспомнить самостоятельные части речи и сгруппировать их по морфологическим особенностям (склоняемые, спрягаемые, неизменяемые), и на стадии рефлексии (как итог знакомства с каким-либо разделом языка: составьте кластеры «Типы сказуемых», «Частицы», «Звуки речи»), и как способ проверки понимания прочитанного теоретического материала.
Достаточно популярна в мире современного образования «ромашка Блума» – приём, представляющий систему вопросов, основанных на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:
- простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Причастие – это самостоятельная часть речи?);
- уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал (Причастие – это самостоятельная часть речи?);
- интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей (Почему причастия не имеют формы будущего времени?);
- творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?);
- оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?);
- практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?).
Приём «Ромашка Блума» хорош как при работе с теорией (индивидуально или в парах и постоянного, и сменного состава для взаимопроверки), так и при проверке самостоятельной работы с текстом (чаще всего с текстами о лингвистах). В качестве дополнительных вопросы могут быть заданы отвечающему у доски, причём тип вопроса заранее обговаривается.
Ещё одним очень продуктивным, на мой взгляд, приёмом работы с текстом на уроках русского языка является «письмо с дырками». Если этот приём преподнести обучающимся в нетрадиционной «оболочке», добавив фантастический элемент, то успешность уроку гарантирована. «Письмо с дырками» подойдёт и для контроля усвоения сведений на уроке, и в качестве проверки домашней работы с параграфом учебника. При знакомстве в пятом классе с понятием «текст», предлагаю своим ученикам восстановить древний пергамент, в котором, к сожалению, некоторая информация оказалась утраченной:
Текст – это связанное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … .
Основные признаки текста.
1. Единство … текста.
2. Наличие … мысли текста.
3. Относительная … текста.
4. Определённый … предложений.
5. … связь предложений в тексте.
На первых порах с подобными текстами или при работе с детьми минимального уровня усвоения знаний, можно помочь ребятам, подготовив слова для справок.
Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «логические цепочки». При работе с памятками по написанию изложений и сочинений предлагаю своим памятку, в которой пункты намеренно меняю местами и прошу проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными. Также данный приём использую для проверки знания порядка любого языкового разбора.
После восстановления последовательности действий обязательно спрашиваю обучающихся о том, зачем мы проводили эту работу, чтобы продемонстрировать её нужность и важность.
Программой русского языка (особенно) в старших классах предусмотрено знакомство с текстами, посвящёнными лингвистам прошлого и настоящего. Эта работа редко вызывает интерес учащихся, но она по-своему нужная и важная. В таких случаях прибегаю к приёму, позволяющему высказать свою точку зрения на человека, «синквейн» – стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
- В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
- Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
- Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
- Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
- Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.
Так, после знакомства в 8 классе с текстом, посвященным В.В.Виноградову, обучающиеся представили организатора отечественной филологии следующим образом:
Виктор Владимирович Виноградов
Эрудированный, осведомлённый
Исследовал, создавал, редактировал
Знаток и любитель русской словесности
Учёный
Однако, как показывает практика, синквейн можно успешно применять и для выражения отношения к языковым явлениям. При знакомстве с паронимами, предложила ребятам эту форму работы – получилось следующее:
Паронимы
Разные, но близкие
Обогащают, используются, запутывают
Иногда неправильно употребляются в речи
Коварные слова
А вот развитию умения сравнивать объекты, находить общее и различия в их строении, значении способствует приём «круги Эйлера». Этот приём помогает ребятам разобраться в похожих лингвистических явлениях. Так, изучая образование степеней сравнения наречий, обучающиеся выявили общее и различия в образовании форм степеней сравнения имён прилагательных и изучаемой части речи, и это помогло ученикам различать некоторые формы степеней сравнения наречий и прилагательных.
Т.о работа с текстом на уроке обретает метапредметный характер, открывает возможности формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей, формирует познавательные УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Лингвистический анализ учебно-научных текстов части А ЕГЭ по русскому языку»
Данную разработку и предложенные в ней формы работы по формированию универсальных учебных действий при обучении лингвистическому анализу учебно-научных текстов можно использовать как на от...
Формирование познавательных компетенций в процессе анализа художественного текста. Презентация
Рассматриваются некоторые аспекты анализа текста....
« Формирование познавательного интереса к предмету « история » через изучение и развитие мотивации освоения знаний у учащихся 5-8-х классов»
Актуальность темы исследования обусловлена комплексом новых задач и проблем, возникших в процессе модернизации российского образования: повышение его доступности, качества и эффективности, значительно...
Освоение текстового процессора MS Word. Основные правила ввода текста. Работа с текстом. Методическая разработка занятия кружка "Мир мультимедиа технологий"
Освоение текстового процессора Word. Основные правила ввода текста. Работа с текстом. Методическая разработка занятия кружка "Мир мультимедиа технологий"...
выступление на педсовете "Фомирование стратегии обеспечения учебного процесса в медицинских ГОУ СПО"
...
Приёмы работы с учебно-научным текстом на уроке русского языка
В докладе обобщён опыт обучения учащихся работе с учебно- научными текстами....
Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний
Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний...