Материалы для проведения промежуточной аттестации за курс среднего (общего) образования
тест по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 10-11 КЛАССА
ВАРИАНТ № 1
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (A1–A30) поставьте знак «×» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
A1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
- согнУтый 2) бАлуясь 3) прибылА 4) стОляр
A2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) По заявлению пресс-службы губернатора края, слухи о возбуждении уголовного дела против некоторых высокопоставленных чиновников – ЗЛОСТНАЯ клевета.
2) В поездах запрещено провозить легковоспламеняющиеся и ВЗРЫВНЫЕ вещества.
3) За выполнение особо важных боевых задач летчик-истребитель дважды ПРЕДСТАВЛЯЛСЯ к высшей государственной награде.
4) Всю необходимую информацию вы найдете в рекомендованном вам КРАТКОМ справочнике по статистике.
A3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) по их указанию 2) многоуважаемые директора
3) пара носков 4) с пятидесятью солдатами
A4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Получив диплом о среднем профессиональном образовании,
1) Щербакова сразу направили работать в Ростов.
2) Дмитрию пришла в голову мысль продолжить свое обучение за границей.
3) выпускников колледжа следует распределить на профильные предприятия.
4) молодые люди довольно быстро находят работу по специальности.
A5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Важную роль в «Тихом Доне» играет эпизодический образ коммуниста, кузнеца Гаранжи.
2) Согласно наблюдениям ученых, вулкан снова просыпается.
3) Все, кто хоть раз видел бушующий океан, понимает страшную силу этой стихии.
4) Вопреки запрету официальных структур, поэт был выпущен за границу.
A6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Секретарь привычным движением скомкал лист бумаги и бросил его в мусорную корзину, которая находилась в другом конце комнаты.
2) Трава, которая была покрыта утренней росой, дышала свежестью.
3) Я стал ждать попутную машину, которая довезла бы меня до города.
4) Василий принес из кухни радиоприемник, который купили на прошлой неделе.
Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.
1) … 2) Основная задача этого направления, которая решается путем слияния компьютерных виртуальных технологий с возможностями человеческого сознания, – существенное расширение спектра человеческих возможностей. 3) Технологии виртуальной реальности (ВР) развиваются очень быстрыми темпами. 4) Создано около двух десятков наименований виртуальных устройств, среди которых есть виртуальные шлемы, очки, перчатки, устройства формирования запахов, устройства контактного воздействия. 5) По мнению учёных-виртуологов, компьютерные виртуальные технологии являются новым технологическим фундаментом развития общества. 6) … в сфере образования технологии ВР коренным образом изменяют процесс освоения информации, что позволяет представить ее в качественно иной форме, создавая эффект включенности в обучающую среду.
A7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Для индивидуального погружения в виртуальный мир важен широкий угол обзора и изменение направления взгляда вместе с поворотом головы.
2) Создание технологий виртуальной реальности – одно из самых перспективных направлений в современной компьютерной индустрии.
3) Объекты виртуальной реальности должны вести себя аналогично объектам материальной реальности.
4) Виртуальная комната данных – это архив конфиденциальных документов в электронной форме.
A8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) Однако 2) Несмотря на это,
3) Напротив, 4) В частности,
A9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) технологии являются (предложение 5)
2) задача решается (предложение 2)
3) изменяют процесс (предложение 6)
4) технологии развиваются (предложение 3)
A10. Укажите верную характеристику второго предложения текста.
1) сложноподчинённое
2) сложное с бессоюзной и подчинительной связью между частями
3) сложное бессоюзное
4) сложное с бессоюзной и сочинительной связью между частями
A11. Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие прошедшего времени.
1) 6 2) 2 3) 4 4) 5
A12. Укажите значение слова (В) ФОРМЕ (ФОРМА) (предложение 6).
1) способ существования содержания
2) внешнее очертание, наружный вид
3) установленный образец чего-нибудь
4) совокупность приемов и изобразительных средств
A13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
На столе стояла тарелка с варе(1)ым в кожуре картофелем, кувшин с клюкве(2)ым морсом и плете(3)ая корзинка со свежим хлебом.
1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 2, 3 4) 1, 3
A14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) зам…нить, неприсп…собленный, к...мпромисс
2) ст…листика, лим…тированный, ц…клический
3) укр…пить, п…чатать, оз…ренный
4) упр…щение, с…поги, разноспр…гаемый (глагол)
A15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр…рекаться, пр…брежный, пр…возмочь
2) ра…чертили, в…трепенуться, …держиваться
3) контр...гра, сверх…нтересный, пред...стория
4) под…браться, из…бразить, пр…родина
A16. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква И?
1) увид…шь, движ…мый 2) стел…шь, обкле…нный
3) вытащ…шь, вид…вший 4) замет…в, увол…нный
A17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. отмалч...ваться
Б. застенч...вый
В. потч…вать
Г. пул...вое (отверстие)
1) А, Б 2) А, В 3) В, Г 4) А, В, Г
A18. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) В зале раздался (не) громкий ропот.
2) Казалось, (ни) что не могло поколебать его уверенность.
3) Екатерине Петровне (не) где было разместить жильца.
4) Несмотря на простоватую внешность, докладчик оказался человеком отнюдь (не) глупым.
A19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (ЗА) ТО время, пока взвод квартировал в брошенной деревне, солдаты (ПОД) ЧИСТУЮ съели скудные запасы картофеля в подполах.
2) Уже через день к контуженому майору вернулся слух, (ТО) ЕСТЬ положительные результаты лечения были (НА) ЛИЦО.
3) Штаб потребовал повысить плотность обороны на участке (В) ДВОЕ, противник ТО(ЖЕ) подтянул к фронту резервы.
4) (ПО) МЕРЕ приближения к берегу в скалах стал заметен извилистый залив, (НЕ) ЧТО вроде высохшего русла древней реки.
A20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.
Было ветрено ( ) и от мороза скоро задубели рукавицы.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
A21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые?
Старушка (1) вздыхая (2) и (3) утирая бегущие слезы платочком (4) долго рассказывала нам о своих деревенских бедах.
1) 1, 2, 3, 4 2) 3, 4 3) 2, 4 4) 1, 4
A22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Около трех часов мы шли через тайгу и (1) наконец (2) вышли к старой железной дороге, построенной (3) по словам лесника (4) еще в прошлом веке англичанами.
1) 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
A23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) На клумбе видны были желтые и алые тюльпаны и несколько высоких гладиолусов.
2) В этом доме бывали Карамзин и Жуковский Грибоедов и Пушкин.
3) Курсанты в это время обычно уже спят или готовятся ко сну.
4) Иван Сергеевич одинаково сильно любил и родную Лугу и Петербург и Новгород.
A24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Андрей колебался: ему не хотелось заранее раскрывать свой замысел друзьям.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на цель того, о чём говорится во второй части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
A25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Образец договора (1) на первой странице (2) которого (3) красовалось пятно от кофе (4) секретарь выбросил в мусорное ведро.
- 1, 4 2) 2, 4 3) 3, 4 4) 1, 3, 4
A26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Раздались пушечные выстрелы (1) и (2) когда дым рассеялся (3) то стало видно (4) что пехота двинулась в атаку.
1) 1, 2, 3 2) 3, 4 3) 1, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
A27. Прочитайте текст. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Около двух с половиной тысяч лет тому назад выдающийся древнегреческий философ Зенон Элейский сформулировал парадоксальное утверждение (апорию) «Стрела» о невозможности движения в природе: в любое отдельно взятое мгновение времени летящая стрела находится в определенной точке пространства, а следовательно, не существует такого момента времени, в котором летящая стрела перемещается. Казалось бы, апорию Зенона можно без труда опровергнуть, просто указав на то, что в реальном мире пущенные стрелы движутся в пространстве. Однако такое «опровержение» бессмысленно: суть апории не в отрицании очевидного наблюдателю факта движения, а в заведомой ложности выводов, полученных в процессе безупречных логических рассуждений, что наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности.
1) Рассуждения Зенона в апории «Стрела» приводят к заведомо ложным выводам и легко опровергаются простым указанием на факт существования движения.
2) В апории Зенона «Стрела» мы приходим к ложному выводу, руководствуясь безукоризненным логическим рассуждением, что свидетельствует о принципиальной невозможности познания мира посредством логики.
3) Из рассуждения о неподвижности летящей стрелы в каждый определенный момент времени древнегреческий философ Зенон сделал вывод об отсутствии движения как такового.
4) Суть апории Зенона «Стрела» состоит не в отрицании существования движения в природе, а в том, что возможности логического мышления ограниченны.
Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B7, C1.
(1)У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. (2)Стерегли её два пастуха. (3)Один был старик лет восьмидесяти, беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожника. (4)Другой был молодой парень, с густыми чёрными бровями и безусый, одетый в рядно, из которого шьют дешёвые мешки. (5) Он лежал на спине и, положив руки под голову, глядел вверх на небо, где над самым его лицом тянулся Млечный Путь и дремали звезды. (6)В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь. (7)Непрерывно трещали кузнечики, пели
перепела, да на версту от отары, в балке, в которой бежал ручей и росли вербы, лениво посвистывали молодые соловьи. (8)Вдруг старый пастух прервал молчание:
– (9)Санька, спишь, что ли?
– (10)Нет, дедушка, – не сразу откликнулся молодой.
– (11)В этих местах кладов много, – вздохнул старик. – (12)По всему видать, что есть, только, брат, копать их некому. (13)Молодой пастух подполз шага на два к старику и, подперев голову кулаками, устремил на него неподвижный взгляд. (14)Младенческое
выражение страха и любопытства засветилось в его тёмных глазах и, как казалось в сумерках, растянуло и сплющило крупные черты его молодого, грубого лица. (15)Он напряжённо слушал.
– (16)И в писаниях сказано, что кладов тут много, – продолжал старик. – (17)А клад – это ж и есть счастье человеку! (18)Одному новопавловскому старику солдату в Ивановке карту показывали, так в той карте напечатано и про место, и даже сколько пудов золота, и в какой посуде. (19)Давно б он по этой карте клад достал, да только клад заговорённый, не подступишься.
– (20)Отчего же, дед, не подступишься? – спросил молодой.
– (21)Должно быть, причина какая есть, не сказывал солдат. (22)Заговорённый… (23)Талисман надо.
(24)Старик говорил с увлечением, как будто изливал свою душу. (25)Он гнусавил от непривычки говорить много и быстро, заикался и, чувствуя такой недостаток своей речи, старался скрасить его жестикуляцией головы, рук и тощих плеч. (26)При каждом подобном жесте его холщовая рубаха мялась в складки, ползла к плечам и обнажала чёрную от загара и старости спину. (27)Он обдёргивал её, а она тотчас же опять лезла. (28)Наконец старик, точно выведенный из терпения этой непослушной рубахой, вскочил и заговорил с горечью:
– (29)Рядом счастье-то, а что с него толку, если оно в земле зарыто? (30)Так и пропадает оно задаром, без всякой пользы, как овечий помёт! (31)А ведь счастья много, так много, парень, что его на всю бы округу хватило! (32)Да не видит его ни одна душа!
– (33)Дед, а что ты станешь делать со счастьем этим, если найдёшь его?
– (34)Я-то? – усмехнулся старик. – (35)Только бы найти, а то… показал бы я всем кузькину мать… (36)Гм!.. (37)Знаю, что делать…
(38)И старик не сумел ответить, что он будет делать со счастьем, если найдёт его. (39)За всю жизнь этот вопрос представился ему в это утро, вероятно, впервые и, судя по выражению лица, легкомысленному и безразличному, не казался ему важным и достойным размышления. (40)Окружённое лёгкою мутью, показалось громадное багровое солнце. (41)Вокруг быстро светлело. (42)Широкие полосы света, ещё холодные, купаясь в росистой траве, потягиваясь и с весёлым видом, как будто стараясь показать, что это не надоело им, стали ложиться по земле. (43)Серебристая
полынь, голубые васильки, жёлтая сурепка – всё это радостно и беспечно запестрело, принимая свет солнца за свою собственную улыбку. (44)Старик и Санька разошлись по краям отары. (45)Затем оба встали, как столбы, не шевелясь, глядя в землю и думая. (46)Первого не отпускали мысли о кладах, второй же размышлял о том, что говорилось ночью. (47)Интересовали Саньку не сами клады, которые были ему не нужны, а фантастичность и несбыточность человеческого счастья.
(По А. П. Чехову*)
* Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) – русский писатель, драматург, общественный деятель.
A28. О чём говорит высказывание героя: «Рядом счастье-то, а что с него толку, если оно в земле зарыто?»?
1) Клады, зарытые в земле, не приносят живущим на ней людям никакой пользы.
2) Люди, стремясь к невозможному, не хотят добиваться счастья собственным трудом.
3) По мнению старика, людям не следует желать невозможного.
4) Старик считает, что люди проявляют непростительную жадность, пряча клады от других.
A29. Какое из утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 29-32 представлено рассуждение.
2) В предложениях 3-5 представлено повествование.
3) Предложение 30 разъясняет суждение, высказанное в предложении 29 текста.
4) В предложениях 44-45 перечислены последовательные действия персонажей.
A30. Какое слово использовано в тексте в переносном значении?
1) бежал (предложение 7) 2) пропадает (предложение 30)
3) стояли (предложение 45) 4) прервал (предложение 8)
Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера
задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. Ответы к заданиям B1–B4 запишите словами.
В 1. Из предложений 43 – 44 выпишите слово, образованное приставочным способом.
B 2. Из предложения 18 выпишите указательное местоимение.
B 3. Определите тип подчинительной связи в словосочетании листья подорожника (предложение 3).
B 4. Среди предложений 16 – 23 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
Ответы к заданиям B5–B7 запишите цифрами.
B 5. Среди предложений 1 – 7 найдите предложения, осложнённые обособленными согласованными распространёнными определениями. Напишите номера этих предложений.
B 6. Среди предложений 40 – 47 найдите сложноподчинённое предложение с изъяснительным придаточным. Напишите номер этого сложного предложения.
B 7. Среди предложений 24 – 28 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите
в бланк ответов №1 справа от номера задания B8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
B 8. Приведённый фрагмент рассказа А.П. Чехова «Счастье» отличается традиционной для писателя лаконичностью и живой образностью речи. Синтаксис отрывка достаточно прост, но в то же время необыкновенно разнообразен. Автором широко применяются синтаксические средства выразительности, например, __________
(предложения 17, 30, 31, 32) и __________ («дедушка» в предложении 10, «брат» в предложении 12, «парень» в предложении 31). Яркая образность произведения создаётся за счёт использования таких художественных средств, как __________
(«громадное багровое солнце» в предложении 40, «младенческое выражение», «молодого, грубого лица» в предложении 14) и__________ («как будто изливал свою душу» в предложении 24, «как столбы» в предложении 45).
Список терминов
1) сравнение(-я)
2) метафора(-ы)
3) вводные слова
4) обращения
5) парцелляция
6) восклицательные предложения
7) антитеза
8) эпитет(-ы)
9) контекстные синонимы
Часть 3
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания C1, а затем напишите сочинение.
C1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по музыке за курс 3 класса
Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по музыке за курс 3 класса....
Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по технологии за курс 3 класса
Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по технологии за курс 3 класса\...
Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку за курс 3 класса
Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку за курс 3 класса....
Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по изобразительному искусству за курс 3 класса
Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по изобразительному искусству за курс 3 класса....
Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по окружающему миру за курс 3 класса
Промежуточная аттестация проводится с целью определения уровня освоения обучающимися 3 классов предметного содержания курса окружающего мира в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Материалы для проведения промежуточной аттестации по литературе за курс 6 класса (Уровень читательской грамотности)
Цель работы: Определение уровня сформированности у учащихся 6 класса следующих предметных и метапредметных умений:- владение литературоведческой терминологией;- определ...
Комплект контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации в форме ДФК и дифференцированного зачета в рамках программы подготовки специалистов среднего звена
1.1. Область применения комплекта контрольно-измерительных материалов дисциплины: промежуточная аттестация в форме ДФК и дифференцированного зачета....