Мастер-класс "Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку по теме

Наливайко Наталья Федоровна

    В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить детей учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые  не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.

  В новой модели образования компьютер не только вычислительная машина, но необходимый элемент целостной структуры учебной деятельности, коммуникационное устройство, обеспечивающее взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, открывающее новые педагогические возможности использования новых источников информации, локальных и глобальных компьютерных сетей.

    Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_nalivayko_n.f.docx43.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кощеевская средняя общеобразовательная школа

 Корочанского района Белгородской области»

«Использование ЭОР в преподавании русского языка и литературы с учетом санитарных норм и правил»

Мастер – класс

Наливайко Н.Ф.,

                                 учитель русского языка и литературы

2013 год

Цели занятия:

        Передача знаний и умений в области применения ЭОР нового поколения с учётом современных норм и правил, обмен опытом обучения с использованием электронных ресурсов, при активной роли всех участников занятия.

Задачи занятия:

  • Создание предпосылок для профессионального совершенствования учителя.
  • Мотивация слушателей на освоение  технологии интерактивного обучения с использованием ЭОР нового поколения.
  • Освоение приемов и методов, используемых в данной технологии.

Планируемые результаты:

  1. Участники будут знать:
  • основные хранилища электронных ресурсов в Internet (Федеральная система информационно-образовательных ресурсов (ФСИОР):
  • возможности использования современных в образовательном процессе;
  • типы электронных учебных модулей.
  1. Участники будут уметь:
  • использовать основные педагогические инструменты ЭОР;
  • применять ОМС (открытые образовательные модульные мультимедиа системы).

Необходимое оборудование:

  • компьютер, проектор
  • компьютеры для индивидуальной работы

  1. Общая характеристика ЭОР

СЛАЙД 1.

  • «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - сказал ещё в начале XX века писатель-реалист  М. Горький. Эти слова классика звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие идёт семимильными шагами.

СЛАЙД 2.

Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. Принятые и введенные в действие федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся.

  •    В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить детей учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые  не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.

В новой модели образования компьютер не только вычислительная машина, но необходимый элемент целостной структуры учебной деятельности, коммуникационное устройство, обеспечивающее взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, открывающее новые педагогические возможности использования новых источников информации, локальных и глобальных компьютерных сетей.

Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения.

СЛАЙД 3.

«ЭОР – этот термин в настоящее время слышал каждый преподаватель. Это то, что требуют от педагога реалии сегодняшнего дня. Но, с другой стороны, большинство учителей так и не имеют об этой теме достаточного представления. А разве раньше никто из вас не предлагал обучающимся рассмотреть картину, иллюстрацию, портрет или таблицу, не включал музыку, различные звуки? Вот это всё более широко предлагают электронные и цифровые образовательные ресурсы.

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.

СЛАЙД 4.   Классификация ЭОРов

ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать. Наиболее простые ЭОР - текстографические. Это те же самые книги, учебники, энциклопедии, отличающиеся лишь методом предъявления текстов и иллюстраций - материал представляется на мониторе компьютера, а не на бумаге. Удобство их еще и в то, что можно без труда, воспользовавшись принтером перенести на бумагу именно нужный в данный момент отрывок факт или рисунок.

Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР.  Это самые мощные и интересные для образования продукты.  Это представление учебных объектов множеством разных способов, т.е. при помощи графики, видео, фото, анимации и звука.  

СЛАЙД 5-6.

  • В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС),  это ЭОР нового поколения, объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные.
  • модуль получения информации (И-тип);
  • модуль практических занятий (П-тип);
  • модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).

Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер.

СЛАЙД 7.

   Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь, при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами. 

К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:

  • получение информации;
  • практические занятия;
  • аттестация (контроль учебных достижений).

2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.

СЛАЙД 8.

   Например  ЭОР  позволяют выполнить школьникам  дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.

В  процессе выполнения домашнего задания школьник:

  • изучает И - модуль. При этом есть серьёзные основания надеяться на качественное усвоение информации, добываемой в активно - деятельностной форме, поступающей как зрительным, так и слуховым каналами и в оптимальном темпе;
  • выполняет практическое задание (усвоение способа решения новой вычислительной задачи, проведение эксперимента в виртуальной лаборатории и т.д.);
  • проводит самоаттестацию.

СЛАЙД 9.

       Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Ресурсы ЭОР

  • Единая Интернет- коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
  • Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со школьниками http://edu.of.ru/zaoch/
  • Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения http://edu.of.ru/profil/default.asp
  • Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс http://www.openclass.ru/

    Доступ из школ и получение любых электронных учебных модулей из ФЦИОР  ЦОР  по глобальной компьютерной сети бесплатны.

СЛАЙД 10.

       Что же требуется от учителя? Включать компьютер и уметь управлять мышкой, выходить в Интернет и скачивать электронные образовательные ресурсы. А это гораздо легче, чем самих создать их. Хотя многие учителя, не подозревая того, уже являются создателями образовательных ресурсов: множество презентаций, тестов, отсканированные изображений используются на уроках. Получается, что не так уж трудно «подружиться» с компьютером и использовать ОР в учебном процессе.

  СЛАЙД 11.

     Планируя урок, учитель должен помнить, что условия организации образовательного процесса и, в том числе, использования информационных технологий и компьютеров определяется Санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями. С 1 сентября 2011 введены новые «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10. В новых санитарных правилах значительно измены требования по использованию компьютеров в учебном процессе, а также требования к организации образовательного процесса с использованием ИКТ.

Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

1-2

10

15

15

3-4

15

20

15

5-7

20

25

20

8-11

25

30

25

2. Применение ЭОР на уроках русского языка и литературы.

СЛАЙ 12.

   Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего я использую  на  своих уроках.

   Чаще всего я использую презентации. Использовать их можно и при объяснении  нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и  физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на  другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным.

       Анимации и иллюстрации я, например, использую при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например).

      На уроках обобщения и повторения целесообразно использовать интерактивные таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала.   С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму.  В отличие от печатных,  электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо  темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Местоимения» или «Имя существительное»).

     На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР и тесты, содержащиеся на дисках.

В своей работе я использую готовые программные продукты (методический комплекс, «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и  Мефодия», фонохрестоматии по литературе 5-9 классы и др.).

3. Урок  

    На примере фрагмента конкретного урока русского языка можно посмотреть как можно использовать  готовые электронные ресурсы в своей педагогической практике.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  

  «Что такое деепричастие»  

ФИО (полностью)

Наливайко Наталья Фёдоровна

Место работы

МБОУ «Кощеевская СОШ»

Должность

учитель русского языка и литературы

Предмет

русский язык

Класс

6

Тема и номер урока в теме

«Что такое деепричастие» (первый урок в теме)

Базовый учебник

«Русский язык. 6 класс» под редакцией М.М. Разумовской,  М., «Дрофа», 2009 год

  1. Цель  урока: ввести понятие деепричастия как части речи; познакомить с отглагольными и наречными признаками деепричастия.

9. Задачи:

- обучающие: закрепить полученные знания на практике; научить отличать деепричастие от остальных частей речи;

-развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; находить закономерности в образовании деепричастий; видеть разницу между наречиями и деепричастиями; развитие устной и письменной речи; развитие памяти, внимания, логического мышления; создавать психологически комфортную обстановку на уроке;

-воспитательные: гуманистическая направленность обучения; обучающиеся работали с текстами, взятыми из художественной литературы; организация активной мыслительной деятельности учащихся; воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку. 

  1. Тип урока:  урок изучения новой темы
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
  3. Необходимое техническое оборудование:

– традиционные: мел, доска, учебники, тетради, ручки, карандаши;

– инновационные: компьютеры, проектор, экран, инновационные интернет-ресурсы.


  1. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера

 из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Оргмомент. Целеполагание

Приветствует учеников. Отмечает отсутствующих. Знакомит с целями, которые должны быть достигнуты к концу урока

Приветствуют учителя, настраиваются на урок, формулируют совместно с учителем цели урока

2

2

Проверка ДЗ

Контролирует выполнение учащимися ДЗ, корректирует ошибки и исправляет неточности, проводит фронтальный опрос

Отвечают на вопросы учителя, показывают готовность к уроку, корректируют ошибки и исправляют неточности в своих работах

5

3

Повторение изученного

Практикум по теме «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия»» (1, 2)

Обращает внимание на то, что учащиеся знакомы  с причастием как частью речи, его морфологическими признаками. В качестве повторения предлагает поработать с модулем по теме «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия», представленные в ОМС-плеерах на компьютерах учащихся в парах. Работа выполняется по вариантам. Затем спрашивает о результатах работы

Работают по вариантам с заданиями теста на повторение причастия как части речи, представленного в ОМС-плеере. Объявляют свои результаты

5

4

Изучение нового материала

Таблица "Признаки деепричастия" (N 140224) (2)

Предлагает прочитать 2 предложения, записанных на доске, и найти разницу в них: «Космонавт рассказывает о полёте и улыбается»,  «Космонавт рассказывает о полёте, улыбаясь».

 

Говорит о том, что в РЯ существует еще одна самостоятельная часть речи – деепричастие. Это такая часть речи, которая совмещает в себе признаки глагола и наречия. Предлагает обратить внимание на экран, где будет представлена таблица «Признаки деепричастия».

Предлагает самостоятельно сформулировать определение деепричастия как части речи.

Предлагает прочитать определение деепричастия, которое дают авторы учебника

Читают предложения и говорят о том, что в 1 предложении есть слово «улыбается», а во 2 – вместо него стоит слово «улыбаясь». 1 предложение – предложение, осложненное однородными сказуемыми, а во 2 – «улыбаясь» отвечает на вопрос «как?»

Работают с таблицей, разбирают признаками деепричастия совместно с учителем

Формулируют собственные определения деепричастия

Читают определение со страницы 222-223 учебника

12

5

Закрепление изученного

Предлагает выполнить упражнения 490 с.223 и 491 с.223 из учебника

Читают задания, выполняют упражнения. Проверяют

10

6

Задание на дом

Обращает внимание учащихся на то, что основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету). И предлагает выполнить дома задания к упражнению 493 с. 225

Читают задание к упражнению и обсуждают, что нужно выполнить дома. Записывают ДЗ

2

7

Подведение итогов.

Рефлексия

Проводит фронтальный опрос по тому, что было изучено на уроке:

– что такое деепричастие?

– признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?

– назовите признаки глагола в деепричастии?

– назовите признаки наречия в деепричастии?

– каким членом предложения бывает деепричастие?

Отвечают на вопросы учителя

3

8

Выставление оценок

Выставляет отметки учащимся, работавшим на уроке

1

Приложение к плану-конспекту урока

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Практикум по теме «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия»

К-тип,

информационный

Тест

http://www.fcior.edu.ru/card/13959/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-p1.html

2

Практикум по теме «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия»

К-тип,

информационный

Тест

http://www.fcior.edu.ru/card/13976/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-p2.html

2

Таблица "Признаки деепричастия" (N 140224)

И-тип,

информационный

Таблица

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/af1444e0-3dcc-46b6-aa44-e183c2e17a05/?interface=teacher&class=48&subject=8

4. Моделирование.

Задание

  1. Подобрать ЭОР  к уроку русского языка  на предложенную тему.
  2. Составить элемент плана-конспекта урока,  используя санитарные нормы и правила.         

5. Рефлексия.

- Что мешает педагогам использовать имеющиеся ЭОР в образовательном процессе?

  • Насколько использование ЭОР меняет образовательный процесс в школах? Какова целесообразность их применения на различных этапах образовательного процесса?
  • Как вы считаете, отражается ли на качестве знаний учащихся использование ЭОР на уроках?
  • Как часто нужно использовать ЭОРы на уроках?
  • Какие ЭОРы можно рекомендовать учащимся для самостоятельной работы?

Источники информации

  1. Документы и материалы деятельности Федерального Агентства по  образованию за период 2004 – 2010 гг. http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692 
  2. Информационные технологии в образовании http://ito.edu.ru/2009/MariyEl/III/III-0-8.html 
  3. Электронные образовательные ресурсы http://eorhelp.ru/node/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...